Каталог
Распродажа велосипедов
Велосипеды
Самокаты
Детям
Аксессуары
Запчасти
Экипировка
Бренды
Сервис и услуги
Подарочные карты
Все велосипеды Все электровелосипеды
Горные
Городские
Шоссейные
Детские
Экстремальные
Подборки брендов
Подборки диаметров колёс
Другие велосипеды
Все аксессуары
Безопасность
Комфорт
Обслуживание
Транспортировка
Велотренажёры
Все запчасти
Тормоза
Колёса
Фюзеляж
Кокпит
Переключение
Трансмиссия
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Назад

Как попасть в велоспорт. Гонки кросс-кантри. Всё, что вы хотели знать

Гонки кросс-кантри – это настоящее испытание физической формы, навыков и душевной стойкости райдера.

Это одна из старейших гоночных дисциплин в маунтинбайкинге. И в последнее время в подобных гонках наметился еще больший рост популярности, появились более сложные трассы, а велосипеды стали более технологичными – всё это делает гонки по-настоящему занимательными и напряженными.

Но что из себя представляют современные кросс-кантрийные гонки? Почему это настолько увлекательно? Как вы можете попробовать себя в гонках XC? И что вам нужно, чтобы начать? Читайте дальше, чтобы узнать.

Что такое гонки на горных велосипедах в стиле кросс-кантри?
Кросс-кантри на Олимпийских играх

В отличие от даунхилла (скоростного спуска) или эндуро, современные олимпийские гонки в дисциплине кросс-кантри (часто называются XCO) – это соревнования с массовым стартом, где гонщики проезжают несколько кругов по трассе. Это отличный вариант для зрителей, а также для родственников и друзей, которые придут посмотреть и поддержать, потому что они смогут увидеть гонщиков по несколько раз.

Классическая трасса для кросс-кантри состоит из подъемов, спусков и более ровных участков синглтрека (местами узких и труднопроходимых). Длина круга варьируется от гонки к гонке, но 4-5 км на круг – это довольно распространенное явление.

В каждой гонке устанавливается определенное количество кругов, и побеждает тот, кто первым пересечет финишную черту. Количество пройденных кругов зависит от вашего возраста и опыта. Топовые гонщики проезжают наибольшее количество кругов (обычно 6-8), а общая продолжительность гонки составляет около 90 минут. Новички проезжают меньше кругов, а продолжительность гонки составляет от 30 до 80 минут.

Обычно на трассе предусмотрены две технические зоны, где у гонщиков есть возможность не только пополнить свои энергетические запасы (вода/батончики), но и воспользоваться помощью механика. Например, отремонтировать или заменить покрышку.

Эти специально отведенные зоны – единственные места, где райдеры могут получить оперативную помощь, поэтому если вы случайно прокололи шину сразу после технической зоны, то придется идти пешком (или бежать трусцой, если вы в хорошей физической форме) до следующей технической зоны.

Как и следовало ожидать, первый пересекший линию гонщик является победителем, а в некоторых гонках первые места позволяют гонщикам набирать рейтинговые очки. Набрав достаточное количество рейтинговых очков, райдер может перейти в следующую категорию, где гонки будут длиннее, а конкуренция – сильнее.

Марафоны

Марафоны – это соревнования с массовым стартом, как и кросс-кантри на Олимпийских играх, но на гораздо более длительные дистанции. Это может быть от 40 км и вплоть до 140 км для самых подготовленных райдеров.

И снова трасса будет состоять из подъемов, спусков и синглтреков. Однако из-за весьма продолжительного характера дистанции эти подъемы и спуски иногда могут быть гораздо длиннее – до часа, если вы участвуете в соревнованиях где-нибудь в Альпах.

Марафонские гонки обычно состоят из одного большого круга, но иногда на таких соревнованиях могут быть нескольких средних кругов. Например, три 30-километровых круга общей протяженностью 90 км.

Как и в гонках XCO, здесь тоже имеют место быть технические зоны, где можно запастись едой, напитками и решить любые технические моменты. Поскольку XC-марафоны покрывают более внушительные дистанции, гонщики обычно более самостоятельны и сразу берут с собой всё необходимое.

Что интересного в гонках кросс-кантри?

Гонки по пересеченной местности (кросс-кантри) – это нешуточная проверка ваших разносторонних способностей, как горного велосипедиста. Вам нужно не только уметь справляться со спусками, но и быть достаточно подготовленными, чтобы на большой скорости преодолевать подъемы.

Участие в XC-гонках невероятно увлекательно, потому что вы мчитесь локоть к локтю с другими гонщиками. И хотя старт может быть немного нервным, как только вы входите в ритм гонки, трасса становится посвободнее.

