Очевидно, что сегодня съёмные «петухи» для переключателей отживают свой век – и не хотелось бы их видеть на новых велосипедах.
Совсем недавно мы испытали новый групсет SRAM Red XPLR AXS, где используется стандарт UDH – и теперь недостатки классических съёмных «петухов» стали ещё более очевидны.
Конечно, велосипедисты часто жалуются не введение новых стандартов, и всё-таки преимущества UDH очевидны: улучшенная надёжность, более простое обслуживание и замена компонентов, а также, наконец, более чёткое и стабильное переключение передач.
Более того, у него нет явных недостатков (ну, кроме несовместимости с большинством существующих велосипедов).
Так, собственно, чего же мы ждём? Возможно, пришло уже время отправить съёмные «петухи» на свалку истории и перейти на UDH?
Съёмные «петухи» были неплохим решением, но, может пора двигаться дальше?
Рамы с дропаутами UDH проще в производстве.
Если говорить о своих личных воспоминаниях, первые «серьёзные» шоссейники у меня появились в 80-х – начале 90-х, и лучшим материалом для рам тогда ещё была сталь.
Многим известно, что сталь – это, вообще-то, отличный материал и для рам, и для «петухов». Она надёжна и может, что называется, «держать удар».
Таким образом, если вы вдруг погнули несъёмный «петух» на стальной раме, зачастую его можно просто механически выпрямить и кататься дальше.
И даже если случится самое худшее из возможного, сталь всё равно ремонтопригодна – сильно погнутые или сломанные дропауты можно просто заменить.
А вот когда появились алюминиевые, а затем – карбоновые рамы, всё стало сложнее. Алюминий и карбон уже не так легко чинить, и стоят они дорого. Так и появились съёмные «петухи» для задних переключателей, которые берут удар на себя.
Если вы, допустим, упали, эта хрупкая деталь должна погнуться или сломаться, защитив тем самым дорогую раму и переключатель.
Это вроде и неплохо, но в итоге это была очередная крепящаяся к раме деталь, которая уменьшала точность переключения, и, таким образом, уже не соответствовала минимальным допускам, характерным для современных трансмиссий.
Тогда, ещё в начале времён сменных петухов, трансмиссии были 8- и 9-скоростные – допуски и неточность изготовления там могли быть куда больше, чем у современных 11-, 12- и 13-скоростных систем.
Поскольку ширина барабанов задних втулок оставалась примерно одинаковой, растущее число передач означало, что звёзды кассет становились тоньше, а цепи – уже. То есть, допуски, растущие из-за неточности изготовления компонентов или даже слегка погнутого «петуха», уже не годились.
И неважно, насколько дорога рама или групсет, от проблем с погнутым «петухом» не застрахован ни один велосипед.
Даже немного больший слой краски в месте крепления «петуха» в итоге может привести к тому, что «петух» будет стоять не идеально ровно.
А что ещё хуже, практически у любой рамы будет собственный стандарт «петуха». Как и в случае со стандартами кареток, здесь нет одного стандарта для всех велосипедов, который можно было бы найти в любом веломагазине.
И если вы погнёте «петух» во время транспортировки велосипеда куда-то далеко, найти ему замену может быть непросто.
Вот спросите себя: если вам будет нужен новый «петух», точно ли вы знаете, где его искать и где в итоге взять.
Да, UDH – это новый стандарт, но он должен быть единственным
Крепление переключателя UDH простое и надёжное.
Понятно, что многие велосипедисты уже сыты по горло волшебными новыми «стандартами», когда производители обещают, что они решат все проблемы и лишены недостатков, но всё-таки UDH – не тот случай.
В конце концов, конструктивно UDH максимально прост – это никакой не новый «петух», а просто круглое отверстие в правом дропауте рамы.
Даже самые ленивые производители рам способны просверлить в дропауте дырку для колёсной оси – к тому же, здесь нет никаких уникальных деталей, и к раме не нужно прикручивать дополнительные элементы, которые могут различаться по форме или размерам.
Новый Santa Cruz Stigmata – очередной велосипед от крупного производителя с дропаутами стандарта UDH.
