Что такое гравийный велосипед: всё, что вы хотели знать
Что такое гравийный велосипед: всё, что вы хотели знать
Хотите купить гревел? Мы расскажем о них немного, чтобы вы лучше понимали, что к чему.
Надо сказать, популярность гравийных велосипедов резко возросла в последние годы. Легко понять, почему – эти велосипеды действительно универсальны. Нам они очень нравятся, и мы ценим возможности, которые они открывают перед райдерами.
А такой велосипед действительно открывает большое количество возможностей – на нём можно неплохо ездить по бездорожью, и при этом он очень достойно катит по асфальту.
Так что же такое «гревел-байк»? Давайте рассмотрим ключевые особенности этих велосипедов.
Что же это, собственно, такое?
Гревел-байк – это велосипед с шоссейным рулём, на котором можно с комфортом ездить по самым разным покрытиям. Руль-баран и шоссейная посадка означают, что вы отлично поедете по шоссе, но при этом широкие покрышки, низкие передачи и чуткая управляемость всегда позволят вам свернуть с дороги, – по сути, куда угодно.
Такие велосипеды рассчитаны на разные покрытия, а это значит, что вы в своих маршрутах можете комбинировать всевозможные дороги и тропинки – асфальт, просёлочные дороги, лесные и конные тропы, а также всевозможные трейлы. Кроме того, на такой велосипед можно повесить необходимый багаж и отправиться, скажем, в многодневный поход.
Как и велосипед любого типа, грэвел-байк одного производителя может сильно отличаться от подобной модели другого. И здесь это ещё более заметно, чем обычно – одни гравийные байки рассчитаны на скоростную езду по асфальту и на лёгкое бездорожье, а другие по своему назначению больше напоминают горные велосипеды.
И поэтому правильный выбор такого байка всегда зависит от того, как и где вы планируете кататься. Давайте подробнее рассмотрим основные особенности типичного гревел-байка.
Материал рамы
Как и большинство велосипедов, гравийники производятся из самых разных материалов. И, разумеется, чаще всего это алюминиевые сплавы или карбон.
Алюминий – относительно недорогой, надёжный и достаточно лёгкий материал, что делает его отличным выбором для бюджетных моделей.
CUBE Nuroad EX 2022 с алюминиевой рамой
Карбоновые рамы обычно легче алюминиевых. Кроме того, в случае с карбоном трубам легко придать практически любую форму, чтобы правильно настроить баланс между жёсткостью и комфортабельностью рамы. А ещё из него проще делать трубы аэродинамичного профиля (да, аэродинамичные гревел-байки тоже существуют).
Помимо алюминия и карбона, можно встретить рамы из стальных и титановых сплавов.
Геометрия
Хотя внешне гревел-байки и похожи на шоссейники, они всё же должны обеспечивать лучшую управляемость на бездорожье. Обычно это означает более длинную колёсную базу и более острые углы рамы.
Внешне гревел может быть похож на шоссейник, но его геометрия обычно больше ориентирована на устойчивость на бездорожье.
Компания Cannondale, например, использует для своих моделей Topstone фирменную геометрию OutFront. Она напоминает геометрию горных велосипедов Cannondale, и суть её в том, что переднее колесо здесь дополнительно вынесено вперёд для большей стабильности.
Как правило, посадка на гревел-байке более прямая, чем на классическом шоссейнике. Рулевая труба на таких велосипедах обычно длиннее, а сама рама (такой параметр, как «рич») – короче.
Всё это обеспечивает больший комфорт во время длительных поездок, а также позволяет вам переносить вес во время преодоления препятствий и спусков на бездорожье.
Сама форма труб рамы часто обеспечивает дополнительное гашение вибраций, особенно в случае с задним треугольником, где переменная форма сечения верхних и нижних перьев добавляет райдеру комфорта. Подседельный штырь, кстати, тоже может быть модифицирован для лучшего гашения вибраций.
