Хотите гладкое переключение и самый широкий диапазон передач? Тогда эта статья для вас – наш новый обзор лучших трансмиссий и групсетов от SRAM, Shimano и других производителей.
Здесь наши эксперты рассматривают и оценивают групсеты для горных велосипедов.
Совокупность компонентов велосипеда, отвечающая за движение вперёд, называется трансмиссией, иногда её также называют групсетом. Чтобы подготовить эту статью, мы испытали действительно много трансмиссий – таким образом, в нашем списке есть варианты для любых бюджетов, целей и предпочтений.
Итак, трансмиссия велосипеда состоит из манетки, заднего переключателя, шатунов, ведущей звезды, цепи, кассеты, каретки и кабелей (если речь не о беспроводных групсетах наподобие SRAM AXS). То есть, в таком понимании сюда не входят тормоза или колёсные втулки.
У большинства трансмиссий на рынке будут заменяемые компоненты, и по мере износа их можно менять по отдельности. К тому же, многие современные технологии со временем переходят от дорогих групсетов к более дешёвым – поэтому сегодня даже бюджетные трансмиссии зачастую будут очень неплохо работать.
1. Shimano Deore M6100
- Одна из лучших бюджетных трансмиссий для горных велосипедов
- Характеристики: диапазон кассеты – 10-51T, 12 передач и одна ведущая звезда.
- Причины для покупки: конструктивная простота, отличная работа и надёжность
- Причины не покупать: относительно большой вес
Легендарный групсет от Shimano с таким соотношением цены и качества, что он действительно подойдёт почти каждому любителю горных велосипедов. Посудите сами – здесь будет одна ведущая звезда, 12 передач, кассета с увеличенным диапазоном 10-51T и низкопрофильная «трещотка» Shadow в заднем переключателе, которую, между прочим, можно отключать. Иными словами, в этой трансмиссии есть буквально всё, что нужно. Качество изготовления и покрытия компонентов, как и эргономика манеток гарантируют, что вы всегда подберёте нужное передаточное соотношение, просто пошевелив (в буквальном смысле) пальцем.
2. SRAM GX Eagle
- Отличное качество переключения, надёжность, стильный внешний вид и разумная цена
- Характеристики: диапазон кассеты – 10-52T, 12 передач и одна ведущая звезда.
- Причины для покупки: широкий диапазон передач, гладкое переключение и отличный внешний вид
- Причины не покупать: ничего не приходит в голову
Гладкое вращение педалей, отличное качество переключения и практически не слетающая цепь – всё это делает GX Eagle одним из лучших групсетов в линейке SRAM. А из-за нового покрытия компонентов и некоторых доработанных деталей эта трансмиссия стала ещё лучше – сюда можно отнести и кассету увеличенного диапазона.
Кстати, у нас уже есть полноценный обзор этой трансмиссии.
3. Shimano SLX M7000
- Один из наших любимых 11-скоростных групсетов
- Характеристики: диапазон кассеты – 10-51T, 11 передач и одна ведущая звезда.
- Причины для покупки: надёжность и долговечность, очень гладкое переключение передач и отличные жёсткие шатуны
- Причины не покупать: купить её стоит, только найти такую трансмиссию сегодня не легко
Примечание: речь здесь именно о старой 11-скоростной трансмиссии SLX – это один из наших любимых групсетов для горных велосипедов. Была ли та версия SLX лучше, чем 11-скоротные групсеты SRAM NX? Да, однозначно. Переключение передач было более гладким и чётким, а шатуны SLX были жёстче.
А вот была ли она лучше более дорогого 12-скоростного групсета SRAM Eagle GX? Это уже зависит от того, какие предложения вы сегодня сможете найти, и захотите ли вы менять барабан втулки (к примеру, для SRAM Eagle GX нужен барабан XD). В любом случае, стоит немного поискать в интернете или в реальных магазинах – вероятно, вы таки сможете заполучить этот легендарный 11-скоростной групсет отличного качества.
4. SRAM X01 Eagle AXS
- Беспроводная трансмиссия с быстрым и чётким переключением передач
- Характеристики: диапазон кассеты – 10-52T, 12 передач и одна ведущая звезда.
