Многие знают о тормозах Shimano для горных велосипедов, но если вы не в курсе, чем тормоза Zee отличаются от XTR, рекомендуем почитать данную статью.
Когда приходит время сбавить скорость, просто зажмите ручку тормоза Shimano, и вы быстро превратитесь из летящей ракеты в ползущую улитку. У дисковых тормозов Shimano обычно есть чёткая точка схватывания, но некоторым райдерам они кажутся слишком цепкими по сравнению, скажем, с моделями от SRAM. То есть, не то, чтобы одни были лучше или хуже других, но эти тормоза точно ощущаются по-разному.
Японская компания Shimano предлагает широкий ассортимент тормозов различной стоимости и для разных стилей катания. Разобраться в этом многообразии может быть непросто, так что продолжайте читать – тогда вы без труда найдёте нужные тормоза для себя.
Дисковые тормоза Shimano для кросс-кантри и трейлрайдинга
Shimano XTR
Шикарные тормоза для кросс-кантри, трейлрайдинга и эндуро.
Особенности:
- Двух- и четырёхпоршневая версии
- Регулировка расстояния от руля до ручки
- Регулировка свободного хода ручки
Почему их стоит купить?
- Ручки повышенной жёсткости
- Хорошо сочетаются с манетками для демпферов и регулируемого подседельного штыря
Почему НЕ стоит их покупать?
- Потратить придётся немало
Жемчужина линейки компонентов Shimano для горных велосипедов – это XTR. Тормоза XTR изготовлены из самых качественных материалов – здесь есть облегчённая версия для кросс-кантри и марафонов, а есть четырёхпоршневая для трейлрайдинга и эндуро.
Кросс-кантрийная версия называется XTR BR-M9100 – там два керамических поршня и одноэлементная конструкция калипера. Эти тормоза отличаются новой гидролинией повышенной жёсткости, а также одноэлементным калипером, который, по словам производителя, увеличивает мощность тормозов. Ход ручки и время срабатывания тормоза при этом стали на 30% меньше по сравнению с предыдущей моделью. У тормоза M9100 – крепление к рулю I-Spec EV, а сама ручка имеет новую форму и выполнена из карбона. А поскольку гонщикам кросс-кантри очень важен вес компонентов, мастер-цилиндр в ручке изготовлен из магниевого сплава, а регулировок расстояния до руля и точки схватывания здесь нет, так же, как и технологии Servo Wave. Это, по словам производителя, позволяет снизить общий вес тормоза на 26 граммов – таким образом, один новый тормоз XTR весит 204г.
Трейловая же версия тормоза M9120 отличается одноэлементным калипером с четырьмя поршнями, что, по словам производителя, обеспечивает увеличение мощности на 10% по сравнению с M9020. А поскольку рост мощности неизбежно приводит к большему нагреванию системы, в тормозах M9120 используются колодки IceTech, позволяющие с этим справляться. Ручки здесь такие же, как в тормозах XTR для кросс-кантри, однако, в данном случае можно регулировать расстояние от ручки до руля и настроить точку схватывания без использования инструментов. При этом, ручка остаётся карбоновой, а мастер-цилиндр – магниевым.
Финальная деталь тормозов XTR – это роторы, двухэлементные роторы с креплением Center Lock, которые выпускаются в размерах 140, 160, 180 и 203мм. Из их особенностей можно выделить фирменную конструкцию Ice-Tech Freeeza (включая специальную краску на "пауке", которая отводит тепло), а также заявленный вес в 147г для ротора диаметром 203мм.
Shimano Deore XT
Функциональность тормозов XTR, но без использования дорогих материалов и за куда меньшие деньги.
Особенности:
- Двух- и четырёхпоршневая версии
- Регулировка расстояния от руля до ручки
- Регулировка свободного хода ручки
Почему их стоит купить?
- Легко прокачивать
- Чёткая и неизменная точка схватывания
Почему НЕ стоит их покупать?
