Самый полный обзор линейки гидравлических дисковых тормозов SRAM для маунтинбайков: от начальных моделей Level до более мощных G2 и самых серьёзных четырёхпоршневых Code. Если задумываетесь об апгрейде или просматриваете список компонентов нового велосипеда перед покупкой, вам точно стоит обратить внимание на эту статью.
Здесь мы рассказываем обо всех гидравлических тормозах SRAM, которые представлены на рынке. Важно: вес указан «за сторону» (одна ручка и один калипер) без учёта ротора.
Далее можно просто читать или кликнуть именно на ту модель, которая интересует вас.
Тормоза SRAM для горных велосипедов
SRAM Level
Это самые бюджетные тормоза начального уровня из всей линейки Level. Выпускаются они только в версии с двумя поршнями, а впервые эту модель представили в 2016 году. Ручка у Level алюминиевая, но без системы Matchmaker – там простой зажим с одним болтом, довольно громоздкий. Расстояние от ручки до руля регулируется при помощи небольшого болта под шестигранный ключ, который расположен непосредственно под рычагом ручки.
Калиперы здесь двухэлементные, а роторы – старого стандарта G2, а не Centreline, как у более дорогих тормозов SRAM. Модель Level не только самая дешёвая в линейке, но и самая тяжёлая – 430г.
В этих тормозах используются те же технологии, что и в более дорогих – например, конструкция ручки Direct Link, эластичный расширительный бачок и система Timing Port Closure. Модифицированный расширительный бачок, по словам производителя, позволяет сократить число пузырьков воздуха в тормозной жидкости. Благодаря новой форме он дополнительно способствует выводу воздуха из ручки и проталкиванию жидкости туда, куда нужно, что позволяет поддерживать в системе постоянное давление. Также представители SRAM утверждают, что, когда вы нажали на ручку, специальный сальник закрывает клапан. Закрытие клапана ведёт к росту давления в системе – а это, в свою очередь, помогает повысить постоянную мощность торможения. Такая система и называется Timing Port Closure.
SRAM Level T
Тормоза Level T не так сильно отличаются от модели Level. Однако, зажим ручки там уже будет двухболтовый, с системой Matchmaker. Сам по себе рычаг ручки отштампован из алюминия, а для регулировки расстояния от него до руля нужны инструменты. Калипер – такой же двухэлементный, как у тормозов Level, но роторы – уже Centreline размером 140мм сзади и 200мм – спереди.
Заявленный вес одного такого тормоза – 410г, а также здесь используются некоторые технологии, которые можно видеть у более дорогих моделей – например, ручки Direct Link, эластичный расширительный бачок и система Timing Port Closure.
SRAM Level TL
У этого тормоза – алюминиевая ручка Direct Link и такой же калипер, как у Level T, а корпус ручки отличается технологией, применяемой для модели Level TLM. Калипер здесь – двухэлементный, а зажим ручки – шарнирный, с системой Matchmaker X, позволяющей закрепить на нём до трёх компонентов.
Весит такой тормоз, по словам производителя, 370г.
41771, 41770, 41772, 41769, 42190, 41767, 42188, 42189, 42195
SRAM Level TLM
Тормоза SRAM Level TLM – двухпоршневые, и предназначены они исключительно для кросс-кантри. Более дорогие модели в линейке – уже Ultimate и Silver. Это лёгкие тормоза (365г «за сторону»), ручки у них - конструкции Direct Link с шарнирами на подшипниках, а дополнительные особенности этих ручек – зажим с шарниром и система Matchmaker X. Таким образом, вы можете освободить место на руле, закрепив на правой ручке правую манетку переключения, а на левой – манетку регулируемого подседельного штыря RockShox. Рычажки ручек здесь алюминиевые, а калиперы уже другие – одноэлементные, конструкции Monoblock. Они, соответственно, будут легче, чем двухэлементные Level TL.
Как и в случае с предыдущей моделью, здесь есть регулировка расстояния до руля, расположенная под рычажком ручки. Для неё вам потребуется маленький шестигранный ключ, что не очень удобно, поскольку достать им до винта может быть нелегко – возможно, для этого даже придётся снять ручку с руля.