- Причины для покупки: короткая лапка переключателя, простота установки и настройки, отличная ёмкость аккумуляторов, малый вес
- Причины не покупать: высокая цена
Сегодня трансмиссии SRAM AXS предлагают, пожалуй, лучшее качество переключения для горных велосипедов. Эти групсеты очень просты в установке и настройке, батареек здесь хватает действительно надолго, переключение передач очень чёткое, а надёжность – на высоте. В общем, трансмиссии AXS – действительно достойный выбор, если вы собираете велосипед мечты.
У заднего переключателя X01 Eagle AXS лапка будет на 10мм короче, чем у механической модели – таким образом, она будет дальше от земли, что хорошо, если вы катаетесь по техничным трассам. Кроме того, такая лапка находится ближе к раме, а значит, она лучше защищена.
5. Microshift Advent X
- Пожалуй, лучший групсет не от SRAM или Shimano
- Характеристики: диапазон кассеты – 11-48T, 10 передач и одна ведущая звезда.
- Причины для покупки: отличная надёжность и долговечность, хорошее соотношение цены и качества, идеальный выбор для электробайков
- Причины не покупать: рычажок манетки ощущается излишне жёстко
Microshift Advent X – отличный групсет за такую цену. Компоненты здесь надёжные, качество переключения – на уровне, а вес – приемлемый. Это, к примеру, оптимальная трансмиссия для электробайков, где на цепь и кассету приходятся большие нагрузки. Ну, или просто для любителей трейлрайдинга, которые действительно много катаются. В общем, если бы не жестковатая манетка (да, мы придирчивы), этот групсет был бы достоин высшей оценки.
Как мы испытываем трансмиссии и групсеты
Все описанные здесь трансмиссии мы тестировали очень просто – ставили их на велосипеды и много катались. Тестер, таким образом, смотрит на функциональность групсета (переключение передач «вверх» и «вниз», поведение на подъёмах и спусках), а также на вес компонентов, качество их изготовления и надёжность.
Shimano и SRAM – два главных игрока на рынке трансмиссий
Итак, два крупнейших и самых широко распространённых бренда на этом рынке – это, конечно, Shimano и SRAM.
Как правило, при сборке трансмиссии желательно отдать предпочтение одному из этих производителей (Shimano или SRAM), по крайней мере, в случае с основными компонентами (цепь, кассета, переключатель и манетка). Но сочетать компоненты из разных линеек одного производителя обычно можно без проблем. Таким образом, вы можете, например, поставить на велосипед кассету SRAM X01, а задний переключатель и кассету – SRAM GX. Или, к примеру, 12-скоростная манетка Shimano XT будет нормально работать с 12-скоростным переключателем Shimano Deore. Втулки, каретки, тросики с «рубашками», ведущие звёзды и шатуны здесь подойдут уже от любых сторонних производителей. По правде говоря, иногда стоит именно их и использовать.
(*помните, что правила существуют, чтобы их нарушать – мы так и сделали, включив в наш список 5 лучших групсетов трансмиссию от Microshift)
Трансмиссии Shimano
У японской компании Shimano есть названия и артикулы (номера) групсетов для горных велосипедов.
Примечание: артикулы тоже важны, поскольку по ним можно определить, какая это версия групсета – допустим, последняя трансмиссия Shimano XT называется M8100.
- Shimano XTR M9100
- Shimano XTR M9050 Di2
- Shimano XTR M9000
- Shimano XT M8050 Di2
- Shimano XT M8100
- Shimano SLX M7100
- Shimano Deore M6100
Кроме того, Shimano выпускает два групсета специально для «спускового» катания и даунхила (хотя оба они, конечно, годятся и для эндуро).
- Shimano Saint M820
- Shimano Zee M640
Трансмиссии SRAM
Ниже – список нынешних групсетов для горных велосипедов от SRAM, начиная с самых дорогих.
