Москва
Бонусы:
0
+7 495 215-17-18
Мы в социальных сетях
Сервис и услуги
Подарочные карты
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.

Виды велоспорта: всё, что вы хотели знать

Сегодня у нас познавательно-спортивный выпуск. Поговорим о самых популярных видах велоспорта, расскажем, чем они примачательны. 

Шоссе

И давайте начнем с мира легкости, аэродинамики и бритых ног. Это мир дорожных велогонок. Их проводится огромное количество по всему миру. Разные дистанции, требования к уровню подготовки, места, количество участников. Выбор велик, и вот лишь некоторые из дисциплин. 

Первое,что приходит в голову при этой фразе – Тур де Франс. 

Это шоссейная многодневная велогонка, которая является самой известной и престижной во всем мире. 

Маршрут и старт Тура меняются каждый год, но неизменным остаётся финиш на Елисейских полях в Париже. Старт в разные годы давали в Нормандии, Лондоне, на Корсике, в Брюсселе, в Монако. Петлю делают по всей Франции, чтобы жители разных регионов страны смогли стать свидетелями события мирового значения.

Еще одной классической шоссейной велогонкой является Париж – Рубэ. Старт ежегодно проводится в середине апреля на севере Франции. Особенность Париж-Рубэ заключается в том, что значительная часть гонки проходит по равнинным участкам, которые уложены брусчаткой. 

Если вы не супер-прорайдер с целой командой, но прокатиться по легендарным маршрутам хочется, то решение есть. 

Paris-Roubaix Challenge – ещё одна гонка, предлагающая всем любителям проследовать маршрутом легендарной профессиональной гонки Париж – Рубэ. 

По сложному маршруту с брусчатыми участками любители велоспорта проезжают за сутки до того, как в стартовых воротах покажутся профессионалы.

Для любителей дорогу не закрывают от автомобилей, но за безопасностью участников следят многочисленные волонтеры. Финиш любительского заезда, как и у профессионалов, расположен на велодроме в Рубэ, однако велосипедисты, не финишировавшие до 17:30, не смогут на него попасть: велодром закроют для установки конструкций профессиональной гонки. Так что, вы можете не быть райдером на спонсорстве, но приложить усилия все равно придется немаленькие. 

Что делать, если вы хотите гоняться на любительском уровне в России? Gran Fondo Russia. Проводится с мая по сентябрь по всей московской области. Дистанции бывают разные: до 40 км, 60-70 км, 95-120 км. 

Вообще, Gran Fondo – это самая популярная в мире серия шоссейных велосипедных заездов, которая объединяет на одной трассе профессионалов и любителей велоспорта. С 2016 года Gran Fondo проводится и в России. Маршруты Gran Fondo Russia пролегают по живописным трассам недалеко от крупных городов и сочетают в себе все лучшее от велогонки и большого велопутешествия.

Добавим к нашему гиду по шоссейным гонкам еще один российский старт. Это более редкий формат – Uphill – гонка в гору. Фестиваль велоспорта “3 горы” проходит в Красной Поляне и включает три апхилл-гонки в течение трех дней – Роза рейс на 8 км, Поляна рейс на 5 км и Лаура рейс с дистанцией в 17 км.

Участвовать можно как в одной гонке, так и заявиться на все три сразу. Небольшая дистанция заездов не означает, что они получатся короткими по времени и легкими: от старта до финиша участники будут ехать по горному серпантину с уклонами до 11%. Например, у 17-километровой Лауры рейс средний градиент 8%.

Еще один вид соревнований – бреветы. Если Апхилл-формат это, своего рода, спринтерский формат, то бреветы – стайерский. Суть в преодолении огромной дистанции по определенному маршруту с ограничением по времени. Участники едут в свободном темпе, останавливаются на отдых и ночевки. Бреветы проводятся велоклубами по всему миру. Важно, что это не спортивное состязание, здесь нет соперников: все участники, которые уложились в лимит, получают звание рандоннер. Слово образовано от французского randonnée — долгая прогулка. Это справедливо, учитывая дистанции, которые начинаются с 200 км и доходят до 2200 км. 

Теперь давайте перейдем к технике и немного поговорим о велосипедах. Их можно описать тремя словами: легкость, скорость, аэродинамика. Большая часть велосипедов сделана из карбона, реже используются алюминиевые байки. Это связано со стремлением производителей и гонщиков получить максимально легкий и быстрый велосипед. 

