Гравийная езда – это стремительно развивающееся и захватывающее направление в велоспорте, требующее навыков, отличных как от шоссейной езды, так и маунтинбайкинга.
Шоссейным гонщикам гравийная местность покажется более сложной, чем идеально гладкий асфальт, тогда как маунтинбайкерам может не хватать проходимости на велосипеде с рулем-бараном при езде по тропам.

Когда вы станете свидетелями, как опытный «гравелист» поднимается или спускается по усыпанной камнями тропе, не ставя ногу на землю, вы удивитесь, насколько виртуозно у него это получается.
Но если ваши навыки пока не на таком уровне – не переживайте. В этом руководстве мы расскажем, как подтянуть свой уровень грэвел-райдинга, будь вы новичок или уже имеете опыт и хотите стать еще быстрее.
9 шагов к успеху

Во время подъемов старайтесь сместить вес назад – это повысит сцепление с поверхностью и улучшит контроль над велосипедом.
Если вы раньше не ездили по бездорожью, то лучший способ подготовиться – это просто начать ездить по бездорожью! :)
Ваше тело быстро привыкнет к вибрациям, и вы удивитесь, как быстро станете сильнее.
Но независимо от того, хотите ли вы просто исследовать местные локации удовольствия ради или бросить себе вызов, участвуя в одном из многочисленных грэвел-соревнований, – полезно немного подготовиться заранее.
Именно поэтому мы обратились к команде экспертов за техническими советами, рекомендациями по экипировке, питанию и тренировкам – чтобы помочь вам сделать этот важный шаг.
Расслабьтесь

При езде по неровной поверхности важно сохранять подвижность и не зажиматься. Расслабленный корпус позволяет лучше контролировать велосипед и увеличивает сцепление переднего колеса. Слегка согнутые локти помогают «плавно» проходить по кочкам, гасить вибрации и сохранять устойчивость.
Если видите препятствия, то делайте мелкие, точные коррекции траектории. Смотрите туда, куда хотите ехать – тело само будет следовать за направлением взгляда, что поможет удерживать равновесие.
Подберите правильные передачи

Для езды по бездорожью необходим широкий диапазон передач. Лучше всего использовать большую кассету, которая обеспечит легкие передачи для крутых подъёмов.
Оптимальным считается соотношение передач 1:1 – это значит, что один полный оборот педалей приводит к одному обороту заднего колеса. Такое соотношение дает лучший контроль и устойчивость на крутых склонах.
Одна ведущая звезда (например, 42 зуба) и большая кассета сзади (например, 10-50 зубьев) позволяют комфортно ехать по любому рельефу – как в горах, так и по ровной дороге, не теряя в скорости. А большая звезда на 50 зубьев станет настоящим спасением в особо сложных подъемах.
Следите за давлением

Бескамерные покрышки на грэвел-байке позволяют снижать давление до 30 psi, что улучшает сцепление и повышает комфорт.
На гравийниках используются покрышки шириной от 32 до 50 мм и более, что обеспечивает лучший контакт с поверхностью и амортизацию. Гладкие покрышки лучше катятся по асфальту, а более агрессивный протектор придает устойчивость на тропах – выбор зависит от ваших маршрутов.
Давление в шинах также подбирается индивидуально. Чем оно ниже, тем лучше сцепление, но тем выше риск прокола. Стандартное давление для грэвел-покрышек – 45-70 psi.
Переход на бескамерные шины позволяет снизить давление еще сильнее без риска защемления камеры, что особенно полезно на каменистых или рыхлых участках.
Главное – найти свой баланс между комфортом, сцеплением и надежностью. Многие опытные райдеры, например, катаются с давлением около 28 psi.
Набирайте скорость

Не забывайте, что на нестабильной поверхности скорость – ваш союзник.
Хотя при езде по гравию возникает желание сбавить темп, именно скорость помогает удерживать контроль. Она создает нужный момент инерции, который позволяет велосипеду уверенно катиться вперед и снижает риск проскальзывания шин.
На стабильных гравийных участках лучше использовать более тяжелую передачу и крутить педали с меньшей частотой – так велосипед будет устойчивее.
А вот на скользких тропах, в грязи или песке, наоборот, переключайтесь на более легкую передачу и увеличивайте каденс, чтобы сохранить сцепление с поверхностью.
Питайтесь правильно

