Москва
Бонусы:
0
+7 495 215-17-18
Мы в социальных сетях
Сервис и услуги
Подарочные карты
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.

Электронные трансмиссии Shimano, SRAM и Campagnolo: всё, что вы хотели знать о Di2, eTap и EPS

Содержание

Электронные групсеты стали очень популярными, и среди профессиональных шоссейников они уже почти обязательны. Впрочем, с момента появления систем Shimano Di2 технологии электрического переключения стали доступны для более бюджетных трансмиссий, и сегодня на рынке есть больше предложений, чем когда-либо.

В итоге компании Shimano (с электронными групсетами Di2) и SRAM (с групсетами eTap) на сегодняшний день предлагают только электронные версии дорогих шоссейных трансмиссий и уже не планируют дальше развивать механический сегмент.

Бренд Campagnolo (с групсетами EPS) также предлагает электронные шоссейные групсеты профессионального уровня, а вот, что касается электронных трансмиссий для горных велосипедов, здесь сейчас однозначно лидируют Shimano и SRAM.

У подобных трансмиссий есть ряд преимуществ, таких как чёткость переключения и иногда простота установки, но при этом некоторые райдеры предпочитают тактильные ощущения и лёгкость обслуживания, присущие механическим групсетам. Кроме того, электронные, конечно, дороже стоят.

В этой статье мы подробно рассмотрим, из чего состоят электронные групсеты, принципы их работы, а также преимущества и недостатки по сравнению с механическими. Затем мы перечислим основных производителей и их предложения, а также различия между ними.

Что такое электронный групсет?

В электронных групсетах нет тросиков – вместо механического привода здесь используются сервомоторы в переключателях и контроллеры в манетках.

Если в механической трансмиссии манетки и переключатели соединяются тросиками, то здесь мы видим провода или беспроводные соединения, позволяющие системе работать слаженно.

Такие переключатели являются, по сути, электромеханическими, и приводятся в движение сервомоторами.

Механические и электронные групсеты

Стоит ли выбирать электронный групсет взамен механического?

На самом деле, у тех и других есть свои преимущества и недостатки, так что итоговое решение будет зависеть, скорее, от личных предпочтений и, конечно, от бюджета.

Преимущества механических трансмиссий

  • Простота
  • Цена

Да, главные их преимущества – это простота конструкции и, конечно, цена.

Механические групсеты уже давно проверены временем – в итоге вы можете найти такие трансмиссии для райдеров любого уровня, от полных новичков до профессионалов высокого класса.

С ними относительно просто иметь дело, если говорить о ремонте и обслуживании. Если вы, например, столкнётесь с какой-то поломкой вдали от дома, проблему обычно будет довольно легко диагностировать и решить, и даже в самом худшем случае, скажем, поменять тросик можно легко и не дорого. Ну и все остальные запчасти здесь тоже стоят дешевле, да и достать их легче.

Многие райдеры уже давно привыкли к ощущению механического переключения, и потому отдают ему предпочтение – это касается, например, щелчков манеток и следующего за ним движения переключателей.

То есть, когда вы щёлкаете манеткой, можно буквально почувствовать, как работает переключатель, что, конечно, не очень похоже на более роботизированный характер электронных систем.

Недостатки механических трансмиссий

  • Необходимость регулярного обслуживания
  • Большая подверженность износу

В случае с механическими групсетами часто требуются дополнительные движения манетки после первого щелчка – это связано с тем, что тросик стремится к движению по кратчайшей траектории. Иногда это может быть связано с его растяжением.

Тросики могут изнашиваться и загрязняться с течением времени, что, конечно, влияет на качество переключения. Поэтому тросики и рубашки в таких системах требуют более или менее регулярной замены.

Преимущества электрических трансмиссий

  • Никакого растяжения тросиков
  • Постоянное качество переключения
  • Простота установки (хотя и не всегда)

В случае с электронным групсетом никакого растяжения тросиков не будет, потому как и самих тросиков нет. Состояние же проводов не зависит от внешних условий.

То есть, в теории, до тех пор, пока вы не упали и не погнули петух переключателя, и пока вы исправно заряжаете аккумуляторы, качество переключения не ухудшится.

И в целом, переключение здесь более предсказуемо – заставить такую систему не сработать не так-то просто, независимо от того, какую комбинацию звёзд вы выбираете.

