Трансмиссия смешанного типа подразумевает, что шоссейная манетка должна работать с задним переключателем для горного велосипеда – обычно в таком случае на велосипеде оставляют единственную ведущую звезду.
Такие трансмиссии обеспечивают диапазон передач горного велосипеда при использовании шоссейного руля, что очень удобно для долгих поездок. Чаще всего их можно увидеть на грэвел-байках.
Трансмиссии смешанного типа для грэвел-байков за много лет практически не были нигде официально представлены – у крупных производителей на сегодняшний день есть всего несколько решений такого плана.
Зато сейчас некоторые бренды выпускают взаимно совместимые компоненты для подобных трансмиссий, а некоторые производители ставят их на велосипеды в сборе.
В этой статье мы поговорим о том, что это за трансмиссии, как они работают, на какие велосипеды их ставят, а также рассмотрим некоторые проблемы совместимости компонентов.
Что же такое трансмиссия смешанного типа (маллет)?
В самом простом виде это гибридный групсет, где шоссейная манетка сочетается с переключателем и кассетой широкого диапазона для горных велосипедов.
Известно, что переключатели для горных велосипедов могут работать с самыми большими кассетами. Кроме того, многие из них прочнее, чем переключатели шоссейников или грэвел-байков.
Они стали популярны среди владельцев грэвел-байков, потому что подобная трансмиссия с одной ведущей звездой обеспечивает такой же (если не больший) диапазон передач, как классическое решение с двумя передними звёздами. При этом она проще в устройстве и обслуживании, и её можно использовать на велосипеде с шоссейным рулём.
Как работает такая трансмиссия?
Работает она так же, как и любая другая, если только соотношения натяжения тросиков переключателя и манетки совпадают.
Скажем, SRAM и Shimano в случае с механическими трансмиссиями для горных и шоссейных велосипедов используют разные соотношения. И это, естественно, делает невозможным совмещение таких компонентов без каких-то специальных адаптеров.
С электрическими групсетами всё, конечно, проще. Так, переключатели и манетки SRAM AXS будут нормально работать друг с другом независимо от того, предназначены они для шоссейных, горных или гравийных велосипедов.
Если говорить об электрических групсетах Shimano Di2, то здесь совместимость немного ограничена (возможности полной совместимости описаны на сайте Shimano).
А в механических трансмиссиях смешанного типа можно также использовать манетки для концов руля – такие манетки, совместимые с переключателями Shimano, производит, например, MicroShift.
Подобные манетки не так практичны, как классические шоссейные, и иногда вы можете задевать их коленями. Зато они очень прочны и надёжны, почему и получили популярность среди любителей экстремального велотуризма и походов.
В случаях же, когда компоненты не совместимы друг с другом, можно использовать специальные адаптеры натяжения тросика – например, Wolf Tooth Tanpan или Jtek Shiftmate. Так можно сочетать действительно несочетаемые детали – например, манетки SRAM и переключатели Shimano.
На какие велосипеды ставят маллет-трансмиссии?
Чаще всего это, конечно, грэвел-байки, где шоссейные рули отлично сочетаются с широким диапазоном передач.
На велосипеды вроде 3T Exploro Ultra или Moots' Routt ESC можно поставить такие трансмиссии, просто используя беспроводные компоненты SRAM AXS.
На некоторых туристических велосипедах также можно увидеть трансмиссии подобного типа, поскольку они проще в устройстве, и меньше компонентов могут выйти из строя. Более того, широкий диапазон передач означает, что вам будет легче заезжать в подъёмы с тяжёлыми сумками на багажнике.
А что насчёт групсетов для гревелов?
В трансмиссии смешанного типа должны присутствовать, грубо говоря, компоненты для шоссейных и горных велосипедов. И сейчас многие производители выпускают групсеты для грэвел-байков с одной ведущей звездой, у которых диапазон передач получается практически таким же.
Впрочем, не стоит забывать, что диапазон передач здесь всё же будет меньше, чем у горных велосипедов, где в кассетах часто бывают звёзды на 50 зубов и даже больше.
Решения от разных производителей
Трансмиссии смешанного типа SRAM
Линейка AXS от SRAM позволяет собирать буквально любые трансмиссии смешанного типа.
Любые манетки AXS совместимы с любым задним переключателем AXS Eagle.
Если же говорить о механических групсетах, то здесь SRAM использует два разных соотношения натяжения тросика – у шоссейных переключателей это Exact Actuation, а у переключателей для горных велосипедов – X Actuation. Таким образом, без дополнительных модификаций эти компоненты не совместимы друг с другом.
Однако, в новых механических шоссейных манетках Apex Eagle используется соотношение X Actuation, соответственно, они совместимы со всеми трансмиссиями Eagle.
Трансмиссии смешанного типа Shimano
Японская компания, как и SRAM, использует разные соотношения в групсетах для шоссейных и горных велосипедов. Таким образом, без адаптеров от сторонних производителей сочетать их затруднительно.
В случае с электрическими групсетами Di2 это возможно, но и здесь это, скорее, случайная возможность, чем особенность, о которой упоминают в рекламе.
Возможно, для таких задач подойдут новые трансмиссии CUES, поскольку у всех манеток из этой новой линейки соотношение натяжения тросика одно и то же.
Однако, групсет Tiagra в новую линейку пока не включили, так что ручек-манеток для шоссейных рулей там пока нет. Но есть надежда, что мы вскоре получим возможность собирать недорогие трансмиссии смешанного типа от Shimano.
Трансмиссии смешанного типа MicroShift
Необычность MicroShift в том, что в групсетах для шоссейных и горных велосипедов здесь используется одно соотношение натяжения тросика, вследствие чего все компоненты, по сути, совместимы друг с другом.
Так, трансмиссии Advent и Advent X позволяют сочетать задний переключатель с трещоткой, кассету с большой звездой на 46 зубьев и шоссейную манетку. Единственное – в этом случае вам придётся использовать механические дисковые тормоза.
Однако, MicroShift в широком ассортименте выпускает манетки с креплением на концы руля, совместимые с Shimano и SRAM. И таким образом, всё же можно собрать трансмиссию смешанного типа, оставив на велосипеде гидравлические тормоза.