Сокращения складских запасов приведет к некоторым привлекательным предложениям по продаже велосипедов в ближайшем будущем, но ситуация в отрасли все еще отнюдь не радужная
В начале 2021 года мы опубликовали статью, в которой исследовали основные причины стремительного роста цен на велосипеды, уделив особое внимание такому фактору, как пандемия Covid-19. Влияние коронавирусной инфекции на производство и поставки создало идеальный шторм на рынке.
Но как дела обстоят сегодня? Ветра кажущихся постоянно растущих цен, похоже, всё еще проносятся над нашими берегами, но недавнее снижение цен компаниями Canyon и Specialized может указывать на смену тренда.
Насколько и почему выросли цены на велосипеды?
По данным Bicycle Association (BA), национального торгового органа велосипедной индустрии Великобритании, – цена на велосипед со схожими характеристиками в период с 2019 по 2022 год выросла довольно сильно – от примерно 10% до более 40% в зависимости от модели и других факторов.
Это означает, что велосипед, стоивший в 2019 году 100 000 рублей, сейчас может обойтись вам в 140 000 рублей.
В США в отчете Bloomberg за 2021 год говорится, что средняя сумма, заплаченная за велосипед, выросла на 27% с начала года по март.
Помимо долгоиграющих последствий пандемии, новые факторы подтолкнули рост средних цен на велосипеды за период.
В глобальном масштабе геополитическая напряженность только поспособствовала росту цен на энергоносители, увеличивая стоимость производства. Спровоцированный пандемией велосипедный бум также сыграл свою роль в поддержании стабильно высоких цен.
В период с апреля по сентябрь 2020 года количество проданных велосипедов выросло на 27%, а продажи электровелосипедов увеличились более чем в два раза.
Поскольку огромный спрос превышал предложение в некоторых категориях товаров (никто не может забыть большой дефицит 11-скоростных цепей в 2021 году), у производителей не было поводов снижать цены.
Также возможные внешние потрясения на Тайване вызывают беспокойства в 2023 году и в последующие годы.
К слову, Тайвань – ключевой производственный центр для велосипедной промышленности. Любое нарушение торговли может в значительной степени повлиять на индустрию электровелосипедов, учитывая, что небольшое островное государство является главным поставщиком электроники в мире.
Начнут ли снижаться цены на велосипеды?
Хотя было бы наивно полагать, что на геополитическом фронте все оптимистично, 2023 год, кажется, будет менее турбулентным для велоиндустрии.
Стоимость энергоносителей, похоже, окончательно нормализовалась: прежняя волатильность практически сошла на нет.
Успешная программа вакцинации привела к тому, что в развитых странах наступила "постпандемическая" эра.
Может ли эта более стабильная перспектива проявиться в снижении цен для конечного покупателя? Давайте рассмотрим подробнее.
Спрос и предложение
Многие прогнозируют, что замедление спроса на велосипеды может способствовать снижению цен в целом по отрасли.
Согласно отчету BA, продажи велосипедов в той же Великобритании сократились на четверть по сравнению с уровнем прошлых лет.
В первой половине 2022 года объем и стоимость рынка снизились на 28% и 26% соответственно по сравнению с тем же периодом 2021 года.
В отчете говорится, что восстановление, вероятно, будет медленным и сдерживаемым глобальными и местными рыночными силами.
Этот спад продаж происходит несмотря на устойчивый 33-процентный рост числа людей, катающихся на велосипедах, по сравнению с допандемическим уровнем, согласно данным Министерства транспорта, приведенным в отчете BA.
Это заставило некоторых предположить, что велосипедные бренды, возможно, переоценили рыночный спрос, что привело к растущим запасам велосипедов. Интересно, что некоторые велосипедные дисциплины становятся все более популярными и востребованными.
Примечательно, что средняя цена продажи (средняя цена каждого проданного велосипеда) выросла более чем на 40% в период с 2019 по 2022 год.
По словам аналитиков, этому способствовал хороший спрос среди любителей велоспорта на премиальные карбоновые шоссейные и горные велосипеды. Такое изменение покупательских привычек способствовало избытку запасов, особенно в сегменте начального/среднего уровня.
По данным Financial Times, в октябре Goldman Sachs порекомендовал продавать акции Shimano, предсказав "надвигающуюся коррекцию заказов на компоненты от производителей велосипедов".
В то же время, не стоит забывать, что на окончательное ценообразование влияет множество факторов – например, стоимость сырья, курсы валют, таможенные сборы, цена доставки и т.д.
Компания Specialized снизила цены на некоторые модели в Канаде, сославшись на "значительные изменения в экономике" в сообщении в Instagram. А вот в Canyon отметили, что у них сейчас действует вовсе не временная распродажа: сниженные цены зафиксированы надолго.
Бурный рост судоходства
Если не ограничиваться только велоиндустрией, то во время пандемии цены на транспортировку товаров сильно выросли.
В сентябре 2021 года стоимость отправки 40-футового контейнера из Китая на западное побережье США достигла максимума – более $20 000.
Это оказало влияние на велосипедную индустрию, поскольку большинство товаров доставляется по морю с производственных баз в Азии.
Цены стали настолько высокими, что некоторые бренды начали доставлять товары самолетами, поскольку это было не намного дороже, но быстрее.
Однако в январе цена доставки 40-футового контейнера из Китая на западное побережье США стабилизировалась на уровне около $1 400, и это снизило издержки производителей. Стоимость логистических поставок более или менее вернулась к уровню, существовавшему до пандемии.
Так упадут ли цены на велосипеды?
Хотя любые непредвиденные глобальные факторы могут изменить ситуацию, мы считаем, что в мире произойдет краткосрочное снижение цен на велосипеды, однако России это касается в меньшей степени ввиду ухода с рынка ряда брендов, к сожалению.
Если у производителей скопились излишки складских запасов в начальном и среднем ценовом диапазонах, вы, скорее всего, увидите некоторые скидки на велосипеды 2022 модельного года, особенно по мере выхода новинок.
Однако, долгосрочное снижение цен маловероятно.
Предложение в премиальном сегменте улучшилось, но дефицит все еще существует. Это, в сочетании с устойчивым спросом на карбоновые велосипеды, означает, что значительное долгосрочное снижение цен в этом сегменте рынка не будет.
Рынок ожидает неспокойный и сложный год, когда сдержанный потребительский спрос повлияет на всю отрасль.
Выльется ли это в продолжительный спад после нескольких бурных лет роста, еще предстоит выяснить.