- SRAM XX1 Eagle AXS
- SRAM X01 Eagle AXS
- SRAM XX1 Eagle
- SRAM XX1
- SRAM X01 Eagle
- SRAM X01
- SRAM EX 1 (для электробайков)
- SRAM GX Eagle AXS
- SRAM GX Eagle
- SRAM GX
- SRAM NX Eagle
- SRAM NX
- SRAM SX Eagle
Меньше ведущих звёзд и больше звёзд в кассете
Раньше в трансмиссиях для горных велосипедов было больше передач («скоростей»), но в последние десять лет всё это поменялось, и постепенно все перешли на более простые, лёгкие и надёжные трансмиссии с одной ведущей звездой. Соответственно, вместо двух или трёх ведущих звёзд, переднего переключателя и второй манетки теперь используют всего одну звезду спереди, часто с переменным профилем зубьев, чтобы цепь не слетала при езде по сложному рельефу.
Ведущая звезда, таким образом, соединяется с кассетой – набором звёзд, который крепится к задней втулке. В самых современных трансмиссиях будет по 12 звёзд сзади – они соединены вместе и посредством шлицов крепятся к барабану втулки. Внутри этого самого барабана будет специальный механизм с трещоткой – он позволяет кассете свободно вращаться против часовой стрелки, чтобы вам не приходилось всё время крутить педали. Сейчас есть несколько типов барабана, в зависимости от производителя трансмиссии – SRAM использует барабаны XD, а у Shimano будут барабаны двух видов: классические со шлицевым креплением для 11 передач и меньше, и новые Microspline, сделанные специально для 12-скоростных трансмиссий.
Компоненты групсета для горных велосипедов
Из каких компонентов состоит велосипедная трансмиссия?
В общем и целом, когда люди говорят о «трансмиссиях» и «групсетах», речь идёт о компонентах между педалями и задним колесом – это и есть трансмиссия. Обычно трансмиссия состоит из переднего и заднего переключателей (хотя на большинстве современных горных велосипедов передних переключателей уже нет), манеток, системы шатунов, каретки, цепи и кассеты.
Также раньше «групсетом» часто называли трансмиссию вместе с тормозами и иногда – другими деталями, вроде колёс или даже рулевой колонки. Однако, сегодня такие компоненты уже точно не воспринимают как части групсета.
1. Система шатунов
Шатуны SRAM GX Eagle с осью диаметром 24мм
Система шатунов состоит из самих шатунов, оси каретки и ведущих звёзд. В случае с современными горными велосипедами ведущая звезда уже, как правило, будет только одна – такие трансмиссии часто называют «1x». А поскольку звезда спереди всего одна, передний переключатель здесь уже не нужен, и потому такой групсет, конечно, получается легче.
Оставить всего одну звезду спереди стало возможно, потому что в кассетах теперь больше звёзд (до 12), и общий диапазон передач получается не меньше, чем раньше был с двумя или тремя ведущими звёздами.
Размеров ведущих звёзд существует великое множество, а выражаются эти размеры в числе зубьев звезды. Большее количество зубьев означают более «тяжёлую» передачу и возможность ехать быстрее, а меньшее – более «лёгкую» передачу, которая лучше подойдёт, например, для подъёмов.
Тем не менее, велосипеды с двумя ведущими звёздами всё ещё существуют. А вот три звезды на современных байках уже встречаются крайне редко.
Карбоновые шатуны обеспечивают неплохую экономию веса
Зачастую подходящий размер ведущей звезды будет зависеть от целевого назначения велосипеда.
На более длинноходных велосипедах, предназначенных для агрессивного катания и более сложных трасс, обычно будут звёзды меньшего размера – например, 28 или 30 зубьев. Они более универсальны и лучше подходят для небольших скоростей, когда вы, допустим, поднимаетесь в гору сидя.
На более короткоходных байках и аппаратах для кросс-кантри можно увидеть ведущие звёзды побольше – часто здесь будут 34 или 36 зубьев. Опять же, такие велосипеды сами по себе лучше подходят для езды вверх – таким образом, на них будет удобнее ехать в гору быстрее и агрессивнее, зачастую – стоя.
2. Какая длина шатунов мне подойдёт?
