Амортизационная вилка – один из основных компонентов горного велосипеда в смысле как функциональности, так и комфорта для райдера. Современные вилки сделаны так, чтобы эффективно сглаживать не только сильные удары, но и слабые, а также теперь у вилок для горных велосипедов будут все мыслимые регулировки: высоко- и низкоскоростной отбой, регулировки компрессии, изменение жёсткости, настройка объёма воздушной камеры, а в случае с самыми продвинутыми моделями – и многие другие. Для начала давайте посмотрим на конструкцию вилок в целом.

Как работает амортизационная вилка?
В работе вилки на горном велосипеде нет никаких особых хитростей – во время сжатия «ноги» вилки (верхняя часть) входят в её «штаны» (нижняя часть), а между «ногами» и «штанами» будут специальные сальники. При разжатии вилки всё, соответственно, происходит наоборот.
Вообще, вилки бывают разные: жёсткие, с одной или двумя «ногами», с одной или двумя «коронами», и работают они тоже немного по-разному. Например, в бюджетных вилках, как правило, будут пружины, а вилки средней ценовой категории и дорогие модели уже будут воздушно-масляные (что, помимо прочего, обеспечивает им меньший вес).
Шток, колёсная ось и крепление тормоза
Важный параметр вилки – диаметр её штока (рулевой трубы). Этот диаметр должен соответствовать размеру рулевого стакана рамы и рулевой колонки. Чтобы узнать, какой диаметр штока у вашей вилки, достаточно снять её с велосипеда и измерить.
Существуют три стандартных диаметра штока:
В последнее время штоки у более или менее достойных однокоронных вилок обычно делают конусными. Это добавляет жёсткости соединению вилки и рамы, которое подвергается нешуточным нагрузкам во время катания.
Если вы хотите дальше кататься со старым колесом, перед покупкой новой вилки нужно посмотреть, какая там ось.
Размеры оси могут составлять:
И, наконец, нужно проверить, какое на вашей новой вилке будет крепление для тормоза. Сейчас есть три стандарта таких креплений – это так называемый международный стандарт IS, Post-Mount (PM) и крепления для ободных тормозов (как правило, для тормозов типа V-brake). Сегодня практически на всех вилках будут крепления IS либо PM. Но, конечно, на некоторые самые дешёвые вилки всё ещё можно поставить ободные тормоза.
Как правильно настроить вилку?
Чем дороже вилка, тем больше у неё настроек и регулировок. Например, у самых бюджетных моделей будет только регулировка преднагрузки пружины (иными словами, жёсткости), а у дорогих вилок – высоко- и низкоскоростная компрессия и отбой, регулировка хода и так далее.
На топовых моделях, к примеру, вы увидите регулятор отбоя – это скорость, с которой вилка разжимается после сжатия. На относительно пологих и гладких трассах можно выставить максимальную скорость отбоя, чтобы вилка быстрее реагировала на неровности. Но если говорить о серьёзных трассах и более техничном катании, отбой лучше сделать помедленнее, дабы не перелететь нечаянно через руль в случае неожиданного удара в переднее колесо.

Регулировка сжатия
У воздушных вилок будут очень точные настройки. При помощи насоса высокого давления вы можете отрегулировать вилку так, чтобы её работа идеально соответствовала вашему весу и предпочтениям.

Блокировка
На некоторых моделях вилок также предусмотрена блокировка, которая не даёт им раскачиваться, к примеру, во время езды в гору. Заблокировать вилку обычно можно при помощи регулятора наверху одной из «ног», либо посредством специальной манетки на руле.

Регулировка отбоя
На некоторых вилках есть также регулировка отбоя. То есть, когда вы его регулируете, вилка будет возвращаться в исходное положение после сжатия быстрее либо медленнее.
Амортизационные вилки для разных стилей катания
Чтобы правильно подобрать вилку, в первую очередь, нужно знать, как вы собираетесь кататься. В зависимости от предполагаемого стиля катания (даунхил, эндуро, трейлрайдинг или кросс-кантри) будет различаться, прежде всего, ход вилки. Для тех, кто не в курсе, ход – это расстояние, на которое «ноги» вилки могут войти в её «штаны». В зависимости от конкретной модели вилки этот ход, соответственно, может быть разным.

Даунхилл/фрирайд
Для серьёзного даунхила или фрирайда обычно используют вилки с большим ходом (200мм), чтобы райдер чувствовал себя комфортно на крутых спусках и техничных участках трасс.

Эндуро
В случае с велосипедами для эндуро выбирают немного меньший ход (150-180мм), что гарантирует комфорт для райдера без большого ущерба для поведения велосипеда на подъёмах.

Олл-маунтин
Это нечто среднее между эндуро и кросс-кантри – ход здесь будет обычно от 120 до 150мм, что хорошо подходит как для разбитых трасс, так и для езды в гору.

Кросс-кантри
Для кросс-кантри и марафонов, где трассы относительно ровные, лучше всего подойдут вилки с малым ходом (100-120мм). Такие вилки позволяют райдеру эффективно крутить педали, и они будут легче более длинноходных моделей.
Вилка с каким ходом лучше подойдёт вам?
Рама вашего велосипеда рассчитана на определённый ход вилки, потому в этом смысле важно соблюдать рекомендации производителя, чтобы с рамой не возникло проблем. Кроме того, геометрия велосипеда всегда продумана так, чтобы идеально соответствовать определённому ходу – в связи с этим, лучше покупать новую вилку примерно с тем же ходом, что сейчас стоит на велосипеде.

Самые крупные и известные производители вилок выпускают разные модели для разных стилей катания на горных велосипедах.
А ещё хорошим показателем здесь будет диаметр «ног» вилки (в миллиметрах) – можно выбирать новую модель, исходя из этой цифры. Компания Fox вообще называет свои вилки цифрами, которые соответствуют этому диаметру, чтобы ещё больше всё упростить. Вот, например:
Ознакомиться с ассортиментом амортизационных вилок и выбрать себе наиболее подходящую можно ниже. Всегда рады помочь с выбором!