Электронные трансмиссии Shimano Di2. Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Электронные трансмиссии Shimano Di2. Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Благодаря быстрому, чёткому и надёжному переключению система Di2 обеспечивает райдерам абсолютный контроль и такую связь с велосипедом, как никогда раньше. Но создать и постоянно улучшать одну из лучших в мире систем переключения передач не так-то просто и требует постоянного продвижения в плане технологий. Начиная от самих компонентов и заканчивая ПО, трансмиссии Shimano Di2 всегда остаётся в числе передовых, позволяя людям получать лучшие эмоции от катания.
Немного истории
Сейчас технология Di2 давно признана, можно сказать, эталонной, а в самом начале её задачей было просто улучшение функциональности велосипедов буквально для всех. Так, в 2001 году были выпущены первые компоненты с Di2 – Nexave C910. Они были рассчитаны на новичков и упрощали велосипедистам жизнь, обеспечивая автоматическое переключение передач. Кроме того, в систему Nexave C910 входили электрические контроллеры демпферов подвески, которые автоматически регулировали их настройки в соответствии с дорожными условиями и скоростью райдера.
Да, это было уже больше 20 лет назад, и с тех пор технология Shimano Di2 сильно эволюционировала – сегодня она обеспечивает, пожалуй, самое надёжное и чёткое переключение на разных велосипедах, включая шоссейники, городские модели, горные велосипеды и грэвел-байки.
Компоненты Shimano Di2
Трансмиссия Di2 состоит из небольших соединений, проводов, батареек и механических компонентов – вся эта система выглядит довольно простой, но при этом отличается интересными функциями и передовыми технологиями. Система Di2 включает в себя множество важных элементов, которые должны безукоризненно работать вместе, дабы передачи переключались чётко и без нареканий.
Механические компоненты. Небольшие механизмы в переднем и заднем переключателях отвечают за дополнительный контроль их движений, чтобы каждое переключение было идеально точным. А лёгкие и мощные сервомоторы обеспечивают быстрые и надёжные движения переключателей в любых условиях, независимо от рельефа местности.
Центральный аккумулятор Di2. Изначально систему Di2 представили с внешним аккумулятором. Но вскоре после этого появилась версия аккумулятора внутри рамы или подседельного штыря, которая оказалась удобнее, и велосипед с ней лучше выглядел. Лёгкий литий-ионный аккумулятор Di2 обладает исключительной ёмкостью при том, что заряжать его надо не так часто – заряда хватит на недели, а иногда и на месяцы, в зависимости от того, как вы используете трансмиссию.
Технология D-Fly. Технология Shimano D-Fly объединяет непосредственно компоненты системы Di2 и программное обеспечение. С её помощью вы можете соединить систему Di2 с некоторыми аксессуарами посредством ANT+ или Bluetooth LE, например, с велокомпьютерами, GPS-навигаторами и фонарями. Кроме того, она обеспечивает беспроводное соединение для смартфонов с приложением Shimano E-Tube Project Cyclist, так что райдеры могут с её помощью менять функции манеток, искать обновления для ПО и решения различных проблем с компонентами.
Программное обеспечение Shimano Di2
Shimano Di2 – одна из самых быстрых и передовых электрических систем переключения передач. И точно так же, как каждый компонент этой системы меняли и улучшали с годами, менялось и программное обеспечение – по сути, мозг системы Di2.
Изначально программное обеспечение, которое сделало трансмиссии Di2 такими, как сейчас, появилось в 2010 году с внедрением платформы E-Tube. Эта платформа была более функциональной, чем раньше, и давала райдерам больше возможностей для контроля. Там появились функции обновления и кастомизации ПО – таким образом, платформа E-Tube сделала систему Di2 удобнее для пользователей.
Сегодня программное обеспечение E-Tube Project предлагает широкие возможности для кастомизации и дополнительного контроля благодаря интуитивно понятным приложениям E-Tube Project Cyclist для iOS и Android. Вы можете без проблем соединить трансмиссию с приложением посредством специального беспроводного элемента D-Fly, а затем скачивать обновления и узнавать решения для проблем с компонентами, связывать систему с аксессуарами через Bluetooth и вообще, кастомизировать трансмиссию Di2 одним движением пальца.
1. Можно ли использовать 12-скоростную цепь для 11-скоростного групсета Di2? А что насчёт шатунов и ведущих звёзд?
Вообще, люди постоянно спрашивают, получится ли использовать 12-скоростные цепи с системами, рассчитанными на 11 передач, ведущие звёзды для 11-скоростных трансмиссий с 12-скоростными групсетами Di2, либо наоборот.
