В данной статье мы рассказываем об иерархии шоссейных групсетов Shimano, SRAM и Campagnolo.
Содержание
На шоссейных велосипедах групсетом называют набор компонентов, которые позволяют вам ездить и останавливаться – другими словами, – это трансмиссия, манетки и тормоза.
Существует много брендов, которые производят велосипедные компоненты, но лидеров на рынке сейчас три – Shimano, SRAM и Campagnolo.
Хотя эти бренды разные, все компоненты выполняют одни и те же функции даже с учётом того, что в их работе бывают небольшие различия.
Начнём мы с того, что расскажем о разных групсетах вообще и об их иерархии, затем подробнее поговорим об отдельных компонентах и о том, в чём между ними разница у разных производителей. И, наконец, мы объясним, в чём преимущества более дорогих групсетов и коснёмся вопроса совместимости компонентов.
Групсет включает все механические компоненты вашего велосипеда – иными словами, сюда входит всё, кроме рамы, вилки, колёс, руля, подседельного штыря и седла.
Вы можете купить как групсет целиком, так и отдельные компоненты – иногда компоненты из разных групсетов можно сочетать друг с другом, хотя многие детали не будут взаимозаменяемы и совместимы.
А когда вы покупаете велосипед в сборе, производитель часто заменяет там некоторые компоненты на более бюджетные – к примеру, на байке могут стоять шатуны из другой линейки или даже не от того бренда, который произвёл остальную трансмиссию.
В полный групсет входят такие компоненты, как:
- Система шатунов (или просто шатуны)
- Каретка (подшипники, на которых вращаются шатуны)
- Тормозные ручки/манетки, обычно они совмещены
- Задний переключател
- Передний переключатель
- Кассета (набор звёзд на заднем колесе)
- Цепь
- Тормоза
Что из себя представляет каждый компонент, мы расскажем ниже. Там же поговорим о групсетах более подробно.
Бренд Shimano – самый старый из трёх основных, компоненты Shimano наиболее широко распространены. Эта компания была основана в Японии в 1921 году, когда Шозабуро Шимано решил производить велосипедные трещотки и для этого арендовал угол разрушенной целлулоидной фабрики.
На сегодняшний день успех японского бренда дошёл до того, что, по меньшей мере, половину велосипедных компонентов в мире производит именно Shimano.
Иерархия Shimano
-
Claris R2000: 8 скоростей
-
Sora R3000: 9 скоростей
-
Tiagra 4700: 10 скоростей
-
105 R7000: 11 скоростей
-
105 Di2 R7150: 12 скоростей, электрическое переключение
-
Ultegra Di2 R8100: 12 скоростей, электрическое переключение
-
Dura-Ace Di2 R9200: 12 скоростей, электрическое переключение
Гравийные групсеты Shimano
-
GRX RX400: 10 скоростей
-
GRX RX600: 11 скоростей (а также шатуны для 10-скоростной трансмиссии)
-
GRX RX810: 11 скоростей
-
GRX RX815: 11 скоростей, электрическое переключение
Групсеты Shimano начального уровня: Claris, Sora и Tiagra
Новейший Claris R2000 – это самый бюджетный шоссейный групсет от Shimano, и всё же многие особенности здесь позаимствованы у более дорогих аналогов.
Shimano Claris R2000
- Количество скоростей: 8
- Переключение: механическое
- Тормоза: ободные
Итак, линейка групсетов Shimano начинается с бюджетного Claris, который обычно можно увидеть на самых дешёвых велосипедах.
В трансмиссии Claris 8 звёзд кассеты сочетаются с двумя или тремя ведущими звёздами. Тормоза здесь – ободные.
Shimano Sora – это 9-скоростной групсет, который часто можно встретить на бюджетных шоссейниках.
Shimano Sora R3000
- Количество скоростей: 9
- Переключение: механическое
- Тормоза: ободные или механические дисковые
Следующее предложение в линейке Shimano – Sora. Этот групсет также можно увидеть на бюджетных моделях – здесь 9-скоростная кассета сочетается с двумя или тремя передними звёздами.
Как и в случае с Claris, здесь будут ободные тормоза.
У трансмиссии Shimano Tiagra – уже 10 скоростей.
Shimano Tiagra 4700
- Количество скоростей: 10
- Переключение: механическое
- Тормоза: ободные или гидравлические дисковые
Очередное предложение – Shimano Tiagra, 10-скоростной групсет, который по работе немногим уступает Shimano 105 (следующая ступень), но в некоторых местах здесь явно сэкономили, например, тормозные колодки сделаны одноэлементными вместо более качественных картриджных.