Вообще, шатуны выпускаются в различных версиях по длине, хотя самый ходовой размер – 170мм. С такими шатунами у вас будет достаточный по расстоянию запас до земли в поворотах и при педалировании, а рычаг всё же останется не слишком маленьким.
А когда вы уже поняли, что для вас будет лучше в смысле биомеханики, можно подбирать конкретную длину шатунов – она будет зависеть, в первую очередь, от вашей антропометрии и предполагаемого стиля катания.
Длинные (175мм и больше) шатуны обеспечивают больший рычаг, но поворачивать их, конечно, будет сложнее – они лучше подойдут для более высоких людей и «более кросс-кантрийных» велосипедов.
Короткие же шатуны (165 или 170мм) крутить легче – таким образом, это лучший выбор для обладателей коротких ног и для тех, кому надоело цеплять педалями камни и корни.
3. Манетки
Большинство современных манеток для горных велосипедов – триггерные, у которых рычажки расположены под рулём (хотя SRAM до сих пор выпускает вращающиеся вокруг руля манетки типа «грип-шифт»). Обычно у таких манеток бывает по два рычажка, которые можно тянуть или, наоборот, толкать вперёд для переключения на более «лёгкую» или «тяжёлую» передачу.
В случае с манетками Shimano для переключения на более «лёгкую» передачу («вверх») нужно толкнуть рычажок большим пальцем. За этим рычажком есть второй, который можно тянуть указательным или тоже толкать большим пальцем для переключения на более «тяжёлую» передачу («вниз»).
Триггерные манетки сегодня наиболее распространены
В манетках SRAM будут два рычажка под большой палец, расположенные похожим образом. В случае и с Shimano, и со SRAM можно переключаться «вниз» сразу на несколько передач в зависимости от того, как далеко вы сдвинете рычажок.
Есть ещё один производитель – Box, у манеток Box будет всего один рычажок. Переключение «вниз» здесь происходит так же, как у двух крупнейших брендов, а, чтобы переключиться «вверх», нужно опустить кончик рычажка вовнутрь, по направлению к корпусу манетки.
4. Переключатели
Интересно, что конструктивно современные задние переключатели не существенно отличаются от самых первых, что увидели свет ещё сто лет назад – в двадцатых годах прошлого века. Сегодняшние переключатели, конечно, могут выглядеть сложно, но их задача осталась прежней – просто перетаскивать цепь с одной звезды на другую.
Если говорить о современных переключателях для горных велосипедов, для них характерны очень мощные пружины, которые дополнительно натягивают цепь, не позволяя ей излишне болтаться.
У 12-скоростной трансмиссии SRAM Eagle – впечатляющие характеристики с учётом её цены
Кроме того, у компании Shimano есть система с «трещоткой» под названием Shadow+, которую можно отключать, когда, вам, например, нужно снять колесо с велосипеда. Если же говорить о SRAM, здесь будет система Type 2 со специальным пином, который удерживает переключатель в «расслабленном» состоянии – это также существенно облегчает снятие заднего колеса.
Отметим, что Shimano до сих пор выпускает передние переключатели для многих групсетов, а вот американская компания SRAM полностью перешла на трансмиссии с одной ведущей звездой.
5. Кассета
Самые важные характеристики кассеты – это число звёзд и их размеры. Кассету ставят на втулку заднего колеса, и её главная задача – обеспечить возможность для небольших изменений передаточного соотношения, которые и составляют большую часть переключений передач.
Две большие звезды в кассете XT – алюминиевые. У кассеты SLX алюминиевая звезда только одна – самая большая, на 51 зуб.
Количество звёзд в кассете может составлять от 7 до 12, в зависимости от конкретного групсета. Преимущества большего количества звёзд очевидны – у вас будет либо больший диапазон переключения передач, либо меньшие «шаги» между этими передачами.
В смысле диапазона SRAM сейчас чуть впереди Shimano, если говорить о 12-скоростных групсетах Eagle. Там будет самый широкий диапазон передач – размер самой маленькой звёздочки составляет 10, а самой большой – 52 зуба. Впрочем, Shimano, конечно, отстаёт не сильно – диапазон больших кассет от японского производителя будет 10-51T. Все эти кассеты идеально подходят как раз для использования с одной ведущей звездой.
