Осенняя распродажа: скидки на всё до 57%
Каталог
Распродажа велосипедов
Велосипеды
Самокаты
Детям
Аксессуары
Запчасти
Экипировка
Бренды
Сервис и услуги
Подарочные карты
Все велосипеды Все электровелосипеды
Горные
Городские
Шоссейные
Детские
Экстремальные
Подборки брендов
Подборки диаметров колёс
Другие велосипеды
Все аксессуары
Безопасность
Комфорт
Обслуживание
Транспортировка
Велотренажёры
Все запчасти
Тормоза
Колёса
Фюзеляж
Кокпит
Переключение
Трансмиссия
Больше брендов
Скрыть
Осенняя распродажа: скидки на всё до 57%
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Посмотреть все результаты
Назад

Как устроен горный велосипед. Самый полный гайд

Это простое и доступное руководство, объясняющее всё, что нужно знать о горных велосипедах, включая различия в конструкциях рам и системах подвески.

Горные велосипеды представляют собой сложные механизмы с множеством деталей и компонентов, каждый из которых играет свою роль для обеспечения общей функциональности.

Основные компоненты здесь, конечно, довольно очевидны – это, например, рама, колёса, подвеска и тормоза. А вот на более мелкие детали люди часто не обращают должного внимания.

В данной статье мы разберём главные компоненты горного велосипеда и объясним, как именно каждый из них работает.

Больше интересного в Telegram, подпишись: https://t.me/probikeru

Компоненты горного велосипеда

Рама

Очевидно, что основа горного велосипеда – это именно рама, она определяет его геометрию, ездовые характеристики, и так далее.

Рама – основа любого горного велосипеда. Она определяет его геометрию и поведение при езде, а в случае с двухподвесными велосипедами ещё и кинематику работы задней подвески.

Рамы могут быть изготовлены из различных материалов, и материал выбирают в зависимости от его свойств.

Алюминий – пожалуй, самый популярный материал для рам горных велосипедов. Его преимущества – доступность, надёжность, хорошее соотношение прочности и веса. Сегодня большинство рам бюджетных байков и моделей из средней ценовой категории изготовлены из гидроформованных алюминиевых труб.

Карбон – тоже популярный материал для рам горных велосипедов. Рамы из карбона (или углеволокна) склеивают в специальных опрессовочных формах, где слои углеволокна соединяются резиной – таким образом, получаются лёгкие, но прочные рамы. Впрочем, такой производственный процесс не самый дешёвый, так что карбоновые рамы вы увидите уже на более дорогих байках.

Сейчас снова получают популярность и стальные рамы, особенно среди небольших, нишевых производителей. Такие рамы очень надёжны, и многие их ценят за дополнительное гашение вибраций во время езды.

Подвеска

Подвеска горного велосипеда гасит удары и вибрации от наездов на препятствия, и, таким образом, колесо сохраняет постоянное сцепление с грунтом.

Основная функция подвески – поглощение ударов от препятствий, благодаря чему колёса велосипеда меньше теряют сцепление с трассой, а райдер лучше контролирует велосипед.

Амортизационная вилка отвечает за гашение ударов спереди велосипеда, а задний амортизатор – соответственно, сзади.

У полноподвесных (или двухподвесных) горных велосипедов есть независимая подвеска как переднего, так и заднего колеса, тогда как у хардтейлов будет только амортизационная вилка. В целом, большинство дорогих спортивных велосипедов – это двухподвесы, которые могут обеспечить максимальное сцепление колёс с грунтом, а райдеру – дополнительный контроль и уверенность.

У современных амортизаторов для горных велосипедов обычно есть регулировки отбоя (отскока) и компрессии.

Подвеска велосипеда работает за счёт пружин (металлических или пневматических (воздушных)) и демпферов, которые, в свою очередь, контролируют скорость отбоя (обратного хода) амортизатора и его жёсткость (эти регулировки называют «отбой» и «компрессия»).

Сегодня на большинстве горных велосипедов вы увидите воздушные амортизаторы – они мало весят и легко настраиваются. Впрочем, некоторым райдерам всё же больше нравится ощущение пружинных амортизаторов, несмотря на их больший вес и на то, что их сложнее настроить под вес и стиль катания райдера.

