Инженеры компании Scott решили полностью обновить трейловую модель под названием Genius. Потайным задним амортизатором велосипед напоминает кросс-канрийный аппарат Spark, только у этого байка 150мм хода подвески.
Новый велосипед будет выпускаться в двух версиях: это стандартный Genius и Genius Super Trail для более агрессивного катания, рассчитанный больше на спуски. На обе модели будут ставить вилки с ходом 160мм, но версия Super Trail (ST) отличается более прочными и надёжными компонентами.
Как и другие двухподвесы от Scott, данная модель будет выпускаться с тремя рамами из разных материалов. Это топовая, полностью карбоновая рама из углеволокна наивысшего качества, карбоновая рама из материала попроще с алюминиевым задним треугольником, а также полностью алюминиевая версия.
У всех этих моделей одинаковая геометрия и кинематика работы подвески.
Таким образом выходит, что модели Genius – это логичное продолжение линейки Spark, где сейчас тоже есть версия Super Trail. То есть, сейчас в ассортименте Scott есть пять двухподвесов Spark и Genius, от гоночных байков для кросс-кантри до аппаратов, практически готовых для эндуро.
Подход к дизайну этих велосипедов можно обозначить как "простота и лаконичность" – внешне они выглядят очень просто, учитывая потайной амортизатор и внутреннюю прокладку кабелей, но внутри, как мы знаем, всё гораздо сложнее, если говорить о применяемых технологиях.
Помимо прочего, на моделях Genius и Genius ST используется система TwinLoc от Scott, хоть и выглядит это немного по-разному.
Эта система, напомним, обеспечивает подвеске 3 режима работы – это настройка для подъёмов, настройка для устойчивости при езде по равнине и настройка для спусков.
Основной целью инженеров здесь было сохранение функциональности и универсальности при улучшении характеристик велосипеда для спусков.
32970, 37114, 41504, 32972, 41505, 32973, 32974, 37096, 41500, 41502, 41503, 41506, 41365, 41501
Особенности рамы Scott Genius
В случае с Genius последнего поколения компания предлагает, как уже говорилось, три версии рамы. Топовые, полностью карбоновые рамы изготовлены из лёгкого высокопрочного карбона HMX.
Версии Hybrid чуть дешевле – здесь передний треугольник выполнен из более дешёвого углеволокна HMF, а задний – из алюминиевого сплава марки 6061.
И, наконец, полностью алюминиевые модели сделаны из этого сплава целиком.
Карбоновые рамы Genius состоят из 677 элементов, и 55 участков этих рам проверяют на оптимальную толщину слоёв и жёсткость.
По словам производителя, полностью карбоновая рама HMX размера M весит 2 295 граммов без амортизатора, но со всеми креплениями. Более бюджетные рамы HMF – на 500г тяжелее.
Алюминиевые же рамы состоят из 30 частей каждая – каждый из этих элементов разработан отдельно либо позаимствован у какой-то другой модели.
Система подвески называется Integrated Suspension Technology. Здесь амортизатор сжимается при помощи линка, который спрятан внутрь рамы. Линк вращается на больших подшипниках, а кроме того, здесь есть трёхэлементная конструкция со шлицами, где шлицы преднагружаются потайным винтом, дабы предотвратить их быстрый износ.
Такая конструкция позволяет снизить боковые нагрузки на амортизатор, а заключение амортизатора внутрь алюминиевого либо карбонового кожуха помогает защитить его от внешних факторов, увеличивая надёжность и срок службы. Помимо этого, всё это приводит к понижению центра тяжести велосипеда, что, как говорят представители Scott, положительно влияет на управляемость и стабильность.
Новый линк по форме напоминает собачью ногу и изготовлен из высокопрочного алюминиевого сплава марки 7075.
Как всё устроено внутри
Объёмная конструкция вокруг амортизатора добавляет раме жёсткости в области кареточного узла, занижает центр тяжести и позволяет оставить достаточно места для фляги с водой внутри переднего треугольника рамы.
Места для амортизатора здесь достаточно, независимо от его типа и размеров. То есть, если сам амортизатор или расширительный бачок будет больше, для них всё равно хватит пространства, и раму переделывать не придётся.
Внизу рамы есть лючок для доступа к регуляторам амортизатора и его ниппелю. Открывается этот лючок путём простого нажатия кнопки, которая освобождает штырь. По внутренней поверхности лючка проходят кабели и гидролинии, и здесь достаточно места, чтобы комфортно менять настройки амортизатора.
Вокруг основного шарнира здесь есть интересная графика, показывающая сэг подвески. Нарисованная стрелка опускается вниз при сжатии подвески, и специальная шкала демонстрирует сэг (предварительное сжатие) подвески в процентах от её хода. Рекомендованный сэг для этой рамы составляет 25-35%.
