Москва
Бонусы:
0
+7 495 215-17-18
Заказать звонок
Мы в социальных сетях
Каталог
Распродажа велосипедов
Велосипеды
Самокаты
Детям
Аксессуары
Запчасти
Экипировка
Бренды
Сервис и услуги
Подарочные карты
Все велосипеды Все электровелосипеды
Горные
Городские
Шоссейные
Детские
Экстремальные
Подборки брендов
Подборки диаметров колёс
Другие велосипеды
Все аксессуары
Безопасность
Комфорт
Обслуживание
Транспортировка
Велотренажёры
Все запчасти
Тормоза
Колёса
Фюзеляж
Кокпит
Переключение
Трансмиссия
Больше брендов
Скрыть
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Посмотреть все результаты
Назад

Велосипедные покрышки от А до Я. Всё, что вы хотели знать

Когда вы едете на велосипеде, с дорогой (и вообще, с земной поверхностью) соприкасаются именно покрышки – в итоге на них возложены весьма серьёзные задачи.

Покрышки велосипеда должны обеспечить вам необходимое сцепление с поверхностью и при том не слишком препятствовать качению. Им нужно держать давление и находиться в подобающем состоянии на протяжении тысяч километров. Также они должны поддерживать комфорт (ведь именно они обеспечивают первоначальную амортизацию), а ещё – передавать земле ваши усилия, связанные с ускорением, торможением и управлением.

При своей кажущейся простоте шины довольно сложно устроены – чтобы вывести на рынок новую покрышку, требуется действительно много разработок и расчётов.

Кроме того, шины сильно различаются в зависимости от вашего стиля катания, будь то шоссейные гонки с раздельным стартом или, например, даунхил.

Здесь мы рассмотрим существующие типы шин, их составные элементы, а также то, как правильно следить за шинами, чтобы сохранить их в надлежащем виде.

Содержание

Типы велосипедных шин

На самых первых велосипедах шины были сплошными и твёрдыми.

На первых велосипедах из XIX века, в том числе, на тех с огромным передним колесом, шины были сплошными, без воздуха.

Как можно догадаться, ездить с такими шинами было не слишком здорово и комфортно. Однако, в 1888 году Джон Бойд Данлоп запатентовал пневматические велосипедные шины – с тех пор началась эра более комфортного катания.

Воздух в пневматической шине сглаживает неровности поверхности, работая подобно пружине. Потери энергии при этом небольшие, так что в итоге вы можете ехать быстрее.

В итоге велосипедные шины, конечно, стали ещё намного технологичнее и функциональнее. А также теперь они сильно различаются в зависимости от стиля катания.

  • Шоссейные шины. Их главные преимущества – это низкое сопротивление качению, малый вес и оптимальное сцепление на асфальте. Такие шины обычно узкие, а протектор у них слабо выражен. При этом, шоссейные покрышки для зимнего времени или дальних заездов шире, и протектор у них выше. А для триатлона и гонок с раздельным стартом используют специальные облегчённые модели.
  • Шины для горных велосипедов. Такие шины обеспечивают оптимальное сцепление на бездорожье – у них выраженный протектор и часто – усиленные боковые стенки для большей надёжности. Шины для горных велосипедов различаются в зависимости от конкретной дисциплины.
  • Шины для велосипедов на каждый день. Эти покрышки обычно шире и надёжнее шоссейных. Также у них часто будет выраженный протектор и иногда – светоотражающие элементы.
  • Шины для грэвел-байков. Это нечто среднее между моделями для шоссейных и горных велосипедов – они шире первых, но уже вторых. Протектор у таких шин обычно выражен больше, чем у шоссейных, и, в целом, они, как правило, рассчитаны на бескамерное использование.
  • Шины для велокросса. Они обладают достаточным для гонок по бездорожью сцеплением, но обычно будут уже, чем модели для грэвел-байков. Это связано с техническими ограничениями на официальных соревнованиях по велокроссу.
  • Шины для складных велосипедов. Такие модели сделаны для колёс малого размера, которые обычно ставят на складные велосипеды.
  • Шины для электробайков. Эти шины должны выдерживать больший вес электробайков, а также мощность и крутящий момент их моторов. У некоторых производителей даже бывают отдельные линейки шин для быстрых электробайков, где нет обычного ограничения по скорости в 25 км/ч.
  • Шины для фэтбайков. Шины для фэтбайков, естественно, толстые. Они хорошо подходят для езды по песку, снегу или болотистой местности, но для других покрытий, как правило, будут слишком тяжёлыми и медленными.
  • Шины для детских велосипедов. Они, разумеется, выпускаются в малых размерах.

