Каталог
Распродажа велосипедов
Велосипеды
Самокаты
Детям
Аксессуары
Запчасти
Экипировка
Бренды
Сервис и услуги
Подарочные карты
Все велосипеды Все электровелосипеды
Горные
Городские
Шоссейные
Детские
Экстремальные
Подборки брендов
Подборки диаметров колёс
Другие велосипеды
Все аксессуары
Безопасность
Комфорт
Обслуживание
Транспортировка
Велотренажёры
Все запчасти
Тормоза
Колёса
Фюзеляж
Кокпит
Переключение
Трансмиссия
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Назад

Велосипедная цепь: чистка, смазка, обслуживание. Всё, что вы хотели знать

Чистка цепи велосипеда – важный фактор уменьшения износа компонентов, улучшения их работы и вообще, уважения к велосипеду как такового. Мы подготовили это руководство по очистке цепей, и скорее всего, здесь есть вся информация, которая может вам понадобиться.

Износ цепи происходит по разным причинам, но главная из них – это песок и грязь, которые постепенно стачивают металл. Очистка цепи не только поможет вам сэкономить, чистая цепь без трения от грязи и другого абразива будет куда лучше работать.

Почему цепь нужно чистить?

Наш механик подтверждает, что с грязной цепью вы будете хуже ехать.

"Насколько хуже – зависит от того, насколько грязная у вас цепь, но в целом, испытания показали, что на шоссейном велосипеде грязная цепь уменьшает вашу суммарную мощность на 3-5 ватт (если приложенная райдером мощность составляет 250 ватт). Соответственно, потери будут составлять 1-2 процента," – говорит он.

"К примеру, нормально очищенная и смазанная цепь при работе отнимает у вас порядка 7 ватт мощности. И немного пыли после пары "чистых" выездов на шоссе легко добавят потерю ещё 3 ватт из-за повышенного трения".

Эта цифра будет расти с увеличением количества пыли и грязи:

"Если выехать на шоссе буквально несколько раз, не очищая и не смазывая заново цепь, можно терять уже до 5 ватт. А в крайних случаях (горный велосипед или велокросс) цепь может быть по-настоящему грязной и отнимать у вас ещё 12 ватт".

"Когда цепь нормально не очищена и не смазана, между поверхностями её звеньев возрастает трение. Так, при 95 оборотах педалей в минуту с ведущей звездой на 53 зуба каждую минуту будут происходить 40280 поворотов звеньев цепи (имеются в виду их повороты при заходе и сходе со звёзд и роликов переключателя), когда цепь движется через трансмиссию. Соответственно, с таким числом постоянно поворачивающихся звеньев очень важно минимизировать трение между ними".

Кроме того, многие райдеры забывают перед смазкой обезжирить цепь, что неправильно. Ведь если вы смазываете грязную цепь, она только будет притягивать ещё больше грязи, и толку от такой смазки не много. Также в этом случае вы рискуете оставить следы на ногах или штанах, если они прикасаются к такой цепи во время езды. Впрочем, смазать необезжиренную цепь перед выездом всё же лучше, чем совсем ничего с ней не делать".

Нужно ли для чистки снимать цепь с велосипеда?

Здесь мнения могут быть разными – некоторые снимают цепь, а некоторые нет.

Раньше многие снимали цепь с велосипеда и трясли её в банке с дегризером (обезжиривателем), но теперь такое встречается не часто. В современных трансмиссиях передач стало больше и цепи стали уже – таким образом, изменились и способы их очистки.

Если в вашей цепи используется не замок, а соединительный пин, то она, вероятнее всего, рассчитана на то, чтобы поставить её на велосипед и снять уже для замены вследствие износа.

Специалист из компании Park Tool добавляет, что "даже если на цепи есть замок, вы всё же разбалтываете его при снятии, создавая слабое звено. Замки должны устанавливаться на место надёжно, и если постоянно их снимать, эта надёжность уменьшается. Опять же, так вы создаёте слабое звено".

