В случае с горным велосипедом выбор давления в шинах может означать разницу между отличным и ужасающим катанием. Всё-таки шины непосредственно контактируют с земной поверхностью, а потому их поведение играет огромную роль.
Если говорить о горных велосипедах, подобрать правильное давление для шин здесь совсем не просто. На это влияют очень много факторов, от состояния трассы до веса райдера, и выбор нужного давления – пограничная область где-то между наукой и алхимией.

Мы поговорили с нашими коллегами и некоторыми спортсменами на предмет того, что они думают по этому поводу. Например, Ларри Хартвич, один из тим-менеджеров компании Canyon, говорит вот что: «Вообще, здесь не может быть одной рекомендации для всех ситуаций. Выбор давления зависит от посадки на велосипеде, от погоды и трассы – о выборе резины не будем даже говорить. Я бы сказал, если вы катаетесь без камер, можно начать с давления в 23/24psi спереди и 27/28psi сзади, а дальше уже при необходимости что-то менять».
Ларри не один год работал с профессиональными спортсменами, а потому знает кое-что о выборе правильного давления. В этой статье мы поговорим о некоторых важных факторах, которые стоит учитывать, прежде чем вообще прикасаться к насосу.
Давление в шинах – личное дело каждого
Горные велосипеды, как вы знаете, бывают самые разные – и кросс-кантрийные, и даунхильные, и какие угодно другие. Давление в их шинах, соответственно, тоже должно быть разное.
Важны здесь, конечно, и ваши личные предпочтения – то, что подходит вашим друзьям, может не годиться для вас. Учитывать их мнения, конечно, можно, но всё равно важно самому экспериментировать и делать выбор на основе собственных ощущений.
В общем, если говорить о давлении в шинах, здесь не может быть рекомендаций, которые будут верны для каждого отдельного райдера и велосипеда. Но мы, конечно, можем подсказать вам направление, в котором нужно двигаться, чтобы найти нужное давление.
Меняем давление в шинах в зависимости от стиля катания и трассы
Вы можете носиться по синглтрекам или трассам кросс-кантри, или выбирать более техничные трейлы – в любом случае именно стиль катания определяет, какое давление должно быть в ваших шинах. Например, прорайдер Canyon Bikes Брейдон Брингхёрст выбирает следующие значения давления: 28psi (1,23 атм) для переднего колеса и 30psi (2,07 атм) – для заднего.
В целом, это неплохие стартовые значения для трейлрайдинга с бескамерными шинами – они подойдут для многих типов катания, от синглетреков до эндуро. Для шоссейников такое давление, конечно, может показаться слишком низким, но следует помнить, что мы не на шоссе. Более низкое давление позволяет шине лучше сглаживать мелкие неровности – в итоге и комфорт, и скорость у вас могут быть больше.

Мы настраиваем подвеску велосипеда в соответствии с весом райдера, и в случае с шинами будет примерно то же самое. К примеру, те, кто весит больше 80кг, нагружают шины сильнее, чем более лёгкие райдеры. К примеру, есть такой прорайдер – Скотт Харт. Он мало весит и накачивает переднее колесо до 25psi (1,72 атм), а заднее – до 27psi (1,86 атм) – ему такого давления достаточно.
Как видно, Скотт катается с более низким давлением, чем тот же Брейдон. Если вы больше весите или агрессивнее катаетесь, вероятно, есть смысл накачивать шины посильнее. А вообще, большинство производителей пишут рекомендованные значения давления на боковых стенках шин – не стоит кататься с давлением ниже или выше этих значений.
Если давление слишком маленькое, у вас будет не только хуже «накат» – если у вас бескамерные шины, они могут в таком случае выпускать воздух из-под корда в поворотах, например. Если у вас такое происходит, шины, определённо, следует накачать посильнее.
Если же давление, напротив, слишком велико, у шин может ухудшаться сцепление – тогда боковые шипы покрышки могут недостаточно врезаться в грунт, и она будет проскальзывать. То есть, вы будете уходить в занос.
Вообще, катание по сухим пыльным трассам сильно отличается от катания по мокрым и грязным. То есть, давление в шинах следует менять ещё и в зависимости от погодных условий. Если на улице грязно или мокро, накачивайте покрышки на 2-3psi меньше, чем в сухих условиях – это даст лучшее сцепление, особенно в поворотах.
Если же вы катаетесь или гоняетесь по сухому грунту, оптимальное давление может достигать 35psi. Хорошо накачанные шины в таких условиях будут гораздо лучше катиться, и у вас, таким образом, будет больше скорости. А там, где много острых камней, вероятно, покрышки стоит накачивать ещё сильнее, чтобы не повредить обода.
Оптимальное давление в шинах для хардтейла и двухподвеса
Оптимальное давление в шинах важно независимо от того, катаетесь вы на хардтейле или на двухподвесе – от него напрямую зависит сцепление с грунтом, контроль велосипеда и ваш комфорт.
На хардтейлах, как правило, шины качают послабее – ведь там нет задней подвески, а более мягкие шины лучше сглаживают неровности. В целом, для большинства райдеров оптимальное давление в передней шине составляет 22-28psi, а в задней – 24-30psi. Такие значения обеспечивают должное сцепление и комфорт на серьёзном рельефе при минимальном риске пробоев.
У двухподвесных велосипедов есть задняя подвеска, и шины можно накачивать посильнее – всё равно подвеска поглощает большинство ударов. Здесь оптимальные значения давления для передней шины будут от 24 до 30psi, а для задней – 26-32. Более высокое давление, естественно, позволяет снизить сопротивление шин качению на гладких трассах, тогда как с более низким сцепление и контроль на техничных участках могут быть лучше.