Начиная с 2019 года в групсете Tiagra появились собственные дисковые гидравлические тормоза, ручки которых очень похожи на 105. Эти тормоза пришли на смену несерийной версии RS405. Кстати, ободные тормоза здесь тоже есть.
Гоночные групсеты Shimano: 105 и Ultegra
Shimano 105 R7000 – это значительный шаг вперёд по сравнению с 105 серии 5800.
Shimano 105 R7000
- Количество скоростей: 11
- Переключение: механическое
- Тормоза: ободные или гидравлические дисковые
Серия Shimano 105 – самый доступный гоночный групсет от японского бренда, который ставят на многие шоссейники средней ценовой категории.
Этот 11-скоростной групсет часто считают лучшим по соотношению функциональности, надёжности и цены.
Когда вышел новый групсет 105 R7000, там появились дисковые гидравлические тормоза и, соответственно, ручки для них. Ранее эквивалентными 105 ручками считали несколько нелепые RS505.
Групсет 105 R7000 также существует в версии с ободными тормозами.
В июне 2022 года компания Shimano представила электрическую версию групсета 105.
Shimano 105 Di2
- Количество скоростей: 12
- Переключение: электрическое
- Тормоза: дисковые
Групсет 105 Di2 R7150 представили в июне 2022 года. Эту электрическую версию третьего по старшинству групсета от Shimano многие ждали очень долго. Теперь это прямой конкурент групсета SRAM Rival eTap AXS.
У данного групсета те же 12 передач и полубеспроводная схема (где переключатели соединяются с единым аккумулятором, а манетки – беспроводные), как у Shimano Ultegra и Dura-Ace, которые обновили в 2021 году.
Заявленный вес этого групсета – 2992 грамма, в зависимости от версии, а стоит он около 1890 долларов или 1869 евро.
И, в отличие от обновлённых Ultegra и Dura-Ace, 105 Di2 выпускается только с дисковыми тормозами. Ободных здесь больше нет.
А ещё вместе с выпуском этой трансмиссии японская компания впервые представила карбоновые колёса 105.
Групсет Ultegra R8100 был представлен тогда же, когда и Dura-Ace R9200.
Shimano Ultegra R8100
- Количество скоростей: 12
- Переключение: электрическое
- Тормоза: ободные или гидравлические дисковые
Групсет Shimano Ultegra находится на одну ступень ниже профессионального Dura-Ace.
Оба эти групсета полностью обновили в 2021 году – там появились 12 передач, полубеспроводная электрическая система переключения и дисковые тормоза. Манетки здесь беспроводные, а переключатели соединены с единым центральным аккумулятором.
У нового групсета Ultegra R8100 практически все те же самые особенности, что и у топового Dura-Ace, о котором мы поговорим ниже. Теперь здесь есть даже измерители мощности на шатунах.
В итоге, его функциональности будет достаточно для подавляющего большинства райдеров, а единственное отличие от Dura-Ace – это немного больший вес, но за куда меньшую цену.
Версию Ultegra с ободными тормозами при этом обновили лишь частично (этот групсет до сих пор остаётся полностью проводным), поэтому единственной версией с полным комплектом обновлений остаётся только Ultegra Di2 Disc.
Групсеты Shimano профессионального уровня: Dura-Ace
У новейшего групсета Dura-Ace – 12 передач и только электрическое переключение.
Shimano Dura-Ace R9200
- Количество скоростей: 12
- Переключение: электрическое
- Тормоза: ободные или гидравлические дисковые
Групсет Dura-Ace – это топовое предложение от Shimano, такие групсеты стоят на многих профессиональных шоссейниках. Здесь сочетаются лучшие инженерные решения и самые лёгкие материалы, такие как высококачественные алюминиевые сплавы, карбон и титан.
Этот групсет обновили в 2021 году – тогда же, когда и Ultegra, и эти обновления были такими же. У Dura-Ace Di2 R9200 теперь 12 передач и электрическое переключение с полубеспроводной схемой, которое, по словам производителя, работает быстрее, чем у групсета предыдущего поколения под названием Dura-Ace R9170 Di2.
Тормоза Ultegra и Dura-Ace тоже модифицировали похожим образом. Теперь в них используется система Shimano Servo Wave для лучшей модуляции, а у новых калиперов расстояние между колодками на 10% больше, из-за чего, по словам производителя, при езде возникает меньше лишних шумов.
Как и в случае с Ultegra R8100, японцы отказались от механического переключения передач для Dura-Ace R9200 и лишь немного модифицировали версию групсета с ободными тормозами – это означает, что все последние обновления касаются только версии Di2 с дисковыми тормозами.
Групсет Dura-Ace дороже, но и легче, чем Ultegra, а кроме того, здесь есть система с увеличенными ведущими звёздами 54/40T, которая лучше подходит профессиональным гонщикам. А не считая этого, функционально групсеты почти одинаковы.
