Здесь мы подробно поговорим об одном из самых важных велосипедных компонентов. А также разберёмся, какие тормоза лучше выбрать.
Самые мощные на сегодняшний день тормоза – дисковые гидравлические.
Тормоза – один из самых важных компонентов велосипеда, если не самый. Ведь они отвечают за вашу безопасность, и с их помощью вы можете контролировать скорость, будь то спуск по трассам на горном велосипеде или просто езда по автомобильной дороге.
За последние пару десятилетий тормоза для велосипедов сильно эволюционировали, и, прежде всего, всё поменялось с появлением тормозов дисковых. Сначала они уверенно заняли место лучших тормозов для горных велосипедов, но через какое-то время стали активно использоваться и на других байках. Так, теперь дисковые тормоза повсеместно встречаются на грэвел-байках, шоссейниках и даже на городских моделях для повседневного использования.
Может даже показаться, что сейчас уже и нет других тормозов, кроме дисковых. Тем не менее, сегодня ещё можно встретить модели наподобие ви-брейков, кантилеверных и клещевых тормозов. А в конце этой статьи мы поможем решить, какой тип тормозов подойдёт вам лучше всего.
Дисковые тормоза работают за счёт роторов (дисков), которые крепятся на внешние стороны втулок.
Дисковые тормоза
Основное различие между дисковыми и ободными тормозами в том, куда прикладывается тормозное усилие. В случае с дисковыми тормозами оно приходится на ротор (он же – диск), который крепится к втулке, тогда как, если говорить о тормозах ободных, здесь всё усилие приложено напрямую к ободу колеса.
Велосипед с дисковыми тормозами можно увидеть за сто метров – у него будут достаточно заметные диски на втулках обоих колёс. А сам калипер (то есть, корпус) тормоза в этом случае будет крепиться к вилке (спереди) или раме (сзади). Всего существуют два главных типа дисковых тормозов: механические (с тросиками) и гидравлические.
Механические тормоза работают за счёт натяжения тросика, а гидравлические – за счёт тормозной жидкости.
В механических дисковых тормозах используются специальные стальные тросики в гладкой оплётке – за счёт них усилие передаётся от ручки к машинке тормоза. Такие тормоза совместимы с обычными ручками от ободных тормозов, из-за чего обслуживать их проще, чем гидравлические – особенно, если говорить не о спортсменах, а о тех, кто просто ездит на велосипеде. Механические дисковые тормоза, как правило, будут дешевле гидравлических, но в плане мощности и надёжности они обычно им уступают. Если вы хотите больше узнать по этой теме, у нас есть отдельная статья со сравнением механических и гидравлических тормозов.
В гидравлических тормозах усилие от ручки передаётся через тормозную жидкость в специальной герметичной системе. Иногда такие тормоза будет даже проще установить и настроить, но тормозные ручки здесь, конечно, нужны соответствующие, гидравлические. В домашних условиях обслуживать их, однако, сложнее – но зато у вас точно не будет таких проблем, как износ или разрыв тросиков.
Независимо от типа (механические или гидравлические), дисковые тормоза почти всегда будут работать лучше ободных во всех отношениях. Здесь будет модуляция – то есть, возможность плавно менять тормозное усилие, нажимая на ручку сильнее или слабее, так же, как это бывает с автомобильными тормозами. Кроме того, дисковые тормоза просто мощнее – соответственно, вам нужно нажимать на ручки с меньшим усилием. Другими словами, не придётся зажимать ручку изо всех сил, чтобы быстро остановиться.
А ещё дисковые тормоза хорошо работают в любых погодных условиях, будь то дождь или снег. Ободные тормоза в таких случаях могут быстро забиться грязью, тогда как дисковые, учитывая малую толщину и расположение дисков, будут гораздо лучше защищены. И, наконец, сама конструкция дисковых тормозов позволяет делать на рамах большие зазоры для покрышек и ставить широкие обода – собственно, это одна из причин, почему они быстро получили популярность среди любителей горных велосипедов и грэвел-байков.
Машинки ободных тормозов прижимают колодки к тормозным поверхностям ободов (фото: Viktor Bystrov – Unsplash).
Ободные тормоза
Существуют разные виды ободных тормозов, но общее у них одно – колодки здесь прижимаются к ободу колеса, а не к отдельному диску. Ободные тормоза – самые популярные велосипедные тормоза в мире (хотя дисковые уже стремительно их догоняют), поскольку они простые по конструкции, дешёвые, лёгкие и универсальные.
Такие тормоза гораздо проще обслуживать, чем дисковые, и поэтому они лучше подходят тем, кто обслуживает велосипед самостоятельно, а также для быстрой смены колёс во время соревнований. Здесь используются специальные колодки, которые прижимаются к тормозной поверхности обода – у этого есть свои плюсы и минусы. Прежде всего, доступ к ободным тормозам проще, чем к дисковым – но, в то же время, они более уязвимы для влаги и летящей с колёс грязи. Это связано с тем, что расстояние от обода до колодок здесь довольно большое.
Во влажных условиях ободные тормоза будут работать иначе (и, скорее всего, хуже), поскольку обода в этом случае намокают. В общем, к ним надо привыкать – но катание с такими тормозами в мокрую погоду всегда будет непростым делом. Ободные тормоза хороши для повседневного катания по городу – они не рассчитаны на серьёзное спортивное использование, их проще менять и обслуживать, и, к тому же, они будут легче и дешевле дисковых.
На шоссейных велосипедах всё ещё можно встретить ободные тормоза, но и здесь дисковые становятся всё популярнее.