Как велосипедные шины крепятся к ободам?

Существуют три основных типа велосипедных шин. Все они крепятся к ободам немного по-разному. Есть также сплошные шины (без воздуха) – о них мы здесь тоже поговорим.

Камерные шины (клинчера)

Такие шины удерживаются на месте за счёт камеры и обычно цепляются за боковую стенку обода.

Самые часто встречающиеся покрышки – камерные (клинчера).

У таких шин – U-образный профиль и специальный корд по всей внутренней окружности. Этот корд держится на ободе за счёт внутреннего давления в шине, и в итоге шина не спадает с обода. Если говорить о стандартной компоновке, корд здесь помогают удерживать специальные зацепы на боковых стенках обода.

В случае с клинчерами воздух удерживается внутри камеры.

Воздух в этом случае удерживается внутри камеры – у неё есть ниппель для накачки, который продевается сквозь отверстие в ободе.

Бескамерные шины

В случае с бескамерными шинами вам понадобятся специальные герметичные обода (на которые часто клеят специальную ленту) и отдельный ниппель для накачки.

Бескамерные шины также можно отнести к клинчерам, но, как ясно из их названия, камер здесь уже не будет.

Вместо камеры в таких покрышках используется герметичная прослойка между кордом шины и ободом – она и удерживает воздух внутри. Кроме того, внутрь шины часто заливают жидкий герметик, обычно на основе латекса – он дополнительно предотвращает утечки воздуха.

В отличие от стандартных клинчеров, здесь сам обод должен быть герметичным. Это достигается за счёт особой конструкции обода, либо за счёт специальной ободной ленты.

В случае с бескамерными шинами ниппель – это отдельная деталь.

Накачиваются такие шины через отдельный ниппель, который вставляется в обод.

Даже в случае с бескамерными шинами на ободах часто бывают зацепы, которые также помогают обеспечить прилегание шины к ободу. Однако сейчас всё большую популярность получают обода без зацепов, особенно в случае с горными велосипедами. В основе такой конструкции – достаточное давление воздуха и малые допуски между ободом и кордом покрышки, за счёт чего последняя и удерживается на месте.

Такие обода сегодня часто ставят на шоссейные велосипеды и грэвел-байки, хотя они и ограничивают давление в шинах, которое вы можете использовать. Так, в случае со стандартом ISO рекомендованное давление в шинах будет ниже 5 атмосфер.

«Трубки»

В случае с «трубками» обод имеет вогнутый профиль, и шина к нему приклеивается.

У «трубок» стенки покрышки соединяются с внутренней стороны и, таким образом, полностью закрывают камеру – эта конструкция напоминает сосиску.

Такие шины приклеивают к ободам специального вогнутого профиля, у которых фактически нет боковых стенок.

Это позволяет облегчить обод и, к тому же, в таком случае часто можно ехать с проколотой шиной. Из-за этих преимуществ «трубки» и получили популярность среди шоссейников и гонщиков велокросса.

Однако, стоят «трубки» довольно дорого, их не так-то просто поставить на обода, а починить – ещё сложнее. Кроме того, некоторые используемые здесь типы клея будут токсичны.

Если же говорить о сопротивлении качению, то оно обычно будет ниже, чем у бескамерных шин.

Сегодня «трубки» становятся не очень популярным, нишевым решением, которое обычно используют в серьёзных соревнованиях по велокроссу. Но иногда их можно встретить и на шоссейных гонках уровня WorldTour.

Сплошные шины

Проколоть сплошную шину невозможно, но и комфортного катания здесь не будет.

Сплошные шины – ещё один нишевый продукт. Их можно поставить на обычные обода, но выполнены они примерно из того же материала, из которого делают подошвы беговых кроссовок.