Если же на вашей цепи есть многоразовый замок, то вы спокойно можете снимать её для чистки и не беспокоиться о слабых звеньях.

В случаях, когда такого замка нет, Shimano, SRAM и Campagnolo рекомендуют использовать новый одноразовый замок каждый раз, когда вы вновь собираете цепь.

Как бы то ни было, несмотря на возражения производителей, многие вполне успешно много раз пользуются формально одноразовыми замками.

Самый простой способ почистить цепь

Если вы не хотите проводить полноценную глубокую чистку, вполне можно быстро почистить цепь, не снимая её с велосипеда.

Ниже – пошаговое руководство по обезжириванию, чистке и смазке велосипедной цепи.

  1. Если на вашем велосипеде стоят дисковые тормоза, мы бы рекомендовали накрыть чем-то задний ротор или же снять колесо. Возможно, вам лень этим заниматься – в таком случае старайтесь наносить дегризер на цепь как можно дальше от ротора, например, в том месте, где цепь подходит к ведущей звезде, под нижним пером рамы. Кроме того, можно использовать машинку для чистки цепи или же снять колесо и поставить устройство для удержания цепи (подробнее мы расскажем об этом чуть позже).
  2. Распылите на цепь специальный дегризер (состав для обезжиривания) – чтобы покрыть всю цепь, прокручивайте при этом педали назад. Если вы используете машинку для чистки цепи, налейте туда дегризер до соответствующей отметки. Распределите дегризер по цепи при помощи тряпки или щётки. Лучше всего использовать старую тряпку или щётку для трансмиссии и новую чистую тряпку для остального велосипеда – хотя бы для того, чтобы не оставлять на нём чёрных масляных следов.
  3. После этого подождите пять минут (или сколько рекомендует производитель) и смойте дегризер. Теперь, собственно, можно помыть весь остальной велосипед.
  4. Смывайте дегризер простой водой.
  5. Протирайте цепь куском ветоши, пока она не перестанет быть чёрной. Если ваша цепь особенно грязна, возможно, придётся повторить обезжиривание ещё раз.
  6. Когда цепь очищена, и с неё больше не стекает чёрная жижа, высушите её. Для этого можно использовать сухую тряпку или компрессор, если он у вас есть. Не оставляйте цепь в таком виде на ночь, дабы она не начала ржаветь.
  7. Наконец, смажьте цепь. Мы рекомендуем использовать капельную смазку, а не спреи. В первую очередь, это позволяет не испачкать смазкой ротор или калипер тормоза, а также, капая смазку на каждое звено цепи, вы можете дополнительно её осмотреть на предмет каких-либо изъянов – например, трудноподвижных звеньев или недожатых пинов.
Машинки для чистки цепи

Большинство производителей инвентаря и средств для обслуживания велосипедов, включая, к примеру, Park Tool и Muc-Off, рекомендуют использовать машинки для чистки цепи.

В таких машинках есть вращающиеся щётки, которые помогают равномерно распределить дегризер по цепи, когда вы крутите педали назад. По нашему опыту, работают такие машинки похожим образом, и единственное, чем они различаются – это качество изготовления и сборки.

Рекомендуем использовать устройство для удержания цепи вместо кассеты заднего колеса во время чистки.

Это стоит делать, чтобы избежать попадания дегризера в барабан и подшипники задней втулки – механики на гонках Кубка Мира обычно делают именно так.

Ещё одно преимущество такого способа в том, что в этом случае вы легко доберётесь до роликов заднего переключателя, где часто собирается грязь. Если вам нравится идея с устройством для удержания цепи, выбирайте такое, которое подходит для стандарта задней оси на вашем велосипеде.

"После того, как вы обработали цепь дегризером и почистили, промойте её тёплой мыльной водой – это позволит убрать всю оставшуюся грязь," – рекомендует наш специалист.