В целом, на все эти вопросы можно ответить "да".
12-скоростные цепи с системами для 11-скоростных трансмиссий
Да, 12-скоростные цепи немного уже, чем 11-скоростные, но 12-скоростная цепь будет нормально работать с 11-скоростными трансмиссиями Di2. Внутренняя ширина 11- и 12-скоростных цепей одинаковая, а 12-скоростная цепь будет чуть тише в работе.
То есть, вы можете использовать 12-скоростные цепи с 11-скоростными переключателями Di2, а также с системами и ведущими звёздами, рассчитанными на 11 передач.
Системы для 11-скоростных трансмиссий на велосипедах с 12 передачами
Если 12-скоростную цепь можно использовать для 11-скоростной трансмиссии, значит, можно поставить и систему для 11-скоростного групсета на байк с 12 передачами? Однозначного ответа здесь нет – всё зависит от конкретного случая. Скажем так, в 9 из 10 ситуаций всё будет нормально работать. Но одну вещь в любом случае стоит принять во внимание – это разница чейнлайна.
Между передним переключателем и шатуном системы для 11 скоростей расстояние очень маленькое (слева), тогда как в случае с системой для 12 передач оно гораздо больше (справа)
Итак, чейнлайн для 12-скоростных цепей составляет 44,5мм, а для 11-скоростных Di2 – 43,5мм. Иными словами, если вы используете передний переключатель для 12-скоростных трансмиссий, ведущая звезда там должна быть на 1мм дальше наружу. Обычно всё это не вызывает проблем, если вы должным образом выставили ограничительные болты переднего переключателя – всё же общее число регулировок ограниченно. В случае с большинством рам проблем здесь не будет, но всё же эту информацию стоит принять во внимание.
Системы для 12-скоростных трансмиссий на велосипедах с 11 передачами
Вам нужны новые шатуны, но покупать компоненты для 11-скоростных трансмиссий вы не считаете целесообразным? Что ж, обычно вы сможете поставить систему для 12-скоростных трансмиссий на байк с 11 передачами без всяких проблем. Но, как мы уже писали, чейнлайн будет отличаться, так что нужно будет немного повозиться с регулировками переднего переключателя.
2. На моём разделочном велосипеде передний переключатель перестал автоматически работать – что делать?
На большинстве байков для триатлона и гонок с раздельным стартом сегодня используются манетки с одной кнопкой. Это не плохо, но означает, что отдельной кнопки для переднего переключателя там нет.
На таких велосипедах передний переключатель работает за счёт технологии синхронного переключения (Synchronized Shifting) – он автоматически срабатывает, когда задний переключатель доходит до определённых звёзд кассеты.
Иногда это синхронное переключение перестаёт работать, и вероятно, здесь вы столкнулись именно с этим. Возможно, это вызвано изменением настроек E-Tube Project или обновлением каких-то компонентов, но есть и много других возможных причин. Из-за всего этого режим работы трансмиссии может переключиться с синхронного (synchro shift mode, S1/S2) обратно к ручному.
Чтобы снова включить синхронное переключение, нажмите два раза кнопку на заднем переключателе (для 12-скоростных велосипедов) или на соединительном коробе (для 11-скоростных). Светодиодный индикатор покажет, какой режим выбран.
Индикаторы для 12-скоростных трансмиссий Di2:
Синий (2 секунды): ручное переключение
Мигающий синий (2 раза): синхронное переключение, режим 1
Мигающий синий (3 раза): синхронное переключение, режим 2
Индикаторы для 11-скоростных трансмиссий Di2:
Горящий красный или зелёный: ручное переключение
Мигающий красный/зелёный (два раза): синхронное переключение, режим 1
Мигающий красный/зелёный (три раза): синхронное переключение, режим 2
3. Моя 12-скоростная трансмиссия Di2 перестала переключать передачи, что делать?
В редких случаях 12-скоростная трансмиссия Di2 может перестать реагировать на ваши действия. Вся система может не работать, не заряжаться и не переключать передачи.
Если у вас такое случилось, можно "перезапустить" всю систему и вернуть её к жизни. Только прежде чем это делать, посмотрите, заряжены ли у вас аккумуляторы.
Как "перезапустить" 12-скоростную трансмиссию Di2:
Найдите основной аккумулятор. Обычно он находится внутри подседельного штыря.
Освободите центральный разъём. Неважно, кабель в нём или просто заглушка – главное, освободите разъём.
Подождите 15-30 секунд.
