

Судя по очередному запросу на патент, японская компания работает над полностью беспроводными 13-скоростными групсетами как для шоссейных, так и для горных велосипедов.
Так, в инстаграм-аккаунте @bettershifting появился пост с чертежами, приложенными к этому запросу – там показан переключатель Shimano Di2 с кассетой на 13 звёзд.
Кроме того, там показано, как в переднем и заднем переключателях должны располагаться отдельные аккумуляторы, которые можно перезаряжать. Соответственно, это может означать потенциальный отказ от проводного соединения переключателей с центральным аккумулятором, которое сейчас используется в 11- и 12-скростных трансмиссиях Shimano.
Пока непонятно, увидит ли всё это свет, и похоже, что Shimano в какой-то мере копирует SRAM и Campagnolo, которые в последние годы, как мы знаем, перешли к полностью беспроводным групсетам.
Впрочем, полностью беспроводная 13-скоростная трансмиссия была бы первой в своём роде.
Пока что можно отметить, что механические 13-скоростные групсеты, конечно, уже существуют – их делают компании Campagnolo и Rotor. Но вот электрический групсет с 13 передачами ни один из крупных производителей пока не выпускал.
А кроме того, в патенте говорится о новом заднем переключателе с "трещоткой" для горных велосипедов и грэвел-байков.
Групсет Shimano с 13ск и двумя ведущими звёздами
В патенте также показан задний переключатель с 13-скоростной кассетой.
Итак, на седьмой странице запроса на патент есть рис. 10, где показан задний переключатель (который внешне выглядит очень похоже на нынешний Dura-Ace Di2 R9250) с кассетой на 13 звёзд.
Нынешние же групсеты Shimano для шоссейников, грэвел-байков и горных велосипедов, как мы знаем, максимум – 12-скоростные.
Размеры звёзд в этом запросе не уточняются.
Кроме того, тогда как SRAM и Campagnolo уже перешли на малые звёзды кассет размером 10 зубьев, компания Shimano всё ещё выпускала 11-зубые звёзды для новейших шоссейных трансмиссий (механическая 105 R7100, электрические 105 Di2 R7100, Ultegra Di2 R8100 и Dura-Ace Di2 R9200).
Однако, Shimano предлагает задние звёзды на 10 зубьев в 12-скоростных групсетах для грэвел-байков и горных велосипедов (GRX RX820, Deore M6100, SLX M7100, Deore XT M8100 и XTR M9100). Соответственно, позже такие звёзды могут появиться и в шоссейных групсетах от японского бренда.
А если Shimano всё-таки выпустит этот 13-скоростной групсет, вероятно, он также будет совместим с двумя ведущими звёздами, поскольку в патенте, помимо прочего, фигурирует новый беспроводной передний переключатель.
Известно, что исторически компания Shimano официально никогда не выпускала шоссейных трансмиссий с одной звездой спереди – подобные групсеты от японского производителя существовали только для горных велосипедов и грэвел-байков.
Понятно, что существование предполагаемого переднего переключателя на отменяет возможности того, что шоссейная трансмиссия от Shimano с одной ведущей звездой всё-таки появится, но пока похоже, что японцы остаются верны двум передним звёздам.
Полностью беспроводная система от Shimano
В патенте указано, что отдельные аккумуляторы и разъёмы для их зарядки должны располагаться и в переднем, и в заднем переключателе.
Помимо 13-скоростной кассеты, в патенте Shimano говорится о новой, полностью беспроводной системе Di2.
Согласно патенту, в каждом из переключателей должен находиться отдельный аккумулятор, который можно перезаряжать.
В случае с задним переключателем аккумулятор расположен внутри параллелограмма, причём, сказано, что здесь может быть более одного варианта конфигурации.
Разъём же для зарядки, по всей видимости, находится в задней части переключателя – примерно там же, где и на нынешних переключателях Di2, или же на самом параллелограмме.
Согласно патенту, внутри корпуса переднего переключателя также должен быть аккумулятор, который можно перезаряжать.
В случае с передним переключателем (рис. 45 и 47) аккумулятор располагается "между наружным линком 30X и внутренним линком 30Y электрического переднего переключателя" – это значит, что он должен находиться внутри корпуса переключателя вместе с другими электрическими деталями.
Не совсем понятно, где у переднего переключателя порт для зарядки, но в патенте Shimano упоминает новый тип зарядки (рис. 40 и 41), который, вероятно, подходит, чтобы заряжать аккумулятор прямо на велосипеде.
