Каталог
Распродажа велосипедов
Велосипеды
Самокаты
Детям
Аксессуары
Запчасти
Экипировка
Бренды
Сервис и услуги
Подарочные карты
Все велосипеды Все электровелосипеды
Горные
Городские
Шоссейные
Детские
Экстремальные
Подборки брендов
Подборки диаметров колёс
Другие велосипеды
Все аксессуары
Безопасность
Комфорт
Обслуживание
Транспортировка
Велотренажёры
Все запчасти
Тормоза
Колёса
Фюзеляж
Кокпит
Переключение
Трансмиссия
Больше брендов
Скрыть
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Посмотреть все результаты
Назад

Как едет велосипед? Всё о работе трансмиссии

Итак, трансмиссия велосипеда позволяет вам крутить педали вперёд и переключать передачи, подбирая нужную для того уклона, по которому вы едете в текущий момент.

Далее мы расскажем о компонентах, которые входят в состав трансмиссии, и поговорим об их функциях.

Что же такое трансмиссия?

Трансмиссия – это те детали, которые позволяют вам приводить велосипед в движение.

Если посмотреть шире, трансмиссия – это часть групсета, в который также входят манетки и тормоза. Групсет, если говорить простым языком, это те компоненты, которые помогают велосипеду двигаться и останавливаться.

Сами по себе манетки в понятие "трансмиссия" не входят, но при этом они обеспечивают райдеру контроль над трансмиссией, когда он переключает передачи.

Из каких деталей состоит трансмиссия?

Практически всегда трансмиссия включает в себя компоненты, которые, работая сообща, дают вам возможность переключать передачи.

Как правило, сюда входит один или два переключателя передач – это механизмы, которые вы приводите в движение при помощи манетки.

Цепь – неотъемлемая часть большинства трансмиссий. Она идёт вокруг ведущих и задних звёзд, проходит через переключатели и позволяет вам приводить трансмиссию в движение, когда вы крутите педали.

Здесь, впрочем, нужно отметить, что не на всех велосипедах передачи переключаются – например, на односкоростных байках и на моделях с ременным приводом передача будет одна.

Одна или две ведущие звезды

В последнее время на хорошие горные велосипеды и грэвел-байки всё чаще ставят одну ведущую звезду вместо двух, как в случае с шоссейниками.

В трансмиссии с двумя ведущими звёздами, соответственно, две ведущие звезды и передний переключатель, а когда звезда одна, переключателя, разумеется, нет.

Трансмиссии с одной передней звездой, как правило, легче, поскольку в них меньше компонентов. К тому же, здесь нет нужды протягивать тросик или провод от манетки к переднему переключателю.

Ведущие звёзды в таких трансмиссиях часто имеют зубья переменной толщины (т.н. narrow-wide), дабы лучше держать цепь.

А задний переключатель в этом случае часто оборудован специальной трещоткой, которая, конечно, добавляет немного веса, зато помогает лучше натягивать цепь, не позволяя ей чрезмерно стучать по нижнему перу рамы.

Система шатунов

Система шатунов (которую часто называют "шатуны" или просто "система") – это, пожалуй, центральный компонент трансмиссии.

Шатуны позволяют вам перемещать цепь, вращая педали – таким образом, усилие от ваших ног передаётся к остальной трансмиссии и заднему колесу велосипеда, за счёт чего вы и едете.

Система шатунов состоит из двух шатунов и звёзды (или звёзд), на которую надевается цепь.

Благодаря подшипникам каретки шатуны могут вращаться свободно и бесшумно.

Как правило, система шатунов также включает ось каретки, которая и соединяет шатуны друг с другом. Впрочем, некоторые шатуны (в частности, старые модели) продаются без оси – там ось является частью каретки.

Ведущие звёзды

Ведущая звезда – это передняя звезда велосипеда, соответственно, там есть зубья, которые контактируют с цепью.

В большинстве случаев на велосипедах можно увидеть от одной до трёх ведущих звёзд.

Их количество стоит учитывать, чтобы понимать, какой диапазон передач у вас будет в сочетании с кассетой.

