Каталог
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Посмотреть все результаты
[highlight]
[price]
[link]
Назад

Гравийный велоспорт: зачем нужен и что дает гравийный велосипед

В последние годы гравийный велоспорт переживает настоящий бум, и если вы до сих пор не в курсе, что это такое, или просто проявляете любопытство, то рекомендуем ознакомиться с этим материалом.

Дисциплина «гравий» обычно подразумевает езду на велосипеде с рулем-бараном по грунтовым дорогам и тропам, занимая промежуточное положение между шоссейным велоспортом и маунтинбайком. Название не совсем отражает суть – гравийный велоспорт может включать самые разные типы покрытий: от настоящего гравия до лесных троп и всего, что между ними.

Как мы объясним далее, универсальность – ключевая особенность гравийных велосипедов, и это относится к гравийному велоспорту в целом. От спокойных дружеских покатушек до сложных гонок на выносливость, от массовых мероприятий до грунтового туризма – в гравийном велоспорте найдется что-то для каждого, и именно поэтому он так привлекателен.

41002, 41000, 36653, 42860, 41098, 41001

Откуда взялся гравийный велоспорт?

Гравийный велоспорт лучше рассматривать как слияние различных видов катания, а не как дисциплину, возникшую на пустом месте. 

Многие считают, что гравийный велоспорт зародился в США, где длинные, удаленные участки грунтовых дорог стали связующим звеном между шоссейным велоспортом, маунтинбайком и велокроссом.

Выбор менее проторенных дорог позволяет велосипедистам развивать страсть к исследованиям и приключениям, а для некоторых – попробовать новую гоночную дисциплину. Разнообразный рельеф дает некоторым райдерам возможность отойти от привычного акцента на скорости и ДНК шоссейного велоспорта, а также часто предоставляет передышку от дорог и трафика.

Гравийные велосипеды возвращают удовольствие от умеренно технических спусков по бездорожью.

В последние десятилетия маунтинбайк стал более экстремальным и узко направленным, а гравийный велоспорт предлагает более доступную дисциплину, где райдеры могут отправляться в путь прямо от своего дома. Теперь они могут исследовать дальние маршруты и наслаждаться тропами, которые по современным стандартам маунтинбайка считаются довольно простыми, на жестких велосипедах с рулём-«бараном», которые добавляют этим трассам немного перчинки.

Многие гравийные райдеры начинали с модифицированных велосипедов для велокросса, маунтинбайка или туризма, пока основная велоиндустрия не заметила этот бум и не начала создавать модели, специально предназначенные для гравийного велоспорта, что помогло дисциплине закрепиться как новому глобальному направлению.

Где можно кататься на гравийном велосипеде?

Покрытие для гравийного велоспорта в Европе гораздо разнообразнее, чем в Северной Америке.

США считаются духовной родиной гравийного велоспорта: треть из 6,5 млн. километров их дорожной сети – это грунтовые дороги, которые, как правило, хорошо поддерживаются. Легко понять, почему эта дисциплина и связанные с ней мероприятия так популярны в Северной Америке, где изобилие отличных гравийных дорог – от прерий Среднего Запада до Скалистых гор Колорадо.

Однако термин «гравий» может быть немного вводящим в заблуждение в некоторых частях Европы, и, возможно, лучше использовать «приключенческий велоспорт».

В этих регионах чаще встречаются маршруты, сочетающие грунтовые двухколейные дороги, плавные синглтреки, лесные противопожарные дороги, тропы вдоль каналов, полевые тропинки и фермерские дороги с участками асфальта между ними, а не длинные идеальные гравийные трассы – хотя все зависит от конкретного места.

Как и в маунтинбайке, погода и состояние троп сильно влияют на выбор места для катания. Для круглогодичной езды лучше выбирать участки с хорошим дренажем. Более заболоченные и грязные тропы лучше оставить на сухие летние месяцы.

Нужен ли вам гравийный велосипед?

Canyon Grizl обладает многими характеристиками, типичными для современных гравийных велосипедов: от амортизационной вилки и широких покрышек до трансмиссии с одной ведущей звездой.

