Каталог
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Посмотреть все результаты
[highlight]
[price]
[link]
Назад

Fox Podium: новая перевёрнутая вилка

Новая перевёрнутая вилка от Fox называется Podium – производитель обещает «даунхильную» торсионную жёсткость при невероятно мягкой работе. Но и стоить вилка будет немало.

Вилка Podium – это сочетание жёсткости Fox 40, а также новых направляющих, пружин и демпфера для улучшения чувствительности.
Повторимся, конструктивно вилка отличается от других моделей Fox – она перевёрнутая.

Такая конструкция, которую производитель называет USD (upside-down), по словам представителей Fox, обеспечивает вилке плюшевую работу благодаря более длинным направляющим.

Лучшей работе способствуют также модифицированная воздушная пружина и доработанный демпфер GRIP X2 – Fox даже называет это «нечестным преимуществом» перед конкурентами.

Как мы уже говорили, вилка эта не из дешёвых – сейчас она продаётся за $1999,99. Да, за новые технологии и лучшую работу придётся заплатить.

В этой связи можно вспомнить об истории перевёрнутых вилок как таковых – от Risse, Marzocchi и Manitou до Rock Shox, Push и Cannondale (Lefty). Похоже, сегодня уже каждый крупный и не очень крупный производитель попробовал выпускать модели такой конструкции.

Однако, большой популярности они так и не получили в силу многих факторов, включая стоимость и некоторые проблемы при использовании.

И всё же сейчас, учитывая новые технологии и опыт Fox, а также технический прогресс в производстве горных велосипедов за последние 20 лет, шансы на провал вилки Podium кажутся ничтожными.

Выглядит новая вилка, конечно, здорово.

При разработке этой вилки основными целями производителя были приемлемый вес, оптимальная жёсткость и пониженное трение.
Как говорят инженеры Fox, выполнение этих целей может значительно улучшить работу Podium. И, по их словам, лучшая конструкция для этого – именно перевёрнутая.

43431, 39958, 41241, 36413, 42208, 36423

Fox Podium – высокотехнологичная перевёрнутая вилка

«Штаны» этой вилки сделаны из труб диаметром 47мм – это, конечно, хорошо для её фронтальной жёсткости.

Вероятно, своим выдающимся характеристикам вилка Podium обязана толстым 47-миллиметровым «штанам», впрессованным в «корону», разработанную с использованием искусственного интеллекта.

Известно, что Fox активно использует ИИ-моделирование для создания таких «корон», чтобы у них была оптимальная жёсткость при минимальном весе.

«Штаны» вилки изготовлены из алюминиевого сплава, в отличие от многих других вилок, где используется сплав магния. Именно им эта модель обязана высокой фронтальной жёсткостью – чтобы добиться таких результатов, инженерам Fox пришлось изрядно поработать.

Производитель сравнивает жёсткость этой модели с двухкоронной вилкой Fox 40 – то есть, управляемость здесь должна быть максимально точной, независимо от того, где и как вы катаетесь.

В проектировании этой «короны» активно участвовал искусственный интеллект.

Инженеры и прорайдеры Fox «вслепую» тестировали комбинации двух вариантов «штанов» и трёх версий «короны», чтобы понять, какая ощущается лучше всего.

Цель этого состояла в том, чтобы увеличить стабильность и предсказуемость вилки вместе с фронтальной жёсткостью – нежёсткая вилка всегда будет непредсказуемой, и настроить её сложнее.

Диаметр «ног» этой вилки (тех, что в данном случае внизу) составляет 36мм – они, как вы уже поняли, входят в «штаны» увеличенного диаметра – примерно такого же, как у модели Fox 36.

Это означает, что сальники этих вилок должны быть взаимозаменяемы, но это не совсем так – сальники Podium для 36 подойдут, а сальники 36 для Podium – нет.

Что вообще такое «перевёрнутая вилка»?

Перевёрнутая конструкция вилки сразу притягивает взгляд – «ноги» в этом случае будут снизу.

В перевёрнутых вилках всё всегда наоборот.

