Когда речь заходит о материалах рам, алюминий часто считают "бедным родственником" карбона или титана.
Но на деле алюминиевые велосипеды могут быть такими же легкими, как карбоновые, стоить дешевле и при этом быть более экологичными. Они едут не хуже, служат дольше и могут иметь аэродинамику, которую вы привыкли видеть у карбоновых рам.
Вот 6 причин, почему ваш следующий байк должен быть именно алюминиевым.
Производительность

Алюминиевые велосипеды долгое время имели репутацию "жестких" – такую репутацию они получили, когда более 30 лет назад стали заменой стальным рамам.
Сегодня это мнение устарело: современные алюминиевые рамы сглаживают дорогу не хуже многих карбоновых.
Алюминий недооценен на высшем уровне велоспорта. При правильной обработке и использовании тщательно подобранных алюминиевых сплавов он дает одновременно плавный и живой отклик.
Алюминий выигрывает у стали по соотношению прочность/вес, так что алюминиевый байк будет легче. С этим не сравнится даже титан – хотя, да, топовые титановый байки стоят "космических" денег.
Долговечность

Алюминиевая рама выдерживает удары, что делает ее отличным выбором для байка, который будет активно использоваться – будь то городской коммьютинг, туристический байк или гравийник. Например, Луиза Фергюсон стала первой женщиной, которая прошла Red Bull Hardline Wales, катаясь на алюминиевом Intense M1.
Если алюминиевая рама получает удар, вмятина видна, и ты можешь оценить повреждение.
В отличие от этого, карбоновые рамы более хрупкие. Повреждения могут быть неочевидными: даже маленькая трещина может вызвать внутреннее расслаивание труб, которое не видно снаружи. Алюминиевая рама гораздо реже ломается полностью, чем карбоновая.
Экологичность

Согласно отчету Trek по устойчивому развитию, производство алюминиевых байков может давать меньше выбросов, чем карбоновых – но только если алюминий произведен с использованием возобновляемой энергии.
Если же алюминий производится с помощью ископаемого топлива, это становится крупнейшим источником выбросов CO2 для компании. Trek планирует сократить выбросы на один алюминиевый байк, включая компоненты, на 70%.
Когда рама деформируется, алюминий проще переработать: металл можно переплавить и использовать повторно, затрачивая значительно меньше энергии, чем на добычу нового алюминия.
С карбоном ситуация сложнее. Использованный углеродный композит почти невозможно переработать: волокна и смола трудно разделить, а оставшийся материал либо измельчают для ограниченных применений, либо отправляют на свалку.
Вес

"Карбон = легкий, алюминий = тяжелый", верно? На самом деле – нет. Качественная алюминиевая рама может быть не тяжелее среднего карбонового байка.
Те рекордно легкие карбоновые рамы весом меньше килограмма обычно относятся к премиальным моделям с дорогим высокомодульным карбоном. Рамы же с низким или средним уровнем оснащения используют менее жесткий карбон и более простые технологии формовки, что добавляет смолы и увеличивает вес.
Так что алюминиевая рама на среднем байке может весить примерно столько же, сколько и карбоновая. Например, при обзоре Trek Emonda ALR выяснилось: алюминиевая рама весом 1 257г была всего на 34г тяжелее аналогичной по цене карбоновой Emonda SL.
Аэродинамика

Аэродинамика – горячая тема в мире шоссейников: каждый новый гоночный байк на профессиональном уровне радует "сэкономленными ваттами".
Но алюминий тоже может быть "аэродинамичным". Многие рамы оснащены заниженными задними перьями, а технологии гидроформинга позволяют создавать трубы с обрезанным аэродинамическим профилем. Аэродинамические элементы есть, например, у Cannondale CAAD 13, Specialized Allez Sprint, Standert Kreissage RS и уже упомянутого Trek Emonda ALR.
Насколько аэродинамичным нужно быть? Если ты не гоняешься на уровне профи, выигрыш от аэродинамичной рамы будет минимальным – всего несколько ватт. Большинство аэродинамических преимуществ зависит от позиции райдера, а не от байка. Так что поработать над посадкой обычно эффективнее, чем тратить кучу денег на "аэро-комплект", даже если он выглядит как у профессионалов.
Цена

Алюминиевые байки занимают нижний ценовой сегмент не случайно – их гораздо дешевле производить, чем карбоновые. Трубы рам формуются на станках, а для сборки требуется всего несколько сварных швов.
Алюминий также значительно дешевле титана и проще в сварке.
В отличие от этого, карбоновая рама обычно состоит из сотен кусков карбона, которые нужно вручную укладывать, а затем помещать в форму и запекать в печи.
Но это не значит, что алюминий – компромиссный вариант. Сэкономленные на производстве деньги часто тратятся на отделку: у многих дорогих алюминиевых рам сварные швы шлифованы так аккуратно, что отличить их от карбона практически невозможно.