Воткните кабель или заглушку обратно (в центральный разъём аккумулятора)
После этого у вас должно получиться снова зарядить трансмиссию и переключать передачи.
4. Когда я меняю кассету трансмиссии Di2, нужно ли менять какие-то настройки в приложении?
Нет, после замены кассеты никаких настроек менять не придётся. Всё будет работать так же, как и раньше.
Система Di2 не знает, какую кассету вы установили, и ей это не важно. Если не верите, просто снимите с велосипеда заднее колесо и попереключайте передачи. Вы увидите, что переключатели работают так же, как раньше.
Длина цепи и винт с маркировкой "B"
А вот на что нужно обратить внимание, так это длина цепи и регулировка "B-tension" (винт переключателя с маркировкой "B").
Если вы ставите, допустим, кассету для подъёмов с большой звездой увеличенного диаметра, вам может понадобиться более длинная цепь.
Изменение настроек ПО
Мы писали, что настройки менять не придётся, и это правда.
Однако, при желании вы можете поменять кассету или ведущую звезду в приложении. Это можно сделать через вкладку с настройками переключателя, либо во вкладке с настройками синхронного переключения.
Это обеспечит большую точность данных, а также гарантирует, что передаточные соотношения для синхронного переключения будут верны.
Обратите внимание, что когда вы меняете кассету или ведущую звезду, иногда приложение может отключить синхронное переключение, вернув систему в режим ручного управления. Если вы заметили, что синхронное переключение перестало нормально работать, два раза нажмите на кнопку "function", чтобы вновь активировать синхронное переключение.
5. Будут ли работать манетки Dura Ace или Ultegra с переключателями 105 Di2?
Да, будут. На самом деле, многие используют такое сочетание.
Вообще, 12-скоростная трансмиссия 105 Di2 великолепна, но у манеток там нет портов для удлинения или кнопок в верхней части. А ещё не существует ручек-манеток 105 Di2 для ободных тормозов.
Обычно всё это не вызывает проблем до тех пор, пока вы не решите поставить аэродинамичный руль с соответствующими манетками, либо манетки для спринтов или подъёмов. Кнопки в верхней части ручек также могут быть очень полезны.
К счастью, вы без проблем можете использовать переключатели 105 Di2 с манетками Ultegra или Dura-Ace.
Если вы хотите собрать велосипед с трансмиссией 105 Di2 и ободными тормозами, вы также можете использовать соответствующие манетки Ultegra или Dura-Ace.
Или, может быть, вам нужны отдельные манетки для нижней части руля? Это тоже могут быть Ultegra или Dura-Ace.
6. Чем отличаются кабели EW-SD300 и EW-SD300-I?
На самом деле, ничем. Просто версию EW-SD300-I комплектуют зажимами для кабеля, вот и всё.
Сами эти кабели абсолютно одинаковые, и обе версии будут нормально работать с 12-скоростными трансмиссиями Di2. Лично я просто выбираю то, что дешевле.
7. Как заменить батарейки в беспроводных манетках Di2?
Беспроводные манетки для 12-скоростных трансмиссий Di2 работают на батарейках CR1632.
Их хватает примерно на два года, а потом они могут внезапно "сесть".
Чтобы посмотреть оставшийся заряд батарейки, просто нажмите одновременно обе кнопки переключения. Светодиодный индикатор на корпусе ручки покажет уровень оставшегося заряда.
Зелёный свет: осталось от 11 до 100% заряда
Красный свет: осталось от 1 до 10% заряда
Выключенный индикатор: заряда не осталось
8. Как определить дату выпуска компонентов Shimano?
Японская компания использует простой код из двух букв, который отпечатан на каждом компоненте или наклейке/бирке. Обычно его можно увидеть возле серийного номера компонента.
Первая буква означает год, а вторая – месяц. Соответственно, используя представленный ниже список, вы можете определить дату выпуска ваших деталей.
Первая буква (год)
A – 2002
B – 2003
C – 2004
D – 2005
E – 2006
F – 2007
G – 2008
H – 2009
I – 2010
J – 2011
K – 2012
L – 2013
M – 2014
N – 2015
O – 2016
P – 2017
Q – 2018
R – 2019
S – 2020
T – 2021
U – 2022
V – 2023
Вторая буква (месяц)
A – январь
B – февраль
C – март
D – апрель
E – май
F – июнь
G – июль
H – август
I – сентябрь
J – октябрь
K – ноябрь
L – декабрь
Пример
Посмотрите на эти батарейки. Та, что сверху, была выпущена в мае (E) 2013 года (L), а другая – в марте (C) 2017 (P). У той, что внизу, можно также просто посмотреть дату выпуска, которая напечатана прямо над этим кодом.