Снять амортизатор можно, открутив болты, доступ к которым есть снаружи рамы – головки их закрыты специальными крышками, чтобы туда не попадала грязь. А болты всех шарниров подвески можно открутить при помощи звездообразного ключа Torx T30. Кстати, ключи Torx T25 и T30, а также шестигранник на 6мм есть в съёмном эксцентрике задней оси.
Внутри рамы все кабели проходят максимально близко к шарнирам, что уменьшает их вытяжение при работе подвески. Это, в свою очередь, снижает их износ и снижает шансы случайных переключений передач в случае с механическими трансмиссиями.
Дополнительную интеграцию здесь можно видеть спереди, где все кабели проходят внутри рулевой колонки Syncros, позволяющей проложить там рубашки как тормоза, так и переключателя. Всё это, конечно, обеспечивает велосипеду потрясающе лаконичный вид.
Особенности геометрии Scott Genius
У рамы Genius современная трейловая геометрия – она длинная и низкая, а основные углы – "завалены".
Чашки рулевой колонки здесь можно поворачивать, меняя таким образом угол рулевой трубы от 64 до 65 градусов. Специальные отметки на чашках и раме гарантируют правильное положение рулевой.
Карбоновые рамы продаются с дополнительной рулевой колонкой, которая обеспечивает угол в 64,5 градуса. Все рамы Genius в стоке идут с углом в 65 градусов, а рамы Genius ST – в 64.
Если сравнивать новый Genius с предыдущей моделью, можно отметить, что угол подседельной трубы теперь стал на 2 градуса тупее, угол рулевой – на 0,5 градуса острее, а эффективная длина переднего треугольника ("рич") – на 20мм больше.
Особенности подвески Scott Genius
Система TwinLoc от Scott позволяет менять давление воздуха в амортизаторе и настройки демпфера на ходу при помощи трёхпозиционной системы рычажков на руле. Теперь здесь есть и ещё один рычажок, отвечающий за активацию регулируемого подседельного штыря.
Подвеска на Genius и Genius ST немного различаются.
На обоих велосипедах стоят амортизаторы Fox Nude, но у стандартной модели Genius это версия без расширительного бачка, а у ST – новая версия Float X.
У обеих систем есть одни и те же настройки для подъёма, для устойчивости при езде по равнине и для спусков. В режиме устойчивости, кстати, объём воздушной камеры ограничен, что приводит к уменьшению хода подвески на 40%, помогая при этом сделать её жёстче, сократить сэг и слегка приподнять каретку.
На велосипедах Genius система TwinLoc также связана с демпферами вилок Fox FIT4, где можно выбирать одну из трёх настроек. На Genius ST же стоят вилки Fox 36, которые не совместимы с этой системой, поэтому на некоторых моделях можно видеть вилки с топовым демпфером GRIP2.
Система TwinLoc на Scott Genius
В случае со стандартными моделями Genius при настройке для спусков демпфер амортизатора свободен для ручных настроек, а воздушная камера состоит из двух полноценных частей.
При настройке для устойчивости специальный пин закрывает вторую воздушную камеру и немного перекрывает компрессию.
При настройке же для подъёмов вторая воздушная камера остаётся закрытой, а также блокируется движение масла в демпфере.
Система TwinLoc на Scott Genius ST
На моделях Genius ST в случае с настройкой для спусков демпфирование также можно полноценно регулировать (для этого есть доступ к регуляторам снаружи), а воздушная камера тоже состоит из двух частей.
При настройке для устойчивости пин здесь также перекрывает вторую воздушную камеру, но демпфер работает так же, как в режиме для спусков.
Настройка для подъёмов перекрывает вторую воздушную камеру, и демпфер тоже блокируется.
Между прочим, амортизатор Fox Float X Nude разработали специально для этого велосипеда, и разработка эта заняла столько же времени, сколько и проектирование у Scott.
Самой большой проблемой оказалось размещение всего, что хотели инженеры Scott, внутри ограниченного пространства.
Кинематика подвески Scott Genius
В целом, кинематика работы подвески здесь осталась такой же, как у модели 2018 года, но небольшие изменения всё же имеют место.
Компания Scott сотрудничала с Fox, чтобы разработать кастомные настройки для амортизаторов.
Кривая работы подвески здесь стала более линейной, но, тем не менее, прогрессию в 21% удалось сохранить. По словам производителя, это обеспечивает чуть больше свободы для настройки амортизатора и даёт лучшее ощущение опоры на протяжении всего хода подвески.
Педалирование здесь на 100% не влияет на работу подвески со всеми передачами – таким образом, нажимая на педали, вы никак не сжимаете амортизатор. По сравнению с предыдущей моделью этот показатель стал лучше примерно на 20%.