Геометрия гравийного велосипеда, трансмиссия и клиренс для покрышек специально разработаны для езды по бездорожью. Хотя гравийный велосипед не обязателен для катания по грунту, он может сделать поездку гораздо комфортнее и приятнее.

Не стоит ожидать, что гравийный велосипед будет таким же отзывчивым и быстрым на асфальте, как лучшие аэродинамические шоссейные велосипеды, или таким же способным на сложных трассах, как лучшие байки для трейлрайдинга.

Гравийный велосипед – это универсальный инструмент. Вы можете наслаждаться эффективностью руля-барана на дорогах и более простых тропах, а также справляться с более техническими трассами, о которых на шоссейных покрышках и мечтать не приходится.

Возможность смены колес расширяет возможности гравийного велосипеда.

Многие райдеры, ограниченные пространством или бюджетом, выбирают гравийный велосипед с двумя комплектами колес: один для гравия, а другой – для асфальта. Это позволяет легко переключаться между покрышками для езды по дорогам и бездорожью, хотя стоит учитывать, что трансмиссия, скорее всего, не будет оптимальной для обеих дисциплин.

Теперь вы можете задаться вопросом: что такое гравийный велосипед? Мы ответим на этот вопрос, сравнивая гравийный велосипед с его двухколесными аналогами.

Гравийный велосипед – аналог байка для велокросса?

Многие велосипеды для велокросса, такие как Pinarello Crossista, имеют гоночную геометри, и лишены дополнительных функций.

Внешнее сходство между гравийниками и байками для велокросса скрывает значительные различия.

Лучшие велокроссовые аппараты разработаны исключительно для гонок по велокроссу и ограничены правилами UCI, которые устанавливают максимальную ширину покрышек 33 мм и ширину руля 50 см. Их геометрия ориентирована на гонки: высокий кареточный узел, более агрессивная посадка и острое управление для прохождения крутых поворотов.

Велосипеды для велокросса часто не имеют креплений для крыльев, багажников и дополнительных флягодержателей, поскольку они не нужны для часовых гонок.

В результате велосипеды для велокросса подходят для гравийной езды, но не являются идеальными. Лучшие гревелы предлагают гораздо больший клиренс для покрышек, более расслабленную и стабильную геометрию, подходящую для долгих дней в седле и более сложного рельефа, а также еще больше вариантов для крепления багажа.

Углубляющаяся специализация гравийных велосипедов усложняет картину. Например, лучшие гоночные гравийники ближе к велосипедам для велокросса, чем алюминиевые гревелы, предназначенные для многодневных приключений.

Нужен ли гравийный велосипед, если у вас есть хардтейл?

Гравийный велосипед или хардтейл? Разница между ними может быть довольно тонкой.

Нет ничего плохого в том, чтобы кататься по гравийным тропам и трассам на хардтейле или даже на жестком маунтинбайке без амортизационной вилки.

Жесткость рамы типичного гравийного велосипеда в сочетании с рулем-бараном обеспечивает большую эффективность педалирования и аэродинамику на дорогах и гравийных трассах.

Гравийные велосипеды обычно оснащаются широкими рулями-баранами и короткими выносами, похожими на те, что используются в горных велосипедах. 

Для долгих поездок и многодневных велопоходов руль-баран предлагает больше вариантов положения рук, что помогает снизить дискомфорт в кистях и запястьях.

Почему покрышки так важны для гравийного велоспорта?

Гравийная покрышка для сухих условий имеет низкий профиль боковин.

Лучшие гравийные покрышки могут определить, принесет ли ваша поездка удовольствие или станет кошмаром.

Как точка контакта между велосипедом и поверхностью, шины должны соответствовать типу трассы, протектору, объему и давлению в шинах в зависимости от ожидаемых условий.

Бескамерные покрышки настоятельно рекомендуются для езды по бездорожью, так как на грунте часто встречаются колючки и острые камни. Они позволяют использовать более низкое давление в шинах, снижая риск проколов от защемления.

Тем не менее, даже с бескамерной системой возможен прокол типа «змеиный укус», поэтому правильное давление в шинах крайне важно.

Колеса 650b позволяют использовать более широкие покрышки без замены рамы.