Гравийное катание медленнее шоссейной, но при этом требует гораздо больше энергии.
Поездки по бездорожью серьезно нагружают организм, поэтому важно правильно подкрепляться перед стартом. Начните день с питательного завтрака – овсянки на смеси молока и воды (1:1) с добавлением белка, например, миндаля или нежирного греческого йогурта. Такой завтрак обеспечит мышцы энергией и поможет поддерживать стабильный уровень сахара в крови.
Если впереди особенно насыщенный день – добавьте второе блюдо: яйца-пашот на тосте.
На подъеме

По возможности старайтесь оставаться в седле на скользких подъемах, чтобы сохранить сцепление.
Одна из самых сложных техник – это подъем по скользким или покрытым гравием склонам. Главное – правильно распределить вес тела.
Для максимального сцепления заднего колеса сместите вес назад, сядьте глубже в седло и держитесь за ручки тормозов.
Выбирайте передачу не слишком легкую, чтобы избежать пробуксовки заднего колеса на рыхлой поверхности.
План «Б»

Не забывайте взять с собой ремонтный набор – поломки на бездорожье случаются часто.
Для гравийной езды не требуется дорогого или сложного оборудования, но обязательно возьмите с собой минимальный набор: монтажки для шин, вставки для бескамерных покрышек, запасные камеры и мультитул.
Если планируете ехать по дикой местности, добавьте в набор съемник цепи и запасное звено – на всякий случай.
Тормозите аккуратно

Не нажимайте резко на тормоза, чтобы избежать заносов.
Тормозные диски на гравийниках обычно такого же размера, как на шоссейных, но меньше, чем на горных. Поэтому важно хорошо знать их силу торможения.
Передний тормоз эффективнее на высокой скорости – используйте его чаще, а задним тормозом лишь слегка притормаживайте, чтобы сохранить контроль над велосипедом.
Внимательно на спусках

Смещайте вес назад, садясь ближе к задней части седла.
Спуск по скользкому гравию может пугать, но ключ к успеху – правильное распределение веса.
Когда чувствуете, что гравитация тянет вас вперед, смещайте корпус назад, чуть приподнявшись над седлом и присев, чтобы сохранить равновесие.
Так вы сможете делать небольшие корректировки положения и удерживать велосипед под контролем.
Эффективные тренировки

Правильная подготовка сделает катание более увлекательным и результативным – независимо от того, участвуете ли вы в соревнованиях или просто катаетесь для удовольствия.
Чтобы повысить силу и выносливость на гравийных участках, стоит выполнять специальные тренировочные программы.
Интенсивность тренировок выбирайте исходя из своих зон пульса и мощности. Если у вас нет измерителя мощности, можно ориентироваться только на пульс – это тоже даст хороший результат.
Тренировка для повышения VO2 max
Время: 70 минут
Зачем это нужно: Подъемы по бездорожью сильно нагружают сердце и легкие. Тренировки VO2 max (направленные на увеличение максимального потребления кислорода) улучшат сердечно-дыхательную выносливость и позволят дольше кататься по гравию.
Работая чуть ниже своего максимума – около уровня VO2 max – вы повысите мощность на этом уровне и расширите верхний аэробный порог.
Рекомендации по экипировке: Используйте датчик каденса и выбирайте немного более тяжелую передачу с более низкой частотой педалирования – это поможет стабилизировать движение ног.
Питание: Во время самой тренировки дополнительное питание, как правило, не требуется, но так как нагрузка высокая, важно восполнять потерю электролитов через пот.
Тренировка для удержания темпа
Время: 3 часа
Зачем это нужно: Гравийная езда и гонки требуют коротких, но стремительных рывков на сложной поверхности. Такие тренировки помогут подготовиться к гонкам, научат уверенно вести группу, подниматься в пелотоне и быстро возвращаться к своему ритму.
Рекомендации по экипировке: Поскольку тренировка длительная, настройте напоминания на велокомпьютере, чтобы не забывать питаться каждые 30 минут.
Питание: Старайтесь потреблять около 25 грамм углеводов каждые полчаса. В первые 1-2 часа выбирайте твердую пищу – энергетические батончики или рисовые хлебцы. Затем переходите на гели для быстрого восполнения энергии. Твердая пища даст долгосрочный запас энергии, а гели помогут в конце тренировки.