Естественно, на выбор оптимального давления влияют тип и ширина самих шин. Более широкие и бескамерные шины позволяют кататься с более низким давлением без риска пробоев и проколов. В случае с хардтейлами это может дать дополнительное сглаживание неровностей и, таким образом, больший комфорт, а владельцы двухподвесов могут экспериментировать с давлением в шинах в соответствии с работой подвески.
Если говорить о каменистых или очень неровных трассах, оптимальными значениями для хардтейлов можно считать 23psi спереди и 25 – сзади, а в случае с двухподвесами это будет 25 и 27psi соответственно. Для более гладких трасс давление можно смело поднимать на 2-4psi в случае и с теми, и с другими велосипедами. Если хотите добиться от шин наилучшего поведения, за пределы этих диапазонов лучше не выходить.
А вообще, чтобы оптимизировать давление в шинах для каждого конкретного байка и трассы, нужно экспериментировать.
С камерами или без? Правильные значения давления зависят от типа ваших шин
В случае с бескамерными шинами нужно использовать специальный герметик и ниппели для бескамерной резины, чтобы обеспечить им герметичность. Разумеется, такие шины нельзя пробить ободом, как камерные (речь о «змеиных укусах»). А, поскольку герметик моментально заполняет небольшие отверстия, покрышки такого типа можно считать более устойчивыми к проколам.

Если вы катаетесь с камерами, к указанным здесь значениям давления можно смело прибавлять по 5psi. А в целом, рекомендации для камерных шин обычно следующие – 33psi (2,28 атм) спереди и 35psi (2,41 атм) – сзади.
В случае с бескамерными шинами можно без проблем кататься с более низким давлением – камеру об какой-нибудь угол вы уже не пробьёте. Если нужно больше сцепления, приспустите покрышки на 5psi, но имейте в виду, что в таком случае будет больше риск, что шина под нагрузкой отойдёт от обода – часть герметика в таком случае тоже может вытечь. В целом, никогда не катайтесь с давлением ниже тех значений, что написаны на боковых стенках шин.
Преимущества и недостатки камерных и бескамерных покрышек
Шины с камерами
Преимущества
Недостатки
Шины без камер
Преимущества
Недостатки
Надпись под фото: Бескамерные шины можно использовать с большим диапазоном давления.
Как же найти идеальное давление для шин на горном велосипеде?
Если вкратце, мы рекомендуем начинающим райдерам с бескамерными шинами качать их до следующих значений давления: 27psi (1,86 атм) спереди и 30psi (2,07 атм) – сзади.
В случае с классическими камерными покрышками эти значения будут больше: 32psi (2,21 атм) для переднего колеса и 35psi (2,41 атм) – для заднего.

Желательно несколько раз покататься, чтобы привыкнуть к тому, как велосипед ощущается с таким давлением в шинах. А если хотите поэкспериментировать с давлением, просто возьмите с собой насос. Повторимся – готового ответа для вас здесь не будет, так что в любом случае нужно проверять на практике, что вам лучше подходит.
Если ваши бескамерные шины постоянно отходят от ободов, выпуская воздух, или же вы часто пробиваете ободами камеры, очевидно, что вы катаетесь со слишком низким давлением. Если же у вас явно недостаточно сцепления в поворотах, скорее всего, давления многовато.
А как размер колёс влияет на давление в шинах? Здесь мы, в основном, говорили о 29-дюймовых шинах. Для шин размером 27,5 дюйма, в целом, всё будет то же самое. То есть, разница в давлении зависит больше от ширины шин, чем от их диаметра. Без опаски накачивайте шины размером 27,5 дюйма так же, как и 29-дюймовые, ориентируясь, опять же, на внешние условия и личные предпочтения.
Ещё один совет касаемо давления в шинах
Когда вы уже знаете, где собираетесь кататься, и какое давление вам нравится, можно начинать экспериментировать.
«Даже незначительное повышение или понижение давления может играть большую роль. Если уделять чуть больше внимания шинам и давлению в них, кататься будет веселее и интереснее.»
И вот ещё совет от нашей редакции, если вы действительно хотите контролировать давление – используйте отдельный манометр вместо встроенного в насос. Таким образом, у вас всегда будет нужное давление в шинах, независимо от того, каким насосом вы их накачиваете.
Ознакомиться с большим ассортиментом покрышек можно по ссылке ниже.