Само переключение здесь, разумеется, требует меньших усилий – по сути, вы просто нажимаете на кнопку, а не натягиваете тросик поворотом рычажка манетки, что в любом случае связано с преодолением трения.

Соответственно, электронные групсеты хороши для внедорожного использования, поскольку в этом случае у вас, опять же, нет тросиков и рубашек, которые могут загрязняться.

Кроме того, сегодня практически на всех переключателях для горных велосипедов можно увидеть механизм с трещоткой, предотвращающий прыгание и слетание цепи. В случае с механической трансмиссией это дополнительно усложняет переключение, поскольку вам нужно не просто сдвинуть тросиком переключатель, но и преодолеть усилие этой самой трещотки. А у электронных систем такой проблемы нет.

Ещё электронные трансмиссии позволяют легко переключаться сразу через несколько звёзд, как вверх, так и вниз – для этого достаточно удерживать кнопку переключения подольше. Это может быть полезно в тех случаях, когда вам нужно быстро переключиться на совсем другую передачу – например, если после быстрого спуска на вашем пути сразу следует подъём.

В случае с механическими шоссейными групсетами вы можете переключиться через три звезды вверх сзади – это правило работает для трансмиссий большинства производителей. Если у вас Campagnolo Chorus, Record или Super Record, можно переключаться через пять звёзд вниз благодаря механизму Ultra-Shift. Групсеты от Shimano и SRAM ограничены одним переключением вниз для каждого щелчка манетки.

Кроме того, электронные системы позволяют добавлять дополнительные кнопки для манеток на другие участки руля, например в верхней или, наоборот, нижней части шоссейного "барана".

В среде профессиональных гонщиков подобные модификации часто используются, так как позволяют быстро переключаться, не меняя выгодного положения рук.

К тому же, групсеты всех крупных производителей можно привязать к мобильным приложениям, что позволяет дополнительно их кастомизировать – например, задать функции для каждой конкретной кнопки.

Можно, допустим, перепрограммировать кнопку переключения вверх так, чтобы она переключала вниз, или наоборот, в зависимости от ваших предпочтений. С механическими системами такой номер, понятное дело, не пройдёт, поскольку здесь вы ограничены натяжением тросика.

Когда вы собираете велосипед, с электронными системами это может быть легче и быстрее, поскольку в этом случае вам не нужно прокладывать тросик от рулевого стакана до самых задних дропаутов. И ещё провода электронных трансмиссий тоньше, чем рубашки тросиков, соответственно, их легче провести внутри интегрированных компонентов, например, внутри руля и выноса.

А, скажем, в случае с групсетами eTap от SRAM это будет ещё проще, потому что проводов там вообще нет.

Недостатки электронных трансмиссий

  • Меньше обратной связи при переключении передач
  • Проблемы сложнее диагностировать
  • Они немного тяжелее
  • Они дороже

Некоторые считают, что электронным групсетам недостаёт "ощущения обратной связи" при переключении передач, но это всё-таки сильно зависит от ваших личных ощущений и предпочтений. Тем не менее, есть люди, которым больше нравится ощущение механического переключения со всеми его щелчками.

Зимой, когда райдеры ездят в тёплых перчатках, ещё одной жалобой может быть неточность работы манеток. Впрочем, в новейших электронных трансмиссиях манетки уже сделаны так, что позволяют ощутить щелчок.

Если у вас в дороге возникла проблема с переключением, обычно в случае с электронной системой её явно сложнее диагностировать, к тому же, у вас с собой вряд ли окажутся какие-то запчасти или ещё что-то, чтобы её решить.

К примеру, если ваша электронная трансмиссия Shimano перестала работать, придётся проверять каждый её компонент, подключая его к компьютеру с программным обеспечением Shimano eTube.

И, скорее всего, вам придётся больше заплатить механику за устранение такой проблемы просто потому, что это сложнее.

Как правило, электронная трансмиссия весит немного больше механического аналога. Это связано с тем, что в переключателях здесь есть сервомоторы, к тому же, аккумуляторы и соединительные короба (если они есть) тоже сколько-то весят. Тем не менее, этот лишний вес для большинства райдеров не перевешивает преимуществ таких групсетов.

Хотя электронные передние переключатели, в целом, работают хорошо и более стабильно, чем механические, пользоваться ими нужно аккуратно – например, желательно избегать переключения под нагрузкой, если только производитель трансмиссии этого не допускает.