Часто это может доходить до решений вроде использования керамических подшипников, 3D-печати легчайших седел или создания полностью кастомных велосипедов. И это логично. Ввиду продолжительности гонок малейшие детали становятся решающими. Даже экономия десятых секунд в сумме может стать причиной победы или поражения

Велотрек

Следующая дисциплиной велогонок являются гонки на треке. Они подразумевают преодоление спортсменами дистанции за установленное время, оно определяется хронометражным устройством. Для заездов оборудуются специальные велотреки, их еще называют велодромы. 

Вообще, гонки на велотреке делятся на разные виды. Есть гонки на время, гонки-преследования, командные спринты и не только. То есть прям отдельный мир, который, тем не менее, многим схож с миром шоссейного велоспорта. Например, тягой к все той же скорости и аэродинамике. 

Суть езды на велодроме заключается в постепенном наборе скорости и ее поддержании продолжительное время. Условия на треке околоидеальные — ветра нет, палящего солнца нет, всё ровно, связь с велосипедом четкая. Соответственно для трека нормально поддерживать скорость около 40-50 км/ч в течении целого часа. Разумеется, такие цифры под силу подготовленным спортсменам.

В гонках на велотреке используют велосипеды с фиксированной передачей. Всё направлено на простоту и чтобы райдер не отвлекался, а мог сосредоточиться исключительно на движении. Простота для фикса важна, ведь разгонять и поддерживать скорость проще на велосипеде, который максимально аэродинамичен и лёгок. 

Unbound Gravel

Теперь к относительно новой велодисциплине. В сентябре прошлого года представители UCI (международного союза велосипедистов) сообщили мировому сообществу о том, что в 2022-м году стартует серия этапов нового велосипедного чемпионата. 

К обширной семье различных велосипедных дисциплин официально добавили гревел. Направление ведь очень перспективное – все больше людей проникаются гравийниками.

Предполагается, что новая серия гонок пройдет на разных континентах и вберет все лучшее, что давали старты любительских гревел-состязаний за годы своего развития.

Маршруты, как правило, пролегают не по густо населенным местам со множеством красивых мест и видов. Во-вторых, такие дороги как правило имеют крайне низкий трафик или же не имеют его вовсе. В-третьих, подобные гонки все ещё проводят без машин-техничек и при полном самообеспечении, что позволяет любителям чувствовать себя наравне с профессиональными. 

Ну и главное – мы прекрасно знаем, что все велосипедисты, вовлеченные в любительский спорт, любят страдать. 

Изматывающая дистанция (как правило 100 и более километров), часто тяжелый рельеф, возможность получить прокол или упасть на технически сложном участке. Звучит интригующе, правда? Азарта добавляет точно. 

Сейчас сегмент гравийных велосипедов один из самых динамичных и интересных во всем, что касается велосипеда. Велосипедные бренды предлагают свои оригинальные решения абсолютно во всем. 

Рули бывают разной формы, подседельные штыри и выносы с амортизацией, демпферы в вилке и задних перьях или активная подвеска, различные крепления и аксессуары для легкого туризма – перечислять всё будет весьма сложно. 

Циклокросс 

Циклокросс – это очень специфическая дисциплина в велоспорте. Маршруты в основном проходят по бездорожью. На циклокроссовых гонках вам встретится грязь, песок, трава, гравий, ступеньки, колдобины, да всё что угодно. Гонка измеряется кругами, а не километрами, обычно длина круга в пределах 2,5 - 3,5 км. 90% маршрута можно проехать, остальное придётся бежать, неся велосипед на себе. В зависимости от класса гонки, продолжительность составляет от 30 минут до часа.

Интересная особенность циклокросса заключается в необходимости спешиваться и переносить велосипед на себе, преодолевая преграды. Преграды обычно имеют высоту не более 40 см, и смельчаки перепрыгивают их на велосипеде. Но грязь, песок и сыпучая поверхность просто не позволяют проехать некоторые участки, а значит нужно уметь быстро спешиться, схватить велосипед и пробежать.

Внешне он очень похож на шоссейный: гнутый руль, сравнительно узкие покрышки, легкий вес, жёсткая вилка. Но велосипед для циклокросса имеет некоторые особенности: посадка более прямая, элементы рамы имеют большие зазоры, чтобы грязь не застревала и помещались толстые покрышки. 

Кросс-кантри

Заметили как мы плавно подошли к МТБ дисциплинам. Начили с ультимативных шоссейных болидов, постепенно “покидая асфальт”. На очереди кросс-кантри. На мой взгляд, именно кросс-кантри сочетает в себе две полярные идеологии. Шоссейную с ее тягой к легкости и скорости и горную с необходимой прочностью и контролем на сложном рельефе. 