Компоненты для гравийных велосипедов Shimano GRX
Наконец-то и Shimano выпускает трансмиссии с одной ведущей звездой для велосипедов с шоссейными рулями.
В мае 2019 года японская компания анонсировала новую линейку компонентов для грэвел-байков и туризма – это GRX.
У Shimano GRX есть низкие передачи, которые лучше подходят для такого катания, а также здесь японцы впервые представили готовые трансмиссии с одной ведущей звездой.
По сути, GRX – это не совсем полноценные групсеты, а линейки компонентов, которые дополняют другие групсеты Shimano – к примеру, Tiagra, 105, Ultegra и Ultegra Di2. Иерархия здесь выглядит примерно так:
- RX400 – на уровне Tiagra
- RX600 – на уровне 105
- RX800 – на уровне Ultegra
В состав групсетов GRX входят ручки для гидравлических тормозов, ручки в велокроссовом стиле, задние переключатели с трещоткой Shadow RD+, передние переключатели, а также системы с одной и двумя ведущими звёздами.
Компания SRAM получила известность во время бума горных велосипедов в конце 80-х. Первым значимым продуктом SRAM стали лёгкие поворотные манетки GripShift.
Этот американский бренд представил лёгкий шоссейный групсет Red в 2007 году, а теперь производит компоненты для шоссе и велокросса в широком ассортименте, так же, как и групсеты для горных велосипедов.
Линейка шоссейных групсетов SRAM состоит из четырёх основных групп: Apex, Rival, Force и Red (это последовательность в порядке возрастания цены). У всех этих групсетов есть версии с гидравлическими дисковыми тормозами.
А три топовых групсета – Rival, Force и Red – также выпускаются в беспроводных электрических версиях с 12 передачами. Кроме того, существуют специализированные версии для грэвел-байков.
В последнее время компания сосредоточилась на электрических групсетах, и поэтому линейку механических компонентов не обновляли уже несколько лет.
Иерархия SRAM
-
Apex: 10 скоростей
-
Apex 1: 11 скоростей
-
Rival: 11 скоростей
-
Rival eTap AXS: 12 скоростей, электрическое беспроводное переключение
-
Force: 11 скоростей
-
Force eTap AXS: 12 скоростей, электрическое беспроводное переключение
-
Red: 11 скоростей
-
Red eTap: 11 скоростей
-
Red eTap AXS: 12 скоростей, электрическое беспроводное переключение
Групсеты для гравийных велосипедов SRAM XPLR
-
Rival eTap AXS XPLR: 12 скоростей, электрическое беспроводное переключение
-
Force eTap AXS XPLR: 12 скоростей, электрическое беспроводное переключение
-
Red eTap AXS XPLR: 12 скоростей, электрическое беспроводное переключение
Групсеты SRAM начального уровня: Apex
Apex – это шоссейный групсет начального уровня от SRAM.
SRAM Apex
- Количество скоростей: 10
- Переключение: механическое
- Тормоза: ободные или гидравлические дисковые
Итак, SRAM Apex – 10-скоростной групсет с системой SRAM WiFli. Эта система предполагает наличие кассеты большого диапазона – со звёздами от 11 до 32 зубов (а некоторые шоссейные переключатели SRAM могут работать со звёздами размером до 36 зубов).
Это позволяет SRAM обеспечить широкий диапазон передач, который обычно возможен только при использовании трёх ведущих звёзд, но без лишнего веса этих звёзд. Когда-то это был уникальный маркетинговый ход SRAM, но теперь и другие производители предлагают похожие трансмиссии.
Также SRAM предлагает групсет Apex в версии 1х11 – называется он Apex 1. Там одна ведущая звезда и 11 звёзд в кассете.
Кстати, задний переключатель Apex 1 может работать со звёздами кассеты размером до 42 зубов. Кроме того, в составе этого групсета предлагаются дисковые гидравлические тормоза.
Гоночные групсеты SRAM: Rival, Rival eTap AXS, Force и Force eTap AXS
На момент выпуска групсет SRAM Rival был прямым конкурентом Shimano 105.
SRAM Rival
- Количество скоростей: 11
- Переключение: механическое
- Тормоза: ободные или гидравлические дисковые
Следующий групсет в линейке – это SRAM Rival, где также используется задний переключатель и кассета с увеличенным диапазоном, но изготовлено всё это из более лёгких материалов.
В механическом групсете Rival – 11 передач и одна либо две ведущие звезды. Версия с единственной передней звездой называется Rival 1.
С групсетом SRAM Rival eTap AXS электрическое переключение передач стало доступнее, чем когда-либо раньше.
