Каталог
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Посмотреть все результаты
[highlight]
[price]
[link]
Назад

Что такое бескамерные покрышки? Всё, что вы хотели знать

Бескамерные шины для велосипедов – как раз то, что вы себе представляете, прочитав эту фразу. То есть, там нет камер, и вся система устроена примерно так же, как бескамерные шины для современных автомобилей.

Сейчас бескамерная резина – самый популярный выбор для горных велосипедов и грэвел-байков средней ценовой категории, как, конечно, и для дорогих моделей. А в последнее время такие шины становятся всё популярнее и среди шоссейников.

В этой статье мы рассмотрим основные принципы работы бескамерных шин, а затем дадим советы касаемо бескамерных шин для шоссейников и отдельно – для горных велосипедов.

Кроме того, если вы хотите улучшить некоторые свойства шин, например, показатели сопротивления качению, комфорт, сцепление с поверхностью и степень защиты от проколов, почитайте наши подробные статьи касаемо выбора правильного давления в шинах для шоссейных и горных велосипедов.

А если в этой статье окажутся какие-то незнакомые вам термины или сленг, в конце мы составили специальный глоссарий, где всё доступно объясняем.

27995, 44123, 27725, 44423, 44424, 27794, 42521, 44122, 42522

Что же такое бескамерная шина? И как устроены такие покрышки?

В бескамерных шинах, как вы можете догадаться, нет камер.

Внешне бескамерная шина выглядит точно так же, как стандартная покрышка типа «клинчер». Однако, здесь нет камеры, а когда покрышка плотно «села» на обод, это соединение будет герметичным.

А ниппель, внешне точно такой же, как те, что используются в камерах, в таком случае устанавливается просто в обод.

Разумеется, чтобы такая система нормально работала, покрышка и обод не должны пропускать воздух, то есть, шина должна сидеть на ободе очень плотно.

Важная вещь для бескамерных шин – специальный герметик, который свободно плещется внутри покрышки.

Специальный герметик, который заливают внутрь шины (зачастую – через ниппель), моментально заполняет любые небольшие проколы. Внутри покрышки он остаётся в жидком виде и, таким образом, может сразу заклеить мелкие повреждения резины, которые возникают при катании.

Но не путайте бескамерные шины и «шины-трубки». «Трубки» – это традиционные шоссейные покрышки, которые приклеивают к специальным ободам. Их и сегодня часто используют в шоссейных гонках и велокроссе, но, по большей части, теперь им на смену пришли новые высококлассные клинчера.

Какие преимущества у бескамерной резины?

Да, с бескамерными шинами у вас будет меньше проколов, но главное потенциальное преимущество таких покрышек – возможность ездить с низким давлением.

Главное преимущество бескамерных шин по сравнению со стандартными камерными – это возможность ездить с более низким давлением без риска пробоя.

Такие пробои могут случиться, когда шина наезжает на препятствие (например, на острый камень или на грань слива на тротуаре) и деформируется так, что камеру буквально раздавливает ободом. Как правило, в результате получается двойной пробой краями обода – так называемый «змеиный укус».

А вот когда камеры в шине нет, а герметик внутри неё быстро заполняет небольшие проколы, проколоть шину, в целом, намного сложнее. Ну и, к тому же, вы можете кататься с низким давлением – здесь будут свои преимущества.

Среди этих преимуществ – лучший комфорт, потенциально лучшее сцепление и, вероятно, большая скорость. Хотя, конечно, соотношение давления внутри шины и её поведения – не самая простая вещь, и общие выводы здесь делать трудно.

Помимо этого, у бескамерных шин может быть ниже сопротивление качению – в таком случае они будут быстрее аналогичных покрышек с камерами. Но, опять же, переменных здесь довольно много, и общие выводы делать сложно.

Тем не менее, большинство шоссейников сегодня решили, что бескамерные шины быстрее «трубок», и поэтому многие профессиональные гонщики уже сделали выбор в их пользу.

В целом, для горных велосипедов и грэвел-байков преимущества бескамерных шин очевидны, но вот в случае с шоссе всё несколько сложнее, и многие райдеры считают, что дополнительные сложности здесь не стоят результата.

Какие недостатки у бескамерных шин?

Когда всё идёт не так, как запланировано, использование бескамерных шин может доставлять неудобства.