Воздуха здесь нет, соответственно, и проколов тоже быть не может. Однако такие покрышки, как правило, сложно установить на обода, в плане комфорта они вообще не сравнимы с любыми, где есть воздух, да и их сопротивление качению будет существенно выше.

32685, 32688, 42526, 27794, 32687, 42521

Конструкция велосипедных шин

Разработка велосипедной шины – действительно непростой процесс.

В целом, велосипедные шины на удивление технологичны. Производители постоянно изучают новые материалы и разрабатывают новые боковые стенки, резиновые компаунды и вообще, конструкции покрышек, чтобы ещё улучшить их свойства для определённых дисциплин.

Такой подход распространяется на все элементы шины, о которых мы и поговорим ниже.

Стенки шины

Стенки покрышки соединяют все её элементы – в основном, именно они влияют на её свойства.

Стенки шины (или её каркас) изготовлены из одного или нескольких слоёв материала – обычно это нейлон или хлопок. Стенки поддерживают структурную целостность шины.

Как правило, стенки шин изготовлены, как минимум, из двух слоёв материала (а часто – больше), чтобы покрышка была достаточно надёжна для её целевого назначения.

Шины для горных велосипедов часто предлагают с разными вариантами стенок, которые подходят для разных задач.

Количество этих слоёв может отличаться в зависимости от области покрышки – часто их будет больше в боковых стенках и меньше – под протектором.

Качество и плотность материала стенок покрышки обычно выражается в количестве нитей на квадратный дюйм площади (Threads Per Inch или коротко – TPI).

Стенки шин из хлопковой ткани отличаются большим числом TPI по сравнению с нейлоновыми. В итоге, такие шины более гладко едут по неровностям и обеспечивают райдеру больший комфорт, но их долговечность, а также устойчивость к порезам и истиранию может быть меньше.

Число TPI обычно означает сумму таких чисел в каждом из слоёв стенок шины – то есть, если там три слоя по 40 TPI, то производитель укажет общее число в 120 TPI.

Корд

Корд удерживает шину на ободе.

В камерных и бескамерных шинах типа «клинчер» корд по краям их стенок позволяет удерживать покрышку на ободе.

Если покрышку нельзя сложить для транспортировки, корд в ней обычно будет выполнен из тонкой стальной проволоки.

В покрышках, которые можно сложить, корд изготовлен из неэластичного материала – арамидного волокна, кевлара или карбона.

Корд в любых шинах никогда не должен растягиваться.

Если говорить о бескамерных шинах, то там нужен корд из максимально качественного материала, чтобы он не растягивался и не пропускал воздух.

Материал корда находится под слоем резины (что улучшает сцепление с ободом), а в случае с бескамерными шинами это также обеспечивает герметичность места, где шина контактирует с ободом.

Протектор

На шоссейных шинах протектор обычно минимально выражен, или его вовсе нет.

Протектор – это часть шины, которая обеспечивает её сцепление с земной поверхностью. Протектор выполнен из определённого типа резины, в который могут добавлять дополнительные ингредиенты (например, голландскую сажу), чтобы придать ему конкретные свойства.

Надпись под фото: У шин бывают разные протекторы для разных задач.

Тогда как протектор шоссейных шин выражен минимально или вовсе отсутствует, в зависимости от назначения покрышки высота и рисунок протектора могут различаться – так, у шин для горных велосипедов обычно будет агрессивный протектор для оптимального сцепления с грунтом.

У шин для грэвел-байков и велокросса протектор также может быть достаточно выражен, в зависимости от их конкретного назначения.

Протектор шины обычно соединяется с её стенками в процессе вулканизации, где используется пар и высокая температура.

Или же протектор может быть приклеен к стенкам шины – так делается в случае с большинством хлопковых стенок.

Резиновый компаунд

Компаунд шины, помимо прочего, определяет, насколько цепкой она будет.

В зависимости от назначения шины, будет различаться и компаунд (тип) резины, из которого изготовлен протектор.

Так, мягкие компаунды обеспечивают лучшее сцепление, но они менее долговечны.

Часто в резину добавляют некоторые вещества, например, силикон или графен, для снижения сопротивления качению.

