Москва
Бонусы:
0
+7 495 215-17-18
Мы в социальных сетях
Сервис и услуги
Подарочные карты
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.

Гравийные и шоссейные велосипеды: чем отличаются?

Гревелы и шоссейные велосипеды определенно во многом схожи. Итак, у обоих велосипедов шоссейные рули, жёсткие рамы и узкие покрышки, а в чём же тогда различия? Давайте разбираться!

Шоссейники созданы для асфальта, а грэвел-байки – ещё и для тропинок. И хотя у этих велосипедов много общего, есть и некоторые ключевые различия, благодаря которым они и подходят лучше как для разных покрытий, так и для разных стилей езды.

Здесь, естественно, тоже не всё делится сугубо на чёрное и белое. Гоночные шоссейники, конечно, максимально не похожи на грэвел-байки для серьёзного бездорожья, тогда как, например, у шоссейников для езды на большие расстояния и более универсальных гравийных аппаратов куда больше общего.

В этой статье мы рассмотрим, чем же в целом различаются эти велосипеды. Возможно, вы сможете, наконец, понять, велосипед какого типа нужен именно вам, и насколько универсальным может быть хороший гравийный велосипед. Ведь он подходит и для шоссе, и для туризма, и для гонщиков, которые продолжают тренироваться зимой.

Для чего шоссейные велосипеды, а для чего – гравийные?

Скажем, и те, и другие подразделяются на несколько разных подтипов. Различаются эти подтипы обычно как раз по назначению: они либо больше подходят именно для шоссе, либо для бездорожья.

Шоссейный эндуранс Trek Domane AL 2

И внутри любой из наших двух категорий вы найдёте и лёгкие гоночные модели, и аппараты для путешествий, и что-то среднее. В зависимости от назначения этих байков у них будут различаться некоторые ключевые особенности, такие как геометрия, зазоры для покрышек, материал рамы, кокпит и наличие/отсутствие креплений для багажа и аксессуаров.

Базовый гравийный велосипед Merida Silex 200

И всё же, как бы то ни было, есть некоторые прямо-таки фундаментальные различия между шоссейными и гравийными велосипедами.

Геометрия

«Длиннее», «ниже», «более заваленные углы»... Это, конечно, термины уже из мира горных велосипедов, но их вполне можно использовать, если мы сравниваем геометрию шоссейных велосипедов и грэвел-байков.

Не забывайте, что требования, предъявляемые к шоссейному и гравийному аппарату, значительно отличаются.

Шоссейный велосипед Specialized Tarmac SL7

Так, шоссейному велосипеду должна быть свойственна хорошая управляемость, он должен быть, прежде всего, быстрым и маневренным. А грэвел-байк должен стабильно ехать по бездорожью и обеспечивать райдеру комфорт во время долгих поездок.

Вследствие этих различий геометрия таких велосипедов и отличается. Так, у гревелов – более длинная колёсная база и острый угол рулевой для дополнительной стабильности. Если привести пример из мира горных велосипедов, эти различия похожи на различия между велосипедами для кросс-кантри и трейлрайдинга.

Гравийный велосипед CUBE Nuroad C:62 SL

Грэвел-байки рассчитаны на более прямую и расслабленную посадку (за исключением, разве что, гоночных моделей), а потому их рамы выше и короче, чем у большинства шоссейников. Впрочем, у шоссейников для дальних поездок посадка тоже не такая агрессивная, и в этом смысле они как раз похожи на гравийные байки.

Кроме того, на некоторых грэвел-байках верхняя труба скошена, что позволяет не только ставить более длинные подседельные штыри для лучшего гашения вибраций, но и дополнительно увеличить свободу движений райдера по сравнению с классическими рамами, где верхняя труба параллельна земле.

Покрышки и зазоры для них

Покрышки (и, соответственно, так называемые грязевые зазоры для покрышек) – это одно из прямо-таки серьёзных различий между шоссейниками и грэвел-байками.

Большинство шоссейных велосипедов рассчитаны на покрышки шириной до 28мм (максимум – до 32мм в случае с новыми байками для путешествий), в то время как ширина покрышек на грэвел-байке не бывает меньше 35мм, а иногда туда вообще ставят покрышки для кросс-кантри шириной до 2 дюймов (50мм) и более.

Шоссейный Merida Scultura 7000-E: максимальная ширина покрышек – 28С

Собственно, ширина покрышек на любом велосипеде ограничена зазорами на раме (между верхними и нижними перьями) и вилке. И в случае с грэвел-байками эти зазоры всегда достаточно велики – это позволяет не только ставить более широкие покрышки, но и обеспечивает достаточные просветы для налипающей на колёса грязи при катании во влажных условиях.

Понятно, что ширина этих зазоров на грэвел-байке не бесконечна, и по этой причине некоторые (не только райдеры, но и бренды) ставят на свои аппараты колёса стандарта 650B, которые позволяют использовать более толстые покрышки, не меняя раму и вилку.