"Кросс-кантри" в переводе с английского означает "пересеченная местность". Поэтому под данным термином подразумевается направление в велосипедном спорте, где гонка проходит по пересеченной местности. При этом необходимо отличать кросс-кантри от прогулки на велосипеде по лесу. 

Трассы для гонок оборудуются профессионально, с учетом требований, предъявляемых МОК. А для езды по этим трассам требуются гоночные кантрийные байки. Кроме того, для занятий этим видом спорта нужна хорошая физподготовка, выносливость и быстрота реакции, так что это вовсе не так легко как может показаться.

Говоря о кросс-кантри, сразу в голову приходит Кубок мира, который проходит под эгидой UCI, а также различные местные чемпионаты. 

Такие соревнования подразделяются на три вида в зависимости от трассы.

  • Классическая гонка. Подразумевает преодоление 3-6 кругов по трассе протяженностью 5-9 км. Время заезда в этом случае составляет не более 2 ч.
  • Шор-трек — 6-9 кругов на короткой дистанции. 
  • Марафон — заезд на большие дистанции, длящийся 2-8 ч.

Трассы для кросс-кантри бывают крайне разнообразны в плане сложности. К примеру, часто можно встретить трассы без каких-либо техничных секций. Такие делают специально для того, чтобы принять участие в гонке мог любой желающий. 

Разумеется, на большинстве известных трасс техничные секции – обязательный элемент. Они включают в себя дропы, нырки, сады камней, контруклоны. Сложность может доходить до того, что не все подготовленные райдеры решаются проезжать такие штуки. Именно поэтому победу в состязании могут обеспечить только выносливость и систематические тренировки. Однако не следует забывать и про железного коня — от него немало зависит в жесткой борьбе, где счет ведется буквально на секунды.

Для кросс-кантри характерно два типа велосипедов: хардтейлы и двухподвесы с традиционным ходом подвески в 100мм.

Такие велосипеды являются наиболее распространенным, так как эти велосипеды наиболее универсальны, оборудованы трансмиссиями с широким диапазоном, вес карбоновых рам, как правило, меньше килограмма.

Общий вес кантрийных велосипедов может не выходить за пределы 8,5 килограммов, при условии, что это гоночные байки. Речь, правда, сейчас идёт о хардтейлах. 

Двухподвесы в кросс-кантри встречаются все чаще. Это логично ввиду того, что трассы становятся технически очень сложными,  а двухподвесы позволяют лучше проезжать такие техничные участки. Их рамы весят около пары килограммов из-за особенностей конструкции. В остальном все то же самое.

Кросс-кантри может показаться чем-то легким во всех смыслах этого слова, но это не так. В гонках надо прикладывать очень много сил и быть выносливым. Но за то, вы получаете заряд адреналина и полноту велосипедных переживаний.

Эндуро

Давайте шире раскроем тему выносливости? 

Поговорим про эндуро-гонки, ведь дословно "эндуро" переводится как "вынести, выдержать, вытерпеть". И это чистая правда. Такова задача райдера в этой дисциплине. 

Гонки с одиночным или групповым стартом, в ходе которых необходимо преодолеть трассу с природными и рукотворными преградами, временами с совершенно непроходимыми спусками и агрессивными подъемами. Суть чем-то похожа на кросс-кантри, тоже на выносливость, только с значительно более агрессивными препятствиями. Потому эндуро-велосипеды и обладают подвеской с большим ходом в 150 – 180 мм. Еще чуть-чуть и были бы полноценные даунхилл-двухподвесы. Стоит ли говорить, что в эндуро уже нет места хардтейлам?

В полноценных соревнованиях по эндуро-серии длительность проведения гонки может растягиваться на несколько дней и включать в себя несколько спецучастков. 

Райдеры проезжают эти спецучастки, перебираются своим ходом на другие склоны и готовятся к диким спускам уже на новых спецучастках. Спуск может длиться как 2 минуты, так и 20 минут по слабо изученным трассам. И слабо изученные они не потому что эндуро-райдеры плохо усваивают информацию, а потому что таковы правила соревнований – не иметь возможность хорошо обкатать трассу.

Одно из самых зрелищных соревнований в дисциплине эндуро – это «Megavalanche». В котором сотни гонщиков стартуют на заснеженной горе, а на пути у них предстоят и каменистые спуски, и тягучие подъемы, и снова спуски, и все это может растянуться на 1 час времени.

Для суровых условий – суровые байки. Эндуро-велосипеды, помимо огромных ходов подвески, могут иметь как традиционный вариант колес на 29 дюймов, так и колеса разного диаметра спереди и сзади. Обычно 29 спереди и 27.5 сзади. Такое решение позволяет сочетать накат и игривость. 