6. Цепь
На цепь часто не обращают внимания, а между тем, велосипед без цепи ехать не будет. Тип нужной вам цепи будет зависеть, в первую очередь, от числа звёзд в кассете. Чем больше звёзд, тем, соответственно, меньше будут расстояния между ними (поскольку все кассеты должны быть одной и той же ширины). И цепи, в связи с этим, будут различаться по ширине – 7-скоростная цепь намного шире 12-скоростной.
Нельзя вместе использовать цепи и кассеты для разного числа передач. Кроме того, цепи, как и кассеты, со временем изнашиваются – их нужно периодически менять.
За что вы платите, покупая более дорогой групсет?
Если посмотреть на рынок групсетов в целом, станет очевидно, что с повышением уровня компонентов будут значительно расти и цены. Но что именно вы получите, заплатив больше?
Стоит ли, например, купить XT вместо SLX или XX1 вместо GX?
Функциональность
Разумеется, с повышением стоимости конструкция компонентов и материалы, из которых они изготовлены, также будут улучшаться – и это напрямую влияет, например, на качество переключения передач.
В случае с более высококлассными групсетами переключение зачастую будет быстрее, чётче и более гладким – это позволяет трансмиссиям лучше работать даже под нагрузкой (во время подъёмов, например). Более бюджетные компоненты могут казаться менее надёжными, работать медленнее и не так чётко. У дорогих деталей в шарнирах будут подшипники, а у дешёвых – втулки скольжения, которые со временем будут разбалтываться.
Если рассматривать дорогие линейки групсетов, здесь качество переключения уже будет примерно похожим, отчасти из-за применения одинаковых технологий.
Кроме того, с ростом цены компонентов снижается их вес. Бюджетные детали часто выполнены из дешёвых материалов, например, из штампованной стали, и они, конечно, не будут обработаны так, как более дорогие. Более высококлассные групсеты, как правило, легче – во многом благодаря использованию «премиальных» материалов наподобие титана или карбона.
Надёжность
Для обычных райдеров, наверное, важнее всего вопрос надёжности – долго ли компоненты прослужат. Зачастую самые надёжные детали будут в трансмиссиях среднего уровня, наподобие SLX или GX – они могут служить долго без слишком частого обслуживания.
Самые дорогие групсеты, например, XTR или XX1 Eagle, часто считаются «гоночными», поскольку из-за малого веса эти детали вроде бы должны быстрее изнашиваться при постоянном повседневном использовании. Однако, стоит отметить, что из-за дорогих покрытий и более надёжных материалов такие цепи и кассеты, к примеру, будут не менее, а, возможно, и более надёжными, чем чуть менее высококлассные детали.
Что вообще есть в продаже?
Пример отличного групсета за меньшие деньги: компоненты SLX будут работать почти так же, как XT, при меньшей стоимости
Shimano
Сейчас компания Shimano выпускает семь специализированных групсетов для горных велосипедов, а также некоторые компоненты для более широкого пользования (часто производители велосипедов ставят их на бюджетные модели) – например, Acera и Altus.
У всех групсетов Shimano будут известные названия, которые не меняются в зависимости от года выпуска компонентов. А чтобы отследить год выпуска, здесь также есть специальные артикулы.
Например, у нынешней версии XTR будет артикул M9100 (M здесь значит «Mountain», то есть, «для горных велосипедов»).
Сейчас у трансмиссий Shimano уровнем от Deore до XTR – по 12 передач.
Если же говорить о системах шатунов, японская компания делает их только с одним типом оси диаметром 24мм. А различные стандарты кареток выпускаются, чтобы их можно было поставить на разные рамы.
Электронное переключение передач – что это?
Электроника и аккумуляторы развились до такой степени, что стало возможно переключение передач при помощи сервомоторов, а не тросиков. То есть, вместо того, чтобы физически тянуть тросик для переключения передачи, теперь манетка работает буквально как выключатель, посылая беспроводной (как правило) сигнал к приёмнику в переключателе – а он уже, в свою очередь, перемещает цепь с одной звезды на другую.
