Рост цен на велосипеды сложно не заметить. Если вы следите за рынком новых байков, то наверняка знаете, сколько они могут стоить в наши дни. Современные супербайки могут стоить столько же, сколько и новый автомобиль.
Но как и почему это происходит? Ведь у того же шоссейного велосипеда очень мало компонентов по сравнению с мотоциклом/автомобилем и, что самое очевидное, нет двигателя. Так почему же цена «кусается»?
Может ли это быть проблемой объёма рынка?
Принято считать, что чем больше масштабы производства, тем дешевле оно обходится. Роботы, оптовые закупки сырья и усовершенствованные производственные процессы – все это способствует снижению стоимости конечного продукта.
В 2022 году в мире было продано 143 миллиона велосипедов. Это почти в 3 раза больше, чем количество мотоциклов, реализованных за тот же период. На первый взгляд, это наоборот оправдывает стоимость велосипедов.
Однако, если проанализировать более обстоятельно, можно обнаружить, что подавляющее большинство продаж велосипедов приходится на модели начального уровня, используемых людьми по всему миру для передвижения и отдыха. Объем продаж шоссейных велосипедов хай-энд класса, выполненных из углеродного волокна и спроектированных с использованием самых современных технологий, составляет лишь очень небольшую долю от общего объема мировых продаж.
Издержки технологического прогресса
Вне всяких сомнений, у автомобиля гораздо больше возможностей, чем у шоссейного велосипеда. Стоит отметить, что за сравнительно короткий период шоссейники шагнули далеко вперед. Только в конце 2000-х годов появились аэробайки, и то же самое можно сказать о широком распространении углеродного волокна (карбона).
Разработка, тестирование и совершенствование этих новых продуктов требует значительного количества исследований и разработок, которые стоят денег.
С другой стороны, бюджетные авто достигли своего рода плато с точки зрения развития. Тот же мотоцикл, выпущенный в 2023 году, будет очень похож на мотоцикл, выпущенный в 2003 году. Да, дизайн прилично изменился, но многие основы мотобайка будут либо такими же (в бюджетном сегменте), либо похожими, или же будут постоянно совершенствоваться на протяжении многих лет.
Готовность к гонкам прямо из коробки
Одна из прекрасных вещей в велоспорте – это возможность ездить по тем же дорогам, что и профессионалы. И, если у вас есть желание, – на том же оборудовании. При наличии достаточных средств вы можете свободно купить именно те велосипеды, которые используют лучшие гонщики мира на таких гонках, как Тур де Франс. Хотя они могут стоить ошеломительно дорого, тот факт, что вы можете гонять именно на том, на чем ездят топовые спортсмены, нельзя сказать о мотоциклах.
Если взять топовые стоковые гоночные мотоциклы, то их цена достигает отметки €30 000. Однако это все равно на ступеньку ниже велосипедов, используемых профессиональными гонщиками. Мотоцикл для MotoGP – это индивидуальная разработка, его нельзя просто взять и купить, а если бы и можно было, то его цена значительно превышала бы 1,5 миллиона долларов.
У велосипедов больше вариантов спецификаций
Если вы хотите приобрести новый бюджетный автомобиль у дилера, то вам предложат на выбор несколько брендов, самые простые цветовые исполнения и пару разных объемов двигателя. Согласитесь, выбор конечного продукта сравнительно невелик. Это отличный способ снизить затраты, поскольку вам нужно производить один и тот же продукт – снова и снова.
В мире велосипедов все обстоит несколько иначе: производители предлагают множество различных фреймсетов (рама и вилка) для любого бюджета, райдера и предпочтений. У некоторых велосипедных брендов представлено более 10 различных размеров для одного и того же велосипеда и даже могут изготавливать одну и ту же модель из разных материалов.
Такая диверсификация стоит денег на протяжении всего процесса. Для каждого размера и материала необходимо разработать дизайн, а также провести испытания. Что касается производителя, то наличие правильной оснастки, специальных пресс-форм и инструментов для каждой модели и размера – все это определенно стоит дополнительных денег.
Прибыльность
Подлинный размер прибыли в любой отрасли не так просто оценить. По понятным причинам большинство отраслей предпочитают держать это в секрете. Нам удалось собрать общую статистику по мотоциклетной и велосипедной отраслям, чтобы сравнить, сколько процентов от общей цены продажи велосипедов составляет прибыль.
В среднем новый мотоцикл приносит дилерскому центру около 10% прибыли. Для шоссейных велосипедов эта маржа возрастает примерно до 40% (очень варьируется в зависимости от рынка). Кажется, что это очень высокий процент прибыли. Однако, как уже говорилось выше, технологические достижения в конструкции велосипедов стоят немало, и эти затраты необходимо окупать. Кроме того, количество продаваемых карбоновых шоссейников относительно невелико, а это значит, что связанные с ними расходы на исследования и разработки должны быть возмещены за счет меньшего количества продаж, чем в случае с мотоциклами.
Как бы вы ни смотрели на это, цена топовых шоссеров иногда действительно впечатляет. Не так давно байки стоимостью €10 000 считались гипербайками, а теперь для некоторых брендов они даже не являются топовым предложением.
В конечном счете, как потребители, мы имеем возможность голосовать деньгами за то, что мы хотим купить и сколько мы готовы за это заплатить. И хотя рост цен на супербайки не затрагивает большинство из нас напрямую, похоже, что вместе с ними растут и цены на велосипеды более низкого класса. Однако, дорожает всё. К сожалению, такова сегодняшняя реальность.