Каждые два-три года можно ожидать появления новых прототипов на гонках и выставках, но если вспомнить, какие байки в последнее время обновляли, станет ясно, что теперь это явно занимает больше времени. Причин тому несколько, но главные, на наш взгляд – это степень изменений в геометрии рам и, конечно, проблемы с поставками запчастей, возникшие из-за пандемии коронавируса.
И, конечно, из-за пандемии, в целом, замедлилось производство компонентов, особенно трансмиссий – это означает, что и производство велосипедов в сборе часто останавливалось. Производители сидели в ожидании компонентов, чтобы выпустить уже, наконец, свои новые модели.
Santa Cruz V10
Не знаем, входило это в планы компании или нет, но в 2022 году Santa Cruz выпустила сразу шесть обновлённых моделей – это Heckler, Megatower, Nomad, Hightower, 5010 и Tallboy. Нет в этом списке даунхильной модели V10. Двадцатидевятидюймовую версию V10 официально представили ещё в декабре 2018 года, а версия с колёсами разного размера была выпущена в июле 2020.
Геометрию рамы и кинематику работы подвески тогда немного поменяли при помощи фрезерованных алюминиевых деталей, а вот карбоновая часть осталась без изменений. Впрочем, прорайдерам это не помешало быстро ездить – например, Джексон Голдстоун не раз выигрывал на этом байке гонки. Но даже несмотря на это, мы бы не удивились, если бы в скором времени увидели новый V10.
Commencal Meta P003.1 и Flame
Здесь всё выглядит достаточно странно. Кажется, компания Commencal решила обновить все свои двухподвесы, вдохновившись успехом нового даунхильного велосипеда. Мы уже немножко посмотрели на новую модель Meta, но потом мы видели, например, как прорайдер Commencal Сесил Раванел ездила на новом короткоходном байке, тренируя Полин Ферран-Прево на трассах Кубка Мира по кросс-кантри.
Учитывая, что компания совсем недавно выпустила модель Meta SX с колёсами разного диаметра, и никакой статистики об этом прототипе пока не публиковали, непонятно, что ждёт новую линейку Commencal. Преимущество бренда из Андорры в том, что все их рамы выполнены из алюминия – это значительно сокращает временной промежуток от первых чертежей до реально существующих моделей по сравнению с карбоновыми велосипедами. Мы бы не сильно удивились, если бы увидели обновления для обеих линеек в 2023 году.
Specialized Demo, Enduro и Kenevo
Ещё один любимый многими производитель двухподвесов для экстремального катания – это, конечно, Specialized, и эта компания пока тоже официально не представила новый даунхильный велосипед. Заметим, что прорайдер Specialized Финн Илес успел выиграть на новом прототипе свой первый этап Кубка Мира в 2022 году в Мон-Сент-Энн, в то время как его товарищ по команде Лоик Бруни в пятый раз стал Чемпионом Мира на старой раме Demo. Собственно, новая даунхильная рама внешне довольно сильно отличается от рамы с четырёхрычажной подвеской FSR, которую представили ещё в 2020 году.
Между прочим, байк Specialized для эндуро тоже вполне могут обновить. Как нам кажется, серьёзных изменений здесь ждать не стоит, поскольку существующая подвеска очень хорошо работает, и в раме есть отсек SWAT, а вот геометрия этого велосипеда, как и геометрия аналогичного электробайка Kenevo SL, может быть немного модифицирована.
Если говорить об электробайках, модель Kenevo существует в нынешнем виде с 2019 года. И карбоновая версия этого байка с обновлённым мотором и аккумулятором явно может быть полегче и поинтереснее.
Scott Gambler и Ransom
Было классно, когда представители Scott сами написали в сети популярный комментарий "выглядит как Trek Session", намекая на сходства их велосипеда Gambler и популярной даунхильной модели от Trek, а потом всё это превратилось в конкурс с призами в виде велосипедов. Впечатлял и вес байка от Scott – 15,7кг.