Однокоронная вилка и задний амортизатор часто имеют функцию блокировки. Всё для того, чтобы подвеска не раскачивалась и позволяла эффективно вкручивать на более-менее гладких подъемах. Часто используют телескопические подседельные штыри, позволяющие во время движения поднять седло, что также полезно на подъемах.

Даунхилл

И теперь переходим к самому хардкорному велоспорту. Это даунхилл. Название тоже говорит само за себя. Скоростной спуск с горной возвышенности по специально подготовленной трассе. На ней присутствует много технически сложных участков, усложняющих жизнь. Спуск длится в среднем около 5 минут и имеет дистанцию около 2-х километров. Старт одиночный на время, кто окажется самым быстрым, тот и победитель.

Велосипеды в данной дисциплине одни из самых тяжелых и прочных. Хода подвески достигают 200 мм., вилки двухкоронные, с широченными ногами в 40 – 49 мм. Вынос руля минимальный 30 – 40 мм, а руль наоборот максимально широкий – 780 – 800 мм. Покрышки из мягкого компаунда, потому как им предстоит из всех сил цепляться за мелочи грунта там, где другие сорвутся. 

Все это делается для повышения контроля, управляемости и для “выживаемости” велосипеда и райдера после приземления с 5-и метровых обрывов. А вот ехать на таком байке вверх настоящая боль, но обычно это и не нужно. 

Райдеры одевают всевозможные шлемы, наколенники, налокотники, фиксаторы шеи, щитки на голени и другие защиты, оберегающие кости владельца.

Подкатегории даунхилла:

  • Urban DH – весьма опасные соревнования на улочках городов, находящихся на склонах гор. Трассы могут выходить за пределы городков, могут и обратно в них заводить. Нередко улицы могут быть настолько узкими, что легкий поворот ни туда приведет к «выходу райдера из строя»;
  • Mini DH – тот же классический даунхилл, но на трассах меньшего масштаба. Например, может проводиться в городских парках. 

Фрирайд

Red Bull Rampage. Это фрирайд-соревнования по маунтинбайку, которые проводятся в штате Юта, США. Здесь лучшие маунтинбайкеры планеты пытаются максимально эффектно проехать трассы на по невероятному рельефу с острыми хребтами и большими дропами. Их задача – впечатлить судейскую коллегию, выполняя невероятные трюки на огромной скорости. 

Правила довольно просты – нужно спуститься с горы к ее подножию, и сделать это без остановок и самым зрелищным способом. У горы нет естественного пути вниз, поэтому спортсменам приходится читать рельеф, пересекать секции, перепрыгивать через целые участки и искать свой уникальный путь вниз. Райдеры должны подобрать такую линию спуска, которая лучше всего подойдет их стилю катания. 

Именно поэтому для многих Rampage – самое зрелищное и ожидаемое событие в мире маунтинбайка.

BMX Racing

Менее хардкорной, но не менее зрелищной и сложной дисциплиной является BMX-рейсинг. Дисциплина создавалась с целью подготовить детей к мотокроссу, но со временем, в этот спорт втянулись и более взрослые участники.

Это очень зрелищный и достаточно непредсказуемый вид спорта. Почему непредсказуемый? Дело в том, что райдер соревнуется с семью другими спортсменами на специально построенное грунтовой трассе. Ее длина обычно составляет около 300–400 метров. На трассе встречается множество трамплинов, валов и резких поворотов. 

Победителем становится тот, кто первым пересечет финишную прямую. Прохождение дистанции займет всего 30–40 секунд, но в течение этого времени нужно будет продемонстрировать навыки, которые оттачиваются на тренировках годами.

По сравнению с привычными стилями катания на BMX, велосипеды для BMX-рейсинга имеют ощутимо более длинную геометрию и почти всегда оснащаются контактными педалями.

Следующая дисциплина концептуально похожа на BMX-рейсинг. Называется фокросс – гонки, где четыре райдера борются за первенство на трассе. Первые двое финишировавших переходят в следующий этап, проигравшие выбывают. Допускается даже некоторая контактная борьба.

Велосипед для фокросса – это чаще всего алюминиевый или карбоновый хардтейл с длинной рамой низкой ростовки, лёгкой и упругой вилкой с ходом около 100 мм, колёсам 26 или 27,5 дюймов, покрышками 2,1-2,35 дюйма и лёгким, но достаточно прочным навесным оборудованием. Для особо злостных трасс используются короткоходные и среднеходные двухподвесы