В электронные передние переключатели ставят довольно мощные моторы, которые, в общем, конечно, позволяют переключаться под нагрузкой. Тем не менее, это создаёт нежелательную нагрузку на раму и особенно на крепление этого самого переключателя. По этой причине, например, переключатели SRAM eTap AXS комплектуются специальным каркасом для жёсткости.

Самый известный недостаток электронных групсетов – это, конечно, их стоимость, как по сравнению с механическими аналогами, так и ввиду того, что такие трансмиссии вообще существуют только для дорогого сегмента рынка.

Тем не менее, появляются всё более бюджетные версии электронных систем и вообще, их ассортимент растёт. Но это мы обсудим позже.

Производители электронных трансмиссий

В целом, на рынке трансмиссий есть три больших игрока – Shimano, SRAM и Campagnolo, и все они производят, в том числе, электронные групсеты.

При этом Shimano (Di2) и SRAM (eTap AXS) производят электронные групсеты для шоссейных и горных велосипедов, а также для гравийных байков, а вот Campagnolo (EPS) – только для шоссейников.

Shimano Di2


Шоссейные

  • Dura-Ace R9200 (Dura-Ace R9150/70)
  • Ultegra R8100 (Ultegra R8020/70)
  • 105 R7150

Заметьте: поскольку Dura-Ace R9200, Ultegra 8100 и 105 R7150 – это новые групсеты от Shimano, мы ожидаем на протяжении некоторого времени продолжения выпуска компонентов Dura-Ace R9100 и Ultegra R8000.

Гравийные

  • GRX 815

Горные

  • XTR M9050
  • XT M8050

Городские

  • Alfine Di2

Японская компания стала первым крупным производителем, создавшим электронные групсеты для масс-маркета.

Их шоссейная линейка сначала была ограничена двумя трансмиссиями – Dura-Ace и Ultegra, но в июне 2022 года появилась ещё электронная версия более бюджетного групсета 105.

В итоге, нынешние версии Dura-Ace, Ultegra и 105 говорят о том, что компания Shimano окончательно выбрала полубеспроводные схемы (хотя версии Ultegra и Dura-Ace с ободными тормозами являются полностью проводными). Все они построены на ранее опробованных технологиях и подходят для 12-скоростных кассет.

При этом старые групсеты R8050 и R9150 ещё выпускаются, продаются и стоят на некоторых велосипедах в сборе. Это – одиннадцатискоростные трансмиссии, и они полностью проводные. Сделать их полубеспроводными нельзя.

Кроме того, Shimano выпускает электронные версии 11-скоростных групсетов для горных велосипедов, а именно XTR и Deore XT. Они сейчас также полностью проводные.

Если говорить о гравийниках, японская компания предлагает групсет GRX в версии Di2 – он выпускается под маркировкой GRX870. Тоже остаётся полностью проводным.

Учитывая, что бренд пока так и не выпустил электронные аналоги 12-скоростных механических трансмиссий XTR M9100 и XT M8100, и что групсет GRX пока остаётся 11-скоростным, предположим, что в будущем можно ожидать новинок от Shimano во внедорожном сегменте.

Если говорить о городских велосипедах, Shimano производит ещё электронные трансмиссии Alfine Di2 для внутривтулочного переключения – у двух других крупных игроков рынка аналогов для таких моделей пока нет.

SRAM eTap AXS

Шоссейные

  • Red eTap AXS
  • Force eTap AXS
  • Rival eTap AXS

Гравийные

  • Red eTap XPLR AXS
  • Force eTap XPLR AXS
  • Rival eTap XPLR AXS

Горные

  • XX1 Eagle AXS
  • X01 Eagle AXS
  • GX Eagle AXS

Американская компания SRAM была последней из большой тройки, кто начал производство электрических трансмиссий, однако, в итоге она обошла конкурентов и стала сразу выпускать беспроводные системы.

Сейчас SRAM предлагает шоссейные групсеты трёх уровней в составе линейки eTap AXS. Топовой здесь является бескомпромиссная трансмиссия Red, затем идёт Force, где используется много тех же технологий, но компоненты больше весят ввиду меньшей стоимости.

Третий групсет, Rival eTap AXS, был выпущен в апреле 2021 года – он тяжелее предыдущих, но, опять же, более конкурентоспособен в плане цены. Именно он стал первой более или менее бюджетной версией шоссейных электронных трансмиссий. Сейчас его прямой конкурент – это Shimano 105 Di2.