SRAM Rival eTap AXS
- Количество скоростей: 12
- Переключение: электрическое
- Тормоза: дисковые гидравлические
Итак, в 2021 году компания SRAM представила групсет Rival eTap AXS.
Таким образом, в линейке производителя появился уже третий по старшинству беспроводной электрический групсет с 12 передачами, в котором используются почти все те же технологии, как и в более дорогих предложениях SRAM – в том числе, здесь есть измерители мощности и возможность настраивать трансмиссию при помощи мобильного приложения.
Это самый бюджетный вариант для тех, кто хочет электрическое переключение.
Групсет SRAM Force выпускается в версиях с одной и двумя ведущими звёздами.
SRAM Force
- Количество скоростей: 11
- Переключение: механическое
- Тормоза: ободные или гидравлические дисковые
Групсет Force – на уровень повыше, здесь используются более лёгкие материалы, такие как высококачественные алюминиевые сплавы и карбон. Это действительно лёгкий механический групсет.
Как и Rival, этот 11-скоростной групсет выпускается с одной или двумя ведущими звёздами для увеличения диапазона передач. В версии Force 1 ведущая звезда одна для большей простоты.
Force eTap AXS – это второй по старшинству беспроводной групсет от SRAM.
SRAM Force eTap AXS
- Количество скоростей: 12
- Переключение: электрическое
- Тормоза: дисковые гидравлические
В 2019 году в линейке SRAM появился Force eTap AXS – 12-скоростной беспроводной групсет, прямой конкурент Ultegra Di2 от Shimano, где есть несколько версий с измерителями мощности.
Изначально Force eTap AXS был чисто шоссейным групсетом, однако в 2020 году производитель добавил сюда кассеты увеличенного диапазона для любителей грэвел-байков и велотуризма. А в 2023 году снова обновили Force AXS, убрав из его названия "eTap" и модифицировав манетки, которые теперь стали компактнее. Кроме того, здесь немного переделали шатуны и, в целом, внешний вид компонентов.
Вообще, здесь есть много компонентов, которые подходят и для шоссейников, и для грэвел-байков – последние, получается, конкурируют с компонентами Shimano GRX. Но у SRAM есть и отдельная грэвел-линейка под названием XPLR, о которой мы поговорим далее.
Групсеты профессионального уровня от SRAM: Red и Red eTap AXS
Механический групсет SRAM Red остаётся одним из самых лёгких в мире, его часто используют те, кому действительно важен малый вес.
SRAM Red
- Количество скоростей: 11
- Переключение: механическое
- Тормоза: ободные или гидравлические дисковые
Групсет SRAM Red – это 11-скоростная трансмиссия профессионального уровня, которая изначально должна была стать прямым конкурентом Shimano Dura-Ace и Campagnolo Super Record.
Здесь используются самые лёгкие материалы – высококлассные алюминиевые сплавы, много карбона, титан и даже керамические подшипники. Кроме того, SRAM Red выпускается в версии WiFli с увеличенным диапазоном передач.
Сейчас из всех топовых групсетов на рынке SRAM Red почти наверняка самый лёгкий – его заявленный вес составляет всего 1747 граммов. Напомним, однако, что точно сравнивать вес групсетов трудно, поскольку нет никаких стандартов касаемо того, как их нужно взвешивать.
В последние годы инженеры SRAM работают исключительно над беспроводными групсетами eTap AXS, так что, хоть механическая версия Red всё ещё выпускается, она уже, определённо, морально устарела, и увидеть её можно только на старых велосипедах.
Red eTap AXS – топовый шоссейный групсет от SRAM.
SRAM Red eTap AXS
- Количество скоростей: 12
- Переключение: электрическое
- Тормоза: ободные или гидравлические дисковые
Изначально групсет Red eTap выпустили в 2015 году – это была просто беспроводная электрическая версия групсета Red. А уже затем американская компания представила 12-скоростной групсет Red eTap AXS.
Этот групсет выпускается как с дисковыми (HRD), так и с ободными тормозами.
Как и в случае с Force eTap AXS, у Red eTap AXS есть версии с увеличенным диапазоном передач, где используются кассеты диапазоном до 10-36T, а также существует трансмиссия Red XPLR для грэвел-байков.
Кроме того, в продаже есть и измерители мощности Red.
Компоненты для гревелов SRAM XPLR: Red, Force, Rival, RockShox и Zipp
Линейка SRAM XPLR – это задние переключатели новой конструкции, регулируемые подседельные штыри, амортизационная вилка и карбоновые колёса для грэвел-байков.
В августе 2021 года компания SRAM анонсировала новые компоненты XPLR, предназначенные специально для грэвел-байков. Они должны были заполнить нишу между компонентами SRAM для шоссейных и горных велосипедов.
