Каталог
Распродажа велосипедов
Велосипеды
Самокаты
Детям
Аксессуары
Запчасти
Экипировка
Бренды
Сервис и услуги
Подарочные карты
Все велосипеды Все электровелосипеды
Горные
Городские
Шоссейные
Детские
Экстремальные
Подборки брендов
Подборки диаметров колёс
Другие велосипеды
Все аксессуары
Безопасность
Комфорт
Обслуживание
Транспортировка
Велотренажёры
Все запчасти
Тормоза
Колёса
Фюзеляж
Кокпит
Переключение
Трансмиссия
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Назад

Рама велосипеда: алюминий, карбон, сталь или титан? В чем разница?

Итак, вы готовы купить новый велосипед (отлично!). Но внезапно обнаруживаете, что рамы велосипедов делают из разных материалов, а вы толком не знаете, какой вам подойдёт. Вообще, есть четыре основных материала: алюминиевые сплавы, углеволокно (карбон), титановые сплавы и, наконец, стальные сплавы. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки, но мы всё-таки поможем вам сделать правильный выбор в зависимости от вашего бюджета и предполагаемого стиля катания.

Алюминиевые сплавы

Алюминий – сейчас самый распространённый материал для изготовления рам. Основные его достоинства – малая подверженность коррозии, достаточно низкий вес (но не такой низкий, как у карбона) и хорошее соотношение этого веса и прочности. К тому же, это относительно недорогой материал, поэтому алюминиевые рамы пользуются спросом среди тех, кто несколько ограничен в бюджете.

Merida Scultura Rim 4000

Многие крупные производители велосипедов, такие как Trek или Specialized, предлагают алюминиевые аналоги топовых карбоновых моделей с точно такой же геометрией и с тем же набором компонентов, но по гораздо более доступным ценам.

С алюминием достаточно легко работать, и он помогает снизить себестоимость рамы. К тому же, он жёсткий и отзывчивый, что хорошо для гоночных байков, которым важны оперативное ускорение и точная управляемость.

Merida Big.Trail 600

У жёсткости есть, конечно, и обратная сторона – алюминиевая рама не так хорошо гасит вибрации, как рамы из некоторых других материалов. Иными словами, алюминий не лучшим образом подходит для велосипедов, на которых люди едут, скажем, по грунтовым дорогам в течение длительного времени, когда комфорт стоит на первом месте.

Ещё алюминиевые рамы не всегда просто заварить, и усталостно-прочностные характеристики у алюминия не самые лучшие. Поэтому, как правило, его используют при изготовлении недорогих шоссейных и горных велосипедов, которые часто стоят на одну-две тысячи долларов дешевле аналогичных карбоновых моделей.

Карбон

Карбон сейчас – пожалуй, самый популярный материал для дорогих шоссейных и горных велосипедов (из него изготовлены практически все профессиональные гоночные рамы). Это, по сути, композит из склеенных друг с другом особым образом листов углеволокна. Главное достоинство этого материала – жёсткость, к тому же, он значительно легче алюминия, титана или стали.

Scott Addict 10 Disc

Малая плотность карбона означает, что он лучше поглощает вибрации, что явно добавляет комфорта во время долгих поездок. Кроме того, технология позволяет производить из карбона сложные формы, и это открывает для инженеров новые горизонты. Особенно полезно это бывает для производства так называемых аэродинамичных рам.

Из карбона можно сделать детали такой формы, которая попросту невозможна в случае с другими материалами. К тому же, меняя направление волокон, можно менять жёсткость разных частей рамы, что часто бывает оправданно. Например, вы можете сделать места, на которые приходится большая нагрузка, например, кареточный узел, жёстче, при этом сохранив некоторую гибкость в верхних перьях для большего комфорта. К тому же, карбон – это не металл, а значит, он не подвержен коррозии.

Specialized S-Works Enduro

Но за все эти преимущества, конечно, приходится платить. В последние годы карбоновые рамы стали, конечно, немного дешевле, но они по-прежнему остаются самыми дорогими из всех. К тому же, карбон более предрасположен к трещинам, чем металлические сплавы, и если трещина образуется, рама уже становится хрупкой и непригодной для использования.

Титан

Титан – ещё один материал, популярный среди производителей кастомных велосипедов. По свойствам он во многом похож на сталь, но при этом гораздо менее подвержен коррозии, и его усталостно-прочностные характеристики лучше (соотношение прочности и веса у титана лучше, чем у любого металла). Это значит, что из него можно делать долговечные и лёгкие рамы. Неудивительно, что многие производители титановых рам дают на них пожизненную гарантию.

Кроме того, титановые рамы известны своей комфортабельностью, по эффективности гашения вибраций титан стоит на одном уровне с карбоном (а иногда и превосходит его по этим показателям). В связи с этим титан – популярный выбор для производства малосерийных рам для шоссе, путешествий и для всевозможных хардтейлов. Надо отметить, что рамы из титана проще чинить, чем алюминиевые или карбоновые. Поэтому даже если вам удастся сломать титановую раму, её можно отремонтировать.

Проблема здесь, пожалуй, лишь в том, что титан – довольно редкий (и потому дорогой) материал для производства рам, который, к тому же, достаточно трудно обрабатывать. А это означает, что обычно титановые рамы весьма недешвые.

Стальные сплавы

Когда-то стальные рамы были довольно популярны. Но в последние годы их стало всё меньше, и куда чаще в магазинах можно увидеть алюминиевые или карбоновые байки. Главные причины для массового отказа от стали – это её вес и цена. Сталь куда тяжелее, чем алюминий и карбон, поэтому дорогие рамы из неё обычно не делают. К тому же, при массовом производстве стальные рамы сейчас выходят дороже алюминиевых, так что для производства бюджетных велосипедов сталь уже не годится.

Однако она по-прежнему остаётся отличным материалом для тех, кто хочет кастомный велосипед, но не желает переплачивать за титан. И она действительно популярна среди производителей кастомных байков. К тому же, стальные рамы неплохо гасят вибрации (что особенно важно, скажем, для туристических велосипедов). Работать со сталью проще и дешевле, чем с тем же углеволокном, и при этом она надёжнее и прочнее алюминия. А это значит, что стенки труб рамы можно сделать тоньше, таким образом, дополнительно улучшив гашение вибраций.

А ещё сталь очень надёжна и обладает хорошими усталостно-прочностными характеристиками. Стальные рамы, в отличие от карбоновых и алюминиевых, действительно легко ремонтировать. Сталь хороша для шоссейных и велокроссовых байков, она отлично пружинит и подходит для долгих поездок, особенно по неровной поверхности. Проблема стали в том, что она, как-никак, ржавеет. Так что, если вы живёте в климате с высокой влажностью, пристально следите за рамой, чтобы с ней этого не случилось.

Сейчас всё популярнее становится велотуризм, и потому стальные рамы могут вновь стать популярными. Ведь даже если вы сломаете раму в дороге, вы почти где угодно найдёте того, кто сможет её заварить.

Товары по теме