Недавно компания RockShox представила систему автоматической настройки подвески Flight Attendant специально для гонщиков кросс-кантри – выпущены вилки SID и SID SL, а также задний амортизатор SidLuxe с такой системой.

С 2021 года система Flight Attendant работала с вилками и амортизаторами RockShox для трейлрайдинга и эндуро, и сейчас эту технологию впервые применяют для более лёгких компонентов.
Впрочем, инженеры RockShox не просто слегка изменили уже существовавшую систему – у неё появились новые алгоритмы и режимы работы, и, в целом, она рассчитана именно на гонщиков кросс-кантри.
По словам производителя, когда Нино Шуртер пошёл на рекорд и выиграл этап Кубка Мира в 34-й раз, в общей сложности система Flight Attendant изменила режим работы подвески 1 325 раз за 90 минут гонки.

Также утверждается, что во время испытаний райдеры с системой Flight Attendant на велосипедах показали на 1,8% лучшее время, чем на байках с классическими манетками дистанционной регулировки демпферов – это ещё раз показывает, насколько лучше такая система может адаптироваться к внешним условиям и в итоге улучшить эффективность работы подвески.
Вот 5 вещей, которые следует знать о новой системе RockShox XC Flight Attendant:
- В системе используется технология SRAM AXS для беспроводного соединения и чёткой работы
- Новая функция Adaptive Ride Dynamics позволяет подключить режим Bias Adjust, чтобы оптимизировать реакцию системы в автоматическом режиме
- Кроме того, эта функция запускает улучшенный алгоритм, а также использует новые источники данных, чтобы собрать необходимую информацию за семь ваших недавних выездов – так создаются ваши личные "зоны работы"
- Теперь вы можете легко переключиться с автоматического режима на открытый (Open), активный (Pedal) и режим блокировки (Lock), или наоборот
- В новой системе используются такие же аккумуляторы, как в переключателях передач AXS и регулируемых подседельных штырях Reverb AXS
Система Flight Attendant для RockShox SID и SIDLuxe
Мы рассказывали о системе Flight Attendant, когда её впервые представили публике. Напомним – она позволяет автоматически менять настройки демпферов во время движения при помощи сенсоров на вилке, заднем амортизаторе и шатунах.

На вилке там есть специальный контроллер, с помощью которого можно менять режимы, но для полноценной работы системы вам понадобятся контроллеры SRAM AXS Pod.
Задача такой системы – сделать работу подвески максимально эффективной в любой момент времени.
Например, на подъёмах она делает амортизацию жёстче – так же, как, например, на гладких плоских участках.
А когда вы начинаете спуск, демпферы, напротив, открываются – таким образом, подвеска будет эффективнее сглаживать неровности и смягчать удары, что обеспечит вам максимальное сцепление, уверенность и комфорт.

Сами сенсоры и контроллер на вилке у новой системы Flight Attedant для кросс-кантри, в целом, те же самые. Основное отличие здесь в источниках данных и алгоритмах работы, которые, соответственно, получают и обрабатывают необходимую информацию.
Технология Active Ride Dynamics позволяет использовать искусственный интеллект для оптимизации работы подвески
В новой системе Flight Attendant сохранились режимы Bias Adjust и Override, но появилась и новая функция, которая называется Active Ride Dynamics.
Как и раньше, здесь есть три режима работы демпфера – открытый (Open), активный (Pedal) и режим блокировки (Lock).
Технология Active Ride Dynamics работает с измерителем мощности AXS на шатунах и задним переключателем, чтобы выделить ваши личные "зоны работы". Они условно делятся на "зону спринта" (Sprint), "высокоинтенсивную" (High), "среднеинтенсивную" (Medium) и "низкоинтенсивную" (Low).

Система постоянно использует данные, полученные за ваши семь недавних выездов, чтобы на их основе регулировать работу демпферов в реальном времени. И когда вы ускоряетесь, она, соответственно, переключается с одной "зоны работы" на другую.
В зависимости от зоны, Flight Attendant будет менять режимы работы демпферов и влиять на их выбор, когда вы едете.
Так, когда интенсивность вашей езды и прилагаемая мощность достигают уровня "зоны спринта", технология Aсtive Ride Dynamics подталкивает систему к выбору режима блокировки. Это, вероятно, должно помогать, когда вы в пылу гонки начинаете спринт.
А когда вы переходите к "высокоинтенсивной" зоне, система выберет более эффективный режим работы подвески – что-то между блокировкой (Lock) и активным режимом (Pedal).