Модели Scott Genius и Genius ST
Вся линейка Genius и Genius ST состоит из десяти моделей. Это пять велосипедов Genius, три Genius ST и две женские модели – это Contessa Genius и Contessa Genius ST.
Заявленный вес велосипедов Genius разнится от 12,8 до 15,8кг в размере M, а модели ST размера M весят от 13,3 до 15,8кг.
- Рама: Carbon HMX
- Вилка: Fox 36 Factory FIT4 160mm
- Амортизатор: Fox Nude 5T Factory
- Трансмиссия: SRAM XX1 AXS
- Тормоза: Shimano XTR
- Колеса: Syncros Revelstoke 1.0S-30CL
- Покрышки: Maxxis Dissector 29×2.6in
- Цена: £11,999 / €11,999 / $11,999.99
- Рама: Carbon HMF / Alloy
- Вилка: Fox 36 Performance Elite FIT4 160mm
- Амортизатор: Fox Nude 5T
- Трансмиссия: SRAM GX AXS
- Тормоза: Shimano XT
- Колеса: Syncros Revelstoke 1.5 alloy
- Покрышки: Maxxis Dissector 29×2.6in
- Цена: £7,499 / €7,499 / $7,599.99
- Рама: Carbon HMF / Alloy
- Вилка: Fox 36 Rhythm GRIP 160mm
- Амортизатор: Fox Nude 5T
- Трансмиссия: Shimano Deore/XT
- Тормоза: Shimano Deore
- Колеса: Syncros X-30S rims, Formula hubs
- Покрышки: Maxxis Dissector 29×2.6in tyres
- Цена: £4,999 / €4,999 / $4,999.99
- Рама: Alloy
- Вилка: Fox 36 Rhythm GRIP 160mm
- Амортизатор: Fox Nude 5T
- Трансмиссия: Shimano Deore/XT
- Тормоза: SRAM DB8
- Колеса: Syncros X-30S rims, Formula hubs
- Покрышки: Maxxis Dissector 29×2.6in tyres
- Цена: £4,499 / €4,499 / $4,499.99
- Рама: Alloy
- Вилка: Marzocchi Z2 150mm
- Амортизатор: X-Fusion Nude 5 RLX
- Трансмиссия: SRAM SX/NX
- Тормоза: Shimano MT501
- Колеса: Syncros X-30S rims, Formula hubs
- Покрышки: Maxxis Dissector 29×2.6in
- Цена: £3,799 / €3,799 / $3,799.99
- Рама: Carbon HMX
- Вилка: Fox 36 Factory GRIP2 160mm fork
- Амортизатор: Fox Float X Nude 5T Factory
- Трансмиссия: SRAM X01 AXS
- Тормоза: Shimano XTR
- Колеса: Syncros Revelstoke 1.0-30CL
- Покрышки: Maxxis Minion DHF / Dissector 29×2.6in
- Цена: £10,999 / €10,999 / $10,999.99
- Рама: Carbon HMF / Alloy
- Вилка: Ohlins RXF36 m.2 Air 160mm
- Амортизатор: Fox Float X Nude
- Трансмиссия: SRAM GX AXS
- Тормоза: Shimano XT
- Колеса: Syncros Revelstoke 2.0 alloy
- Покрышки: Maxxis Minion DHF / Dissector 29×2.6in
- Цена: £7,499 / €7,499 / $7.599.99
- Рама: Alloy
- Вилка: RockShox Lyrik Rush RC 160mm
- Амортизатор: Fox Float X Nude
- Трансмиссия: SRAM SX/NX
- Тормоза: SRAM DB8
- Колеса: Syncros X-30S rims, Formula hubs
- Покрышки: Maxxis Minion DHF / Dissector 29×2.6in
- Цена: £4,999 / €4,999 / $4,999.99
- Рама: Carbon HMF / Alloy
- Вилка: Fox 36 Performance Elite 160mm
- Амортизатор: Fox Float X Nude
- Трансмиссия: SRAM GX AXS
- Тормоза: Shimano XT
- Колеса: Syncros Revelstoke 2.0 alloy
- Покрышки: Maxxis Minion DHF / Dissector 29×2.6in
- Цена: £7,499 / €7,499 / $7.599.99
- Рама: Carbon HMF / Alloy
- Вилка: Fox 36 Rhythm GRIP 160mm
- Амортизатор: Fox Nude 5T
- Трансмиссия: Shimano Deore/XT
- Тормоза;: Shimano Deore
- Колеса: Syncros X-30S rims, Formula hubs
- Покрышки: Maxxis Dissector 29×2.6in
- Цена: £4,999 / €4,999 / $4,999.99