Также обратите внимание, что артикул SM-BTR2 старше, чем BT-DN110. Так что эти коды правильно всё показывают.
9. Как можно перезагрузить систему Di2?
К сожалению, такого понятия, как перезагрузка, здесь не предусмотрено – единственное похожее, что вы можете сделать – это отсоединить аккумулятор на 30 секунд, а затем снова подключить. Это позволит обесточить все компоненты и вернуть их, таким образом, в "нейтральное" состояние.
После этого можно также соединить приложение с компьютером, где установлена система Windows, и вернуть с его помощью все значения к первоначальным.
В случае с велосипедами, где стоит 12-скоростная трансмиссия Di2, убедитесь, что освободили центральный разъём аккумулятора. Даже если там просто стоит заглушка, вытащите её, подождите секунд 15, а затем воткните обратно. Это должно вернуть трансмиссию к жизни.
Обратите внимание, что просто так подключить велосипед к компьютеру не получится – для этого вам понадобится SM-PCE02.
10. Когда нужно менять аккумулятор системы Di2?
Здесь всё довольно просто: когда он перестаёт держать заряд или слишком быстро разряжается.
По словам представителей Shimano, их аккумуляторы рассчитаны на 300 полных циклов зарядки. Это значит, что если вы будете заряжать аккумулятор раз в две недели, его ресурса хватит примерно на 11 лет.
Естественно, какие-то аккумуляторы выйдут из строя раньше этого срока, а какие-то позже, но производитель говорит именно о 300 полных циклах.
11. Можно ли использовать трансмиссию Dura-Ace Di2 7970 с более новыми проводами и деталями?
Нет, нельзя.
В основном, все детали из разных серий взаимозаменяемы, но именно 7970 с другими, более новыми деталями, работать не будет. Причина в том, что там используется другое соединение (проводник 4/5 вместо E-Tube 2).
12. Надолго ли хватает одной зарядки аккумулятора?
Одной зарядки аккумулятора должно хватать, по меньшей мере, на 2000км. При реальном использовании обычно её хватит на 2500-3000км, в зависимости от того, как вы переключаетесь и насколько часто вы это делаете.
Заметьте, что передний переключатель Di2 расходует примерно в 4 раза больше энергии, чем задний.
В случае с 12-скоростными трансмиссиями одной зарядки аккумулятора обычно хватит на 1000-1500км, но, опять же, это зависит от соединений в системе (наличия либо отсутствия проводов) и от того, как вы привыкли переключаться.
13. Можно ли использовать шатуны GRX с передним переключателем для шоссейных или горных велосипедов?
Это не так просто, поскольку чейнлайн для GRX смещён на 2,5мм наружу по сравнению с классическими шоссейниками.
Но, хотя официальный ответ от Shimano будет такой, что вам нужно поставить передний переключатель GRX, некоторые говорили, что им удалось в этом случае использовать обычный шоссейный переключатель без всяких проблем.
14. Я упал, и задний переключатель перестал работать. Как вернуть его к жизни?
Вероятно, ваш переключатель перешёл в так называемый аварийный режим. Это означает, что сервомотор отсоединяется от параллелограмма, и все переключения блокируются. Чтобы вернуть переключатель в нормальный режим работы, в первую очередь, убедитесь, что сам переключатель и "петух" не повреждены.
Восстановление из аварийного режима, 10- и 11-скоростные переключатели
Чтобы вывести из аварийного режима 10-скоростной (6770) и 11-скоростной переключатель Di2 (6870, 9070, R8050, R9150, GRX), начните ехать на велосипеде и нажимайте кнопку на соединительном коробе в течение 5 секунд, пока не начнёт мигать красный индикатор.
После этого задний переключатель переключится на все передачи, так что непременно крутите педали, пока процедура не окончится. Когда он пройдётся по всем передачам, всё будет готово, и вы сможете продолжать кататься.
Восстановление из аварийного режима, 12-скоростные переключатели Di2
Для 12-скоростных переключателей R8100/R9200 Di2 всё немного по-другому. Поскольку кнопка в этом случае расположена на самом переключателе, вы не сможете нажимать её во время езды.
Вместо этого просто переключитесь на большую звезду кассеты, а затем на остальные, вплоть до самой маленькой. Таким образом переключатель выйдет из аварийного режима.
15. Можно ли использовать шоссейные манетки с переключателями для горных велосипедов? Или наоборот?