Если говорить об остальных особенностях, это расширительный бачок новой формы, который, по словам производителя, позволяет сократить число пузырьков воздуха в жидкости. А также он помогает вытолкнуть весь лишний воздух из ручки и направить тормозную жидкость туда, куда нужно, что повышает давление в системе и стабильность работы тормоза. Кроме того, по словам производителя, когда вы зажимаете ручку, клапан перекрывается специальным сальником, и это служит той же самой цели – повысить мощность и стабильность. Такую систему производитель называет Timing Port Closure. И, наконец, между калипером и колодками здесь есть специальные прокладки из нержавеющей стали, позволяющие понизить температуру тормозной жидкости и уменьшить нагрев всей системы.
Помимо этого, в данных тормозах используется технология под названием Bleeding Tech, подразумевающая перемещение штуцера для прокачки в нижнюю часть калипера. Это в сочетании со специальным инструментом позволяет заполнить систему жидкостью и закрыть штуцер еще до того, как вы снимете с него шланг. Надо признать, такое решение сильно упрощает процесс прокачки тормоза.
Тормоза Level TLM можно использовать с роторами размером до 200мм спереди и 140мм – сзади.
SRAM Level Silver Stealth
Данная модель появилась в линейке SRAM в 2023 году. Главные её особенности – калиперы новой формы Stealth, как и у топовых тормозов из линейки Level под названием Level Ultimate Stealth. Их дизайн отлично сочетается с трансмиссиями SRAM AXS – в итоге на руле у вас не будет буквально ничего лишнего. Ещё одно преимущество этих тормозов по сравнению с более бюджетными – регулировка расстояния от ручки до руля без помощи инструментов. Такие тормоза выпускаются в двух версиях – с двумя и четырьмя поршнями.
SRAM Level Ultimate Stealth
Ещё одна модель 2023 года – у ручек Ultimate Stealth будут карбоновые рычажки и шарниры на подшипниках. Кроме того, здесь используется технология Bleeding Edge от SRAM, которая нам очень понравилась.
Если говорить об основных технологиях, то это ручки конструкции Direct Link, эластичный расширительный бачок, система Timing Port Closure и прокладки из нержавеющей стали между калиперами и колодками для уменьшения нагрева.
Рекомендованные для этой модели роторы – Centreline CLX, а колодки здесь – на алюминиевой основе для дополнительного снижения веса. Как и Level Silver, эти тормоза выпускаются в двух- и четырёхпоршневой версии, так что вы можете выбирать между экономией веса и дополнительной мощностью.
SRAM G2 R
Самая бюджетная модель из линейки G2. Здесь присутствует не требующая инструментов регулировка расстояния от ручки до руля, и, в целом, соотношение цены и качества этих тормозов – на уровне. Данная модель напоминает уменьшенную версию Code – достаточно посмотреть на элегантные четырёхпоршневые калиперы S4. Также у G2 R присутствует технология Timing Port Closure, что обеспечивает стабильность в работе и, как следствие, вашу дополнительную уверенность.
SRAM G2 RE
SRAM G2 RE – это всё те же преимущества ручек G2 R и более мощные калиперы для спусковых дисциплин, уже из серии Code. По большей части, тормоза рассчитаны на электробайки, где и вес, и средняя скорость, понятное дело, будут больше. Кроме того, по умолчанию они комплектуются металлизированными колодками для лучшего теплоотвода и большей долговечности.
SRAM G2 RS
Основные преимущества данных тормозов – улучшенная модуляция и уменьшенный свободный ход ручки. А это означает, что колодки будут быстрее касаться диска – дополнительно улучшит ваши ощущения то, что здесь четыре поршня, и при этом – органические колодки. Кроме того, менять расстояние от ручки до руля можно без помощи инструментов, а порт для прокачки тормоза расположен внизу калипера.