Линейка SRAM XPLR включает специализированные версии групсетов Rival, Force и Red – здесь везде будет беспроводное электрическое переключение передач.
В групсетах XPLR – 12 передач и одна ведущая звезда, а диапазон кассет достигает 10-44T. Для работы с такими кассетами были сделаны новые задние переключатели eTap AXS.
А особенно интересно в линейке XPLR то, что сюда входят также компоненты от RockShox и Zipp – оба бренда сейчас принадлежат концерну SRAM. Среди этих компонентов – новая амортизационная вилка для грэвел-байков RockShox Rudy, регулируемый подседельный штырь с небольшой "амортизацией" и специальные колёса для "гравийного" катания.
История итальянской компании Campagnolo началась в 1933 году, когда её основателю пришлось потратить немало усилий, чтобы во время гонки снять с велосипеда заднее колесо – этот случай подтолкнул его к тому, чтобы изобрести ось с эксцентриком.
Это, пожалуй, самый "исторический" велосипедный бренд, поскольку с ним связаны имена многих великих гонщиков: Фаусто Коппи, Гино Бартали, Жак Анкетил, Эдди Меркс, Бернар Хино, Мигель Индурэин...
Возможно, поэтому компоненты Campagnolo часто выбирают закоренелые энтузиасты спорта, коллекционеры велосипедов и те, кто искренне считает, что на итальянском велосипеде обязательно должен стоять итальянский групсет.
Иерархия Campagnolo
Групсеты Campagnolo для гравийных велосипедов
Групсеты Campagnolo начального уровня: Centaur
Centaur – групсет начального уровня от Campagnolo
- Количество скоростей: 11
- Переключение: механическое
- Тормоза: ободные
Иерархия групсетов Campagnolo начинается с уровня повыше, чем у конкурентов – а поэтому вряд ли вы увидите эти компоненты на велосипедах дешевле 1200 долларов.
Групсет начального уровня Centaur можно сравнить с Shimano 105 или SRAM Rival. Здесь 11 передач, механическое переключение и только ободные тормоза.
Гоночные групсеты Campagnolo: Chorus
Компоненты Chorus – на уровень ниже, чем Record.
Campagnolo Chorus
- Количество скоростей: 12
- Переключение: механическое
- Тормоза: ободные или гидравлические дисковые
На одну ступень ниже семейства Record находится 12-скоростной групсет Chorus.
Здесь используются лёгкие алюминиевые сплавы, карбоновые и титановые детали. Данный групсет – что-то между Shimano Ultegra и Dura-Ace, или между SRAM Force и Red.
Здесь есть дисковые гидравлические тормоза, а диапазон кассет достигает 11-34T.
Групсеты Campagnolo профессионального уровня: Record и Super Record
Групсет Campagnolo Record находится на одну ступень ниже топового.
Campagnolo Record
- Количество скоростей: 12
- Переключение: механическое
- Тормоза: ободные или гидравлические дисковые
Итак, Campagnolo Record – премиальный механический групсет от итальянской компании с ободными или гидравлическими дисковыми тормозами.
Топовые групсеты Campagnolo – Record и Super Record – в 2018 году стали 12-скоростными. На этом Colnago V3R стоит электрический групсет Super Record EPS с гидравлическими тормозами.
Campagnolo Super Record
- Количество скоростей: 12
- Переключение: механическое
- Тормоза: ободные или гидравлические дисковые
Да, есть у Campagnolo групсет ещё более высокого уровня – это Super Record. Он очень похож на Record, но здесь используются ещё более дорогие материалы, дабы снизить вес и улучшить функциональность каждого компонента.
Campagnolo Super Record EPS
- Количество скоростей: 12
- Переключение: электрическое
- Тормоза: ободные или дисковые гидравлические
Одно время существовали электрические версии групсетов Chorus, Record и Super Record под названием EPS, но до нынешних дней сохранился только 12-скоростной Super Record EPS (а также его версия с дисковыми тормозами).
Представители Campagnolo считают этот групсет самым лучшим, и увидеть его можно только на очень дорогих шоссейниках профессионального уровня.
Групсеты Campagnolo для гревелов: Ekar
Групсет Campagnolo Ekar разработан специально для грэвел-байков.
Специфичное предложение от Campagnolo для грэвел-байков – групсет Ekar с 13 передачами. Переключение здесь механическое, и эти компоненты созданы именно для грэвел-байков и велопоходов.
Кассета здесь начинается с малюсенькой звезды на 9 зубов, и, по словам производителя, диапазон передач такой трансмиссии получается ничуть не меньше, чем у других с двумя ведущими звёздами.
Представители Campagnolo также утверждают, что Ekar – самый лёгкий специализированный групсет для грэвел-байков – его заявленный вес составляет 2385г.