Вот, например, у классической вилки будет три основных элемента.

  1. «Штаны». Они обычно изготовлены из магниевого сплава и являются самой широкой частью вилки. На них будет «горилла» и дропауты, к которым крепится колесо. Внутри «штанов» есть специальные направляющие – они смазываются маслом, которое циркулирует внутри вилки.
  2. «Ноги». «Ноги», как правило, запрессованы в «корону» и двигаются внутри «штанов» при работе вилки. Внутри них обычно находятся пружина и демпфер.
  3. «Корона» и рулевая труба (шток). «Корона» обеспечивает верхней части вилки должную жёсткость, и к ней крепится рулевая труба вилки (шток), которая вставляется в рулевой стакан рамы.

Чаще всего можно видеть вилки стандартной, не перевёрнутой конструкции.

Соответственно, у перевёрнутой вилки «ноги» будут внизу, и колесо крепится именно к ним. Дропауты в этом случае обычно привинчены или приклеены к «ногам».

Как и в случае со стандартными вилками, «ноги» здесь тоже скользят внутри «штанов», которые в этом случае крепятся к «короне».
Наконец, рулевая труба и «корона» в данном случае сделаны примерно так же, как у обычных вилок, хотя крепятся к «короне» в данном случае не «ноги», а «штаны».

Из-за особенностей конструкции у вилок перевёрнутого типа нет соединяющей «штаны» «гориллы», которую мы привыкли видеть у стандартных моделей.

То есть, в этом случае две стороны вилки соединяются не в трёх местах, а в двух – осью колеса и «короной».

20-миллиметровая ось

Здесь используется ось стандарта Boost 20x110мм – сейчас подобные оси встречаются только на вилках для даунхила.

Понятно, что повышенная фронтальная жёсткость таких вилок не имела бы большого смысла без должной торсионной и латеральной жёсткости.

У вилок перевёрнутого типа нет одного из трёх мест соединения двух половин («гориллы» между «штанами»), так что здесь производителям приходится обращать повышенное внимание на «корону» и колёсную ось.

Форма «короны» модели Podium придумана искусственным интеллектом, а, что касается оси, сотрудникам Fox пришлось «вслепую» тестировать несколько осей разного диаметра, с разной толщиной стенок и из различных материалов. В итоге они сумели определить, какие характеристики подходят сюда лучше всего.

Тестирование показало, что ось Boost 15x100мм здесь не годится, так что очевидным решением стал популярный стандарт Boost 20x110мм, хотя сегодня он для однокоронных вилок и выглядит несколько необычным.

Ось 20x110мм здесь крепится на четырёх болтах – по два с каждой стороны.

Тестировали также алюминиевые и стальные оси, и все тестеры единогласно заявили, что стальная ощущается лучше. Были и эксперименты с осями разной жёсткости – они показали, что есть какой-то предел жёсткости, после которого «часть волшебства этой вилки исчезает».

В результате остановились на стальной оси диаметром 20мм – с ней торсионная жёсткость вилки, по словам производителя, получается примерно такой же, как у модели Fox 36 с ходом 160мм.

Более длинные направляющие означают уменьшение трения

Благодаря перевёрнутой конструкции внутри «штанов» этой вилки остаётся достаточно места для максимальной    длины направляющих, которые идут «внахлёст».

В силу перевёрнутой конструкции инженерам Fox удалось сильно увеличить длину направляющих – важнее всего та их часть, где они идут «внахлёст».

По словам представителей компании, в «штанах» стандартных вилок длина направляющих ограничена, с чем инженеры постоянно пытаются бороться. Если им удаётся выиграть в этой борьбе драгоценные миллиметры пресловутого «нахлёста», это приводит к другим компромиссам (например, к банальному увеличению высоты вилки). А вот в случае с перевёрнутой конструкцией это не проблема.

Этот самый «нахлёст» – расстояние между нижним краем верхней направляющей и верхним краем нижней.

Инженеры Fox говорят, что в случае с вилкой Podium это расстояние составляет 174мм – на 50мм больше, чем у Fox 38 и даже на 11мм больше, чем у Fox 40.

