Главная страница Статьи Веложелезо Выбор диаметра колес горного велосипеда
Выбор диаметра колес горного велосипеда

Колеса разного диаметраЕще 10 лет назад мало кто из маунтинбайкеров мог себе представить, что горные велосипеды могут разительно отличаться размером колес: существовали разные стандарты рулевых колонок, кареток и шатунов, тормозов, рулей – но цифра 26” (дюймов) в отношении размера колеса казалась абсолютно незыблемой константой.

Однако, изыскания инженеров и маркетологов в конце концов добрались и сюда, и второе десятилетие 21-го века ознаменовалось внедрением новых колесных стандартов и их агрессивной борьбой за умы и кошельки потребителей.

Есть ли рациональное зерно в существующем многообразии и оправдана ли для спортсмена-любителя гонка за новыми стандартами?

Рассмотрим колеса разного диаметра применительно к тому или иному виду катания.

24”

Было время, когда такие колеса можно было встретить в мировом фрирайде и даунхилле (вспомните Specialized BigHit до 2006 г.), не говоря уж о китчевых «стритец»-байках российских любителей экстрима.

Сегодня вотчиной 24 дюймов остается, преимущественно, МТБ-фристайл (Street/Dirt и парк). В этих дисциплинах важно иметь максимально компактную геометрию рамы для удобства выполнения трюков в воздухе, а также минимальную длину задних перьев, для лучшей «выдергиваемости» байка. Кроме того, колесо такого размера при одинаковом профиле обода получается жестче и устойчивее к ударным и изгибающим нагрузкам, чем колесо с бОльшим диаметром.

Сегодня и у колес 26 дюймов и у колес 24 дюйма во фристайле есть свои поклонники, и производитель, как правило, предлагает два варианта рам, либо возможность установки на раму колес обоих стандартов.

Кроме того, 24-дюймовые велосипеды предлагаются многими крупными производителями как подростковые (Junior) модели. При этом речь идет не всегда о типично «детских» моделях с самым простым оборудованием, подчас это полноценные спортивные модели, пригодные даже для вполне «взрослых» трасс и соревнований. Поэтому такие велосипеды можно рекомендовать и взрослым велосипедисткам небольшого роста (до 150 см).

26” Forever?

Избранная некогда методом проб и ошибок классика все еще актуальна и крайне неохотно сдает свои позиции. И это отнюдь не случайно: козырями стандарта 26” являются хороший баланс жесткости, массы и наката колеса, широкая распространенность компонентов, достаточная универсальность – подходит людям ростом от 150 до 195см. Нельзя сбрасывать со счетов и накопившиеся за долгие годы запасы велосипедов во владении у потребителей: любимые байки прагматичные люди предпочитают модернизировать, нежели сломя голову бежать менять в угоду очередному новомодному стандарту.

На практике, разумеется, любой вид маунтинбайка возможен с колесами 26 дюймов, но если Вы соревнующийся спортсмен, которому актуальна борьба за секунды и в чем-то отставать от конкурентов неприемлемо, стоит присмотреться к новым стандартам, доминирующим в той или иной дисциплине. Аналогичную рекомендацию можно дать и людям, нацеленным на серьезный апгрейд своего велопарка. Например, если Вы нацелены на новую топовую раму современной геометрии, то скорее всего выбор на рынке подтолкнет Вас к колесам большего размера, т.к. из верхних линеек именитых производителей 26-дюймовые модели стремительно вытесняются.

29”

Двадцать девять – число в велоспорте даже более заслуженное, чем 26. Уже чуть ли не сотню лет велосипеды с колесами на ободах такого размера (ERTO 622мм.) господствуют в шоссейных и дорожных велосипедах. К этому размеру велоспорт тоже пришел не случайно, ибо для передвижения по асфальту именно он обеспечивал высокий КПД, наименьшее сопротивление качению колеса и оптимальную геометрию рамы для аэродинамической посадки спортсмена.