Боковые стенки шины

Боковые стенки шины обычно покрыты резиной, дабы она лучше держала давление и, в целом, была надёжнее.

Боковая стенка покрышки идёт от края протектора до корда.

Она состоит из той же ткани, что стенка шины в целом, но обычно боковая стенка также покрыта резиной для большей надёжности и герметичности.

Другие особенности конструкции шины

У шин есть и другие особенности, которые могут придавать им дополнительные свойства в зависимости от назначения.

Защита от проколов

Для некоторых шин защита от проколов будто бы важнее всего остального.

У большинства велосипедных шин под протектором присутствует защитный слой, предохраняющий от проколов. Он выполнен из более плотного материала и потому более устойчив к проколам, чем ткань, из которой сделана стенка покрышки.

Используемые для этого материалы и их названия у разных производителей шин могут различаться, но чаще всего это будет кевлар или плотная нейлоновая ткань.

Также некоторые производители могут добавить дополнительную прослойку, чтобы ещё больше улучшить защиту от проколов.

Однако в некоторых специализированных шинах, например, в максимально облегчённых моделях для гонок с раздельным стартом, может вообще не быть защиты от проколов.

Шипы протектора

Рисунок протектора у шин для горных велосипедов обычно очень развит, дабы обеспечивать достаточное сцепление в разных условиях.

Шипами называют резиновые выступы на протекторе шины. Чаще всего они встречаются на покрышках для горных велосипедов, обеспечивая оптимальное сцепление при езде по бездорожью. Но также их можно увидеть на некоторых моделях для грэвел-байков, велокросса и на специализированных шинах для шоссе и ежедневных поездок по делам.

Рисунок протектора и высота шипов будут различаться в зависимости от назначения шины. На шипах также могут быть специальные вырезы, чтобы дополнительно улучшить сцепление.

А на шинах, специализированных для езды по льду и снегу, можно увидеть и торчащие из протектора металлические шипы.

Светоотражающие элементы

На шинах для городских велосипедов часто могут быть светоотражающие полосы по бокам.

У шин для использования в городе на боковых стенках могут быть специальные светоотражающие полосы для большей заметности райдера на дороге в тёмное время суток.

Размеры велосипедных шин

Шина одной и той же модели часто может выпускаться в разных диаметрах.

Вообще, велосипедные шины выпускаются во множестве размеров (правильнее будет назвать их внутренним диаметром) в зависимости от диаметра колеса, для которого они предназначены.

Так, на шоссейники обычно ставят шины размера 700c, хотя в некоторых случаях для рам малых ростовок используют колёса и шины 650b.

На грэвел-байки, опять же, обычно ставят шины диаметром 700c или 650b.

Колеса размером 700c (слева) и 650b (справа).

Диаметр шин для горных велосипедов обычно указывают в дюймах, поскольку появились горные велосипеды в США. Там типичный диаметр будет составлять 29 или 27,5 дюймов.

По сути, это то же самое, что шины 700c и 650b на шоссейниках, однако шины на шоссейных и горных велосипедах обычно не взаимозаменяемы из-за разницы в ширине, как самих шин, так и ободов. На некоторые грэвел-байки, тем не менее, можно поставить шины для горных велосипедов.

Ранее на горных велосипедах практически всегда стояли 26-дюймовые колёса и шины, но сегодня на смену им, по большей части, пришли модели большего диаметра, которые лучше переезжают через препятствия и обеспечивают лучшее сцепление.

Что касается велосипедов на каждый день, там могут быть шины разного размера, от 26 до 29 дюймов.

Размер шин для велосипедов на каждый день также обычно указывают в дюймах, но при этом шины диаметром 700c/29 дюймов часто называют 28-дюймовыми, если речь идёт именно о таких велосипедах. Также на подобных моделях можно увидеть шины диаметром 27,5 или 26 дюймов.

На некоторых больших детских и подростковых велосипедах тоже могут быть 26-дюймовые колёса, но чаще здесь встречаются диаметры в 24, 20, 16 или 12 дюймов, что говорит о том, что байки для детей сильно различаются по размерам.