Электрический групсет Shimano XTR Di2
У подобных систем, конечно, есть свои преимущества и недостатки. Очевидный недостаток – это необходимость заряжать аккумуляторы, а также высокая цена. Из достоинств можно отметить меньший общий вес (поскольку металлических тросиков здесь уже не будет), само отсутствие тросиков, которые можно повредить, а также очень постоянное и чёткое переключение передач.
1. Электронное переключение Shimano Di2
Компания Shimano предлагает электрическое переключение передач в виде систем Di2 – в случае с горными велосипедами они используются в групсетах XT и XTR. Как вы уже поняли, в этих трансмиссиях тросиков нет – там будут аккумуляторы и манетки в виде кнопок.
Большое преимущество таких систем – высокая надёжность и очень постоянное качество переключения – при том, это качество не будет ухудшаться со временем, как это бывает с классическими трансмиссиями, когда тросики растягиваются или загрязняются.
Другая интересная особенность системы Di2 – возможность управлять и передним, и задним переключателем при помощи одной манетки, используя технологию Synchro-Shift. Она позволяет автоматически переключать передачи спереди в зависимости от того, на какой звезде кассеты находится цепь – таким образом, вам может быть удобнее, например, поддерживать нужный каденс.
2. Электронное переключение SRAM AXS
Электрическая система переключения передач от SRAM называется AXS, а её версия для горных велосипедов – Eagle AXS. Последняя используется в трансмиссиях XX1 Eagle AXS, X01 Eagle AXS, а также в бюджетном групсете GX Eagle AXS – все их можно настраивать с помощью мобильного приложения AXS App.
Какая трансмиссия Shimano подойдёт лучше всего?
И что вы получите за свои деньги?
Shimano XTR M9100
Самый высококлассный групсет для горных велосипедов от Shimano всегда славился использованием «премиальных» материалов и отличными дизайнерскими решениями – так оно остаётся и по сей день. Здесь будет и углеволокно (карбон), и титановые сплавы, а также полые кованые шатуны, переключатели с «трещоткой» Shadow и тормозные роторы Ice-Tech. Сегодня трансмиссия XTR – 12-скоростная, и её всё ещё можно использовать с двумя ведущими звёздами.
Shimano XT M8100
Настоящая «рабочая лошадка» линейки Shimano и для многих – гораздо более реалистичный в смысле цены выбор, чем XTR. Собственно, здесь будет та же отличная работа и почти все особенности XTR, разве что эти компоненты немного тяжелее. Нынешняя версия Shimano XT – это 12 передач, кассета с диапазоном 10-51T, полые кованые шатуны, «умная» манетка, которая работает в обе стороны (можно толкать рычажок вперёд, а можно тянуть его на себя для переключения «вверх»), а также позволяет переключаться сразу через несколько звёзд (до четырёх). Кроме того, в составе групсета XT будут двух- или четырёхпоршневые тормоза на выбор.
Shimano SLX M7100
Трансмиссия SLX дешевле XT, и при том, разницу в работе этих компонентов почувствовать почти невозможно. Конечно, групсет SLX будет тяжелее, но главный его недостаток по сравнению с XT – это более примитивная манетка, которая работает только в одну сторону. Наш совет – сочетать переключатель SLX с манеткой XT. В плане соотношения цены и функциональности это, пожалуй, лучшее решение.
Shimano Deore M6100
Недавно групсет Deore стал 12-скоростным – он чуть тяжелее предыдущих предложений, но работает великолепно. Здесь будет достойное переключение (с которым бывают небольшие проблемы только под нагрузкой), кассета с широким диапазоном и отличный дизайн компонентов – в итоге мы получаем великолепную и относительно недорогую трансмиссию, в которой можно постепенно менять компоненты на лучшие, по мере возможности. Если раньше у вас был 11-скоростной групсет, то придётся менять ещё и барабан втулки на Microspline – а если у вас нет подходящего для него колеса или втулки, это, конечно, обойдётся не так уж дёшево.
Какая трансмиссия SRAM подойдёт лучше?