Направляющие здесь находятся внутри «штанов» вилки – то есть, сверху.

Это действительно важный момент, поскольку, когда вилка нагружена и прогибается вперёд-назад, это, разумеется, ведёт к перекосу направляющих. То есть, чем больше упомянутое расстояние, тем лучше вилка противостоит такому перекосу.

Плохо контролируемое или пиковое воздействие на вилку внешних сил может вести к тому, что вилка будет вести себя непредсказуемо при сжатии и разжимании. А это, в свою очередь, может влиять на постоянство работы демпфера, на которое тратят немало усилий инженеры многих брендов, включая Fox.

Соответственно, если в достаточной мере контролировать такие воздействия, можно добиться уменьшения трения и более гладкой работы вилки. Чем меньше на вилку воздействуют непредсказуемые факторы, тем лучше она ощущается, и тем лучше управляется велосипед.

Расстояние от направляющих до колёсной оси тоже имеет значение

Когда вилка сжимается, ось колеса приближается к направляющим – в этом случае вилка может выдержать большие нагрузки с меньшим трением и перекосом.

Не менее важно и то, что при сжатии вилки расстояние от оси колеса (которая в нашем случае крепится к её «ногам») до направляющих (которые находятся в «штанах», то есть, сверху) уменьшается.

В случае со стандартными моделями это расстояние меняться не будет, поскольку и ось колеса, и направляющие там крепятся к «штанам».

При сжатии вилки деформирующие её силы (сгибание и так далее) возрастают. Таким образом, если уменьшить расстояние между одним из концов рычага (в нашем случае это – ось колеса) и направляющими, вилка будет работать мягче.

В случае с перевёрнутой вилкой взаимозависимость между внешними силами и нагрузкой на направляющие будет не такой, как у вилки стандартной. По словам представителей Fox, чем больший ход такой вилки используется, тем мягче она ощущается.

Модифицированный демпфер

Демпфер GRIP X2 модифицировали специально для вилки Podium.

У вилки Podium – демпфер GRIP X2 с впечатляющими характеристиками, регулировками высоко- и низкоскоростной компрессии, и отбоя. Из-за особой конструкции вилки и её очень гладкой работы инженерам Fox пришлось изменить настройки этого демпфера.

Например, здесь добавили компрессии, изменив конструкцию центрального клапана – теперь там два отверстия вместо трёх.
Вообще, в процессе разработки вилки инженеры испытывали разные настройки демпфера, дабы понять, какие из них лучше ощущаются.

Регулировка отбоя находится внизу правой «ноги».

По сравнению со стандартной версией GRIP X2 регулировку отбоя здесь также изменили, поскольку неподрессоренная масса в случае с перевёрнутой конструкцией вилки получается меньше.

Как и у всех прежних вилок Fox, компрессия здесь регулируется при помощи двух вращающихся колец наверху «ноги» (в данном случае – наверху «штанины»), а отбой – при помощи двух регуляторов внизу, закрытых защитным колпачком.

Улучшения воздушной пружины

В левой «ноге» вилки находится воздушная пружина, которую можно накачать через ниппель Schrader.

Новейшая воздушная пружина от Fox, как в новой вилке 36, называется GlideCore - по задумке инженеров, такая конструкция делает пружину независимой от сил, возникающих при скручивании и «флексе» вилки.

Обычно такие силы воздействуют на внутреннюю часть вилки, из-за чего она может «залипать» при сжатии и разжимании.

Специальные толстые резиновые кольца между воздушной пружиной и «ногой» вилки позволяют этой пружине немного «перекашиваться» внутри «ноги», когда на вилку воздействуют подобные силы.

В результате вилка сжимается свободнее и меньше «залипает», особенно при серьёзных нагрузках, которые часто бывают во время быстрой езды.

Выглядит эта вилка, конечно, потрясающе.

По словам производителя, эти кольца GlideCore могут также немного сжиматься при вертикальной нагрузке, когда вилка уже начала работу, но воздушная пружина ещё не активирована в полной мере. Это тоже способствует более мягкому ходу.