Если говорить о складных велосипедах, на них также будут колёса и шины небольшого диаметра. Самый распространённый размер здесь – 20 дюймов, но на некоторые модели (например, на Bromptons) ставят и 16-дюймовые колёса.

Что касается шин для фэтбайков, они обычно, конечно, огромны. Ширина их начинается от 3,8 дюйма и может достигать 5 дюймов. Такие шины рассчитаны на небольшое давление воздуха и, как правило, выпускаются для 26- или 27,5-дюймовых колёс.

Велосипедные шины и ширина ободов

Совместимость обода и шины по ширине обычно выражается так называемым числом ETRTO.

Разнообразие толщины покрышек и ширины ободов означает, что в этом смысле также нужны какие-то стандарты. Для этого используются стандарты ISO, которые, в свою очередь, ссылаются на организацию под названием European Tyre and Rim Technical Organisation (ETRTO – европейская организация по техническим вопросам касаемо шин и ободов).

Отметки ETRTO можно увидеть абсолютно на всех велосипедных шинах, независимо от стандартов размера (700c, 27,5 дюймов и так далее). Там будет номинальная ширина шины в миллиметрах и номинальный диаметр корда – например, у шоссейной покрышки число ETRTO может составлять 25-622, что означает ширину в 25мм и диаметр, подходящий для обода 700c.

Основные размеры шин в системе ETRTO

Если говорить именно о ширине шин, то возможно найти почти любую. При этом, бывают шины особого диаметра, рассчитанные на обода определённой высоты. Ниже – список диаметров ETRTO и типичных показателей ширины покрышек, а также там указаны стили катания, для которых они предназначены.

Стандарт колес Направление Размер ETRTO Стандартная ширина шины
700c Шоссейный велосипед 622 23, 25, 28, 30, 35мм
  Гравийный велосипед 622 35, 40, 45мм
  Циклокроссовый велосипед 622 33мм
29" Горный велосипед 622 2.4", 2.6", 2.8"
28" Дорожный велосипед 622 1.5", 1.75", 2.0"
650b Гравийный велосипед 584 45, 50мм
27.5" Горный велосипед 584 2.4", 2.6", 2.8"
  Дорожный велосипед 584 1.5", 1.75", 2.0"
  Фэтбайк 584 3.8", 4.5", 4.8"
26" Дорожный велосипед 559 1.5", 1.75", 2.0"
  Подростковый велосипед 559 1.5", 1.75", 2.0"
  Фэтбайк 559 3.8", 4.5", 4.8"
24" Подростковый велосипед 507 1.5", 1.75", 2.0"
20" Складной велосипед 406 1.5", 2"
  Детский велосипед 406 1.5", 1.75", 2.0"
16" Складной велосипед 349 1.2", 1.35"
  Детский велосипед 349 1.5", 1.75", 2.0"
14" Детский велосипед 254 1.5", 1.75", 2.0"
12" Детский велосипед 203 1.5", 1.75", 2.0"

 

Номинальная и фактическая ширина шины

Когда ширина ободов увеличивается, ширина шин в реальном мире также растёт.

Обратите внимание на слово «номинальная». Фактическая ширина шины в случае с классическими камерными и бескамерными покрышками будет зависеть от внутренней ширины обода.

А ширина ободов постоянно увеличивается, причём, касается это как горных, так и шоссейных велосипедов.

К примеру, несколько лет назад типичная внутренняя ширина ободов на шоссейных велосипедах составляла 15мм, а сегодня она выросла до более чем 20мм. У многих моделей от такого производителя, как Zipp, эта ширина и вовсе составит 25мм.

Внутренняя ширина старых ободов для горных велосипедов часто была равна 25мм, а ширина новых колёс уже часто составляет от 30 до 35мм.

Это привело к тому, что фактическая ширина шины сегодня часто сильно превышает номинальную – например, покрышка шириной 28мм на современном шоссейном колесе может иметь ширину в 30.

Чтобы как-то этому противодействовать, иногда используют параметр «фактическая ширина» («width-as-measured» или «WAM»). Этот параметр ввёл один из основателей компании Cervelo по имени Джерард Врумен. Знание фактической ширины шины гарантирует, что она встанет в вашу раму или вилку с адекватными зазорами.