Компания SRAM раньше других крупных производителей полностью переключилась на производство трансмиссий с одной ведущей звездой – изначально звёзды типа «narrow-wide», барабаны XD и кассеты с увеличенным диапазоном были придуманы именно для этого. Вероятно, сейчас SRAM удерживает лидерство в обоих сегментах рынка – имеются в виду электрические (здесь, конечно, будет технология AXS) и механические трансмиссии (где будет более широкий, чем у конкурентов, диапазон передач).
SRAM XX1 и SRAM XX1 Eagle
Теперь и механические, и электрические топовые трансмиссии SRAM уже можно сравнить с чем-то вроде ювелирных изделий. Несмотря на малый вес, уязвимые компоненты вроде заднего переключателя здесь крайне надёжны, а качество переключения и общая надёжность групсетов превосходит все ожидания из-за грамотно подобранных покрытий, скосов и фасок на звёздах. Если говорить о внешнем виде компонентов и быстром, бесшумном переключении, беспроводные трансмиссии AXS сейчас буквально впереди всей планеты.
SRAM X01 и SRAM X01 Eagle
Групсеты XX1 и X01 не так уж сильно отличаются друг от друга – на первый взгляд они вообще могут показаться идентичными. Впрочем, надо отметить, что детали XX1 будут легче, а в случае с X01 компания сделала упор на надёжность. Там чуть более тяжёлые материалы, и сама конструкция компонентов не такая элегантная – таким образом, детали X01 больше подходят для использования «в реальном мире». В плане функциональности и технологий это практически то же самое, что и XX1, но да, весят эти детали чуть больше.
SRAM GX и SRAM GX Eagle
GX – пожалуй, самый распространённый современный групсет от SRAM. Он, например, будет среди самых популярных групсетов, которые производители ставят на велосипеды в сборе – во многом, из-за того, что здесь есть трансмиссии с 7, 10, 11 и 12 передачами. И у всех этих версий будут те же технологии, что раньше были характерны только для топовых предложений – среди них, например, переключатели Type 2 и манетки X/Exact Actuation.
SRAM NX
Групсеты NX – это предложения с 11 передачами и одной ведущей звездой, рассчитанные на более широкий круг пользователей. Они отличаются хорошим соотношением цены и качества, и при этом достаточно надёжны, чтобы ставить их на байки средней ценовой категории. Да, здесь не будет таких дорогих материалов или покрытий, как в случае с более дорогими трансмиссиями, но нельзя отрицать, что они действительно отлично работают.
На что нужно обращать внимание в групсете при покупке нового велосипеда
Очень часто при покупке нового велосипеда на компоненты групсета обращают особое внимание, и это неспроста.
Вообще, в большинстве случаев производители велосипедов ставят на байки в сборе основные, самые заметные компоненты из каких-либо групсетов, а вот, допустим, цепи или кассеты уже могут поставить уровнем ниже.
Обычно это делается, чтобы велосипед вписывался в определённую ценовую категорию – в любом случае лучше просить у продавца полный список компонентов.
Также помните, что компоненты можно постепенно менять с течением времени, и потому часто есть смысл, например, купить модель с более качественной рамой или вилкой, даже если там будет групсет уровнем пониже. Компоненты трансмиссии можно будет поменять потом.
Так какой же групсет выбрать?
В первую очередь, нужно решить, будет это Shimano или SRAM. Несколько лет назад ответить на такой вопрос было проще – тогда компания SRAM явно была впереди, а японцы старались её догнать. Маркетологи SRAM быстро поняли, что практически все владельцы горных велосипедов буквально ненавидят передние переключатели, но любят кассеты с огромным диапазоном.
Самая серьёзная конкуренция здесь будет, конечно, между топовыми предложениями – снова вспоминается старое доброе, извечное противостояние Shimano и SRAM. Что же выбрать, Shimano XTR или SRAM XX1? На самом деле, и то, и другое – отличный выбор. Если вам, конечно, не жалко денег.
Тем не менее, нам приходится признать, что Shimano XTR M9100 – сейчас, наверное, лучшая механическая трансмиссия, а SRAM Eagle AXS – лучшие из электрических.
Больше интересного в Telegram, подпишись: https://t.me/probikeru