А в связи с этим можно предположить, что аккумуляторы в новом групсете от Shimano будут несъёмными, в отличие от предложений SRAM и Campagnolo.
Новая зарядка Di2 (сверху) и аккумулятор (снизу) – рисунок из патента Shimano.
В трансмиссиях SRAM AXS, к примеру, каждый переключатель питается от отдельной батарейки AXS, которую можно легко снять и заменить, когда она "сядет".
Возможно, Shimano просто не может применить такую конструкцию из-за патентов SRAM. Компания Campagnolo в новом групсете Super Record Wireless, например, использует разные батарейки в переднем и заднем переключателе именно для того, чтобы "обойти" эти патенты.
Для чего Shimano полностью беспроводная система?
Электрические групсеты SRAM были полностью беспроводными с самого начала.
Первым из крупных производителей полностью беспроводную электрическую трансмиссию выпустил SRAM – первое поколение групсетов Red eTap увидело свет ещё в 2015 году, а позже подобная трансмиссия появилась у Campagnolo – это топовое предложение Super Record Wireless, которое, впрочем, представили только в 2023.
С ростом популярности полностью интегрированных рулей и выносов на самых разных велосипедах, от профессиональных шоссейных аэробайков до недорогих грэвел-байков и даже городских велосипедов на каждый день, в последние годы вырос и спрос на беспроводные групсеты в связи с простотой их установки.
Но, в отличие от основных конкурентов, электрические групсеты Shimano всё ещё остаются "полубеспроводными".
Нынешний групсет Shimano Dura-Ace Di2 R9200 – "полубеспроводной".
Это значит, что там используются беспроводные манетки, а основной процессор системы находится в заднем переключателе. Сам же переключатель проводами соединён с передним переключателем и общим аккумулятором, который обычно расположен внутри рамы велосипеда.
Такая конструкция немного проще в установке и лучше в плане аэродинамики, чем полностью проводная, которую японцы использовали раньше – но сейчас, похоже, представители Shimano решили, что могут ещё больше всё упростить.
Конечно, простота установки электрических групсетов SRAM AXS нам очень нравится – несмотря на то, что сегодня уже меньше людей собирают велосипеды, что называется, "с нуля".
Готовит ли Shimano 13-скоростные беспроводные групсеты для гравийных и горных велосипедов?
Полностью беспроводной задний переключатель Shimano на 13 передач.
На рис. 29 в патенте изображён задний переключатель с "трещоткой".
Как мы знаем, такие переключатели используются в трансмиссиях Shimano для горных велосипедов и грэвел-байков – то есть, вероятно, японский производитель может выпустить беспроводные 13-скоростные трансмиссии и для использования на бездорожье.
На том же рисунке можно разглядеть, что переключатель крепится к универсальному "петуху" в стиле SRAM.
Напомним, в прошлом году мы сообщали, что японская компания подала запрос на патент, где задний переключатель крепился напрямую к дропауту рамы (на сквозную колёсную ось) – то есть, традиционный "петух" там был не нужен.
Когда же выпустят этот 13-скоростной беспроводной групсет?
Как и в случае с любым другим запросом на патент, язык здесь сугубо технический, и ничего не сказано о том, будет ли описанное вообще выпущено (например, в 2020 году мы рассказывали о патенте на измеритель мощности Shimano SPD-SL, который не сделали до сих пор).
Японская компания, как и большинство крупных производителей, часто патентует что-то просто для того, чтобы защитить интеллектуальную собственность – это не значит, что данные инновации увидят свет в обозримом будущем.
Тем не менее, патенты вполне могут указывать на то, над чем работают производители – например, сперва мы увидели патенты с новыми манетками Red AXS от SRAM, а потом подоспели и "шпионские" фото нового, по всей видимости, групсета.
В целом, полностью беспроводные 13-скоростные групсеты для шоссейников, грэвел-байков и горных велосипедов – вполне логичный шаг для японской компании, которая сейчас предлагает "полубеспроводные" 12-скоростные трансмиссии.
Напомним – в линейке Shimano нет электрических 12-скоростных групсетов для горных велосипедов или грэвел-байков, и возможно, что японцы хотят сразу выпустить такие групсеты с 13 передачами.
А когда мы попросили представителей Shimano как-то прокомментировать эту ситуацию, они, как обычно, сказали: "Shimano постоянно разрабатывает новую продукцию, но не даёт никаких комментариев о том, что пока не выпущено".
Большой выбор запчастей: Shimano, SRAM и другие бренды