Кросс-кантри может иметь репутацию довольно "серьезной" дисциплины, но мы неоднократно убеждались, что эта сцена невероятно дружелюбна и всеохватна, особенно на локальных соревнованиях.

Велосипедисты всегда рады дать совет перед гонкой, и нередко можно увидеть семьи, участвующие в гонках в разных категориях в течение всего уик-энда.

Наконец, гонки по пересеченной местности могут привести вас в красивые и живописные места, поэтому никогда не знаешь, где окажешься, если начнешь выходить за рамки местных соревнований.

Какой тип велосипеда нужен для гонок кросс-кантри?

На начальном уровне для гонок кросс-кантри можно использовать любой исправный горный велосипед. Так что если у вас есть велосипед для трейла или эндуро, и вы хотите попробовать свои силы, то можете прийти, заплатить деньги и участвовать в гонке. Важно: всегда стоит уточнить у организаторов, нужны ли вам какие-либо дополнительные документы, прежде чем вы придете.

Конечно, возможно, вы не будете так же быстры, как гонщики на кросс-кантрийных велосипедах, но это отличный способ попробовать себя в этой дисциплине, прежде чем вы решите обновить свой байк.

Хардтейл или двухподвес?

У велосипедистов, желающих приобрести подходящий гоночный кросс-кантрийный велосипед, есть всего два варианта:

Хардтейл имеет амортизацию только спереди, сочетая амортизационную вилку с жесткой задней. Хардтейлы обычно легче и проще в обслуживании, потому что нет сложного заднего амортизатора, о котором нужно все время беспокоиться.

Кроме того, они часто более доступны по цене, чем двухподвесы того же класса.

Двухподвес имеет переднюю и заднюю подвески, сочетая переднюю амортизационную вилку с задним амортизатором. Это делает его более эффективным и устойчивым при спуске по сравнению с хардтейлом, а также более комфортным.

Недостатком является то, что дополнительный амортизатор увеличивает вес и требует больше времени и денег на обслуживание.

Что лучше всего подойдет вам, будет зависеть от того, где и на чем вы любите кататься, а также от вашего опыта.

Если вам нравится кататься и участвовать в гонках на сложных участках, то вам подойдет двухподвес.

Если по душе более плавная, менее техничная езда с большим количеством подъемов, то, возможно, стоит выбрать хардтейл.

Бюджет тоже отыгрывает немаловажную роль. Велосипедисты с большим бюджетом обычно выбирают двухподвесный велосипед, в то время как тем, кто ищет более доступные варианты, скорее всего, подойдет хардтейл.

На самом деле важны ваша физическая форма и уровень мастерства, поэтому не стоит слишком зацикливаться на том, какой у вас велосипед. Лучшие гонщики могут быть одинаково эффективны на обоих.

Что еще нужно для гонок кросс-кантри?

Опять же, на уровне новичка вам не нужно многого для гонок по пересеченной местности. Обычный велосипедный шлем и велоэкипировка, в которой вам удобно ездить, вполне подойдут на первое время.

По мере повышения мастерства вы, возможно, захотите окунуться в мир контактных педалей и обуви, одежды из лайкры и дорогих шлемов.

Все это создано для того, чтобы сделать вас немного быстрее и эффективнее, что, возможно, позволит вам подняться выше в таблице лидеров.

Как мы уже говорили, ваша физическая форма и навыки езды на велосипеде в конечном итоге определят, где вы финишируете.

Что важно не забыть взять с собой

На гонку лучше всего взять свой обычный дорожный набор инструментов или подседельную сумку. Это поможет решить любые мелкие технические проблемы, возникшие в день гонки.

Во время самой гонки многие велосипедисты также берут с собой баллончик CO2 или мини-насос на случай, если вдруг случится прокол.

Также не забудьте несколько гелей, батончики или другую еду, потому что во время гонки вы будете расходовать много энергии.

Гоночная лицензия

Наконец, если вы хотите участвовать в соревнованиях, организованных федерацией, то может понадобиться гоночная лицензия. 

На небольших соревнованиях лицензия может и не понадобиться, но всегда лучше проверить это до того, как вы придете в день соревнований.

Где можно найти ближайшие соревнования по кросс-кантри?

У небольших локальных гонок могут быть свои сайты или страницы в ВК, поэтому быстрый поиск мероприятий в вашем районе может помочь. Если нет, спросите в местном магазине велосипедов или, возможно, поговорите с местными кантрийщиками, чтобы узнать, как обстоят дела.

Осталось только зарегистрироваться и начать.