В общем и целом, обслуживание и ремонт бескамерных шин, конечно, посложнее, чем если у вас есть камеры. И не стоит забывать, что бескамерные шины дороже, да и герметик для них тоже нужно покупать.

Некоторые бескамерные шины легко поставить на обода, используя только обычный насос. Впрочем, зачастую это будет не так – многие из них установить вообще не легко, и для этого вам может понадобиться специальный компрессор.

Что касается герметика, он может пачкаться, и периодически его надо обновлять – обычно раз в несколько месяцев. Причина в том, что он просто испаряется и высыхает.

Подкачивать бескамерные шины тоже нужно чаще, чем стандартные – обычно рекомендуется проверять давление в них перед каждым выездом.

Нужны ли специальные обода и шины, чтобы кататься без камер?

Когда вы решили отказаться от камер в шинах, важно чтобы все компоненты были совместимы друг с другом.

Если вы хотите, чтобы всё как следует работало и было безопасно, вам нужны специальные обода и шины для бескамерного использования. У таких шин, например, будут специальные неэластичные корды (чтобы воздух под давлением не выходил из-под них) и особые герметичные стенки, которые, опять же, вообще не должны пропускать воздух.

Бескамерные обода могут различаться по конструкции, но, как правило, там будет центральный канал, позволяющий легче установить покрышку, и специальные выпуклые части, которые должны удерживать корды шины на месте. У большинства ободов также есть зацепы для кордов, но сегодня стали популярны и обода вообще без зацепов – некоторые производители утверждают, что они лучше.

Преимущества отсутствия зацепов – это большая прочность обода, меньший его вес, лучшая аэродинамика и, как правило, меньшая стоимость производства. Но не стоит забывать, что, если вы используете обода без зацепов, выбор шин для них будет меньше, чем в случае с классическими ободами.

Некоторые производители также выпускают разные вариации на тему ободов с зацепами и без. Например, у компании Campagnolo есть свой стандарт Mini-Hook («мини-зацепы»), который используется, например, в колёсах для грэвел-байков Levante. Это, по словам производителя, позволяет сочетать преимущества ободов с зацепами и без оных, при том, что такие обода полностью совместимы с клинчерами стандарта ETRTO и соответствуют стандартам безопасности для бескамерных шин.

Если говорить о горных велосипедах (а в каком-то смысле и о грэвел-байках, и о моделях для велокросса), там обычным делом было сочетание обычных камерных покрышек и стандартных ободов для бескамерного использования.

Однако, сегодня выбор нормальных ободов и шин для бескамерного использования уже настолько велик, что нет никакой нужды так делать. К тому же, помните, что результаты самостоятельного «творчества» в этой области могут быть очень разными при том, что это точно не самые простые и безопасные решения.

Если же говорить о шоссейных велосипедах, здесь вообще нельзя пытаться сделать из обычных шин бескамерные. Из-за более высокого давления это может быть действительно опасно, и последствия внезапного повреждения такой шины могут быть серьёзными.

Готовые для бескамерного использования (tubeless-ready) и подходящие для использования без камер (tubeless-compatible) шины

Разные производители могут использовать разные обозначения для бескамерных шин. Например, у Maxxis это аббревиатура TR (Tubeless Ready).

Эти понятия часто будут взаимозаменяемы, и стандартных определений для них нет.

В случае с некоторыми производителями готовый для бескамерного использования (tubeless-ready) обод именно такой и есть, и в этом случае вам просто нужно вставить туда ниппель для бескамерной резины (который может идти в комплекте с колёсами, а, возможно, его нужно покупать отдельно), установить подходящую покрышку и залить герметик внутрь.

Если колесо описано как подходящее для использования без камер (tubeless-compatible), скорее всего, вам также понадобится специальная лента для герметизации обода.

В случае с шоссейными велосипедами редко бывает, чтобы велосипед с подходящим для бескамерного использования ободами продавался без соответствующих шин.

Это бы означало, что, если вы хотите ездить без камер, вам нужно ещё купить подходящие шины – а это уже довольно серьёзные дополнительные расходы.

Напомним, что обода без зацепов подходят только для специальной бескамерной резины. В этом случае вы по-прежнему можете использовать камеру (если вам, например, нужно доехать до дома в экстренных случаях – придётся только, разумеется, вытащить из обода ниппель), но стандартную бескамерную шину ставить не рекомендуется – существует риск, что она просто слетит с обода в самый неподходящий момент.