Компоненты шоссейных групсетов
Теперь, когда мы знаем, что представляют собой разные групсеты, давайте отдельно рассмотрим некоторые компоненты, которые входят в состав групсета.
Здесь мы объясним ключевые отличия между разными брендами и расскажем, на что стоит обращать внимание.
Система шатунов
Система шатунов состоит из самих шатунов и ведущих звёзд.
Система шатунов – это самый крупный компонент любого групсета. Она состоит из ведущих звёзд, шатунов и, как правило, оси, которая соединяет шатуны.
Все системы можно поделить на три категории в зависимости от количества ведущих звёзд. Это системы с двумя звёздами (на шоссейных велосипедах они наиболее популярны), с одной звёздой (популярный вариант на горных/велокроссовых велосипедах, а также на грэвел-байках) и с тремя звёздами (это уже устаревший стандарт, который редко можно встретить на новых велосипедах).
Вариации систем с двумя звёздами
- Стандартная система с двумя звёздами – именно такие системы чаще всего используют гонщики. Исторически сложилось так, что размер большой звезды здесь составляет 53 зуба, а малой – 39 зубов, это обычно записывают как 53/39.
- Версия под названием "semi-compact" ("полукомпактная") – 52/36. Здесь у вас появляется немного более лёгкая передача для подъёмов и при этом остаётся большая звезда. Это популярный выбор у любителей-энтузиастов.
- Версия "compact" ("компактная") – это 50/34. Она также стала очень популярной благодаря сочетанию лёгких передач и малого веса.
- У "сверхкомпактных" ("super-compact") систем – по две звезды ещё меньшего размера, например, 48/32, 48/31 или 46/30. Такие версии часто используют грэвел-гонщики и туристы – им нужны довольно лёгкие передачи с малым разбросом.
- Компания SRAM в своё время представила 12-скоростные кассеты с малой звездой на 10 зубов вместо 11. Это позволяет достигать тех же передаточных соотношений с ведущими звёздами меньшего размера, экономить вес и дополнительно увеличивать диапазон передач. Так, у второго по старшинству групсета SRAM – Force eTap AXS – теперь есть версия системы со звёздами 43/30T.
- Системы с тремя звёздами
- Такие системы сегодня считаются устаревшими, и их можно увидеть разве что на винтажных шоссейниках или туристических велосипедах. Диапазон передач здесь получается большим, но дополнительная звезда, конечно, означает лишний вес. Обычно такая система состоит из большой звезды на 50 зубов, средней на 39 и малой на 30. У велотуристов такие системы пользовались популярностью, поскольку обеспечивали очень лёгкие передачи, которые могут пригодиться, когда вы едете с тяжёлыми кофрами на багажнике.
Системы с одной звездой
- Здесь, как уже ясно, будет только одна звезда. Чтобы скомпенсировать отсутствие малой ведущей звезды, такие системы часто используют с кассетами увеличенного диапазона. Также часто у ведущих звёзд здесь зубья переменной толщины и увеличенной высоты, чтобы цепь лучше на них держалась.
Манетки шоссейного велосипеда
Хотя общий вид всех манеток примерно одинаков, три основных бренда предлагают разные способы их работы.
По большей части, на современных шоссейниках стоят манетки, совмещённые с тормозными ручками.
Здесь у каждого бренда есть свои особенности – работа механических манеток Shimano будет немного отличаться от SRAM или Campagnolo.
В электрических трансмиссиях используются кнопки на тормозных ручках и сервомоторы, которые перемещают переключатели.
У электрических трансмиссий более чёткая и бесперебойная работа по сравнению с механическими. Обслуживание здесь также проще.
Тормоза шоссейного велосипеда
Тормоза на шоссейных велосипедах бывают разные, но, в целом, их можно разделить на ободные (слева) и дисковые (справа).
На электрических и механических манетках сложности не заканчиваются – многообразие тормозов шоссейных велосипедов в последние годы также выросло.
В прошлом на шоссейных велосипедах использовали только ободные тормоза с тросиками, однако, в последние годы появились также, например, ободные тормоза с прямым креплением, гидравлические ободные тормоза (которые всё же встречаются очень редко), механические дисковые тормоза с тросиками и, конечно, гидравлические дисковые тормоза.
Дисковые тормоза на современных шоссейниках можно видеть всё чаще.
В целом, сейчас считается, что гидравлические дисковые тормоза – лучший выбор, однако то, какие тормоза будут лучше для вас, зависит от ряда факторов. И в первую очередь, нужно понимать, как вообще работают дисковые тормоза на шоссейниках.
Сейчас все три основных бренда, помимо ободных тормозов, предлагают дисковые гидравлические для большинства групсетов, и на новые велосипеды чаще всего ставят именно их.