Передние звёзды выпускаются в широком ассортименте размеров – ведь для разных дисциплин размеры нужны разные. Размер звезды определяется числом её зубьев. Например, числа 50-34 означают, что в системе две звезды – внешняя на 50 зубов, а внутренняя на 34.

Если звезда одна, то и число, соответственно, будет одно. Допустим, 40T означает, что у данной звезды 40 зубьев.

Шатуны

Система шатунов состоит из двух шатунов, к которым прикручиваются педали.

Шатуны бывают разной длины, обычно от 165 до 175мм, и большая длина шатуна обеспечивает, естественно, больший рычаг.

В случае с комплитами длина шатунов, как правило, определяется размером велосипеда и, соответственно, его высотой. Впрочем, длина ног человека не всегда соответствует росту, так что здесь можно поэкспериментировать в поисках своей идеальной длины.

Передний переключатель

Передний переключатель – это механизм, который перемещает цепь между звёздами системы. Как ясно из его названия, он переключает передачи, перебрасывая цепь с одной ведущей звезды на другую.

В большинстве случаев этот переключатель активируется при помощи левой манетки. Впрочем, бывают и исключения – например, в случае с электрическими трансмиссиями часто можно перепрограммировать кнопки манеток так, как вам удобно, при помощи соответствующих мобильных приложений.

На велосипедах с одной ведущей звездой переднего переключателя, разумеется, нет. Для горных велосипедов и грэвел-байков это сейчас довольно популярная опция.

Кроме того, передний переключатель может крепиться к раме двумя способами: к подседельной трубе или к специальной платформе.

У переключателей с креплением на подседельную трубу есть зажим с шарниром, который подходит для такого крепления.

Другие же переключатели крепятся, как уже говорилось. к специальной платформе, находящейся на правой стороне подседельной трубы.

Чтобы узнать, можно ли поставить передний переключатель на ваш велосипед, нужно смотреть на остальные компоненты вашей трансмиссии и читать рекомендации производителя.

Задний переключатель

Кассета – это сменный набор звёзд на задней втулке. А задний переключатель переносит цепь с одной звезды кассеты на другую, вверх или вниз.

Кассеты, опять же, выпускаются в широком ассортименте размеров для разных велодисциплин. Размер кассеты обычно обозначают числом зубьев малой и большой её звезды. Например, 11-32 означает, что размер самой маленькой звезды составляет 11 зубов, а самой большой – 32.

На горных велосипедах и грэвел-байках обычно можно видеть кассеты с большим диапазоном звёзд, чем на шоссейниках. Всё потому, что на горных и гравийных велосипедах чаще всего стоят трансмиссии с одной ведущей звездой – там нужна кассета, где будут большие звёзды для крутых подъёмов и маленькие для быстрой езды по равнине или спусков.

Число звёзд в современных кассетах обычно варьируется от 6 до 13, в зависимости от производителя и назначения. В новых дорогих трансмиссиях для шоссейников и горных велосипедов от Shimano и SRAM можно увидеть 12-скоростные кассеты. В шоссейных кассетах Campagnolo тоже 12 звёзд, но кассета Campagnolo Ekar для грэвел-байков уже 13-скоростная.

Так вот, задним переключателем называют механизм, который перемещает цепь между звёздами кассеты.

Существуют переключатели разного типа и конструкции, но все они выполняют одни и те же функции и работают схожим образом.

В случае с большинством трансмиссий задний переключатель активируется правой манеткой.

У заднего переключателя также есть лапка с роликами, вокруг которых проходит цепь.

Кроме того, у этих переключателей есть определённое число передач, с которыми они могут работать – опять же, от 7 до 13.

В некоторых переключателях есть механизмы для дополнительного натяжения цепи, такие как, например, трещотка, которая не даёт цепи излишне болтаться и бить по нижнему перу рамы Для катания по бездорожью такие вещи могут быть очень полезны, и с ними вы будете ездить гораздо тише.

Обычно задний переключатель крепится к раме на специальный "петух" при помощи одного массивного болта.