Если же вы уже перемещаетесь к "среднеинтенсивной" зоне, в работу включатся активный (Pedal) и открытый (Open) режимы.
И, наконец, "низкоинтенсивная" зона активируется, когда вы отдыхаете, едете более расслабленно – здесь система, вероятно, будет выбирать открытый режим работы демпферов (Open) для максимального комфорта и сглаживания неровностей.
Сами эти зоны отображаются на дисплее контроллера – там жёлтый, красный, зелёный и синий индикаторы означают, соответственно, "зону спринта" (Sprint), "высокоинтенсивную" (High), "среднеинтенсивную" (Medium) и "низкоинтенсивную" (Low) зоны.
Функции Bias Adjust и Lock Disable обеспечивают дополнительный контроль над системой в автоматическом режиме работы
Помимо технологии Active Ride Dynamics, в новой системе есть и функция Bias Adjust из оригинальной системы Flight Attendant.
У Bias Adjust есть пять положений, от нуля плюс/минус два шага в обоих направлениях. Положения +1 и +2 несколько усиливают активный режим (Pedal) и режим блокировки (Lock), а -1 и -2, наоборот, сделают подвеску мягче в активном (Pedal) и "открытом" (Open) режимах.

И, в отличие от систем с тросиками, Flight Attendant может по-разному настраивать вилку и задний амортизатор, в зависимости от предпочтений райдера.
В случае с использованием тросиков вилка и амортизатор обычно объединяются, и для них вы выбираете общий режим работы – в этом смысле у Flight Attendant есть определённое, пусть и теоретическое, преимущество.
А в общем и целом, если настройки вилки и заднего амортизатора отличаются, амортизатор будет жёстче.
Есть в этой версии Flight Attendant и два режима (они называются lock disable), доступ к которым возможен через мобильное приложение AXS.
В этих режимах и вилка, и амортизатор, или одна вилка будут работать только в "открытом" (Open) и "активном" (Pedal) режимах, без функции блокировки.

Если же вы хотите управлять системой полностью самостоятельно, можно просто отключить автоматический режим и далее выбирать режимы вручную при помощи контроллера на вилке, или же нажимая кнопку на контроллере AXS Pod.
И, наконец, здесь есть режим Override, который позволяет переключаться с автоматического к заранее выбранным позициям Override – это, опять же, могут быть "открытый" (Open), "активный" (Pedal) режимы или режим блокировки (Lock). Доступ к режимам Override возможен только при помощи левой манетки AXS Pod.
Что касается кастомизации системы и уровня заряда батареи – всё это можно посмотреть в приложении AXS.
Там можно менять функции контроллеров, настройки режимов, посмотреть и отредактировать ваши "зоны интенсивности", а также создать так называемый профиль велосипеда и связать систему с другими компонентами AXS.
Новая система RockShox Flight Attendant – куда её ставят и как купить?
На данный момент мы знаем, что в стоке новую систему ставят только на один байк в сборе – это Specialized S-Works Epic 8.

Впрочем, представители RockShox назвали ещё девять велосипедов, для которых систему можно будет купить отдельно.
- Canyon Lux Trail 2023
- Canyon Lux World Cup 2023
- Mondraker F-Podium
- Orbea Oiz 2020-2023
- Orbea Oiz TR 2020-2023
- Pivot Mach 4 SL V3 2023
- Santa Cruz Blur 2022
- Santa Cruz Blur TR 2022
- Specialized Epic EVO 2020-2023
Они также сказали, что не могут гарантировать, что система подойдёт для моделей вне этого списка. Впрочем, в теории, если на вашем велосипеде стоят вилка и задний амортизатор подходящего размера, вы также можете купить такую систему и поставить её себе.
И, чтобы полностью раскрыть потенциал Flight Attendant, помимо подходящей вилки и амортизатора, вам понадобится измеритель мощности AXS, соответствующий задний переключатель и контроллеры Pod AXS.
Если же полноценная функциональность для вас не важна, вам потребуются, как минимум, соответствующая вилка, задний амортизатор и система шатунов AXS с датчиком.
А нынешние владельцы велосипедов с системой Flight Attendant (длинноходных) смогут эту систему при желании обновить, подключив функцию Active Ride Dynamics.

На данный момент RockShox предлагает вилки SID и SID SL, а также задний амортизатор SIDLuxe, которые подходят для новой системы.
Соответственно, это новейшие компоненты из семейства SID, представленные в прошлом году.
Кроме того, RockShox будет отдельно продавать демпферы Flight Attendant Charger Race Day 2 для вилок MY2024 SID и SID SL, но цены на них пока не озвучивали.