Перед выбором велосипеда неплохо бы подумать, по каким покрытиям вы собираетесь ездить, и потом уже, собственно, выбирать байк для своих целей.
К примеру, если большую часть времени вы планируете ездить по шоссе, и только иногда думаете выезжать на бездорожье, то вероятно, вам больше подойдёт что-то вроде шоссейника для путешествий.
Здесь, впрочем, надо сказать, что многие современные шоссейники такого типа отличаются как раз большими зазорами для резины и широкими покрышками для лучшего поведения на бездорожье.
Если же вы, напротив, хотите больше ездить по бездорожью, для вас есть аппараты с действительно широкими покрышками, часто с колёсами размера 650B и с геометрией, по сути, горных велосипедов.
Подробнее об этом мы поговорим ниже, там же мы обсудим подвеску, регулируемые подседельные штыри и другие детали, которые гравийные велосипеды перенимают от горных.
Покрышки
Одна из главных особенностей гревел-байка – это ширина покрышек, которая обычно составляет около 40мм. Выбор покрышек на таком велосипеде, по большей части, и определяет, по какому покрытию вы сможете ездить быстро и с комфортом.
Дополнительный объём гравийных покрышек позволяет ездить с низким давлением (до 3 атмосфер), что обеспечивает больший комфорт и лучшее сцепление на неровных поверхностях.
Merida Silex+ 6000 с толстыми покрышками 650Bx45C
Часто у таких покрышек есть какой-никакой протектор для дополнительного сцепления.
Какой протектор нужен вам, обычно зависит от погодных условий. На сухих трассах достаточно и классического протектора типа «ёлочка», тогда как покрышки для влажных и грязных условий отличаются агрессивным протектором с выраженными боковыми шипами для дополнительного сцепления.
И обода, и покрышки на таких байках обычно подходят для бескамерного использования. А это позволяет ездить с пониженным давлением без риска пробить камеру ободом, что очень даже возможно для обычных клинчеров с камерами.
Merida Silex 300
В случае с бескамерной резиной стоит использовать специальный герметик, который быстро заполняет проколы и мелкие порезы в покрышке, не позволяя ей спускать.
Зазоры на раме и вилке гравийного велосипеда обычно делаются достаточно большими для того, чтобы поставить толстые покрышки, и чтобы при этом осталось какое-то место для грязи, которая неизбежно налипнет на эти покрышки. Впрочем, на разных байках эти зазоры отличаются очень даже прилично.
Колёса
Что касается размера колёс, часто вы можете выбирать между классическим шоссейным стандартом 700с (28") и стандартом для горных велосипедов с маркировкой 650B.
Топовый Specialized CruX 2022 на колесах 28"
Колёса 650B немного меньше, и на них можно поставить ещё более широкую резину для ещё лучшего сцепления. Диаметр колеса вместе с покрышкой при этом будет примерно как у классического шоссейника.
Впрочем, большинство гревел-байков по умолчанию комплектуются колёсами 700с, которые потом при желании можно поменять на 650B. А те велосипеды, которые идут с колёсами 650B, обычно больше рассчитаны именно на внедорожное использование.
Дисковые тормоза
Сегодня дисковые тормоза часто ставят на новые шоссейники, а на гравийниках, по сути, только их и можно видеть. В общем-то, появление дисковых тормозов для шоссейных велосипедов во многом помогло развитию тренда на гравийные байки.
Дисковые тормоза обеспечивают стабильное и эффективное замедление вне зависимости от погодных условий (что как раз очень важно для гревелов) и позволяют использовать толстые покрышки, необходимые для катания по бездорожью.
Скорости
Переключение скоростей для гравийного велосипеда имеет огромное значение.
Для езды по бездорожью вам явно нужны низкие передачи для преодоления крутых подъёмов и всевозможных препятствий. Сцепление покрышек с грунтом неизбежно уменьшается на скользких покрытиях, и часто вы уже не можете просто встать с седла и крутить педали – чтобы покрышки не проскальзывали, здесь вам нужны пониженные передачи.