Компания SRAM также перенесла систему eTap AXS в линейку групсетов для горных велосипедов под названием Eagle. Как и в случае с шоссейными трансмиссиями, есть три версии – более дорогие XX1 и X01, и более бюджетная GX.

Более того, электрификация здесь пошла дальше и коснулась беспроводного регулируемого подседельного штыря RockShox Reverb, который тоже входит в каталог SRAM.

Помимо этого, американская компания выпустила гравийные версии групсетов eTap AXS – они называются eTap AXS XPLR.

В линейке XPLR есть всё те же опции, от Red до Rival. Задние переключатели XPLR подходят для больших звёзд и гравийных кассет 10-44T, а также для систем с одной или двумя передними звёздами.

Система SRAM хороша тем, что здесь вы можете сочетать компоненты из шоссейных, гравийных и горных групсетов.

Например, если у вас гравийник, то можно оставить на нём шоссейные манетки Red для "рулей-баранов", а в качестве самой трансмиссии выбрать XX1 Eagle для горных велосипедов для максимизации диапазона передач.

В случае с 11-скоростными трансмиссиями от Shimano подобные сочетания тоже возможны, но компания SRAM пошла гораздо дальше, и совместимость здесь на порядок лучше.

Campagnolo EPS

Шоссейная

  • Super Record EPS

На данный момент Campagnolo предлагает только 12-скоростную версию топового групсета Super Record EPS.

Этот групсет – полностью проводной, и итальянская компания решила сделать электрическое переключение настолько похожим по ощущениям на механическое, насколько возможно. Представители бренда даже говорят, что трансмиссия Super Record – это "электромеханическая" версия классического аналога.

Кнопки манеток здесь выполнены по технологии Multi-Dome, которая обеспечивает тактильное ощущение переключения – то есть, здесь вы можете быть точно уверены, что всё-таки переключили передачу.

Учитывая работу Shimano и SRAM над электронными групсетами, логично будет увидеть изменения в системе от Campagnolo и, вероятно, электрическое переключение EPS может появится и у 13-скоростного гравийного групсета Ekar.

Как работают электронные трансмиссии?

Хотя групсеты разных брендов и отличаются, их работа основана на одних и тех же принципах.

То есть, когда вы нажимаете кнопку манетки, она посылает электронный импульс к соответствующему переключателю, и цепь перемещается на нужную звезду.

С проводами или без?

Здесь взгляды трёх крупнейших производителей расходятся.

Так, электрическая система Campagnolo EPS предполагает использование проводной схемы и аккумулятора V4 внутри рамы.

Электронные групсеты от Shimano исторически тоже были полностью проводными (а многие из них остаются такими по сей день), однако новейшие шоссейные трансмиссии Dura-Ace R9200 и Ultegra R8100 в версиях с дисковыми тормозами уже полубеспроводные. Новый групсет японской компании под названием 105 Di2 тоже полубеспроводной, и на данный момент не выпускается в версии с ободными тормозами.

Здесь оба переключателя соединяются проводами с аккумулятором, который располагается в подседельном штыре. Манетки же – беспроводные и работают от батареек таблеточного типа.

Компания же SRAM была первой (и пока остаётся единственной из "большой тройки"), кто предложил полностью беспроводную схему – такие групсеты eTap AXS сейчас выпускаются для шоссейников, гравийников и горных велосипедов.

Когда вы нажимаете кнопку манетки SRAM eTap, она передаёт переключателю сигнал по AIREA (аналог беспроводных соединений Bluetooth и ANT+ от SRAM), и он срабатывает.

Надолго ли хватает заряда аккумуляторов для электронных групсетов?

Жизнь аккумуляторов здесь зависит от многих факторов – не только от схемы и производителя, но и от того, как часто вы переключаете передачи.

Например, на холмистой местности вы явно будете переключаться чаще, поскольку там придётся постоянно использовать лёгкие и тяжёлые передачи. Некоторые райдеры в принципе переключаются чаще, чем другие, особенно те, кто любит держать определённый каденс.

По словам представителей Shimano, заряда основного аккумулятора системы Dura-Ace R9200 хватает примерно на 1 000км. Таблеточных батареек CR1632 в манетках хватит на полтора-два года, и перезарядить их нельзя. Кстати, если ваша система полностью проводная, при прочих равных срок жизни аккумуляторов увеличивается примерно на 50%.

В случае с новым групсетом 105 Di2 японская компания обещает, что заряда здесь хватит на 3 года. Манетки 105, кстати, несовместимы с проводной версией Di2 для ободных тормозов, а также с выносными кнопками.