42190, 41772, 41771, 42189, 41770, 41769, 41773, 41767, 42188

Колёса

Ширина ободов, вес и жёсткость колёс могут сильно влиять на то, как велосипед ощущается в езде.

Колёса сильно влияют на управляемость горного велосипеда. Здесь важны такие факторы, как вес колёс, ширина и жёсткость ободов – они во многом определяют, как велосипед будет ощущаться на трассах.

В центре любого колеса расположена втулка, которая может вращаться вокруг колёсной оси на подшипниках. Ширина самой втулки и оси тоже во многом определяют жёсткость колеса. И, хотя сегодня индустрия уже пришла к нескольким стандартам ширины передней и задней оси, иногда всё равно встречаются некоторые нестандартные решения.

На задней втулке есть барабан свободного хода, на который устанавливаются звёзды кассеты.

На задней втулке также можно увидеть специальный барабан, на который ставится кассета.

Втулку соединяют с ободом спицы. Эти тонкие металлические (а иногда и тканевые) элементы натягиваются, обеспечивая колесу должную прочность и жёсткость.

На обода также устанавливаются шины. Сами обода могут быть выполнены из алюминиевого сплава или карбона, а их ширина и высота влияют на ширину и профиль установленной на обод покрышки.

Покрышки

Задача производителей шин для горных велосипедов – найти оптимальный баланс между сцеплением, устойчивостью к проколам и низким сопротивлением качению.

Шины – это именно та часть велосипеда, которая непосредственно соприкасается с трассой. Таким образом, это очень важный компонент, который ни в коем случае не стоит недооценивать.

Замена шин – вероятно, самый доступный способ ощутимо изменить поведение вашего велосипеда, от них зависит действительно многое. На поведение шины влияют такие факторы, как её ширина, рисунок протектора и тип резины (компаунд), из которого она изготовлена.

Тормоза

Один из главных секретов быстрой езды – уверенность, что при необходимости вы сможете быстро остановиться.

Хорошие тормоза крайне важны для контроля над велосипедом и уверенности райдера – основная идея здесь состоит в сочетании высокой мощности и модуляции (дозирования тормозного усилия). Для этого производители в наши дни выпускают дисковые гидравлические тормоза.

Хотя тормоза разных брендов отличаются друг от друга типом тормозной жидкости и немного – мелкими деталями, всё же большинство тормозов на рынке конструктивно очень похожи.

Расположенные на руле тормозные ручки отвечают за активацию и контроль тормозной системы. Большинство таких ручек рассчитаны на нажатие одним пальцем – это обеспечивает дополнительный контроль и чувствительности при том, что все остальные пальцы могут крепко держать руль.

На современные горные велосипеды ставят гидравлические дисковые тормоза, которые достаточно хорошо работают в любых условиях.

К тормозным ручкам присоединяются гидролинии, продолжающиеся до тормозных калиперов. Эти калиперы бывают двух- и четырёхпоршневые – многие райдеры предпочитают именно последние из-за больше мощности таких тормозов.

Поршни калипера сжимают тормозные колодки, которые, в свою очередь, сдавливают прикреплённый к втулке тормозной ротор и замедляют вращение колеса.

Сейчас выпускаются различные типы колодок для разных трасс и погодных условий.

Трансмиссия

Трансмиссия передаёт ваши усилия, приложенные к педалям, заднему колесу, заставляя его вращаться.

Трансмиссия преобразует ваши усилия при вращении педалей во вращение заднего колеса и движение велосипеда вперёд.

В трансмиссиях современных горных велосипедов используется единственная ведущая звезда и кассета увеличенного диапазона. Трансмиссии такого типа часто называют «1x», их преимущества – более высокая надёжность и лучшее натяжение цепи при меньшем общем весе (по сравнению с теми вариантами, где спереди две или три звезды).

Таким образом, кассета в этом случае определяет количество передач. У самых современных трансмиссий для горных велосипедов 12 передач, а у чуть более старых и бюджетных – 11.