Клещевые тормоза
Это самый популярный тип ободных тормозов – их можно увидеть на классических и односкоростных шоссейниках, а также на гибридах. В этом случае весь тормоз крепится одним болтом к отверстию прямо над колесом – теоретически, это позволяет отцентровать и выровнять обе половинки тормоза. А из-за своей конструкции такие тормоза будут легче, чем все прочие.
Также сегодня существуют новые клещевые тормоза с двумя шарнирами и тягой сбоку – их можно увидеть на тех гоночных шоссейниках, где ещё не стоят тормоза дисковые. Здесь один шарнир расположен по центру, а другой – сбоку, что в итоге обеспечивает лучшую мощность торможения.
Кантилеверные тормоза
Издалека кантилеверные тормоза немного похожи на клещевые, но здесь используется другой механизм. Такой тормоз состоит из двух половинок, расположенных по обе стороны обода. Таким образом, тросик при нажатии на ручку тянет обе эти половинки к ободу, из-за чего торможение получается мощнее. Чаще всего кантилеверные тормоза можно увидеть на байках для велокросса, хотя в аэродинамике они, конечно, проигрывают традиционным клещевым.
Ви-брейки (V-brakes)
Самые мощные из ободных тормозов – это «ви-брейки», которые иногда называют тормозами с боковой тягой. Здесь «рубашка» тросика соединяется с одним рычажком тормоза, а сам тросик – с другим. Когда вы нажимаете на ручку, тросик натягивается, и половинки тормоза смыкаются.
Раньше такие тормоза часто ставили на горные велосипеды и на другие модели для катания по бездорожью. Они похожи на кантилеверные, но их рычажки длиннее, тормозная поверхность колодок – больше, а мощность – выше, чем у других ободных тормозов. Вообще, подобные тормоза и вправду подходят для катания по бездорожью – они неплохо работают, даже когда шины влажные и грязные. Здесь используются длинные и тонкие колодки, которые легко менять – к тому же, такие колодки служат довольно долго из-за большей площади. Сегодня ви-брейки чаще всего встречаются на бюджетных байках или на гибридных моделях с прямыми рулями.
Педальный тормоз
Педальный тормоз часто можно увидеть на городских велосипедах, круизерах и детских моделях. Поскольку для таких тормозов не нужны никакие дополнительные тросики, они хороши для совсем новичков, которые первый раз сели на велосипед. По сути, педальный тормоз – это разновидность барабанного тормоза, где две тормозные колодки прижимаются к тормозной поверхности снаружи. То есть, такой тормоз расположен внутри задней втулки велосипеда.
Там есть специальная трещотка, которая остаётся на месте, когда вы крутите педали вперёд. Но, как только вы нажимаете на педаль в обратном направлении, механизм с храповиком срабатывает, и колодки прижимаются к корпусу втулки изнутри. Помимо прочего, такие тормоза подходят для планетарных втулок – они хорошо защищены от внешних условий, а обслуживание им практически не требуется.
Педальный тормоз можно увидеть на ретро-моделях, городских и детских велосипедах, но не на спортивных аппаратах.
Какие тормоза выбрать?
Если выбор стоит между ободными и дисковыми тормозами, в основном, он будет зависеть от того, как и где вы катаетесь. Но постойте – мы что, забыли о клещевых, кантилеверных и всех остальных моделях? В целом, всё это – просто разновидности ободных тормозов, очень похожие в плане стоимости и качества работы. То есть, если перед вами два сравнимых велосипеда, но на одном стоят клещевые тормоза, а на другом – кантилеверные, в принципе, не так важно, что выбирать. Важнее здесь будет должным образом настраивать, чистить и обслуживать тормоза.
Дисковые тормоза хороши для спортивного использования, где вы будете быстро ездить по сложным трассам, проезжать техничные спуски, и всё это – в любую погоду. Если это всё про вас, вам лучше всего подойдут именно дисковые модели. А их более высокая цена и вес, как и более сложное обслуживание будут вполне оправданы – это вы поймёте уже после первых выездов из дома. А затем вам уже не составит проблем обгонять друзей со старыми ободными тормозами.
Впрочем, тем, кто катается, с основном, по городу, излишняя цена и технические сложности ни к чему. Ободных тормозов будет более чем достаточно для их задач, будь то ежедневные поездки на работу, неспешные прогулки по велодорожкам или даже дальние заезды по шоссе. В общем, если спуски с гор на большой скорости и маневрирование на трассах кросс-кантри не входят в ваши планы, преимущества дисковых тормозов для вас уже не так важны.
Подведём итог
Сегодня существует великое множество разных велосипедов и тормозов – бывают даже какие-то немыслимые комбинации наподобие электрифицированного трицикла с гидравлическими тормозами (это я только что придумал, но не удивлюсь, если наткнусь на что-то такое в интернете). В общем, выбор действительно огромный, и из-за этого выбирать не так легко. Но, в конце концов, для этого мы здесь и собрались!
Вот уже много лет на горные велосипеды принято ставить дисковые тормоза, но теперь их часто можно видеть и на совсем других моделях – на гибридах и шоссейниках, на аппаратах для велокросса и грэвел-байках. Тем не менее, и ободные тормоза сегодня всё ещё используют – особенно, если мы говорим не о спортсменах. И похоже, что их и дальше будут ставить на односкоростные байки для города и круизеры. Подводя итог, скажем, что вам нужны тормоза, соответствующие вашему стилю катания – то есть, для агрессивного катания лучше выбрать дисковые, а для спокойного и расслабленного подойдут ободные.