SRAM G2 RSC
В случае с тормозами G2 RSC можно регулировать и расстояние от ручки до руля, и точку схватывания – и всё это без помощи инструментов. Это действительно очень надёжные универсальные тормоза, настоящая «рабочая лошадка» из линейки SRAM. Здесь будут такие же калиперы S4, как у модели G2 R, но регулировок уже побольше. Если говорить о технологиях, это Swinglink и Timing Port Closure, все винты выполнены из нержавеющей стали, а колодки – органические, на стальной основе.
SRAM G2 Ultimate
Топовые и, разумеется, самые дорогие тормоза из линейки G2. По словам производителя, это самая лёгкая четырёхпоршневая модель SRAM, а особенности и материалы здесь как раз такие, как можно ожидать от тормозов под названием Ultimate. Кроме того, инженеры утверждают, что добавили сюда все особенности, которые сами хотели получить для катания: высокую мощность, модуляцию, мягкое ощущение ручки и максимальное число настроек. А тест-райдеры назвали эти тормоза «мини-Code» за похожую на Code работу. Здесь будут такие же калиперы, как у G2 RSC, новый материал колодок и шарниры ручек на подшипниках.
Также нельзя не упомянуть о карбоновых рычажках ручек и титановых болтах – всё это помогло G2 Ultimate достичь веса в 242г «за сторону».
SRAM Code R
Изначально линейка тормозов Code была рассчитана на гонщиков даунхила, но сегодня любители эндуро и электробайков тоже часто ищут более мощные тормоза – поэтому Code теперь можно встретить также на длинноходных трейловых велосипедах и электрифицированных моделях.
Code R – самая бюджетная из четырёх моделей в линекйке. Здесь будут ручки конструкции Direct Link и увеличенные четырёхпоршневые калиперы. Расстояние от ручки до руля у Code R можно регулировать без помощи инструментов, однако вместо закрытого подшипника в шарнире ручки будет втулка скольжения.
У этой модели мы видим штуцер в нижней части калипера, эластичный расширительный бачок, а также технологии Timing Port Closure и Heat Shield, о которых мы говорили выше. А ещё объём тормозной жидкости здесь на 30% больше, чем в тормозах G2, за счёт чего они меньше греются и отличаются более стабильной работой.
Вес одного такого тормоза – 443г.
SRAM Code RSC
Эти премиальные тормоза для спусковых дисциплин, как и более дешёвые Code R, можно встретить на трейловых моделях, аппаратах для эндуро и электробайках, а также, конечно, на велосипедах для даунхила. В целом, они очень похожи на Code R, но ручки у них уже – конструкции Swing Link, с закрытыми подшипниками вместо втулок скольжения.
Кроме того, здесь есть регулировка точки схватывания, а также эти тормоза продаются с титановыми болтиками радужной расцветки, которые выглядят, конечно, потрясающе. Рычажки ручек – алюминиевые, предположительно, для того, чтобы они не сломались при сильных падениях. Разумеется, даунхильщикам вес компонентов не так важен, как любителям трейлрайдинга, которые, скорее, выберут G2 или Level Ultimate. Весят эти тормоза столько же, сколько модель Code R – 443г.
SRAM Code Silver Stealth
Суть этих тормозов вполне соответствует названию. Легендарные даунхильные тормоза теперь будут выглядеть на велосипеде ещё лучше. Так, гидролиния от ручки здесь идёт ближе к рулю, и велосипед из-за этого, конечно, смотрится более современно и лаконично. Проверенные временем внутренности остались практически без изменений, а технология SwingLink обеспечивает то самое, знакомое ощущение ручек. Расстояние от ручки до руля и точку схватывания можно регулировать без помощи инструментов, а благодаря шарнирам на подшипниках ручки будут ощущаться ещё лучше. Калиперы здесь, разумеется, четырёхпоршневые, а металлизированные колодки обеспечивают отличную мощность торможения и при этом достаточно долговечны.
SRAM Code Ultimate Stealth
В 2023 году в линейке Code появилась новая модель под названием Ultimate Stealth – это топовые четырёхпоршневые тормоза для даунхила, эндуро и электробайков. Здесь присутствуют некоторые по-настоящему премиальные особенности, а также производитель не забыл об эстетике – только посмотрите на калиперы и ручки. У этой модели будут все те же особенности, что у Code Silver Stealth, и, если просто полированного металла вам было мало, Ultimate порадует вас карбоновыми рычагами ручек. Отличное украшение для вашего велосипеда, если вас, конечно, не пугает цена.