У существующих 11-скоростных групсетов Shimano заряда центрального аккумулятора хватит на 1 000 / 2 000км, но его точный срок службы, конечно, зависит от рельефа местности и частоты переключения.

Отслеживать уровень заряда аккумулятора новейших групсетов Dura-Ace и Ultegra Di2 можно по индикатору на заднем переключателе, а в случае с другими системами Di2 для шоссейников, гравийников и горных велосипедов этот индикатор расположен на соединительном коробе.

Зелёное свечение индикатора означает, что оставшийся заряд составляет от 50% до 100%, красное – что от 25% до 50%, а когда заряда остаётся менее 25%, то индикатор начинает мигать красным.

Если же вы забыли зарядить систему, и аккумулятор действительно разрядился, первым перестанет работать передний переключатель (он должен сбросить цепь на малую звезду, чтобы обеспечить вам доступ к лёгким передачам), а у заднего переключателя при этом ещё будет в запасе пара сотен переключений.

Если вы и после этого не зарядите аккумулятор, задний переключатель тоже перестанет работать, и домой вам придётся ехать на одной передаче.

В системе SRAM eTap AXS в каждом переключателе есть по одному литий-ионному аккумулятору, который можно заряжать, и по таблеточной батарейке в каждой манетке. Аккумуляторы переключателей, по словам производителя, после полной зарядки могут работать примерно 60 часов. Заряжаются они приблизительно в течение часа.

Понять, когда их пора заряжать, очень просто. На переключателях есть зелёные индикаторы, которые мигают при каждом переключении – это означает, что оставшийся заряд аккумулятора составляет от 25% до 100%. Когда заряда останется менее 25%, индикатор начнёт светиться красным, а при менее 10% он будет красным уже мигать.

Кстати, если вы используете систему с двумя передними звёздами и один из аккумуляторов в переключателях сел, можно переставить рабочий аккумулятор в тот переключатель, который вам больше нужен.

Принцип работы индикаторов в манетках здесь примерно такой же – они светятся зелёным, когда заряда остаётся на 6-24 месяца, красным – когда от 1 до 6 месяцев и мигают красным – когда менее, чем на месяц.

Групсеты Campagnolo EPS, как уже говорилось, полностью проводные и работают от единого аккумулятора. Их новейший аккумулятор V4 будет работать на протяжении 1 700км пути, в зависимости, опять же, от внешних условий и частоты переключений.

Отслеживать оставшийся заряд здесь можно, опять же, при помощи специального индикатора, который вы можете расположить под выносом, интегрировать в нижнюю трубу рамы или в заглушку руля.

Светодиодный индикатор будет гореть зелёным, когда заряда остаётся от 60% до 100%. Когда останется менее 60%, он начнёт мигать зелёным. При 40-60% индикатор начнёт гореть жёлтым, а красное свечение означает, что заряда остаётся от 6 до 20%. При менее 6% индикатор уже замигает красным.

Можно ли перейти с механической трансмиссии на электронную?

Компоненты механических и электрических групсетов обычно несовместимы, но вы вполне можете поменять трансмиссию целиком.

Однако, это всё-таки не всегда возможно, и стоить помнить о некоторых вещах, если вы думаете о такой замене.

Так, переход к электронной трансмиссии, если она проводная, как Shimano или Campagnolo, зависит от того, сможете ли вы правильно проложить все кабели.

Например, если на вашей раме тросики проложены снаружи, скорее всего, вам просто некуда будет поместить аккумулятор. Впрочем, на некоторых старых рамах есть крепления для аккумулятора Shimano или Campagnolo в нижней части нижней трубы.

Получится ли переделать раму так, чтобы проложить внутри неё провода электронной трансмиссии?

В целом, можно сказать, что нет, поскольку рамы создаются с учётом того, как будут проложены кабели. Например, переход между кареткой и нижними перьями часто глухой, и провести через него какие-либо провода из-за этого нельзя.

Ну, а если вы задумали купить полностью беспроводную систему, например, SRAM eTap AXS, прокладка кабелей уже неважна, поскольку их просто нет. Поэтому такие системы вполне подходят для использования практически с любыми старыми рамами.

Единственное – возможно, вы захотите использовать какие-нибудь заглушки, чтобы закрыть места для прокладки кабелей, просто чтобы рама лучше выглядела, и чтобы влага не собиралась там, где не нужно.