Merida One-Sixty и One-Forty 2023: всё, что вы хотели знать
Merida One-Sixty и One-Forty 2023: всё, что вы хотели знать
На днях были официально представлены новые велосипеды Merida One-Sixty и One-Forty. Да, для сезона 2023 года Merida приготовила не один, а целых два новых горных велосипеда. Причём, речь здесь не о каких-то небольших изменениях – у обеих моделей можно видеть абсолютно новые рамы и конструкцию подвески. Многое здесь изменилось с точки зрения геометрии и размерной сетки, а также у обоих байков присутствует отсек внутри рамы для мелких вещей, оба они рассчитаны на установку колёс разного размера, и на обоих стоят регулируемые подседельные штыри с ходом от 30 до 230мм. В общем, эти новые байки действительно представляют интерес – давайте же посмотрим, почему производитель называет эти модели самыми прогрессивными велосипедами за всю историю Merida.
Почему же эти велосипеды выпустили одновременно? Потому что у них, по сути, одна и та же рама и система подвески. Различается здесь ход подвески, а также подбор компонентов – компании Merida удалось выпустить сразу два очень разных велосипеда.
Модель One-Sixty – это полноценный велосипед для эндуро, рассчитанный на самые жёсткие трассы. На рамах больших ростовок стоят 29-дюймовые колёса, а на более маленьких – 29-дюймовое спереди и 27.5-дюймовое – сзади. На байке установлена вилка с ходом 170мм, а ход задней подвески составляет 161мм при большом колесе и 171мм – при 650B.
Модель One-Forty – трейловый байк. Здесь у всех размеров – 29-дюймовые колёса, ход вилки составляет 150мм, а ход подвески – 143мм. На всех моделях One-Forty – подбор компонентов для менее агрессивного катания, более лёгкие вилки, амортизаторы без расширительного бачка и накатистые покрышки. В результате получается более лёгкий велосипед, пригодный для долгого педалирования и катания по трейлам.
Новая конструкция подвески Flexstay
Самая большая модификация новых рам One-Sixty и One-Forty – это система подвески. Как на кросс-кантрийной модели Ninety-Six, амортизатор здесь расположен горизонтально, под верхней трубой. Нижнее его крепление соединяется со специальной алюминиевой деталью, а в движение его приводит небольшой линк. На обеих моделях стоят амортизаторы одного размера – 230мм, но ход у них разный, что и влияет на итоговый ход подвески.
Интересно то, что под задним дропаутом нет никаких шарниров, зато такой одноэлементный свингарм может немного сгибаться. По словам производителя, на самом деле, в этом месте происходит только минимальное вращение, а на другие части рамы, например, на подседельную трубу, приходится больше смещения и деформации.
Убрав этот шарнир, инженеры смогли снизить вес и упростить конструкцию рамы, а также, вероятно, улучшить её долговечность, даже в случае с алюминием. В итоге Merida утверждает, что рамы One-Sixty и One-Forty получили так называемую категорию 5 по результатам испытаний и подходят для полноценного катания в байк-парках.
Поворотный элемент для колёс разного размера
Наверху линка рам One-Sixty и One-Forty есть двухпозиционный поворотный элемент. Он придуман для того, чтобы использовать заднее колесо диаметром 29 или 27.5 дюймов, сохраняя одну геометрию.
Ход подвески в двух положениях этого элемента различается:
Ход задней подвески One-Sixty: 162мм (для 29-дюймового колеса) – 171мм (для 27.5-дюймового)
Ход задней подвески One-Forty: 143мм (для 29-дюймового колеса) – 151мм (для 27.5-дюймового)
Продолжая разговор о задней подвеске, можно упомянуть, что её прогрессия здесь зависит от размера рамы. У рам больших размеров подвеска чуть более прогрессивна – для более оптимальной работы под тяжёлыми райдерами.
Новая размерная сетка и дроппер
Дополнительные нововведения здесь коснулись размеров и геометрии.
Следуя примеру концепции S-Sizing компании Specialized, тайванцы предлагают размеры X-Short, Short, Mid, Long и X-Long. Причём, выбор размера здесь зависит, прежде всего, от желаемой длины переднего треугольника ("рич").