Если вы не снимаете цепь с велосипеда, лучше всего использовать машинку для чистки. Впрочем, предупреждаем о возможных при этом проблемах: "В первую очередь, цепь не должна полностью погружаться в раствор с моющим средством".

Ещё один важный фактор, который нельзя упускать – это натяжение цепи: "Натяжение не обязательно должно быть очень сильным (хватит и натяжения от пружины заднего переключателя) – самое главное, чтобы цепь не провисала. Когда она провисает, дегризер и смазка вытекают из звеньев свободнее, чем когда цепь натянута".

Неважно, что вы используете: жёсткую щётку, машинку для чистки цепи или просто тряпку – чистку лучше всего производить вне помещения. Чистка цепи – грязная работа, и делать это над ковром или полами квартиры не очень здорово.

Также не рекомендуем использовать едкие и ядовитые средства для обезжиривания – например, дизельное топливо, бензин, керосин или ацетон. Существует много более безопасных и экологичных средств, которые позволят очистить цепь не хуже.

И не поддавайтесь искушению вымыть цепь при помощи мойки высокого давления, "если только вы не готовы сразу перебирать весь велосипед," – дополняет наш механик, – "Это может вымыть смазку из подшипников велосипеда, стоит только направить струю в неверном направлении".

Да, я могу снять цепь – как её лучше очистить в таком случае?

Если на вашей цепи есть многоразовый замок, и вам не приходится пользоваться выжимкой, чтобы снять цепь, вы явно в меньшинстве. И это означает, что вы спокойно можете снять цепь и прополоскать её в обезжиривающем растворе.

Мы выступаем как раз за чистку цепи отдельно от велосипеда. "Да, мы рекомендуем снимать цепь, чтобы очистить её должным образом. Многоразовые замки, такие как Wippermann Connex Link, сильно облегчают снятие цепи. А самый эффективный способ убрать грязь – это поместить цепь в простой и недорогой ультразвуковой прибор для очистки".

"Ультразвук отлично удаляет пыль и грязь изнутри звеньев. Если у вас нет такого прибора, можно поместить цепь в герметичный сосуд с очистителем и хорошенько потрясти," – предлагает наш механик.

Наш опыт показывает, что использование очистителя от Simple Green и ультразвукового прибора позволяет максимально эффективно очистить цепь и, что ещё важнее, убрать со звеньев приставшую пыль и другой абразив. Впрочем, если делать это с действительно грязной цепью, вероятно, вам потребуется несколько пятиминутных (или дольше) заходов, прежде чем цепь очистится до идеала.

Если у вас нет на это времени, очистка щёткой даст практически такие же результаты, как ультразвуковой прибор, и поехать кататься с очищенной цепью вы сможете быстрее.

Также, если вы хотите ускорить процесс ультразвуковой очистки, можно поскрести цепь щёткой перед помещением в ультразвуковой прибор. После этого просто сполосните её водой и по возможности высушите при помощи компрессора – в итоге цепь будет действительно как новая.

Как бы вы ни поступали, главное – не оставляйте цепь в очистителе на долгий период (к примеру, на несколько дней). Люди рассказывают ужасные вещи о том, как дегризер может в таком случае вызывать коррозию и даже трещины на поверхности металла.

Может ли цепь быть слишком чистой?

Некоторые считают, что если если слишком усердно чистить цепь, можно вычистить изнутри звеньев заводскую смазку, которую не так-то просто заменить. На самом деле, по-настоящему важно, чтобы цепь была правильно смазана, а риска "чрезмерной очистки" практически не существует.

"Мы не считаем, что цепь может быть слишком чистой, если её после очистки нормально смазывать," – говорит наш специалист. "На самом деле, когда-то компания Friction Facts проводила эксперименты с цепями – мы тогда очистили цепь насколько возможно при помощи сильных растворителей. Нужно было добиться абсолютно чистого металла, после чего цепь смазывали".