Переключатели передач шоссейного велосипеда
Задний переключатель выполняет важную функцию – перемещает цепь между звёздами кассеты.
Переключатели – это устройства, которые перекидывают цепь с одной звезды на другую.
Передний переключатель перемещает цепь между ведущими звёздами, а задний – между звёздами кассеты. Оба они управляются при помощи манеток.
Кассеты на шоссейных велосипедах
С появлением групсетов AXS инженеры SRAM добавили в кассеты двенадцатую звезду и уменьшили малую звезду в них до 10 зубов.
Кассета – это набор звёзд, который крепится к задней втулке. Чем больше в кассете звёзд, тем больше передач (или "скоростей") в групсете.
То есть, если в кассете 10 звёзд, значит, у вас 10-скоростной групсет, если 11, то 11-скоростной, ну и так далее.
(Заметьте: количество передач или "скоростей" здесь относится только к количеству звёзд кассеты, но не к числу передач на велосипеде в целом, на которое влияет ещё количество ведущих звёзд.)
Большее число звёзд в кассете не только означает больший диапазон передач, но и то, что шаг между размерами звёзд будет меньше.
А малый шаг между звёздами означает, что вам проще будет поддерживать оптимальный каденс, переключая передачи – поэтому гонщики ценят именно малые шаги.
На велосипеды с двумя ведущими звёздами чаще всего ставят кассеты 11-28T, но и Shimano, и SRAM, и Campagnolo предлагают действительно большое разнообразие вариантов, чтобы вам было из чего выбирать.
Кроме того, всё чаще можно видеть кассеты с увеличенным диапазоном на стоковых велосипедах – на некоторых моделях это 11-32T или 11-34T, а SRAM вообще предлагает 12-скоростные кассеты 11-36T для беспроводных трансмиссий Rival и Force eTap AXS.
Цепи на шоссейных велосипедах
На цепь шоссейного велосипеда часто мало обращают внимание, тогда как она требует ухода и регулярной чистки.
Нужный тип цепи зависит от бренда групсета и от количества передач (чем больше передач, тем уже должна быть цепь).
У дорогих цепей обычно более гладкое, долговечное и устойчивое к коррозии покрытие, чем у более бюджетных.
К тому же, пины и щёчки звеньев у более дорогих цепей часто просверлены для дополнительной экономии веса.
Не забывайте, что цепь подвержена износу, и её нужно регулярно менять. Существуют специальные инструменты для измерения износа цепи, которые укажут вам, когда пора заменить цепь.
Если этого не делать, старая цепь ускорит износ ведущих звёзд и кассеты. Жизнь цепи можно продлить за счёт регулярной чистки и использования хороших смазок.
Каретки шоссейных велосипедов
Каретка устанавливается в раму велосипеда – там находятся подшипники, на которых вращаются шатуны.
Итак, в каретке находятся подшипники, на которых вращаются шатуны.
Существуют каретки разных типов и размеров – у нас есть отдельная статья о стандартах кареток – но, в целом, их можно разделить на две категории: безрезьбовые (press-fit) и резьбовые.
Резьбовые каретки вкручиваются в кареточный узел рамы по резьбе. Безрезьбовые же впрессовываются в раму и удерживаются там за счёт силы трения.
В целом, резьбовые каретки удобнее, если говорить про обслуживание и совместимость, но при этом многие производители выбирают безрезьбовые для экономии веса, лучшей жёсткости и из-за того, что кареточный узел рамы без резьбы проще изготовить.
Каковы преимущества более дорогих шоссейных групсетов?
Всегда ли за большие деньги вы получаете лучшую функциональность? Возможно, получаете, но следует помнить, что чем выше класс, тем меньше преимущества компонентов – улучшения будут менее заметны, тогда как стоимость будет сильно возрастать.
Так, обычно вторые сверху групсеты (Shimano Ultegra, Campagnolo Chorus, SRAM Force) функционально ничем не хуже топовых и при этом намного дешевле – они просто будут потяжелее, и там будет поменьше уникальных особенностей.
Вес
Более дорогие компоненты, как правило, будут меньше весить при той же или лучшей функциональности.
Известна такая фраза о велосипедных компонентах: "Прочные, лёгкие и дешёвые – выберите два пункта из трёх." Лёгкий велосипед всегда будет разгоняться и ехать вверх лучше, чем тяжёлый, но обычно это подразумевает какие-то компромиссы – например, у него могут быть проблемы с прочностью.
Неважно, выбираете вы групсеты, колёса или велосипеды в сборе – обычно низкий вес будет главным фактором повышения цены.