Да, можно. Это часто делают владельцы трансмиссий Di2, которые катаются с одной ведущей звездой (без переднего переключателя) – например, на грэвел-байках. Посмотрите таблицы совместимости (ссылка) – там указано, какие модели переключателей совместимы с какими манетками.
Вообще, в случае с современными системами Di2 есть только одно реальное ограничение – это то, что все переключатели должны быть из одной категории. То есть, это должны быть или шоссейные модели, или переключатели для горных велосипедов, или для грэвел-байков.
16. Моя система Di2 не соединяется с мобильным приложением, что делать?
Для начала, если у вас 11-скоростная трансмиссия, убедитесь, что там есть беспроводной передатчик (EW-WU110/EW-WU111).
Он есть не везде, и большинство 11-скоростных велосипедов с Di2 продаются без него. На 12-скоростных байках беспроводное соединение или Bluetooth подключены по умолчанию.
Чтобы включить Bluetooth, зажмите кнопку на соединительном коробе (или на заднем переключателе в случае с 12-скоростными трансмиссиями) примерно на две секунды (пока красный или зелёный индикатор не начнёт мигать). Если этого не происходит, вероятно, вам нужно обновить компоненты. Так, соединительный короб SM-EW90 должен быть, по меньшей мере, версии 3.0.4. Подключите велосипед к компьютеру с Windows, дабы убедиться, что у вас ничего не устарело.
17. Что нужно, чтобы пользоваться синхронным переключением (Synchronized Shifting)?
Синхронное переключение будет работать у всех владельцев трансмиссий Di2 нынешнего или предыдущего поколения с аккумулятором BT-DN110 или BM-DN100 с внешним креплением.
Синхронное переключение доступно для таких линеек компонентов, как:
Ultegra 6870
Ultegra R8050
Dura-Ace R9000
Dura-Ace R9150
GRX
105 R7150
Ultegra R8150
Dura-Ace R9250
Функция синхронного переключения работает и на горных велосипедах. Для этого вам понадобится не устаревшее ПО, аккумулятор BT-DN110 или BM-DN100 с внешним креплением, а также специальный дисплей (System Information Display) версии SC-M9050, SC-M9051 или SC-MT800.
Эту функцию поддерживают следующие линейки компонентов для горных велосипедов:
XTR M9050
Deore XT M8050
Новые трансмиссии Di2 для горных электробайков
18. Как обновить ПО для трансмиссий Di2?
12-скоростные трансмиссии Di2
На современных велосипедах с групсетами Di2 беспроводной передатчик встроен в задний переключатель. Это актуально для всех моделей с 12-скоростными трансмиссиями Dura-Ace, Ultegra и 105.
Обновить ПО для них достаточно просто – это делается через мобильное приложение E-Tube Cyclist.
Сложнее дело обстоит с ручками-манетками для гидравлических тормозов. Обновить для них ПО не так просто, но у нас есть для этого отдельное руководство.
Кроме того, раньше можно было подключить велосипед к ПК с Windows при помощи зарядки для аккумуляторов. Теперь же 12-скоростные трансмиссии работают только с инструментом SM-PCE02 и приложением E-Tube Project V5/Professional.
11-скоростные трансмиссии Di2
Если на вашем велосипеде стоит 11-скоростной групсет Di2, его нельзя соединить с ПК по умолчанию. Поэтому многие владельцы таких трансмиссий модифицируют их при помощи программного обеспечения E-Tube Project Windows.
Для обновления вам в этом случае понадобится ПО Shimano E-Tube. Следите за их страницей с обновлениями, и когда выходит новое ПО для компонентов, подключайте велосипед к ПК с Windows и включайте E-Tube.
Если же для подключения к ПК вы используете внутреннее зарядное устройство для аккумулятора, вам нужен E-Tube Project версии 3.4.5 (или 4.0.4). Найти его можно в архиве E-Tube Project.
19. Когда можно ожидать выход Shimano Di3?
Навряд ли Di3 когда-то выпустят – Di2 расшифровывается как "Digital Integrated Intelligence" ("интегрированный цифровой интеллект"), где 2 означает просто две буквы "i". Конечно, японцы могут добавить туда ещё одну букву "i" и назвать это, например, "Digital Integrated Intelligence Improved" (Di3) ("улучшенный интегрированный цифровой интеллект"). Но более вероятно, что они просто поменяют артикулы.
20. А что насчёт 12-скоростных групсетов GRX Di2?
Люди уже давно спрашивают нас насчёт 12-скоростных версий GRX Di2, но в 2023 году они так и не были выпущены. Вероятно, придётся ещё немного подождать – может быть, в этом году мы их увидим.