- Регулировка точки схватывания работает не в полной мере
- Могут показаться слишком резкими
Второй по "старшинству" групсет Shimano – Deore XT, эти компоненты дешевле, но работают они не хуже XTR. Здесь всего один вариант ручки с креплением I-Spec II и возможностью регулировать расстояние от ручки до руля и свободный ход ручки без инструментов. Сама форма ручки и мастер-цилиндр здесь не отличаются от XT предыдущей версии, равно как и матово-чёрная расцветка.
Калиперы XT тоже есть как двух-, так и четырёхпоршневые, впрочем, одноэлементной конструкции здесь уже не будет. Заявленный вес двухпоршневого тормоза – 392г, а четырёхпоршневого – 410г. У обоих – керамические поршни, соединительный элемент гидролинии с калипером в виде небольшого банджо и специальные рёбра на колодках для лучшего теплоотвода.
Если говорить о роторах, то здесь, как и у более дорогих XTR, мы видим технологии Ice-Tech и Freeza. Весят они также чуть больше (164г для диска размером 203мм), и специальной краски для лучшего распределения тепла здесь уже не будет.
Shimano SLX
По сути, копия XT, но за меньшие деньги.
Особенности:
- Двух- и четырёхпоршневая версии
- Регулировка расстояния от руля до ручки
- Свободный ход ручки не регулируется
Почему их стоит купить?
- Отличная мощность
- Расстояние от ручки до руля можно регулировать без инструментов
Почему НЕ стоит их покупать?
- Нет регулировки точки схватывания
Японская компания вновь перевыпустила надёжный и "рабочий" групсет SLX – он по-прежнему очень удобен и функционален, но не стоит огромных денег.
Новые тормозные ручки SLX почти идентичны XT, включая новую форму зажима, которая обеспечивает на 10% большую стабильность ручки, возможность регулировок без инструментов и совместимость с системой крепления I-Spec EV. Мастер-цилиндр и систему ServoWave здесь оставили такие же, как раньше. Единственное существенное различие а том, что регулировки точки схватывания у ручек больше нет.
Калиперы SLX выпускаются в версиях с двумя и четырьмя поршнями – у последних также будут ребристые колодки и соединительный элемент гидролинии с калипером в виде банджо. Понятно, что двухпоршневая версия тормоза не столь мощна, но она и весит около 320г за сторону – таким образом, получается отличное соотношение функциональности и веса, а ещё такое же резкое схватывание, как у более дорогих моделей.
Shimano Deore M6000
Немного упрощённые тормоза, которые, тем не менее, отличаются хорошей мощностью.
Особенности:
- Двух- и четырёхпоршневая версии
- Регулировка расстояния от руля до ручки
- Свободный ход ручки не регулируется
Почему их стоит купить?
- Отличное резкое схватывание
- Более чем достаточная мощность для торможения одним пальцем
Почему НЕ стоит их покупать?
В тормозах Deore M6000 используется много технологий, которые раньше были доступны только для более дорогих моделей Shimano. Например, здесь присутствует технология Servo Wave и регулировка расстояния от ручки для руля при помощи инструментов. Для новой версии M6000 производитель решил использовать зажим I-Spec II и интегрированный мастер-цилиндр обновлённой конструкции – но регулировки точки схватывания здесь ещё нет.
Тормозные калиперы переделали полностью – например, порт для прокачки перенесли на противоположную сторону, а колодки теперь стали больше и доступны как в органическом, так и в металлизированном вариантах. Поршни здесь уже не керамические или алюминиевые, как у более дорогих моделей, а резиновые. И, наконец, сами калиперы выпускаются в серебристом и чёрном цветах.
Shimano Alivio
Надёжные бюджетные тормоза.
Особенности:
- Двухпоршневые
- Нет регулировки расстояния от руля до ручки
- Свободный ход ручки также не регулируется
Почему их стоит купить?
- Отличная мощность
- Легко прокачивать
Почему НЕ стоит их покупать?
