Рама – главный элемент байка. Современные велосипеды Merida собраны на алюминиевых и карбоновых рамах. Они легкие, прочные и надежные. А что еще за этим стоит? Какие технологии? Давайте разбираться.
Алюминий
Тайваньский бренд производит высококачественные рамы из алюминия на протяжении многих лет, постоянно изучая и применяя самые современные технологии производства.
При этом очень важен выбор (или, в некоторых случаях, разработка) алюминиевых сплавов для каждого отдельного велосипеда. Например, сплавы серии 6016 позволяют делать стенки труб сверхтонкими при сохранении прочности, что идеально для серьёзного катания по бездорожью и для гонок.
Сплавы серии 6066 чрезвычайно легки и надёжны, и это позволяет достичь наилучшего соотношения жёсткости и веса рамы. Серия 6061 довольно широко распространена, её разрабатывали для аэрокосмической промышленности, и это – самый бюджетный сплав, который используется. Он, тем не менее, хорошо подходит для производства высокотехнологичных лёгких рам.
Merida Big.Nine 600 с алюминиевой рамой
Процессы обработки алюминия для качества готовой продукции не менее важны, чем выбор сплава. Применяются такие процессы обработки металла, как двойной/тройной баттинг, гидроформинг и механическая формовка труб.
Двойной и тройной баттинг
Двойной баттинг означает, что у толщины стенки трубы есть два значения – она тоньше в середине трубы и толще по её краям.
Merida Big.Trail 400 с алюминиевой рамой
При тройном баттинге таких значений три. Это сделано для того, чтобы дополнительно усилить трубу там, где это необходимо, и максимально облегчить её там, где возможно. Все алюминиевые рамы Merida термообработаны. Рамы при этом процессе нагревают до высоких температур, а затем быстро охлаждают в воде или масле. После чего рамы вновь нагревают, уже до более низких температур, для придания им большей прочности.
Гидроформинг и механическая формовка труб
При гидроформинге трубы помещают в специальные формы для опрессовки. Затем в них нагнетают под давлением горячую эмульсию из воды и масла, чтобы придать им соответствующую сложную форму. Механическая формовка происходит, когда форму труб меняют изнутри при помощи специальных оправок, иногда с металлическим сердечником.
Сглаженные сварные швы, также известные как двойные швы, предполагают повторный проход сварочным аппаратом по шву. Это позволяет придать раме более цельный и лаконичный вид – на первый взгляд, такую раму можно принять за карбоновую.
Карбон
Философия Merida состоит в том, чтобы работать с теми, кто умеет делать что-то лучше тебя. И при изготовлении карбоновых рам компания следует именно этой философии, сотрудничая с лучшими производителями изделий из карбона, дабы быть уверенными, что применяются лучшие из возможных технологий.
Партнёры тайваньского бренда постоянно разрабатывают новые технологии работы с материалом для других сфер производства, и это значит, что Merida всегда имеет возможность выбирать услуги лучших для создания тех или иных рам.
Производство карбоновых рам – сложный процесс
Благодаря усилиям маркетологов появились распространённые слухи касаемо качества карбоновых рам; повсюду видны шильдики и наклейки с надписями «high tensile», «high modulus», «super high modulus» или «ultra-high modulus». Все эти описания, впрочем, относятся к свойствам углеволокна, но не к его качеству. Для пущей убедительности иногда на этих наклейках упоминаются такие названия, как Toho или Torray. Некоторые бренды вообще утверждают, что весь карбон в принципе одинаков или то, что они используют только волокна типа «ultra-high modulus».
Merida Ninety-Six RC 5000 с карбоновой рамой
В реальности же высококачественные рамы из карбона выполнены из волокон самых разных типов, и волокна эти расположены особым образом для достижения нужных технических характеристик. Например, рама Scultura весит всего 850 грамм (в размере M/L) и при этом состоит из 400 отдельных карбоновых элементов. На производство такой рамы уходит до 45 часов.
Естественно, не весь карбон одинаков
Да, визуально идентичные рамы могут различаться по качеству из-за уровня и состава углеволокна, из которого они произведены. Для того, чтобы показать качество волокна, Merida использует номерную маркировку CF: 2 в этой системе – самый низкий уровень, а 5 – самый высокий. Кроме того, используются небольшие изменения в структуре углеволокна для снижения веса и улучшения функциональности рамы.
Товары по теме