Проблемы со стандартами бескамерных шин

Если говорить о шинах, здесь важно строго следовать рекомендациям производителя ради вашей же безопасности.

В случае с горными велосипедами про пригодность компонентов для бескамерного использования обычно всё сразу понятно, но сами шины могут различаться, и материал некоторых будет более пористым (а значит, в этих случаях вам будет нужно больше герметика, дабы воздух не выходил).

В конце девяностых компания Mavic представила стандарт UST (Universal System Tubeless), подразумевавший совместимые между собой шины и обода UST.

Такие шины делались со специфическими требованиями, они тяжелее и более герметичны, чем многие «готовые для бескамерного использования» современные модели.

С другой стороны, по большому счёту, любая «готовая для бескамерного использования» шина должна быть совместима с любым «готовым для бескамерного использования» ободом (речь о горных велосипедах), если только производитель прямо это не запрещает.

С шоссейными велосипедами и грэвел-байками всё немного сложнее. Компании Shimano и Hutchinson предложили стандарт бескамерных шоссейных шин ещё в 2006 году, но, в отличие от стандарта UST, он так и не получил всеобщего признания.

Потом был долгий период, когда разные производители пытались придумывать свои стандарты, что, конечно, создавало проблемы для людей, которые просто хотели кататься без камер.

Впрочем, в недавнем прошлом всё немного изменилось. В 2017 году компания Mavic таки представила «шоссейный» стандарт Road UST, где были заданы чёткие рамки касаемо объёма шин и давления в них.

Потом организация ETRTO использовала этот стандарт для создания универсальных стандартов для бескамерных шоссейных шин, которые были введены в 2019.

А сама компания Mavic начала выпускать колёса и шины такого стандарта в 2020.

Эти новые стандарты для шоссейных шин предполагают определённые размеры посадочного места для корда на ободе, высоту его боковых стенок и конкретную форму центрального канала обода. Если говорить о стандартных ободах с зацепами, этот стандарт называется Tubeless Crochet (TC), а для ободов без зацепов есть другой стандарт, Tubeless Straight Side (TSS).

Производители ободов и шин вроде как должны придерживаться этих стандартов, но законодательно ничто их к этому не обязывает. То есть, теперь, конечно, всё стало попроще, но всё равно людям ещё не до конца понятно, какие шины с какими ободами можно использовать.

Любой ли обод для бескамерного использования подойдёт к бескамерной шине?

Для ободов без зацепов подойдут только специальные шины.

Если говорить о горных велосипедах, то здесь вы можете использовать почти любые комбинации бескамерных шин и ободов. Но всё-таки внимательным быть нужно, поскольку иногда встречаются версии ширины шины и обода, которые выходят за рамки стандартов ETRTO.

В случае с шоссейниками и грэвел-байками всегда нужно проверять совместимость конкретного обода и шины. Некоторые производители (например, Zipp и ENVE) составляют специальные таблицы, по которым можно понять, какие покрышки подойдут к их ободам.

Особенно это важно, если у вас обода без зацепов. Если в таком случае использовать неподходящую шину, существует риск, что она слетит с обода в самый неподходящий момент. Что, как вы понимаете, действительно опасно.

Можно ли в бескамерную шину на бескамерном ободе поставить камеру?

Да, с этим точно не будет никаких проблем.

Многие обода для бескамерного использования рассчитаны на установку камеры, и в таких случаях вы можете спокойно залатать, например, порез шины, с которым герметик не справится.

Единственное, на что здесь нужно обращать внимание – это использование специализированных шин, если у вас, опять же, обода без зацепов.

Как правильно установить бескамерную шину на обод?

Вообще, у нас есть отдельные руководства по установке бескамерных шин для шоссейных и горных велосипедов. Тем не менее, ниже мы ещё раз повторим все основные пункты.

  1. В случае необходимости наклейте на обод соответствующую ленту согласно рекомендациям производителя.
  2. Вставьте в обод ниппель для бескамерной резины (продев его через ленту) и затяните его крепёжную гайку.
  3. Устанавливайте покрышку на обод, сначала с одной стороны, затем с другой. Если вы заливаете герметик прямо в шину, а не через ниппель, делайте это перед установкой корда со второй стороны. Если же вы заливаете его через ниппель, не забудьте сперва вытащить из ниппеля сердечник.
  4. Накачайте шину, чтобы она ровно встала на обод. Как вы это сделаете, зависит от вашего запаса сил, от положения планет и всего такого прочего. Иногда для этого достаточно обычного напольного насоса, но в некоторых случаях вам понадобится специальный компрессор для бескамерных шин.
  5. Потрясите колесо, чтобы герметик лучше распределился по внутренней поверхности шины. А лучше – покатайтесь немного вокруг дома.