- Нет общего крепления для манетки
- Довольно длинные ручки
Групсет Alivio относится к начальному уровню линейки Shimano, и его часто можно увидеть на велосипедах в сборе. Здесь есть и отдельные гидравлические ручки, и совмещённые варианты с манетками.
Оба варианта – это, по сути, упрощённые модели других гидравлических тормозов Shimano с интегрированным мастер-цилиндром для начинающих райдеров и регулировкой расстояния от ручки до руля, рассчитанной, в том числе, на маленькие руки и короткие пальцы.
Калиперы здесь базовые, двухпоршневые, с возможностью односторонней прокачки.
Shimano Acera
Хорошая мощность и модуляция за небольшие деньги.
Особенности:
- Двухпоршневые
- Нет регулировки расстояния от руля до ручки
- Свободный ход ручки также не регулируется
Почему их стоит купить?
- Хорошая и стабильная мощность
Почему НЕ стоит их покупать?
- Из-за больших допусков ручки могут показаться слишком мягкими
- Как правило, они комплектуются роторами только для органических колодок, которые хорошо бы сразу заменить
Групсет Acera M3000 – самый дешёвый групсет от Shimano, который, по задумке производителя, должен подойти для трейлрайдинга. Несмотря на то, что это самые бюджетные тормоза в линейке, здесь используются полноценные двухпоршневые калиперы, и прокачать тормоз можно лишь с одной стороны. Обновлённые тормоза Acera отличаются расположением порта на калипере, что облегчает процесс прокачки.
Дисковые тормоза Shimano для даунхила
Shimano Saint
Для гонщиков даунхила, которым нужно иметь возможность моментально остановиться.
Особенности:
- Четырёхпоршневые
- Регулировка расстояния от руля до ручки
- Свободный ход ручки также регулируется
Почему их стоит купить?
- Отличный теплоотвод
- Очень эргономичны
Почему НЕ стоит их покупать?
- Когда система нагревается, точка схватывания может меняться
Тормоза Saint созданы для экстремального катания и должны выдерживать нагрузки в даунхиле. Сами ручки здесь короче, чем у других моделей Shimano, там предусмотрена регулировка расстояния до руля и свободного хода без использования инструментов. Для наилучшей модуляции в тормозах Saint используется система Servo Wave, а ручки крепятся к рулю зажимами I-Spec B – такие зажимы тяжелее, но и надёжнее (читай – лучше выдержат удары при падениях). Тормоза Saint сделаны для использования с сверхжёсткими трёхслойными гидролиниями Shimano, что обеспечивает лучшее ощущение ручки в условиях экстремального торможения.
Четырёхпоршневые калиперы Saint очень жёсткие, и в них стоят керамические поршни для того, чтобы тормозная жидкость (минеральное масло) меньше нагревалась. Кроме того, здесь используются все возможные технологические уловки Shimano для дополнительного охлаждения, включая ребристые колодки.
Shimano Zee
Недорогие тормоза, которые могут замедлить даже товарный состав.
Особенности:
- Четырёхпоршневые
- Регулировка расстояния от руля до ручки
- Свободный ход ручки также регулируется
Почему их стоит купить?
- Та же форма, что у Saint
- Хорошее соотношение цены и мощности
Почему НЕ стоит их покупать?
Тормоза Zee по сравнению с Saint – это примерно как XT по сравнению с XTR, и функционально они практически не уступают Saint. Единственное серьёзное различие здесь – это стоимость, ну и количество использованных дорогих материалов.
Здесь будут такие же четырёхпоршневые калиперы, как у Saint, с керамическими поршнями.
При этом, тормозные ручки Zee практически идентичны SLX – впрочем, для регулировки расстояния до руля здесь уже потребуются инструменты, а сами рычажки ручек отличаются нескользящим покрытием. К тому же, в этих тормозах всё так же используется система Servo Wave, металлизированные колодки и система односторонней прокачки.
