Каталог
Распродажа велосипедов
Велосипеды
Самокаты
Детям
Аксессуары
Запчасти
Экипировка
Бренды
Сервис и услуги
Подарочные карты
Все велосипеды Все электровелосипеды
Горные
Городские
Шоссейные
Детские
Экстремальные
Подборки брендов
Подборки диаметров колёс
Другие велосипеды
Все аксессуары
Безопасность
Комфорт
Обслуживание
Транспортировка
Велотренажёры
Все запчасти
Тормоза
Колёса
Фюзеляж
Кокпит
Переключение
Трансмиссия
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Назад

Тормозные диски (роторы) для велосипеда. Как правильно подобрать?

Ротор (или диск) дискового тормоза – это компонент, который устанавливается на втулку колеса и обеспечивает тормозную поверхность для колодок тормоза.

Эти роторы выпускаются в самых разных размерах для разных велосипедных дисциплин и типов рельефа.

Самые простые тормозные роторы просто штампуют из листа нержавеющей стали. В более дорогих роторах используют более сложные технические решения, чтобы повысить эффективность торможения и дополнительно снизить вес.

Когда-то существовало больше стандартов роторов, но сегодня их осталось два – это крепление на 6 болтов и стандарт Center Lock.

В данной статье мы поговорим обо всём, что нужно знать о тормозных роторах, включая то, на что нужно обращать внимание при их покупке.

Что же такое тормозные роторы?

Тормозной ротор – это металлический диск, который крепится к втулке колеса. Он обеспечивает тормозную поверхность для колодок тормоза.

Существуют диски разных размеров и конструкций, которые подходят для разных требований.

Некоторые роторы созданы для того, чтобы максимально повысить мощность торможения и лучше распределять тепло, а у других в приоритете, например, малый вес.

Размеры тормозных роторов

Главная задача тормозного ротора – замедлить вращение колеса, используя трение тормозных колодок, которые прижимаются к ротору калипером.

При этом, разумеется, выделяется тепло. Чем больше диаметр ротора, тем больше он может поглотить тепловой энергии прежде, чем перегреется – дальше эффективность торможения начнёт снижаться.

То есть, в целом, чем больше ротор, тем лучше будет работать тормоз.

Впрочем, здесь надо заметить, что далеко не всем райдерам и велосипедам нужна максимальная мощность тормозов. Во многих случаях важен компромисс между мощностью тормозов, их ощущением и весом.

Как правило, роторы для шоссе и велокросса имеют диаметр от 140 до 160мм – в этом диапазоне для них и получается компромисс между необходимой мощностью тормозов и малым весом.

На современные горные велосипеды часто по умолчанию ставят роторы размером от 180 до 220мм.

Кроме того, часто на горных велосипедах стоит передний ротор большего диаметра, а задний – поменьше (к примеру, 200мм спереди и 180 – сзади).

Как бы то ни было, сегодня всё чаще можно видеть большие роторы (200мм и больше) и спереди, и сзади на велосипедах для эндуро или даунхила. На многие электробайки также часто ставят роторы увеличенного диаметра.

Конструкции и материалы тормозных роторов

Большинство роторов изготавливают из высококачественной нержавеющей стали – это обеспечивает долговечность тормозных поверхностей, которые подходят для любых условий.

На тормозной поверхности ротора обычно есть специальные отверстия и вырезы. Они позволяют влаге, грязи и лесному мусору не скапливаться между диском и колодками, а вылетать наружу.

Более того, грамотно расположенные отверстия помогают снизить вес ротора без ущерба для функциональности.

Важное свойство роторов – способность распределять тепло. Достигается это различными способами.

Так, на "спицы" некоторых роторов (которые соединяют тормозные поверхности диска с его центральной частью) наносят специальную краску, позволяющую лучше отводить тепло.

Ещё один способ, который используется в новых роторах от SRAM, – это увеличение толщины диска.

Кроме того, иногда применяют ещё решение из мира мото, когда стальная тормозная поверхность крепится к алюминиевой основе ротора при помощи заклёпок.

Считается, что подобная конструкция позволяет улучшить распределение тепла, а также устойчивость к деформации по сравнению со стандартными, полностью стальными роторами. И ещё она немного легче.

А в роторах Shimano IceTech используется конструкция типа "сэндвич", где между тормозными поверхностями из стали проложен слой алюминия – это тоже улучшает теплоотвод.

Стандарты крепления тормозных дисков – 6-болтовое крепление и Center Lock

Чтобы тормоз нормально работал, крепление ротора к втулке должно быть прочным и жёстким. Сегодня используют два стандарта крепления.

Первый и самый распространённый – это крепление на 6 болтов.

Здесь диск крепится к втулке при помощи шести болтов под звездообразный ключ (Torx). Эти болты расположены вокруг оси колеса.

Крепление на шести болтах лёгкое и прочное. Иногда установка и снятие роторов в таком случае требуют времени, зато для этого не нужны абсолютно никакие специальные инструменты.

Второй распространённый стандарт называется Center Lock. Здесь ротор устанавливается на шлицевое крепление втулки, а затем фиксируется специальным кольцом на резьбе.

Снятие и установка роторов Center Lock происходят немного быстрее, но вам уже понадобится ключ для снятия кассеты или каретки типа Shimano HyperGlide.

Тормозные колодки

Сегодня существуют три основных типа тормозных колодок: органические, металлизированные и полуметаллизированные. У каждого из этих типов есть, разумеется, свои свойства и преимущества.

Вы можете использовать колодки любого типа с любыми роторами – но, как правило, им потребуется какое-то время для притирки.

Когда нужно менять тормозные роторы?

Как и тормозные колодки, сами роторы – тоже расходники. Со временем они стираются от торможения, и тогда их нужно заменять.

Хороший показатель того, что ротор надо менять – это изменение его толщины.

Так, неиспользованные роторы Shimano имеют толщину в 1,8мм, и производитель рекомендует менять их, когда толщина достигает 1,5мм (или ещё меньше).

Компания SRAM также рекомендует менять роторы, когда их износ превышает 0,3мм, или когда их толщина становится меньше минимального значения, указанного на роторе.

Как узнать, какие тормозные роторы мне подойдут?

Покупая новые роторы, следует обращать внимание на несколько вещей.

Прежде всего, стоит покупать диски от того же бренда, что и ваши тормоза. Если вы, конечно, специально не ищете какие-то другие роторы.

Затем, разумеется, нужно знать, какой стандарт крепления вам нужен – 6 болтов или Center Lock.

И, наконец, надо определиться с размером роторов.

Здесь, прежде всего, нужно узнать, на какой максимальный диаметр роторов рассчитаны ваша рама и вилка. Затем решите, нужно ли вам больше мощности тормозов. Если вы чувствуете, что мощности не хватает, и что вы хотели бы останавливаться быстрее, мы советуем перейти на роторы большего диаметра (если это возможно).

Кроме того, важно отметить, что для установки роторов большего размера вам могут понадобиться специальные спейсеры (проставки) под тормозной калипер.