В итоге получается, что на гравийном велосипеде вам понадобится классическая шоссейная система со звёздами, скажем, 50/34Т и кассета с хорошим диапазоном.
Specialized Diverge Comp Carbon
Впрочем, сейчас часто встречаются системы с меньшими звёздами. Например, в случае с групсетом Shimano GRX размеры передних звёзд уменьшены до 48/31Т или 46/30Т. И в сочетании с кассетами 11-32Т или 11-34Т это позволяет преодолевать действительно серьёзные подъёмы.
Если вы планируете много ездить по бездорожью, и особенно по не слишком ровному рельефу, переключение скоростей явно будет играть большую роль. Мы бы всё же рекомендовали в этом случае системы с уменьшенными звёздами, а не стандартные.
Другая популярная опция – это системы с одной звездой.
Топовый карбоновый Nuroad с одной звездой спереди
Трансмиссия с одной звездой и без переднего переключателя чисто конструктивно проще, и с ней наверняка будет меньше проблем. В этом случае вы получаете примерно такой же (если не больший) диапазон скоростей, как и с двумя передними звёздами, просто шаг между звёздами кассеты в этом случае будет побольше.
Если передняя звезда одна, она обычно имеет переменный профиль зубьев (т.н. narrow-wide), что в сочетании со специальной конструкцией заднего переключателя помогает всегда удержать цепь на месте и обеспечивает стабильную работу трансмиссии при езде по неровностям.
Крепления
Ещё одна характерная особенность гравийных велосипедов – это большое количество дополнительных креплений для багажа и аксессуаров. На некоторых байках есть, к примеру, крепления для крыльев и багажника, что делает их пригодными для путешествий в любую погоду или же для использования в качестве зимнего шоссейника с широкой резиной.
CUBE Nuroad Race FE
Как правило, на таких велосипедах можно найти крепления для ещё одной (третьей) фляги с водой, что может быть действительно полезно во время долгих поездок. Кроме того, вы можете закрепить там держатель для инструментов вместо бутылки, освободив тем самым место в рюкзаке и карманы.
На некоторых байках можно увидеть дополнительные крепления для сумки наверху верхней трубы рамы, прямо за выносом руля.
Иногда попадаются крепления для дополнительных фляг или багажа на ногах вилки или крепление для фонаря на её короне.
Другие особенности
Ещё одна типичная особенность таких велосипедов – это шоссейные рули с расширением внизу. Такой руль добавляет стабильности и повышает контроль при езде по бездорожью, особенно на спусках, потому что у вас попросту увеличиваются рычаги.
При этом рули обычно не слишком низкие, дабы вам не приходилось ехать в перерастянутой посадке.
Ещё одна вещь из мира горных велосипедов, которая, определённо, поможет вам на спусках по бездорожью, это регулируемый подседельный штырь, который можно увидеть на дорогих гревел-байках.
Некоторые гравийные велосипеды оснащены подвеской
Положение такого штыря можно менять при помощи манетки на руле, поднимая седло вверх или же, напротив, опуская его перед спусками или техничными участками.
Кроме того, всё чаще на гревел-байках можно увидеть амортизацию. Так, на велосипеде Cannondale Topstone Carbon есть своего рода система подвески под названием Kingpin. Она встроена в верхние перья рамы и обеспечивает до 30мм хода «подвески», а на последних моделях Topstone Carbon Lefty можно увидеть ещё и одноногую амортизационную вилку Lefty Oliver.
Гревелы с электромотором
Электробайки становятся всё популярнее, и уже появились некоторые гравийные модели с электромоторами. Таких моделей от разных брендов можно увидеть всё больше.