Чтобы дополнительно упростить подбор размера рам, инженеры Merida разработали регулируемый подседельный штырь собственного производства, ход которого можно выставить в пределах от 30 до 230мм. Это действительно большой диапазон, и райдеры смогут настраивать ход штыря в зависимости от оптимальной средней высоты седла, которую они используют. Сам дроппер называется Team TR и имеет увеличенный диаметр для большей жёсткости, а вставляется он в длинную прямую подседельную трубу.
Кроме того, инженеры решили использовать здесь короткий рулевой стакан для того, чтобы минимизировать общую высоту велосипеда – так люди смогут выбирать больший размер рамы, если захотят более длинный вариант. На велосипедах больших размеров будут стоять более высокие рули, к тому же, там можно будет поставить под вынос целую секцию колец, чтобы ещё больше приподнять руль. И нам интересно, как будут настраивать под себя велосипед действительно высокие райдеры.
Геометрия
Что касается геометрии, то, например, угол рулевой трубы у нового One-Sixty составляет 64 градуса. У One-Forty этот угол более тупой – 65 градусов, поскольку и ход вилки у One-Forty меньше.
Интересно, что эффективный угол подседельной трубы у обеих моделей составляет одни и те же 79 градусов. В связи с этим на модели One-Forty ставят подседельные штыри со смещением на 10мм, а штыри на байках One-Sixty – прямые.
Длина нижних перьев One-Sixty составляет 434мм, у One-Forty она чуть длиннее – 437,5мм. На рамах некоторых брендов длина нижних перьев меняется в зависимости от размера, но у этих рам Merida длина перьев – фиксированная для всех размеров. По словам представителей Merida, та небольшая разница, которую можно увидеть на рамах других производителей, слишком уж небольшая, чтобы обеспечить какую-то ощутимую разницу при распределении веса райдера.
Отсек для хранения мелочей и защита рамы
На велосипедах One-Forty и One-Sixty есть специальные отсеки для хранения инструментов и других мелких вещей, что позволяет вам кататься без рюкзака или поясной сумки.
На алюминиевых рамах вы увидите традиционное крепление для флягодержателя, а на карбоновых – встроенное магнитное крепление фляги Fidlock, в комплекте с которым идёт и сама фляга на 600мл.
Продолжая разговор о карбоновых рамах, здесь есть новый отсек для хранения мелочей под названием MSP (Merida Service Port). Под нижней трубой такой рамы можно увидеть небольшой лючок, сделанный для доступа к внутренней прокладке кабелей, а также для хранения мелких вещей и инструментов.
На все рамы можно установить специальную платформу для запасной камеры, прямо перед креплением заднего амортизатора. Кроме того, в комплекте с большинством моделей идёт мини-набор инструментов, который крепится под седло. А в рычажке задней оси есть потайной шестигранный ключ на 4 и 6мм.
Ещё инженеры Merida разработали особое, надёжное заднее крылышко на болтах – оно идёт в комплекте со всеми новыми моделями. Если вы любите кататься по грязи, и вам нужно крыло подлиннее, его можно купить отдельно. А с нижней стороны нижней трубы рамы есть очень надёжная защитная накладка, как и под правым нижним пером. Ну, и на всех ключевых местах, конечно, наклеена защитная плёнка.
У всех новых велосипедов – резьбовые каретки, задние оси стандарта Boost и универсальные петухи SRAM UDH, что, конечно, очень практично. Сказать такого о прокладке кабелей через рулевую колонку мы пока, увы не можем.
Цены и комплектации One-Sixty и One-Forty
В линейках One-Sixty и One-Forty 2023 года – множество моделей, как с алюминиевыми, так и с карбоновыми рамами.
Цены начинаются от $2 199 за One-Forty 400, а самый дорогой байк под названием One-Sixty 10K оценен в $8 699. Стоит отметить, что велосипед 10K – первая модель от Merida, где по умолчанию стоит система контроля подвески RockShox Flight Attendant.
Мы пока не катались на этих новых велосипедах, но учитывая все нововведения и технологии, нам очень интересно опробовать их на наших местных трассах.
Кроме того, интересно, появится ли новая рама и система подвески у электробайка eOne-Sixty, который, за исключением нового мотора и аккумулятора, не менялся с 2019 года. Ну, время покажет.
Посмотреть спецификации и цены всех моделей Merida One-Sixty и One-Forty 2023 можно здесь.