Накачка велосипедных шин

Напольный насос с манометром поможет поддерживать правильное давление в шинах.

Следите, чтобы давление в шинах было правильным.

Точно определить, каким должно быть правильное давление, не всегда легко. Это будет зависеть от таких факторов, как ширина и тип шины, поверхность, по которой предполагается ездить, степень её сухости, ваш вес и так далее. Кстати, существуют онлайн-калькуляторы давления в шинах, например, от Zipp и Silca.

Давление меньше нужного может повышать сопротивление шины качению, к тому же, в таком случае вы рискуете повредить её боковые стенки. Ещё недокачанная шина может быть нестабильна при прохождении поворотов и торможении, а также она может вообще слететь с обода.

Большее давление, чем нужно, ведёт к риску, что шина может лопнуть или, опять же, слететь с обода. Также повышенное давление ухудшает сцепление шины с поверхностью и, конечно, комфорт райдера во время езды.

В связи с этим напольный насос с манометром – действительно стоящее приобретение. Но помимо него не помешает иметь и маленький ручной насос, который можно возить с собой на случай прокола и ремонта шины.

Базовое обслуживание велосипедных шин

Износ шипов на шинах для горных велосипедов приводит к ухудшению сцепления.

Помимо поддержания правильного давления в шинах, важно регулярно проверять их, дабы быть уверенным, что кататься с ними безопасно.

  • Проверка на износ. На протекторе покрышек обычно есть индикаторы износа – часто это просто небольшие углубления на поверхности резины. Если они исчезли, значит, шину пора менять. Если же на ваших шинах нет таких индикаторов, можно просто спустить их и посмотреть, насколько тонкой и мягкой стала центральная часть протектора. Если под протектором уже виден тканый материал, значит, шину давно пора было заменить – а вообще, хороший индикатор для покрышек горных велосипедов – это скругление боковых шипов или ухудшение сцепления. Задние покрышки обычно всегда изнашиваются быстрее передних.
  • Проверка протектора на предмет повреждений. Посмотрите, нет ли в протекторе прорезов. Возможно, вы также увидите, что в шипах протектора застряли небольшие кусочки стекла, камни или ещё какой-то мусор. В таких случаях лучше удалить их острым ножом, пока они не проникли глубже – в таком случае уже возможен прокол.
  • Проверка боковых стенок на предмет повреждений. Иногда в боковых стенках шины могут быть прорезы, но гораздо чаще они просто истираются.  В любом случае, такие вещи могут быть для шины фатальными, поэтому, если повреждение может угрожать её целостности, лучше шину заменить. Если через прорез в боковой стенке шины торчит камера, можно использовать специальную заплатку, чтобы доехать до дома, но такую шину потом всё равно надо менять. Трещины же в боковых стенках могут появиться, если шина уже старая, или если её постоянно недокачивали.
  • Проверка корда на предмет повреждений. Если вы пробили покрышку до обода, может быть повреждён корд. Более частая причина повреждения корда – это протирание шины колодками ободных тормозов. Поэтому, если у вас ободные тормоза, следите, чтобы колодки были правильно отрегулированы и вовремя заменяйте их по мере износа. Если шина уже повреждена значительно, её, опять же, лучше заменить.
  • Следите, чтобы в бескамерных шинах всегда был герметик. Если вы катаетесь без камер, герметик в шинах со временем испаряется. Так что не помешает регулярно приподнимать корд шины и смотреть, есть ли там ещё герметик – если нет, его надо добавить. Как часто нужно это делать, зависит от внешних условий и герметика, который вы используете – иногда проверять герметик нужно каждый месяц, а иногда можно ничего не делать по полгода.

Для любого велосипедиста важно уметь поменять шину или камеру, как дома, так и во время катания. Поэтому проверьте, чтобы у вас были нужные для этого инструменты: две монтажки, маленький ручной насос для выездов и напольный насос дома, запасная камера (даже если вы катаетесь без камер), заплатки для камеры или набор для ремонта бескамерной резины (где будет специальный инструмент и жгутики) и заплатка для шины.

27786, 27812, 28078, 27932, 42528, 27781