Задний переключатель здесь переносит цепь с одной звезды кассеты на другую, а в движение его приводит закреплённая на руле манетка.

Никаких проводов (и, тем более, тросиков) здесь нет: беспроводные групсеты наподобие SRAM Transmission обходятся без них.

Обычно манетка соединяется с задним переключателем при помощи тросика или проводов, но в таких трансмиссиях, как SRAM Eagle AXS, используется беспроводное соединение.

Электрические трансмиссии обеспечивают точное и бесперебойное переключение передач, и при том, вам не нужно регулировать натяжение тросиков и заменять их по мере износа. Впрочем, стоят они не так уж дёшево, да и аккумуляторы здесь нужно регулярно подзаряжать.

42191, 42400, 42195, 42194, 41778, 42193

Регулируемые подседельные штыри (дропперы)

Возможность опустить или поднять седло при помощи рычажка на руле действительно многое меняет для большинства райдеров.

Появление регулируемых подседельных штырей часто считают переломным моментом в истории горных велосипедов. Такие штыри позволяют легко поднимать или опускать седло прямо на ходу, и сегодня их ставят на все современные байки для трейлрайдинга и эндуро.

Регулируемые штыри отличаются телескопической конструкцией и могут иметь разный ход, от 100 до примерно 240мм. В большинстве случаев их можно зафиксировать в любом положении, хотя, как правило, их обычно или до конца поднимают для подъёмов, или до упора опускают для спусков.

Как правило, имеет смысл поставить на велосипед регулируемый штырь с максимально возможным ходом. Но на это, конечно, также будет влиять длина ваших ног и размер рамы, и чтобы знать о таких штырях всё, что нужно, не лишним будет почитать наше отдельное руководство.

Кокпит

Сегодня на горные велосипеды, как правило, ставят широкие рули и короткие выносы – с ними вы будете увереннее себя чувствовать на быстрых, крутых и техничных спусках.

Кокпитом называют руль и вынос велосипеда.

На большинстве современных горных велосипедов стоят широкие рули (часто 750мм и больше) и короткие выносы (обычно менее 50мм). Такое сочетание обеспечивает хорошую управляемость на высокой скорости и на крутых спусках.

Разумеется, всё это каждый райдер подгоняет под себя – например, можно выбрать ещё более короткий вынос либо руль другой ширины с большим подъёмом или углом наклона.

Точки контакта райдера с велосипедом

Если вы хотите от велосипеда максимальной функциональности, важно, чтобы ваши с ним точки контакта были надёжными и обеспечивали достойное сцепление.

Другие важные места горного велосипеда – те, что непосредственно соприкасаются с райдером. Так, на горные велосипеды обычно ставят тонкие резиновый грипсы с замками-фиксаторами, обеспечивающие надёжный и удобный захват руля.

Выбор седла – во многом дело личных предпочтений. В целом, сёдла на горных велосипедах не такие минималистичные, как на шоссейниках – часто там есть дополнительная мягкая прослойка, поскольку часто райдеру приходится долго ехать по бездорожью и сложному рельефу.

Педали для горных велосипедов можно разделить на два основных типа – плоские и контактные. Плоские хороши для райдеров любого уровня, и, что важно, с ними проще поставить правильную технику катания. С другой стороны, многие райдеры и особенно гонщики выбирают контактные педали, поскольку они обеспечивают более эффективное педалирование.

А что насчёт горных электробайков?

Горные электробайки, в целом, собраны из тех же деталей, что и обычные горные велосипеды, но здесь есть некоторые специфические компоненты.

Электрифицированные горные велосипеды, по большому счёту, собраны из тех же деталей, что и обычные, но здесь есть некоторые ключевые компоненты, которые их и отличают.

Например, это мощные электромоторы с интегрированными аккумуляторами, которые позволяют райдерам преодолевать самые крутые подъёмы или просто ездить максимально быстро.

Здесь стоит отметить, что не все горные электробайки много весят – сегодня существуют и специальные облегчённые модели, нечто среднее между полноценными электробайками и стандартными, не электрифицированными велосипедами.

Горные велосипеды