Не секрет, что даже для опытных велосипедистов выбор нужной трансмиссии может стать непростой задачей. На рынке сейчас есть два или три основных бренда, которые предлагают групсеты с разным количеством передач, и иногда они совместимы друг с другом, а иногда – нет. Новички, разумеется, могут совсем растеряться, увидев всё это разнообразие и иерархию трансмиссий. Однако, на днях японская компания Shimano представила полную линейку CUES. Понятно, что унифицировать все компоненты таким образом невозможно, но можно надеяться, что теперь всё станет немного проще – по крайней мере, в случае с групсетами уровнем до 11-скоростного Deore.
При этом 12-скоростная версия Deore Hyperglide+ всё так же будет выпускаться, а вот все трансмиссии уровнем ниже будут относиться к CUES. Соответственно, можно ожидать обновления трансмиссий Alivio, Altus и Acera в рамках этого проекта. Они, как говорят представители Shimano, будут по-прежнему различаться. Все будущие компоненты CUES относятся к семейству Linkglide.
О чём здесь вообще речь?
Что значит CUES? Этот акроним расшифровывается просто как "Create Unique Experiences" ("Создавай уникальный опыт"). Надо сказать, хотя эта линейка и создавалась, чтобы сократить число уникальных трансмиссий Shimano и упростить иерархию, в итоге проще никому не стало. К примеру, в новой линейке будет несколько семейств. Это 11-скоростные групсеты U8000, которые можно будет встретить на дорогих городских велосипедах, 10-скоростные U6000 для горных велосипедов средней ценовой категории и 9-скоростные U4000 для бюджетных моделей.
Для этих трансмиссий будут выпускаться несерийные кассеты довольно больших диапазонов – это 9-, 10- и 11-скоростные версии с размерами звёзд 11-46T, 11-48T и 11-50T соответственно. При этом все цепи здесь – 11-скоростные, по словам производителя, это обеспечивает лучший контакт их звеньев со звёздами. А если, допустим, наоборот, использовать 8-скоростную цепь для 11-скоростного групсета, она не подойдёт из-за других расстояний между звёздами.
По словам представителей Shimano, система Linkglide обеспечивает более гладкое переключение по сравнению с Hyperglide+, если говорить о трансмиссиях одного уровня. К тому же, зубья звёзд здесь толще и выше, с другими фасками – это делает их в 3 раза более долговечными. И это, помимо прочего, означает, что большая разница между размерами звёзд в 9-скоростной кассете 11-46T не приведёт к преждевременному износу. По словам производителя, переключение в этом случае всё равно будет гладким. И если так, это обеспечит велосипедам новичков лучшую долговечность, более чёткое и гладкое переключение передач. К тому же, такая система будет меньше подвержена износу и поломкам, если вы не будете идеально за ней следить, как это часто и бывает у начинающих райдеров.
Упрощает ли это что-то?
Передаточное соотношение тросика у всех манеток здесь одинаковое, соответственно, теоретически можно, к примеру, использовать 11-скоростную манетку для 9-скоростной кассеты, просто закрутив регулировочный винт переключателя. В этом случае лучше натягивать тросик, когда цепь находится на самой большой звезде и закручивать трещотку на два щелчка – не то чтобы японцы к этому прямо призывали, но механику это явно немного упростит работу.
Кассеты в этой линейке, повторим, несерийные, и сделаны они по технологии Linkglide. А это значит, что для них подходят любые 11-скоростные цепи. Естественно, инженеры говорят, что цепи Shimano будут работать лучше других. Но им всё-таки стоит отдать должное за прагматизм и признание некоторых ограничений по компонентам для бюджетных байков, равно как и популярной среди многих проблемы – покупки компонентов только в последний момент и в случае крайней необходимости.
Кстати, эти кассеты несколько легче по сравнению с моделями CS-LG600, которые выпустили, когда система Linkglide только была представлена – они весили 780 граммов. Теперь существуют два более лёгких варианта. Модель CS-LG700 на 170г легче оригинальной, а CS-LG400 – на 70г при меньшей стоимости.
А поскольку технология Linkglide касается только кассет, и во всех трансмиссиях здесь используются 11-скоростные цепи, выходит, что все ведущие звёзды и шатуны взаимозаменяемы, независимо от того, какая у вас стоит кассета. Теоретически можно вообще ездить на несерийной 9-скоростной трансмиссии и постепенно заменять каждый её компонент на более дорогой, когда появляется желание и возможность. Впрочем, если верить утверждениям японцев о надёжности этих трансмиссий, можно предположить, что срочной необходимости что-то менять и не возникнет.
Новые технологии
В трансмиссиях U8000 и U6000 используются переключатели с трещоткой, которые многим уже знакомы. А вот в переключателе U4000 трещотки нет. Там просто стоит более жёсткая пружина, и, по словам производителя, натяжение цепи будет не хуже, чем было в 11-скоростных групсетах XT и SLX несколько лет назад. Кроме того, в наличии будут системы с двумя ведущими звёздами, манетки и переключатели отдельно – хотя, вообще, всё это можно будет увидеть, в основном, на дорожных велосипедах.
Цены
Доступность – важное качество групсетов CUES, особенно если говорить о сериях U4000 и U6000.
Самая дорогая трансмиссия из этой линейки, U8000, будет стоить менее $290 – за эти деньги вы получаете манетку, цепь, кассету и задний переключатель. А с шатунами, передней звездой и кареткой этот групсет будет стоить $451. Однако, по-настоящему отличное соотношение цены и качества будет как раз у бюджетных версий CUES. Например, в случае с U6000 вы заплатите $213 за 11-скоростную трансмиссию без шатунов, а 10-скоростная вообще обойдётся в $186. По правде говоря, это очень разумная цена для групсета с кассетой большого диапазона и трещоткой в переключателе, учитывая, что трансмиссию позиционируют как очень надёжную. Это отличная цена даже с учётом того, что, вероятно, компоненты здесь не самые лёгкие.
А бюджетная 9-скоростная трансмиссия U4000 будет стоить всего $150. Это тоже вполне конкурентоспособная цена, если учесть, что сюда входят практически все необходимые компоненты, кроме шатунов и ведущей звезды.
Для сравнения, трансмиссия XT Linkglide сейчас стоит около $360.