Merida eSilex+ 600 (2022) с электроассистентом Mahle
Мотор на таких велосипедах помогает вам, когда вы крутите педали (до определённой скорости), что может быть хорошим подспорьем на крутых подъёмах или на серьёзном бездорожье.
Насколько он будет помогать, зависит, собственно, от самого мотора, от размера аккумулятора, от рельефа, покрытия и от уровня помощи, который вы задаёте сами (в большинстве систем предусмотрено несколько таких уровней).
Гревелы и шоссейники
Как мы уже говорили ранее, посадка на гревел-байке не такая агрессивная, как на шоссейнике. То есть, она более прямая и расслабленная для большей стабильности и дополнительного комфорта.
Шоссейный велосипед, как правило, имеет более агрессивную геометрию
Помимо этого, у вас увеличены зазоры для покрышек и диапазон передач, который включает действительно пониженные передачи.
И при всём этом вы наверняка обратите внимание, что по шоссе такой велосипед едет не сильно хуже настоящего шоссейника, особенно если вы поставите соответствующие покрышки.
Гревелы и байки для велокросса
Широкие покрышки, большие зазоры, пониженные передачи – всё это, вообще говоря, типичные особенности байков для велокросса. Так есть ли разница между ними и гравийными велосипедами?
Гревел-байк обычно рассчитан на долгие поездки, тогда как велокроссовый – на участие в гонках, которые, как правило, длятся не больше часа.
Классические велосипеды для циклокросса больше ориентированы на гонки
И поэтому у кроссового байка геометрия будет более агрессивной, чтобы райдер мог лучше ускоряться и оперативнее преодолевать препятствия на трассе. А гравийник – это аппарат, на котором удобно ехать долго.
Покрышки у велокроссового байка обычно уже, чем у гравийного, дабы соответствовать нормам UCI (которые разрешают резину шириной до 33мм) и быстрее ехать по грязи или сыпучему грунту.
В итоге получается, что зазоры для покрышек на таких байках будут меньше и, как правило, вы не увидите здесь такого количества креплений для крыльев и аксессуаров.
Гревелы и горные велосипеды
Действительно, многие особенности грэвел-байков позаимствованы именно у горных велосипедов. Это и геометрия, и амортизация, и широкие бескамерные покрышки, и диапазон передач.
Однако шоссейные рули и немного отличный диапазон передач делают гревел-байки функциональнее на шоссе или на гладких просёлочных дорогах.
Горные велосипеды отличаются геометрией, шинами и подвеской – лучше подходят для экстремальной езды по бездорожью
Говоря о передачах, заметим, что хотя их диапазон на гревел-байке и больше, чем на шоссейнике, всё же в сравнение с горными велосипедами такие диапазоны ещё не идут.
Покрышки на горном велосипеде всё равно шире и «зубастее», а подвеска на нём несравнимо эффективнее, чем на любом гравийном.
Для многих задач гравийный велосипед столь же эффективен, как и горный, но при этом он будет легче. Однако когда речь заходит о действительно техничных трейлах, маунтинбайки в любом случае впереди.
Гревелы и гибриды
Гибриды чем-то похожи на гревелы: на них вы зачастую тоже увидите широкие покрышки и больший диапазон передач, чем у шоссейника, но руль здесь, как правило, будет прямой.
Впрочем, гибриды обычно рассчитаны больше на езду по шоссе и путешествия, и протекторы покрышек у них более гладкие.
Гибридный велосипед – это альтернатива гревелу для поездок на работу или езды по легкому бездорожью
Грязи на шоссе явно меньше, чем на бездорожье, так что зазоры для резины здесь будут меньше, а вот крепления для крыльев на таких байках можно увидеть часто.
Разумеется, всё это ведёт к некоторому ухудшению внедорожных характеристик. Гибридные байки – хороший выбор для прогулок, путешествий и лёгких трейлов. Но если вы решите свернуть на более техничные маршруты, ехать по ним придётся, определённо, аккуратнее.