SRAM DB8
Новые дисковые тормоза для горных велосипедов DB8 – это, в некотором смысле, бюджетная версия модели Code. У них такая же конструкция и те же колодки, но есть некоторые важные отличия.
Стоимость DB8 составляет $137 «за сторону» – таким образом, они получаются на $30 дешевле, чем базовая модель Code R. За эти деньги вы получите штампованные алюминиевые ручки (у Code они кованые) и регулировку расстояния от ручки до руля при помощи инструментов (в случае с Code можно обойтись без них). Если же вам нужна регулировка точки схватывания и подшипники в шарнирах ручек (вместо втулок скольжения), стоит присмотреться уже к тормозам Code RSC.
Серьёзное отличие этих тормозов от всех старых моделей SRAM – жидкость. Ранее в тормозах SRAM всегда использовалась тормозная жидкость DOT 5.1, а в новых моделях будет уже минеральное масло. Означает ли это откат на несколько лет в смысле дизайна и маркетинга? Конечно же, нет.
«Мы знаем, что, если говорить о данной ценовой категории, больше всего люди думают о более редком обслуживании и, в целом, о большей простоте», – сказал пиар-менеджер SRAM MTB Крис Манделл, – «и такие тормоза чаще всего можно будет увидеть на велосипедах в сборе».
То есть, данная модель не рассчитана на тех, кто покупает дорогие тормоза отдельно – тем не менее, на наш взгляд, это отличный выбор для тех, кто ищет серьёзные четырёхпоршневые тормоза. Вообще, по словам производителя, DB8 должны уступать Code в мощности всего на 10%, но ощущаются они практически так же.
Но почему тогда Code, G2 и другие старые модели SRAM всё ещё работают на жидкости DOT?
«Всё из-за рабочих температур и самой структуры жидкости DOT – здесь мы можем использовать более качественные сальники с меньшим трением, чем в случае с минеральным маслом», – объясняет Манделл.
SRAM Maven
Самые мощные тормоза от SRAM – они называются Maven и рассчитаны на даунхилл, эндуро и катание на электробайках. В целом, можно сказать, что у американского бренда получились полностью настраиваемые тормоза с прогрессивной мощностью и четырёхпоршневыми калиперами. Семейство Maven представлено четырьмя основными моделями, самая бюджетная из которых стоит 220 евро.
Если описывать все товары, выпускаемые под маркой SRAM, получится поистине гигантский каталог, ведь SRAM – один из крупнейших производителей компонентов. А если говорить о тормозах для горных велосипедов, раньше это были Code и DB8 для спусковых дисциплин, G2 (результат эволюции модели Guide), а также Level для более лёгких велосипедов. И вот, сравнительно недавно эта линейка пополнилась моделью Maven.
Maven – самые мощные тормоза, которые компания когда-либо выпускала. Достаточно сказать, что они на 50% мощнее, чем Code. Понятно, что такие тормоза созданы для самых экстремальных дисциплин горного велосипеда – для даунхилла и эндуро, а также подойдут для электробайков.
У этих тормозов есть и ещё одно значительное преимущество перед Code – вы просто будете меньше уставать, поскольку для создания аналогичного тормозного усилия к ручке нужно приложить усилие на 32% меньше. К тому же, по словам производителя, этой дополнительной мощности удалось достичь, не увеличивая износ колодок и роторов.
Представители SRAM подчёркивают, что новая, улучшенная технология Swinglink обеспечивает прогрессивный рост мощности тормоза – мощность его зависит от того, насколько сильно вы зажимаете ручку.
Новые тормоза, помимо прочего, выделяются калиперами с поршнями увеличенного диаметра – 19,5 и 18мм, что уменьшает потери мощности при их работе. По ощущению они похожи на модель Code благодаря форме ручек и расположению их шарниров. Если же говорить об эстетике, можно обратить внимание на гидролинии Stealth. Также, по словам производителя, калиперы тормозов Maven способны дольше поддерживать оптимальную температуру, из-за чего эти тормоза работают более постоянно и предсказуемо.