При этом, если вы хотите поставить на велосипед какой-то обычный переключатель (как мы знаем, не все они крепятся к раме напрямую), в продаже есть специальная резьбовая вставка с классическим «петухом» для переключателя – такие, например, можно увидеть на новом Santa Cruz Stigmata и на Trek Madone SLR восьмого поколения.
А лучше всего то, что стандарт UDH никак не зависит от конкретной рамы. Нужны только соответствующие дропауты, и один и тот же переключатель можно поставить и на электрический двуходвес, и на сверхлёгкий шоссейник.
Для веломагазинов это означает, что достаточно иметь в продаже всего один «петух» (для тех случаев, когда он вообще нужен). Ну, а для райдеров – куда большие шансы найти «петух» на замену в случае поломки.
Почему в мире шоссейников и гревелов стандарт UDH принимали так долго?
На шоссейниках и грэвел-байках нового поколения от Rondo используется именно стандарт UDH.
Неудивительно, что производители горных велосипедов перешли на новый стандарт куда быстрее и охотнее – ведь шансы упасть и повредить «петух» на таких аппаратах куда выше.
А вот в случае с шоссейниками и грэвел-байками процесс шёл гораздо дольше.
Вероятно, с появлением групсета SRAM Red XPLR AXS, где переключатель крепится к раме напрямую, ситуация изменится – но пока что можно услышать, как многие говорят: «Если это такой классный стандарт, почему же его ещё не используют вообще все производители?»
Дело здесь в том, что уговорить всех производителей перейти к какому-то единому стандарту – весьма непростая задача.
Пока что, пожалуй, единственное, в чём все бренды сходятся – это стандарт резьбы на педалях. Даже те же флягодержатели кто-нибудь постоянно пытается переделать.
Кроме того, в большинстве случаев шоссейники падают куда реже, чем любители горных велосипедов. К тому же, хотя у сменных «петухов» есть, безусловно, свои недостатки, у райдеров здесь есть более серьёзные поводы для беспокойства – вспомните, например, безрезьбовые каретки «press-fit» или внутреннюю прокладку кабелей.
Впрочем, с ростом интереса к вседорожным велосипедам и грэвел-байкам эта ситуация тоже постепенно меняется.
Компания Ridley тоже присоединилась к брендам, которые стали использовать стандарт UDH.
С учётом того, что многие крупные производители уже начали производство рам с дропаутами UDH (в их число входят Trek, ENVE, Ridley, Cervelo, Wilier, Specialized, BMC, Bianchi, Lauf, Colnago и многие другие), возможно, нас ждёт большая «революция».
Также справедливо будет сказать, что, к примеру, компания Shimano имеет на производителей велосипедов куда большее влияние, чем относительно небольшой бренд наподобие SRAM.
Поневоле мы даже задаёмся вопросом – если бы стандарт UDH придумали именно представители Shimano, приходилось ли бы нам вообще это обсуждать.
Впрочем, сейчас, как и можно было ожидать, японская компания, похоже, создаёт собственный стандарт переключателей с прямым креплением – это можно заключить, увидев некоторые новые патенты.
Если этот стандарт действительно увидит свет, остаётся только надеяться, что он в итоге будет совместим с UDH. В противном случае я, пожалуй, разочаруюсь в велосипедной индустрии уже окончательно.
Просто UDH лучше, и точка
Из-за более точной подгонки UDH означает более точное переключение передач.
Подводя итог, можно сказать, что, хотя некоторые назовут UDH «просто очередным стандартом», по факту он точно лучше, чем компромисс в виде сменных «петухов», которые мы в большинстве случаев видим сегодня.
Что касается грэвел-байков, здесь компания SRAM уже, можно сказать, застолбила позиции со стандартом UDH и трансмиссиями XPLR – но, если вариантов этих систем будет больше, вероятно, новые технологии приживутся и в мире шоссейных велосипедов. И думается, в таком случае всем будет только лучше.
Всё, что сейчас нужно – это желание сотрудничества от производителей велосипедов.