Технологии Shimano для дисковых тормозов
1. Servo Wave
Сочетанием Servo Wave представители Shimano называют ускорение движения колодок тормоза с момента нажатия ручки до контакта колодок с ротором. По словам производителя, это также позволяет поднять мощность тормоза после соприкосновения колодок с диском – таким образом, чем дальше вы прожимаете ручку, тем больше растёт мощность.
2. Ice Technologies и Ice-Tech Freeza
Во время долгих спусков часто можно заметить, что тормоз начинает хуже работать из-за перегрева ротора и колодок. Так вот, роторы и колодки Shimano Ice-Tech отличаются некоторыми технологиями, позволяющими справляться с проблемой перегрева.
В этом случае у ротора будет алюминиевый сердечник и стальные тормозные поверхности, а также специальные рёбра на дисках и колодках – всё это позволяет лучше распределять тепло и охлаждать тормоз.
У тормозов для экстремального катания же будут длинные элементы в виде банджо, соединяющие калипер с гидролинией. А, начиная от уровня SLX, в калиперах используются керамические поршни увеличенного диаметра, чтобы уменьшить нагрев самого калипера и улучшить, таким образом, поведение тормоза при длительной работе.
3. Center Lock
Компания Shimano была первой, кто выпустил роторы со шлицевым креплением Center Lock вместо шести болтов. Установка и снятие таких роторов происходят куда быстрее и проще, чем в случае с шестью болтами, к тому же, по словам производителя, такое шлицевое крепление обладает большей жёсткостью, что способствует лучшей работе тормозов.
4. Регулировка свободного хода ручки и расстояния от ручки до руля
Значения этих регулировок, по сути, ясны из их названий. Свободный ход ручки – это расстояние от её изначального положения до того положения, когда колодки касаются диска. Для регулировки свободного хода вам понадобится крестовая отвёртка.
Регулировка расстояния от ручки до руля, соответственно, позволяет менять это самое расстояние. Здесь бывают регулировки с использованием инструментов и без, в зависимости от модели тормоза и его места в иерархии компонентов Shimano.
5. Четырёхпоршневые калиперы
В случае с большинством тормозов Shimano можно выбрать четырёхпоршневые калиперы – в этом случае колодки будут сжимать не два, а четыре отдельных поршня. Четырёхпоршневые тормоза значительно мощнее, и модуляция у них лучше, чем у двухпоршневых моделей, но они, конечно, тяжелее.
В таких тормозах Shimano используются поршни двух размеров – два маленьких поршня давят на колодки в начале, а затем в работу вступают поршни побольше. Такая система предотвращает биение ротора, уменьшает шум и позволяет колодкам равномернее прижиматься к диску.
6. Односторонняя система прокачки
Инженеры Shimano придумали схему односторонней прокачки, чтобы ускорить процесс замены масла в тормозе и выпуска лишнего воздуха из системы. В этом случае вы используете воронку в тормозной ручке и шприц снизу – этот шприц проталкивает масло в одну сторону через тормоз, и пузырьки воздуха, если они есть в масле, выходят наверх.
7. Одноэлементные калиперы
Такие калиперы есть только у двухпоршневой версии тормозов XTR и называются Mono-Body. Каждый такой калипер отфрезерован из одного куска холоднокованого алюминия, дабы максимально увеличить жёсткость и при этом снизить вес.
8. I-Spec EV
Система I-Spec включает в себя зажим тормозной ручки, к которому также крепится манетка. В каком-то смысле это похоже на решение под названием Matchmaker от SRAM – зажим I-Spec открывается посередине, чтобы вам не приходилось снимать грипсы с руля при установке тормозных ручек. По словам производителя, это также обеспечивает больший диапазон регулировок ручки и повышает её жёсткость, поскольку мастер-цилиндр и весь механизм в этом случае смещается вовнутрь. А кроме того, таким образом между ручкой и рулём появляется дополнительная точка контакта.