Воздушная пружина модели Podium отличается тем, что позитивная и негативная камера здесь уравновешиваются автоматически.

Помимо этого, инженеры Fox разработали специальные проставки для уменьшения объёма воздушной камеры Podium – они бывают объёмом 10 или 5 кубических сантиметров. Таким образом, возможностей для настройки этой вилки становится ещё больше.

И, кстати, друг с другом эти проставки не соединяются. Они крепятся к крышке воздушной пружины, которую можно открутить при помощи обычного съёмника для кассет.

Улучшенные детали

Кожухи «ног» вилки можно снять, но они действительно важны для их защиты.

В случае с перевёрнутыми вилками масло внутри «штанов» примыкает непосредственно к сальникам. По сравнению со стандартными вилками, где масло попадает на сальники только при работе, Podium в теории может дольше оставаться «плюшевой».

По словам производителя, обслуживать эту вилку нужно через каждые 150 часов катания – это немного больше, чем 125 часов в случае с моделью 38.

Ниппели Podium расположены сверху, внутри регуляторов компрессии – они соединяются с верхней крышкой воздушной пружины. Однако благодаря перевёрнутой конструкции здесь не нужны отдельные каналы для воздуха, как в «штанах» стандартных вилок Fox.
Кроме того, повторимся, из-за того, что вилка перевёрнутая, неподрессоренная масса в данном случае будет ниже.

В целом, все детали велосипеда, под которыми нет пружин, можно считать неподрессоренной массой. Для вилки классической конструкции это будет, например, переднее колесо и шина, тормоз и «штаны» вилки, а также её демпфер (или какие-то его части, в зависимости от конкретной модели).

Здесь используется «даунхильный» стандарт оси Boost 20x110мм.

В случае с перевёрнутыми вилками «ноги» будут внизу, то есть, неподрессоренная масса оказывается меньше.

Впрочем, компания Fox пока не раскрывала специфику распределения веса Podium, и вполне вероятно, что её неподрессоренная масса будет ненамного меньше, чем у вилок стандартной конструкции. Об этом нельзя однозначно судить, пока мы не разобрали вилку и не взвесили каждую её деталь в отдельности.

К дропаутам здесь также прикручиваются карбоновые защитные кожухи для «ног» – их при желании можно снять. Есть, конечно, и элементы для прокладки гидролинии переднего тормоза – они крепятся к верхней части вилки.

Ещё представители Fox обещали, что к осени этого года в продажу поступят и специальные крылья. Они, по словам производителя, крепятся специальными зажимами к верхней части «штанов», прямо под «короной», а также там есть направляющая, которая вставляется в шток вилки.

Сколько стоит вилка Fox Podium Factory?

«Ноги» с покрытием Kashima и крепление тормоза Post-Mount 200мм.

Итак, топовая вилка из линейки под названием Podium Factory стоит $1999,99.

По словам производителя, более доступных моделей Elite или Performance в планах пока нет. Но вероятно, что, если на них будет спрос, они могут появиться.

Особенности вилки Fox Podium Factory

Специализированное крыло для этой вилки купить пока нельзя, но обещают, что осенью 2025 года такие крылья поступят в продажу. Пока же сюда можно поставить модель Mudhugger, если просверлить в ней четыре дополнительных отверстия.

На данный момент вилка Podium выпускается с ходом 160 и 170мм.

Официально она совместима только с 29-дюймовыми колёсами, а выбег её составляет 44мм. Но, разумеется, при желании сюда можно поставить и колесо размером 27,5 дюйма.

Здесь используется крепление тормоза Post-Mount 200мм, а максимально допустимый диаметр тормозного ротора – 230мм.

Кроме того, есть два разных вида штока – 58 и 68мм, и второй предназначен специально для электробайков. Впрочем, по словам производителя, подойдут для электрифицированных велосипедов оба.

Модель Fox Podium Factory для 29-дюймового колеса с ходом 170мм и штоком длиной 225мм весит 2730г.