Попытки доказать применимость этой концепции в горном велосипеде предпринимались неоднократно еще с конца 90-х годов: «найнеры» активно пропагандировал и один из отцов-основателей МТБ Гарри Фишер (Gary Fisher), выпуская некоторое количество моделей под этой маркой, а также такие бутиковые бренды как французский «Salsa» и американский «Niner bikes». Но долгое время в отсутствие поддержки со стороны производителей компонентов (прежде всего передних вилок и собственно колес) большеколесные МТБ воспринимались скорее как чудачество.

Все изменилось на рубеже нулевых и десятых годов, когда крупные велопроизводители, увидев коммерческий потенциал в таком новом веянии, стали один за другим включать найнеры в свои модельные линейки и пересаживать на них своих кросс-кантри гонщиков. Именно в кросс-кантри 29 дюймов заявили о себе громче всего: большие колеса делали существенно более простым преодоление корней и других небольших неровностей трасс, позволяя велосипеду через них перекатываться, не теряя скорость, что позволяло спортсменам экономнее расходовать силы.

Большая покрышка также создает и большее пятно контакта с поверхностью, позволяя уверенно удерживать траекторию в поворотах. Удлиненная колесная база и бОльшая длина задних перьях создают хорошее подспорье на техничных крутых подъемах, не позволяя переднему колесу отрываться от трассы.

В течение нескольких лет увлечение найнерами в кросс-кантри было повальным, и дело доходило до курьезов, когда на них сажали даже миниатюрных спортсменок, буквально заставляя их мучиться на трассах. Тем не менее, победы на найнерах, например, чеха Ярослава Кулхавы (Jaroslav Kulhavy) на этапах Кубка Мира 2011 и на лондонской Олимпиаде 2012 смотрелись настолько убедительно, что стандарт стал все шире и шире внедряться не только в спортивные линейки, но и в любительские и даже прогулочные серии велосипедов.

В России, где маунтинбайк чаще всего используется отнюдь не в горных условиях, множество энтузиастов также поспешило пересесть на большие колеса в туристическом катании по равнине. Однако, чудесного превращения горного велосипеда в резвого дорожного жеребца не происходило: бОльшее пятно контакта с асфальтом создавало дополнительное сопротивление качению, а более высокое положение руля ухудшало аэродинамику. Кроме того, найнерские колеса всегда тяжелее 26-дюймовых, и динамика разгона такого велосипеда ниже, особенно если это недорогая и относительно тяжелая модель. Таким образом, чемпионом в пожирании километров равнины у найнера стать не получилось.

Кроме того, очевидна стала его недостаточная анатомическая универсальность: в маленьких ростовках 29” велосипеды получались непропорциональными и людям ниже среднего роста было откровенно неудобно.

Тем не менее, для людей ростом 180 см. и выше найнер способен стать лучшим другом не только для кросс-кантри в горных условиях, но и на гонках эндуро.

27,5” (650b)

Почувствовав вкус к экспериментам и осознав ограниченность стандарта 29” индустрия не замедлила вытащить из рукава нового джокера – «революционный» стандарт 27,5 дюймов, сразу окрещенный «золотой серединой» и «сочетанием лучших качеств 26” и 29”.

Едва отошедшая от истерии с найнерами публика поначалу восприняла такое новшество с большим сарказмом. Но маховик уже оказался запущен, невысокие райдеры Nino Shruter и Florian Vogel начали одерживать победы на новом стандарте, а главное – наученные предыдущим опытом производители отбросили свою инертность и вооружились принципом «кто успел, тот и съел» во внедрении новшества в свои модельные ряды.

Сегодня практически у каждого производителя полная гамма велосипедов 650b для кросс-кантри, эндуро и даже даунхилла. Научно-достоверную экспериментальную или теоретическую базу, доказывавшую бы их объективное и безоговорочное преимущество над 26-тью дюймами никому собрать не удалось, но поскольку именно под этот стандарт производители создают свои лучшие модели – людям нравятся ощущения! И о своем горьком разочаровании от перехода на новые колеса никто из заметных в велоспорте людей не заявил.

Граммы, градусы или десятые доли секунд – все это удел теоретиков. На практике же 27,5 – новый индустриальный стандарт МТБ среднего и высокого класса. При этом он подходит и женщинам и людям небольшого роста.

(с) Pro-bike.ru