Как и в случае с передними переключателями, здесь нужно покупать такую модель, которая подойдёт для определённой линейки компонентов данного производителя, поскольку нужно, чтобы соотношение натяжения тросика (расстояние, на которое перемещается переключатель при натяжении тросика манеткой на 1мм) соответствовало у переключателя и манетки.

Кассета

Кассета крепится к барабану задней втулки. При этом с внутренней стороны кассеты есть шлицы, которые должны соответствовать шлицам барабана.

У различных производителей есть разные барабаны и кассеты. В связи с этим всегда, покупая кассету, нужно смотреть, подходит ли она к вашему барабану, а покупая колесо, проверять, встанет ли на него ваша кассета. 

Цепь

Цепь – это компонент трансмиссии, подверженный наибольшему износу, ведь она проходит через все перечисленные компоненты и постоянно находится в движении.

Цепь состоит из звеньев, в большинстве цепей чередуются широкие и узкие звенья – одно за другим по всей длине.

Более того, цепи тоже рассчитаны на конкретное число передач, и для определённой трансмиссии нужна определённая цепь. Поэтому, покупая цепь, обязательно проверяйте, подходит ли она к вашему групсету.

Цепи всегда изнашиваются при использовании. Они вытягиваются в длину, и люфт между звеньями со временем увеличивается. Зачастую цепь будет первым элементом трансмиссии, который вам придётся менять.

Если вовремя не заменить цепь, это может вызвать преждевременный износ кассеты и ведущих звёзд. Помните, что звёзды и кассеты стоят дороже цепей, так что важно периодически проверять состояние цепи и менять её в случае необходимости.

У нас есть детальное руководство по замене цепи.

Трансмиссии электробайков

Трансмиссии электробайков иногда могут отличаться от оных на обычных, не электрифицированных велосипедах – это зависит от типа электромотора.

К примеру, если на велосипеде стоит внутривтулочный мотор, там почти всегда будет обычная трансмиссия классического типа.

Если же на электробайке стоит мотор с приводом на каретку, как это часто бывает на дорогих моделях, передний переключатель туда поставить обычно нельзя. Таким образом, там будет трансмиссия с одной ведущей звездой – впрочем, бывают и исключения.

Односкоростные трансмиссии и трансмиссии с фиксированной передачей

Трансмиссии на односкоростных байках и "фиксах" устроены куда проще – там нет ни переключателей, ни кассет, ни манеток.

Обычно на таких велосипедах будет более широкая цепь, ведущая и задняя звезда. Эти трансмиссии более надёжны, поскольку цепь здесь не проходит ни через какие переключатели, что всегда приводит к её угловым смещениям и ускоряет износ

Размер передней и задней звёзд в таком случае надо подбирать с умом, ориентируясь на то, где и как вы будете кататься.

На некоторых односкоростных велосипедах есть трещотки и барабаны, которые позволяют вам ехать, не вращая педали, а на некоторых крутить педали придётся всегда, вне зависимости от уклона – это модели с фиксированной передачей

Трансмиссии с ременным приводом

Да, на некоторых велосипедах вместо цепей используются специальные ремни. Например, такое решение популярно для городских велосипедов, поскольку ремень чище, чем цепь, и не пачкает одежду. Кроме того, всё больше таких трансмиссий появляется не электробайках.

Понятно, что никаких ведущих звёзд и кассет в подобных системах нет. К тому же, ремни делают не из металла, так что они практически не требуют ухода, равно как и смазки.

Как правило, такие трансмиссии тише в работе и долговечнее, чем другие. Но при этом они хуже передают ваши усилия на колесо, и они обычно дороже. Да и запчасти для них найти порой непросто.

Планетарные втулки

Ещё одно популярное решение – это многоскоростные планетарные втулки, которые также часто можно увидеть на городских моделях.

В случае с такой втулкой переключатель вам не нужен – все передачи переключаются внутри задней втулки, что тоже в какой-то мере упрощает обслуживание велосипеда. Впрочем, нужно помнить, что такие втулки немало весят, а обслуживание их будет сложнее, чем у стандартной системы с переключателями.