Если говорить о шоссейных групсетах, то чем больше вы потратите, тем легче они будут. Впрочем, чем выше класс компонентов, тем меньше веса вы сэкономите, заплатив больше.
Эти различия в весе обусловлены применением более дорогих материалов, более сложным либо долгим процессом производства.
Помимо дополнительной обработки, сверления лишних отверстий и повышения точности изготовления, производство дорогих компонентов часто подразумевает использование карбона, титана, лёгких алюминиевых сплавов и керамических подшипников – всё это позволяет снизить вес без ущерба для функциональности.
Надёжность
Современные шоссейные групсеты могут выдержать многое, даже езду по бездорожью.
Если вы тратите на групсет больше денег, вы, скорее всего, ожидаете, что он будет надёжнее более дешёвых вариантов. Да, надёжность компонентов возрастает с ростом их цены, но наш опыт говорит о том, что вторые по старшинству групсеты не менее надёжны, чем топовые. А иногда надёжность самых дорогих компонентов может даже немного падать.
Дорогие и технологичные компоненты изготавливают с большей точностью и из более долговечных материалов. Это бывает особенно заметно в случае с переключателями и манетками – дешёвые могут со временем начать люфтить, тогда как более дорогие зачастую долго остаются как новые.
А если говорить о компонентах, подверженных износу, например, о ведущих звёздах и кассетах, здесь часто всё бывает наоборот. Дешёвые детали обычно делают из тяжёлой, но надёжной стали, тогда как дорогие зачастую изготовлены из лёгких, но более мягких титановых или алюминиевых сплавов.
Функциональность
Более дорогие групсеты работают лучше: здесь быстрее и тише переключаются передачи, шатуны жёстче, а тормоза мощнее.
Более дорогие групсеты не только меньше весят, но и, как правило, лучше работают. Особенно легко заметить более гладкую, точную, а иногда и более быструю работу дорогих переключателей и манеток.
Сюда можно отнести и меньшее усилие, с которым вы нажимаете рычажки манеток – чтобы в этом убедиться, обычно достаточно просто покататься несколько часов. Именно здесь электрические трансмиссии задают планку – там вы просто нажимаете кнопки, а точность переключения при этом идеальна.
Другой пример лучшей функциональности – это лучшая жёсткость шатунов, которая позволяет повысить чёткость переключения передач и эффективнее передавать ваши усилия на заднее колесо. Это обычно достигается применением более совершенных конструкций и использованием более жёстких и прочных материалов, которые, однако, не добавляют компонентам веса.
Если говорить о тормозах, то здесь с ростом цены появляется ещё больше преимуществ. Как правило, более дорогие тормоза будут мощнее, часто их ручки лучше ощущаются и обеспечивают лучший контроль, а для торможения вам требуется меньше усилий.
Впрочем, это относится, скорее, к ободным тормозам. Между работой дешёвых и дорогих дисковых гидравлических тормозов значительной разницы, как правило, нет.
Дополнительные особенности дорогих групсетов
Помимо большего числа передач, у дорогих групсетов обычно раньше появляются разные новшества.
Так, если говорить о групсетах Shimano, электрическое переключение передач Di2 там сперва появилось у Dura-Ace, а уже потом и у Ultegra. То же самое касается и более простых деталей – именно в тормозных ручках Dura-Ace впервые появились регулировочные винты вместо нелепых шайб, а теперь такие винты есть уже во всех ручках, вплоть до Claris.
Также сейчас и Shimano, и Campagnolo предлагают дорогие шатуны универсального стандарта – на них можно поставить звёзды разных размеров. Это означает, что если вы захотите поставить звёзды других размеров, вам не нужно будет менять шатуны.
Проблемы с совместимостью групсетов
Меняя отдельные компоненты, сперва проверяйте их совместимость.
Следует знать, что не все компоненты даже от одного бренда будут совместимы друг с другом, даже тогда, когда кажется, что всё должно работать.
Производители постоянно обновляют свои линейки, так что не всегда можно ожидать, что, к примеру, один компонент из 11-скоростного групсета будет работать с другим, если они не одного года выпуска и не из одного и того же групсета.
Касаемо, например, тормозных ручек, здесь часто может отличаться соотношение натяжения тросика, так что если вы просто поставите ручки из другой линейки, их работа может быть не оптимальной.
С учётом этого, можно сказать, что групсеты от одного и того же бренда обычно будут совместимы друг с другом при условии, что количество передач совпадает (например, 11-скоростные компоненты Shimano будут совместимы с другими 11-скоростными компонентами Shimano).
Если у вас остались вопросы о совместимости, рекомендуем обратиться к местному дилеру компонентов, посмотреть мануалы от производителя в Интернете или спросить совета на тематических форумах. У Shimano, например, есть очень подробные таблицы совместимости компонентов.