Ширина покрышек варьируется от 32 мм до более чем 50 мм (2,1 дюйма). Наиболее распространенная ширина – около 40 мм. Выбор ширины зависит от клиренса рамы и желаемого давления в шинах.

Более широкие покрышки позволяют использовать меньшее давление, обеспечивая больший комфорт и уверенность на технически сложных трассах. Они также становятся все популярнее в гонках, так как широкие покрышки имеют меньшее сопротивление качению на неровных дорогах.

Многие райдеры с ограниченным клиренсом выбирают колеса и покрышки 650b (эквивалент 27,5"), чтобы использовать более широкие шины без замены рамы.

Условия трассы определяют выбор протектора. Баланс между сцеплением и скоростью зависит от местности и погоды. Например, для влажных и грязных условий подойдет более агрессивный, шипастый протектор, а для сухого твердого покрытия – более гладкий.

Как эволюционировали гравийные велосипеды и экипировка?

Три крупнейших производителя групп оборудования – Shimano, SRAM и Campagnolo – предлагают варианты, специально разработанные для гравийных велосипедов.

За последние годы, параллельно с ростом популярности гравийного велоспорта, значительно увеличилось количество велосипедов и специализированной экипировки.

Shimano, SRAM и Campagnolo выпустили групсеты для гравийных велосипедов с более широким диапазоном скоростей, чем у типичных шоссейных групп, и они стали стандартом для многих гравийных моделей.

Также появляется все больше электрических гравийников, позволяющих райдерам исследовать более дальние и крутые маршруты.

Расклешенные рули теперь очень распространены на гравийных велосипедах, обеспечивая большую устойчивость в нижнем хвате, а некоторые райдеры выбирают гораздо более широкие рули, чем на шоссейных велосипедах.

Подвеска становится все более популярной на гравийных велосипедах и открывает доступ к более широкому спектру трасс и маршрутов.

Несколько технологий перекочевали из мира маунтинбайка в гравийный велоспорт.

Интеграция микро-подвески в выносы и подседельные штыри помогает снизить дискомфорт на неровных поверхностях. Мини-подвеска для гравийных велосипедов теперь доступна в виде вилок RockShox Rudy Ultimate XPLR (ход 30 или 40 мм), Lauf Grit (ход 30 мм) и даже полностью подвесного гравийного велосипеда Niner MCR 9 RDO (ход 50 мм).

Подседельные штыри с функцией дроппера, которые опускают седло и центр тяжести на крутых спусках, и бескамерные вставки в покрышки – легкие пенопластовые обручи, снижающие риск проколов, – также имеют корни в маунтинбайке.

Да, теперь существуют и специальные гравийные велотуфли.

Специализированная одежда и обувь для гравийного велоспорта также набирают популярность. Велошорты с карманами позволяют хранить различную мелочевку, заменяя шоссейную джерси на более повседневную футболку.

Поскольку участки, где приходится нести велосипед на руках, могут быстро износить шоссейные шипы, популярны педали в стиле МТБ с двухболтовой системой SPD или даже плоские педали для велопоходов и более технической езды.

41802, 32779, 41060, 41028, 44265, 42516

Какая экипировка нужна для гравийного велоспорта?

Лучше быть чрезмерно подготовленным, чем недооценить ситуацию, когда речь идет о езде по бездорожью. 

Убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и запасные части, включая инструмент для цепи и соединительное звено, ремкомплект для бескамерных покрышек, заплатку для покрышек и запасные камеры, а также насос высокого давления. Если вы отправляетесь в глушь, стоит взять запасной петух для переключателя, стяжки, скотч и даже тормозные колодки.

Аксессуары для гравийных велосипедов, такие как нарамные сумки, помогают надежно уложить все это снаряжение (плюс еду и запасные части), не мешая езде.

Немного планирования перед поездкой, с загруженным маршрутом на велокомпьютер с GPS, смарт-часы или телефон, может быть неоценимо. Велосипедные приложения очень полезны. Они предлагают интересные места на основе рекомендаций пользователей, что позволяет составить маршрут с лучшими гравийными участками, подъемами и даже остановками на кофе.

На случай разрядки батареи не забудьте взять бумажную карту для длительных поездок в дикую местность. В таких условиях стоит запастись большим количеством перекусов и воды. Нет ничего хуже, чем «заголодать» посреди глуши без ближайшей точки пополнения запасов.