Что будет, если проколоть бескамерную шину?

Сегодня на рынке есть самые разные ремонтные наборы для бескамерных шин.

В целом, с бескамерными шинами проколов у вас должно быть меньше. Бескамерная резина хороша тем, что мелкие проколы просто заполняются герметиком во время езды, и зачастую вы этого вовсе не замечаете.

Но более серьёзные проколы или разрезы уже могут потребовать ремонта. Для этого можно использовать следующие решения:

  • Отремонтировать покрышку при помощи специального набора для бескамерных шин.
  • Вытащить из обода ниппель для бескамерной резины и просто вставить в шину обычную камеру.

И да, у нас есть отдельное руководство на тему ремонта бескамерных шин.

Так что, стоит ли игра с бескамерными шинами свеч?

Бескамерная резина – это не панацея, но для многих райдеров у неё будут серьёзные преимущества.

Стоит ли игра свеч, зависит от разных факторов. Если мы говорим о горных велосипедах, однозначно, стоит. В случае с грэвел-байками часто тоже стоит, если вы хотите получить от велосипеда максимум и всё-таки время от времени съезжаете с шоссе.

Что касается шоссейников, да, использовать бескамерные шины имеет смысл, если вы хотите улучшить поведение велосипеда или часто прокалываетесь. Но здесь разница будет уже не столь значительной.

Мы, в целом, за бескамерные шины. Но мы понимаем, что это не универсальное решение для всех и, конечно, не советуем ставить их на велосипеды, которые редко используются. В таких случаях у вас просто высохнет герметик.

Небольшой глоссарий

  • Корд – это край покрышки, который прижат к ободу (у шины их два). Корды бескамерных шин обычно выполнены из прочных материалов (например, из кевлара) для меньшей эластичности.
  • Зацеп для шины – это специальный выступающий элемент на верхней внутренней стенке обода, который удерживает корд шины на месте (таких зацепа на ободе тоже, соответственно, будет два).
  • Клинчер – это стандартная конструкция велосипедной шины с сечением в виде подковы и с кордами по бокам, которые прижимаются к ободу под давлением. К клинчерам можно отнести как камерные, так и бескамерные шины.
  • Обод без зацепов (TSS – Tubeless Straight Side) –  обод такой конструкции, где зацепов для шины не предусмотрено.
  • Герметик для бескамерной резины – специальная жидкость, которая заливается внутрь шины напрямую или через ниппель. Она дополнительно способствует герметичности шины и моментально заполняет мелкие проколы.
  • Tubeless Crochet (TC) – название стандарта ETRTO/ISO для ободов с зацепами для шин.
  • Компрессор для бескамерной резины – это специальный компрессор, способный создать большое давление для ровной установки бескамерной шины на обод. Может быть как частью насоса, так и отдельным элементом в виде баллона с воздухом.
  • Готовые для бескамерного использования (Tubeless-ready) – так обозначают компоненты колеса, пригодные для использования без камеры, но у разных производителей реальное значение этой фразы может различаться. Tubeless-compatible – это, по большей части, то же самое.
  • Ободная лента для бескамерной резины – это специальная лента, которую клеят на внутреннюю часть обода, чтобы воздух не выходил через отверстия для спиц или шов.
  • Ниппель для бескамерной резины – отдельный ниппель, который устанавливают в отверстие в ободе и фиксируют гайкой для герметичного соединения. Как правило, это ниппель типа Преста (велосипедный), но и автомобильные (типа Шредера) также существуют.
  • Камерные шины – это шины, рассчитанные только на использование с камерами.
  • Шины-трубки – это традиционные шоссейные шины, которые обычно приклеивают к специальным ободам.
  • UST – особый стандарт для бескамерных шин и ободов от Mavic. Шины такого стандарта выпускают несколько производителей, но обода UST делает только компания Mavic и обладатели специальной лицензии.

С большим ассортиментом бескамерных покрышек можно ознакомиться здесь. Также напоминаем, что в нашей мастерской предоставляется комплексная услуга по переходу на бескамерку – приезжайте к нам!