Ещё одна интересная особенность тормозов Maven – больший выбор роторов и колодок. Производитель рекомендует начинать катание с самыми маленькими роторами, которые можно поставить на ваш велосипед. И логика здесь такая, что каждая прибавка в 20мм к диаметру ротора ведёт к увеличению мощности тормоза на 14%. В общем, размер диска имеет значение, и, если диск слишком большой, он просто не будет достаточно нагреваться – а правильный размер можно узнать по появлению бронзово-коричневой расцветки.
Сами роторы могут быть двух типов: HS2 обеспечивает на 7% большую мощность и лучший теплоотвод, а с CentreLine мощность будет меньше, но при том они легче.
Если же говорить о колодках, можно выбрать органические или металлизированные – оба варианта отличаются новой формой под названием XL.
Также стоит отметить, что в тормозах Maven используется минеральное масло Maxima, из-за чего эта модель не совместима с другими ручками от SRAM. А ещё у SRAM есть два адаптера 20p для самых распространённых размеров дисков – 160, 180, 200 и 220мм.
SRAM Maven Ultimate Expert Kit
Это тормоза ограниченной серии, с эксклюзивной красной анодировкой калиперов.
- Два комплекта органических и металлизированных колодок XL
- Четыре ротора HS2 (один диаметром 220мм, два по 200мм и ещё один – 180мм)
- Два адаптера 20p
- Два зажима MMX
- Набор для прокачки
- Защитные накладки на диски для транспортировки велосипеда
- Вес: 362г
- Цена: 699 евро
SRAM Maven Ultimate
У этой версии – полированная ручка, фрезерованный калипер со сглаженными гранями и титановые болтики.
- Поршни диаметром 18 и 19,5мм обеспечивают этим тормозам максимальную мощность в своей категории
- Знакомое ощущение ручек благодаря технологии Swinglink
- Массивные и надёжные четырёхпоршневые калиперы с удобно расположенными винтами обеспечивают наилучшее распределение тепла
- Стандартные органические колодки для тихой работы и лучшей модуляции
- Новые ручки конструкции Stealth – более элегантные и современные
- Минеральное масло для лучшей работы и упрощения обслуживания
- Рассчитаны только на использования минерального масла Maxima
- Красивые полированные ручки и титановые болтики
- Регулировка расстояния от ручки до руля и точки схватывания без инструментов
- Вес: 362г
- Цена: 360 евро
SRAM Maven Silver
У этой модели – чёрная анодировка и болтики из нержавеющей стали.
- Поршни диаметром 18 и 19,5мм обеспечивают тормозам максимальную мощность в своей категории
- Знакомое ощущение ручек благодаря технологии Swinglink
- Массивные и надёжные четырёхпоршневые калиперы с удобно расположенными винтами обеспечивают наилучшее распределение тепла
- Стандартные органические колодки для тихой работы и лучшей модуляции
- Новые ручки конструкции Stealth – более элегантные и современные
- Минеральное масло для лучшей работы и упрощения обслуживания
- Рассчитаны только на использования минерального масла Maxima
- Чёрная анодировка
- Регулировка расстояния от ручки до руля и точки схватывания без инструментов
- Вес: 371г
- Цена: 320 евро
SRAM Maven Bronze
У этой модели будет тёмно-серая анодировка.
- Поршни диаметром 18 и 19,5мм обеспечивают тормозам максимальную мощность в своей категории
- Знакомое ощущение ручек благодаря технологии Swinglink
- Массивные и надёжные четырёхпоршневые калиперы с удобно расположенными винтами обеспечивают наилучшее распределение тепла
- Стандартные органические колодки для тихой работы и лучшей модуляции
- Новые ручки конструкции Stealth – более элегантные и современные
- Минеральное масло для лучшей работы и упрощения обслуживания
- Рассчитаны только на использования минерального масла Maxima
- Тёмно-серая анодировка
- Вес: 369г
- Цена: 220 евро
42191, 41773, 41778, 42193, 42408, 41790