В чем разница между гравийным велоспортом и байкпакингом?

Для байкпакинга можно взять с собой все, что душе угодно.

Байкпакинг – это термин, описывающий многодневные велопоходы, чаще всего по бездорожью.

Такие поездки могут быть спланированы самостоятельно или следовать одному из множества международных байкпакинговых маршрутов, например, Tour Divide в Северной Америке протяженностью 4 418 км или Badger Divide в Шотландии длиной 342 км.

Во время байкпакинга ночевки проходят либо на открытом воздухе с использованием палатки или гамака, либо в таких местах, как хостелы, отели или горные кемпинги. Для многодневных поездок требуется гораздо больше экипировки, которая упаковывается в специальные байкпакинговые сумки.

Какие навыки нужны для езды на гравийном велосипеде?

Рыхлые поверхности и грязь могут казаться непривычными, если вы до этого ездили в основном по асфальту.

Если вы пришли из шоссейного велоспорта, старт в гравийном велоспорте может пугать. Движение поверхностей под колесами сильно отличается от предсказуемости асфальта.

Существует несколько техник езды на гравии, которые вы освоите со временем. Навыки велокросса или маунтинбайка могут очень помочь.

На рыхлых гравийных подъемах оставайтесь в седле, а не вставайте, как на грязной трассе велокросса. Это сохранит вес над задним колесом и предотвратит его прокручивание.

Повороты на гравийных дорогах также отличаются от асфальтовых. Старайтесь выбирать самую гладкую линию, избегая, по возможности, крупных участков рыхлого гравия.

Прохождение по внутренней траектории дает больше пространства для маневра на выходе из поворота, что полезно, если что-то пойдет не так – у вас будет больше места для коррекции траектории, чем при прохождении по внешней стороне.

На более техническом рельефе выбор линии становится все более важным, как и в маунтинбайке. Для быстрой езды ищите самую гладкую траекторию, избегая крупных камней, корней и рыхлых участков.

Смотрите вперед на предстоящие особенности трассы, а не концентрируйтесь на том, что находится прямо перед вашим колесом.

Гравийный велоспорт сложнее шоссейного?

Гравийный велоспорт требует больших усилий, чем езда по гладкому асфальту.

Преодоление 100 км по гравию намного сложнее, чем по асфальту.

При езде по гравию большее сопротивление качению создается неровной поверхностью и более цепкими покрышками. Ваш велосипед может быть тяжелее и более нагруженным.

Поэтому вам придется прилагать больше усилий, что сжигает больше калорий, чем при преодолении того же расстояния по асфальтированным дорогам.

Как выглядит измотанный гравийный гонщик.

Мышцы, используемые при езде на велосипеде по асфальту и бездорожью, очень похожи. Но гравийный велоспорт – это более комплексная тренировка. Вы задействуете мышцы верхней части тела и кора, чтобы поглощать вибрации, стабилизировать велосипед и взбираться на крутые, скользкие подъемы.

Если вы тренируетесь с измерителем мощности, дополнительная работа не всегда отражается в килоджоулях, рассчитанных вашим измерителем, поскольку они основаны только на силе, приложенной к оси педалей.

А как насчет гравийных мероприятий и гонок?

Гравийные гонки могут выглядеть серьезно, но на самом деле акцент делается на социальной стороне.

Помимо того, что гравийные мероприятия открывают новые потрясающие трассы для исследования, участие в них, будь то гонка или дружеская поездка, – это отличный способ познакомиться с новыми людьми в быстро растущем гравийном сообществе.

Разнообразие гравийных гонок действительно впечатляет: от однодневных гонок до эндуро-формата с тайминговыми сегментами, многодневных байкпакинг-приключений и веселых дружеских заездов.

Если вы равнодушны к соревнованиям, то все равно не пугайтесь слова «гонка». Можно тренироваться для гравийных состязаний, но это не обязательно. Массовые гравийные гонки, зародившиеся в США, такие как Unbound Gravel, по-прежнему делают упор на социальное взаимодействие, а не на конкуренцию между райдерами.

Гравийные велосипеды