А когда цепь уже очищена, мы не рекомендуем слишком долго ждать перед нанесением на неё смазки, утверждая, что сухая цепь всё же больше подвержена коррозии.

А что насчёт смазки? Действительно ли заводская смазка всегда лучше?

"Мы давно уже развенчали миф о том, что смазки из магазина не могут проникать в цепь так же глубоко, как заводские," – говорит специалист мастерской. "Тесты показали, что капельной смазке нужно менее минуты, чтобы полностью проникнуть во все части движущейся по звёздам цепи".

Мы проводили множество тестов фабричных смазок и смазок из магазинов: "Некоторые фабричные смазки работают лучше других, а между лучшими и худшими смазками из магазинов иногда даже получалась разница в 5 ватт по мощности. Как бы то ни было, мы ни разу не видели, чтобы хорошие заводские смазки были эффективнее, чем хорошие из магазинов".

Теперь цепь очищена. Что дальше?

"Важная часть процесса очистки цепи – её смазка. Нанести качественную смазку – самый простой и дешёвый способ снизить трение в трансмиссии," – говорит наш механик.

Согласно результатам тестов между лучшими и худшими смазками капельного типа может быть разница в 5 ватт во время езды на велосипеде. "Некоторые из лучших смазок капельного типа, которые мы тестировали – это Squirt Lube, Lilly Lube, Rock-N-Roll Extreme и Morgan Blue Rolls Pro".

"Различные восковые и парафиновые составы (такие как Molten Speed Wax), в целом, работают лучше, чем смазки капельного типа, но нанести их на цепь явно сложнее. Сейчас некоторые компании продают уже обработанные парафином и воском цепи," – добавляет он.

О некоторых составах производители говорят, что они являются одновременно очистителем и смазкой, но, судя по нашему опыту, слой такой смазки оказывается слишком мал для долгих поездок. Впрочем, здесь можно действовать так же, как с любой смазкой – наносить побольше и убирать тряпкой излишки.

Согласен с этим и наш специалист, который также говорит, что лучше смазать грязную цепь, чем не наносить смазку совсем.

"Как минимум, нужно заново смазывать цепь перед каждым выездом, пусть даже она будет грязной. Для лучшей работы трансмиссии лучше уж смазать грязную цепь, чем не делать вообще ничего." – резюмирует он.

А если вы не будете забывать просто регулярно протирать цепь чистой тряпкой, вам, вероятно, удастся избежать многих проблем, которые вызывают грязные цепи.

Если вы ленивы, то лучшее решение для вас – это профилактика. Для начала используйте поменьше смазки – не нужно, чтобы цепь в ней утопала. Возьмите флакончик капельной смазки и нанесите по капле на каждое звено цепи, прямо на вращающийся ролик. Смазка в виде спрея, конечно, тоже попадёт куда нужно, но она непременно разлетится и по щёчкам звеньев, и тогда цепь будет собирать больше грязи.

Да, смазка каждого шарнирчика цепи занимает больше времени, но помните, что это позволяет вам заодно проверить каждое звено – таким образом, вы увидите, есть ли в цепи повреждённые звенья, погнутые щёчки, недожатые пины и так далее.

Очевидно, что самый простой способ очистить действительно грязную цепь – её замена на новую. В этой связи советуем измерять износ цепи перед каждой чисткой, ведь если цепь существенно изношена, чистить её не имеет смысла.

Когда у цепи появляются признаки износа, мы советуем снять с велосипеда старую кассету и ведущие звёзды – после этого их следует хорошенько почистить. После такой процедуры новая цепь должна лучше служить.

Нужно ли покрывать цепь воском?

Ещё один вариант для самых привередливых райдеров – проварить цепь в воске. В этом случае вы полностью погружаете цепь в расплавленный воск. Обработанная таким образом цепь хорошо отталкивает грязь и всяческий абразив, и вообще, лучше служит. Однако не забывайте, что этот процесс весьма трудоёмкий.