Добро пожаловать в г. Копршивнице в Чехии – именно там находится штаб-квартира Superior Bikes. Этот успешный бренд стал известен во многом благодаря команде атлетов во главе с трёхкратной чемпионкой мира Рамоной Форхини. Давайте же посмотрим, где разрабатывают и производят модели Superior.
Итак, работа на заводе Bike Fun International (BFI) начинается в 5:45 утра – на потолке включаются лампы и освещают 11 сборочных линий в просторном зале. Две из этих линий полностью заняты велосипедами Superior. Каждый год в Копршивнице выпускают около 200 000 велосипедов и электробайков, и примерно четверть из них – это как раз Superior. Вдобавок к собственной команде инженеров и покрасочному цеху, а также выпуску продукции под марками Superior, Rock Machine и Frappe Bikes, концерн BFI также занимается производством электромоторов Sport Drive и велосипедных аксессуаров под брендом ONE.
"Все на нашем заводе буквально помешаны на велосипедах. Более 60 сотрудников каждый год участвуют в ежегодном майском челлендже "Bike to Work"("На велосипеде на работу"), а многие также вместе смотрят гонки Кубка мира по горному велосипеду и этапы Тур де Франс. И, конечно, по традиции, самая популярная гонка для них проходит в Нове-Место-на-Мораве", – говорит менеджер Superior по маркетингу Ондрей Цедидла.
Ондрей также напомнил, что в этом году компания выделила целый автобус для сотрудников и членов их семей, чтобы они могли воочию увидеть этап Кубка мира. За кого же они там болели? :)
Очевидно, что за участников международной команды BRUNEX Superior Factory Racing. В неё входят, например, местная гонщица Симона Спешна и трёхкратная чемпионка мира Рамона Форхини из Швейцарии.
"Знания и опыт, что мы получаем на гонках, затем используются нашими разработчиками, чтобы улучшать будущие модели Superior," – объясняет продакт-менеджер компании Петр Лавичка.
По его словам, разработка новых велосипедов Superior занимает примерно 3 года, на последний из которых приходятся, в основном, испытания. Сами гонщики всегда делятся с конструкторами впечатлениями о рамах и других компонентах.
"Модели Superior делаются так, чтобы соответствовать трём фундаментальным требованиям – это малый вес, современный дизайн и, конечно, функциональность," – говорит Лавичка.
Кстати, он был как раз одним из тех, кто решил, что бренд Superior первым из европейских производителей должен начать массовый выпуск моделей с 29-дюймовыми колёсами. Это было ещё в 2004 году.
Раньше инженеры, как известно, чертили рамы на чертёжных кульманах, а теперь всё это, разумеется, делается на компьютерах – велосипеды Superior проектируют в программах для 3D-моделирования. А тренды и возможные технические решения инженеры рисуют в виде скетчей. Затем из них выбирают наиболее многообещающие и доводят до идеала, чтобы они отвечали всем технологическим требованиям серийного производства.
Далее идёт работа над более мелкими деталями – например, над толщиной стенок труб и допусками. Потом выбираются поставщики и изготавливаются первые прототипы. На этом этапе очень помогает 3D-печать, которая позволяет значительно сэкономить средства и демонстрирует возможные ошибки лучше, чем просто виртуальные 3D-модели. После этого прототип проходит тесты на прочность и другие испытания, а затем его финальная версия идёт уже в серийное производство. Таким образом, за разработку от начала до конца отвечает компания Superior, а непосредственно производство рам происходит на заранее выбранных заводах в Европе или на Тайване, тогда как финальная сборка – уже в Чехии.
"Карбон становится всё более популярным среди спортсменов, и сегодня соотношение проданных велосипедов с карбоновыми и алюминиевыми рамами уже составляет где-то 1:1. А помимо карбона, сейчас сильно вырос спрос на лёгкие спортивные электробайки," – говорит Лавичка.
В данный момент на заводе в Копршивнице работают 11 сборочных линий, каждая из которых предназначена для велосипедов определённых типов.
"Вообще, это такое негласное правило, что у каждого бренда должны быть свои сборочные конвейеры. Велосипеды Superior собирают на двух постоянных конвейерах, где рабочие соблюдают особые требования данного бренда – например, способы внутренней прокладки кабелей или смазки," – добавляет Лавичка.
Прежде чем рамы зайдут на конвейер, операторы устанавливают их на специальные стойки, которые медленно движутся между разными этапами сборки. Это, в свою очередь, снижает риск потереть или как-либо ещё повредить рамы по сравнению с тем, когда всё делается вручную. В случае с производством электробайков к системе были добавлены новые станции, где происходит программирование и настройка электромоторов.
На каждом этапе, соответственно, на велосипеды ставят что-то новое. Например, на первом в рамы вставляют подшипники. После чего прокладывают тросы и тормозные гидролинии, а затем ставят вилки, выносы, рули, тормоза, шатуны, переключатели и цепи. Во время этого процесса над каждым велосипедом работают десятки людей. Каждый сотрудник при этом должен выполнить свою часть работы за определённое время, чтобы весь конвейер работал равномерно и не простаивал.
В производственном зале также собирают колёса из ободов, втулок, спиц и ниппелей. Первоначальная спицовка производится вручную, после чего колёса поступают в специальный автомат, который равномерно натягивает спицы и обеспечивает точную центровку.
Качество сборки и отдельных деталей очень важно для компании, а контроль качества зависит от дистрибьюторов и их опыта. В одних случаях велосипеды проверяют выборочно, а в других – буквально каждую деталь. На финальном этапе сборки велосипеды упаковывают в коробки и готовят к транспортировке. Каждую отдельную модель упаковывают по-своему, а отдельные детали (если они есть) заворачивают в картон или пеноматериал и тоже укладывают в коробку.
"Мы считаем, что к настоящему прогрессу ведёт только тяжёлая работа. Именно поэтому мы так много вкладываем в разработку моделей. Нас, безусловно, мотивируют результаты наших гонщиков, но не менее важны для нас и довольные покупатели, будь то спортсмены или просто любители, катающиеся в удовольствие. В любом случае, важнее всего одно – чтобы наши велосипеды всегда были первоклассными," – подытожил менеджер Superior по маркетингу Ондрей Цедидла.
41767, 42188, 42195, 42194, 42191, 42400, 42408, 42193, 41778