А что было потом? Потом у Gambler появились поворотные элементы рамы, которые позволяли как ставить на велосипед задние колёса разного размера, так и менять прогрессию подвески. Помнится, когда началась мода на высокие шарниры, компания Scott тоже экспериментировала в этом направлении, но вот сэкономить ещё больше веса было уже трудновато.
Другая модель Scott, которую не меняли с 2020 года – двухподвес Ransom с ходом 170мм. Одним из способов модифицировать этот длинноходный байк было увеличение числа интегрированных компонентов. Инженеры Scott уже делали подобное с кросс-кантрийным велосипедом Spark, когда спрятали задний амортизатор внутрь рамы.
Giant Glory
Похоже, что крупнейший производитель велосипедов в мире потихоньку движется к обновлению даунхильной модели Glory. Мы видели немало новых прототипов Glory на гонках Кубка Мира в последние годы, но ни одна из этих версий так и не пошла в серию с 2018 года. А тогда, напомним, на серьёзных гонках ещё использовали передние колёса размером 27.5 дюймов.
Но надо сказать, что и с прорайдерами-ветеранами вроде Реми Тириона компания не стоит на месте, а, скорее, ждёт нужного момента. К тому же, даунхил – это лишь капля в море на фоне других дисциплин, и потому мы бы не ждали появления новых карбоновых рам для даунхила. Но ясно, что прототипы, на которых тот же Тирион выступал с 2018 года, эволюционировали, и в 2023 вполне можно ожидать появления нового Glory.
Norco Aurum и Sight
Ещё один бренд, который заинтересован в даунхильных велосипедах и не боится делать алюминиевые прототипы – это Norco. Так, двухкратный чемпион Канады и один из инженеров Norco Кирк МакДауэл уже трижды в этом сезоне заезжал на одном из этих прототипов в топ-40 Кубка Мира. И вероятно, полноценный даунхильный байк от Norco под названием Aurum отличается от обновлённого Range, на котором команда Norco выступала на Кубках Мира в последние два года.
Кроме того, изменения могут коснуться и популярного двухподвеса Sight с ходом 150мм. Вполне можно представить, что у этой рамы может появиться, скажем, высоко расположенный шарнир подвески, как это было с моделью Range.
Yeti SB150
Август 2018 года – это было уже давно, но старые байки Yeti с тех пор показывали себя очень хорошо – так, на модели SB150 гонщики до сих пор заезжают на подиумы EWS. Получается, что для доработки нового и, без сомнений, уже легендарного бирюзового байка для эндуро понадобилось примерно четыре года – вероятно, такую новую версию мы видели на этапе EWS в Кран-Монтана. Понятно, что новый байк будет, как положено, длиннее, а углы рамы – острее, но вот сколько он будет стоить?
Мы могли бы предположить, что у нового SB150 будет та же впечатляющая шестирычажная подвеска, как у электробайка 160E, но вполне возможно, что мы, как это уже бывало, ошибаемся. Скорее всего, как бы новая модель Yeti ни называлась, мы увидим там систему Switch Infinity.
Devinci Wilson
Компания Devinci в прошлом году выпустила модель Spartan HP, и мы видели алюминиевый прототип на контесте Crankworx у фрирайдера Кэма Зинка – похоже, что ход подвески там превышал 160мм. А прототип рамы Wilson нам показывали ещё в конце 2019 года.
Сейчас канадский бренд производит алюминиевые детали рамы Wilson на родном заводе в Квебеке, но вот реальной версии этого 29-дюймового байка мы не видели с 2019 года.
Pivot Phoenix
Станет ли новая рама Phoenix длиннее, и появится ли там вертикально расположенный задний амортизатор? Наверняка.
Сейчас выходит, что даунхильный байк Phoenix – последняя модель в линейке Pivot, у которой пока нет обновлённой подвески. Что касается размеров и геометрии, эффективная длина переднего треугольника ("рич") рамы размера XL составляет 485мм, собственно, как и у рам такого размера большинства производителей.