Каталог
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Посмотреть все результаты
[highlight]
[price]
[link]
Назад

Пользуйся тормозами как профи: как правильно тормозить на велосипеде

Чтобы быстро ездить, нужно уметь быстро останавливаться – для горного велосипеда это, конечно, тоже справедливо. Представляем вам руководство, которое поможет эффективнее пользоваться тормозами во время катания.

Некоторые важные советы, которые помогут довести технику торможения до идеала.

Если посмотреть на профессиональных райдеров, кажется, будто они тормозят гораздо меньше, чем «простые смертные». Так вот, это неправда. Дело просто в том, что за долгие годы практики они научились тормозить с нужным усилием в нужный момент, и, если вы их спросите об этом, они, вероятно, скажут, что до сих пор учатся правильно пользоваться тормозами.

Вероятно, для гонок даунхила это вообще основной навык. Такие заезды часто выглядят действительно безумно, но, вообще-то, для того, чтобы выигрывать гонки, важнее всего контроль.

Словом, если вы хотите быстрее ездить на велосипеде, придётся вам тоже учиться эффективно тормозить. А это руководство подскажет, как такое обучение начать.

Для начала немного о самих тормозах

Дисковые тормоза на велосипедах впервые появились в начале девяностых годов, и с тех пор люди не придумали ничего лучше. Сегодня на любом серьёзном горном велосипеде будут стоять качественные, гидравлические дисковые тормоза. И если до этого у вас были ободные или механические дисковые тормоза, вы удивитесь, насколько мощнее и стабильнее работают тормоза гидравлические. Немало ключиц было сломано, когда люди пересаживались на более мощные тормоза и попросту перелетали через руль, не рассчитав тормозное усилие. Чтобы не войти в их ряды, лучше узнать всё необходимое о таких тормозах прежде, чем вам придётся тормозить «на полную».

Учиться правильному торможению можно где угодно – по дороге к дому, на парковке или просто на улице, никакие специальные трассы для этого, по сути, не нужны. Всё, что вам понадобится – это немного пространства. Начните с того, чтобы просто катиться на комфортной скорости – здесь вам нужно нажимать на одну из тормозных ручек с возрастающим усилием. То есть, сначала нужно нажимать на неё слегка, а потом всё сильнее и сильнее, избегая того, чтобы зажать тормоз слишком сильно и слишком рано – постарайтесь запомнить свои ощущения. А потом проделайте всё то же самое с другим тормозом.

Естественно, вы почувствуете, как тормоз замедляет вращение колеса, а затем и вовсе блокирует его. Нужно покататься и потормозить так несколько раз, пока вы точно не поймёте, как у вас работают тормоза – тормозите сперва передним тормозом, затем задним, потом попробуйте обоими. Задача – понять, как ощущается работа каждого тормоза в отдельности, и как они работают вместе. Например, если слишком сильно зажать передний тормоз, вы, вероятнее всего, начнёте падать через руль (как часто люди и ломают ключицы), а если заблокировать заднее колесо, вы войдёте в занос. При катании по трассам, разумеется, того и другого следует избегать, и такие простые тренировки на плоскости наверняка вам в этом помогут.

Это стоит проделать с любыми новыми тормозами, прежде чем выезжать кататься на какие-то трассы. Даже если вы уже опытный райдер, разные модели тормозов, разные размеры дисков и разные колодки могут вести себя по-разному, и важно понимать эти особенности до того, как у вас возникнут реальные проблемы. Например, тормоза SRAM Level по ощущениям очень сильно отличаются от Shimano XTR.

42690, 42594, 42701, 42688, 41771, 41770, 42611, 41790, 41772

Как тормозят профессионалы

Разумеется, многим кажется, что самый простой способ ездить быстро – это просто меньше тормозить. Это, конечно, теоретически верно, но в реальности так не получится. Да, иногда это действительно имеет место, но, когда вы уже не в состоянии контролировать скорость, падение будет только вопросом времени. Представьте себе, к примеру, какой-то поворот. Скорость, с которой его можно проехать и не упасть, в любом случае ограничена, независимо от конкретной трассы, от того, какой у вас велосипед и навыки. Если вы едете быстрее, вы в лучшем случае вылетите с траектории, из-за чего в итоге потеряете больше скорости, чем если бы вошли в поворот чуть медленнее.

«Лучших гонщиков больше волнует скорость на выходе из поворота, чем на входе в него. В конце концов, неважно, как быстро вы едете в начале или середине поворота – важно лишь то, на какой скорости вы из него выезжаете.»

«Золотое правило» для торможения на горном велосипеде

Когда вы тормозите, ни вы, ни ваш велосипед не должны делать ничего другого – вам нужно сосредоточиться на том, чтобы колёса следовали заданной траектории, и чтобы избежать заносов. И, когда вы зажимаете ручку тормоза, контакт покрышек с поверхностью меняется, подвеска прожимается, а ваш центр тяжести смещается. То есть, если сразу столько всего происходит, делать что-либо ещё означает увеличение риска упасть. Соответственно, не стоит тормозить в поворотах, или, когда вы едете по не слишком твёрдой поверхности.

Если ехать медленно, техникой можно и пренебречь – в таком случае вы можете блокировать колёса в поворотах, и так далее. Но вот когда скорость растёт, упасть уже проще, и последствия такого падения могут быть серьёзнее. Поэтому важно отработать технику торможения на небольших скоростях, чтобы выработать правильные привычки – тогда, вероятно, вы и в сложных ситуациях будете поступать правильно.

Торможение при катании по трассам

Если говорить о катании по трассам и трейлам, здесь важнее всего смотреть вперёд и понимать, что вас ожидает дальше. Ведь, когда вы знаете, что дальше, вы к этому готовы. И если вы видите что-то, перед чем нужно замедлиться, в первую очередь стоит принять правильное для этого положение (об этом мы подробнее говорили в отдельном руководстве). А важно это, потому что резкое торможение неминуемо ведёт к переносу центра тяжести – в этот момент вам нужно стоять на педалях и быть готовым отработать такой перенос руками и ногами.

Затем, важно правильно оценивать трассу, чтобы планировать, когда нужно тормозить. Если трасса не слишком сложна, достаточно просто притормаживать перед некоторыми препятствиями. Некоторые профессионалы, Трой Броснан, например, во время тренировок проезжают определённые трассы очень много раз как раз для того, чтобы довести такие моменты до идеала. Они стараются тормозить как можно быстрее и эффективнее, но так, чтобы сохранять контроль.

Но иногда всё бывает сложнее

Если на участке, где вы собрались тормозить, есть камни, корни или другие препятствия, тормозить, конечно, нужно осторожнее – то есть, тогда, когда вы по ним не проезжаете. Вот, допустим, там может быть большой мокрый корень дерева – если проехать по ему с заблокированным задним колесом, скорее всего, вы соскользнёте.

Сложность тут в том, чтобы тормозить, когда вы уже проехали корень, и, если у вас не было места, чтобы оттормозиться до него, придётся это делать отдельными участками. То есть, начать торможение перед корнем, затем на мгновение отпустить тормоза, когда вы его переезжаете, и потом, по мере необходимости, торможение продолжить.

Повторение – мать учения

Всё вышесказанное, вероятно, кому-то покажется слишком сложным. Но, вообще-то, это абсолютно нормально, правильное торможение – один из самых сложных навыков для велосипедиста. И, разумеется, чем быстрее вы ездите, тем сложнее он становится. Пожалуй, лучший способ освоить технику торможения – это просто учиться и не стараться ничего усложнять. Учитесь правильно тормозить всякий раз, когда выезжаете из дома, даже если вы просто едете в магазин. Постоянно применяя правильную технику, вы доведёте её до автоматизма и, таким образом, будете готовы к непредвиденным ситуациям.

Продолжайте учиться правильно тормозить, конечно, и на трассах.

Вывод простой: учитесь правильно тормозить всегда и везде!

Ещё раз повторим: правильная техника торможения – возможно, вообще самый важный навык для катания на горном велосипеде. Он позволит вам без проблем кататься практически где угодно – если вы можете вовремя остановиться, вы останетесь в безопасности. Конечно, обучение и выработка подобных рефлексов требуют времени – нужно научиться и видеть трассу перед собой, и быть готовым к препятствиям впереди. Но, как только вы доведёте эти навыки до автоматизма, вы, определённо, будете ездить увереннее, чем когда-либо.

42697, 42707, 41789, 42608, 42607, 42721