Гравийный Merida Silex+ 6000 c покрышками 650Bx45C

Если говорить о шоссейниках, то почти все они комплектуются колёсами 700с. Исключение составляют, пожалуй, только байки очень малых размеров, куда тоже иногда ставят 650B (или 650с), чтобы сохранить нормальную геометрию.

Почти все шоссейные покрышки – это гладкие слики, а почти все покрышки на грэвел-байках имеют хоть какой-то протектор. Здесь всё, конечно, тоже неоднозначно – выбор покрышек зависит от погодных условий и всего остального. Так, для быстрых гонок по сухому грунту на грэвел-байки часто ставят полуслики, а для влажных и грязных трасс – более «злую» резину.

Материал рамы

И шоссейники, и грэвел-байки производят из различных материалов. Это и алюминий, и сталь, и карбон, и титан. У всякого материала есть свои плюсы и минусы, которые могут касаться их стоимости, надёжности, веса и способности гасить вибрации.

Разумеется, есть и разные виды одних и тех же материалов. Например, марка используемого стального сплава может сильно влиять на итоговый вес рамы.

Карбоновый шоссейник Scott Addict 10 Disc

Надо сказать, сталь как материал получила намного большую популярность среди производителей именно грэвел-байков благодаря своей прочности, надёжности и способности гасить вибрации. Кроме того, кастомные рамы тоже вошли в моду среди любителей грэвел-байков, и это добавило стали ещё больше популярности, ведь с ней достаточно легко работать.

И всё же самым популярным материалом для обеих категорий (особенно для не слишком бюджетных моделей) остаётся карбон. Причина тому – его вес, высокая жёсткость и, опять же, способность гасить вибрации.

Алюминиевый гравийник Trek Checkpoint ALR 5

Алюминий популярен в случае с бюджетными велосипедами – алюминиевые рамы весьма надёжны и недороги, что идеально для начинающих райдеров.

Титановые же рамы хотят иметь многие, но стоят они недёшево. Считается, что рамы из титана очень комфортны, и при этом они легче стальных. И усталостно-прочностные характеристики у них лучше.

Крепления для багажа и аксессуаров

Что касается шоссейников, то здесь на гоночных моделях редко можно встретить какие-либо крепления на раме – разве что для двух флягодержателей внутри переднего треугольника. При этом на шоссейниках для путешествий, для города и для зимнего времени часто можно видеть крепления для крыльев, багажников и дополнительных флягодержателей.

Гравийный CUBE Nuroad Race FE с множеством креплений и крыльями с багажником

С грэвел-байками, собственно, получается похожая история. На гоночных байках – минимум креплений, разве что, опять же, для двух фляг. А вот велосипеды для дальних поездок могут быть прямо-таки усыпаны разными креплениями (бонками) – их можно увидеть и на верхней и нижней трубах рамы, и на ногах вилки.

Кокпит

Хотя на первый взгляд шоссейники и грэвел-байки выглядят похоже, посмотрев поближе, можно найти некоторые явные различия. Одно из таких различий – в кокпите, то есть, это подседельные штыри, выносы руля и сами рули, а также сёдла.

Так, гоночные шоссейники созданы для скорости – этому служат и их трансмиссии, и аэродинамичные рамы. Потому на таких велосипедах часто можно увидеть ещё, например, аэродинамичные рули и подседельные штыри.

Шоссейный велосипед Scott Addict 20 Disc

И хотя на грэвел-байках тоже можно встретить аэродинамичные элементы кокпита, чаще вы увидите там компоненты, которые способствуют стабильности байка на бездорожье.

Например, расширенные внизу рули обеспечивают большие рычаги и более удобное положение рук на спусках, потому они и получили большую популярность на велосипедах такого типа. На некоторых грэвел-байках и вовсе можно встретить прямые рули.

Гравийный велосипед Specialized Diverge Comp Carbon

Кроме того, на некоторых гравийных велосипедах вы увидите подседельные штыри, обеспечивающие лучшее гашение вибраций при езде по бездорожью, такие как Canyon VCLS 2.0.

Вы также можете встретить на таких велосипедах более экзотические и технологичные компоненты, такие как амортизированные и регулируемые подседельные штыри или даже выносы и рулевые колонки с дополнительной амортизацией. Бывает, что такие компоненты интегрированы в раму, а бывает, что их ставят на велосипед отдельно. 

Подвеска

Подвеска – это набирающий популярность тренд среди любителей грэвел-байков. Она может быть интегрирована в раму и иметь ничтожный ход в несколько миллиметров, как на новом байке BMC URS LT, или же это могут быть отдельные компоненты, такие как амортизационная вилка RockShox Rudy Ultimate XPLR, ход которой достигает 40мм.

Подвеска на новом гревеле BMC URS LT ONE

Интересно то, что первое подобие подвески появилось не на гравийных, а как раз на шоссейных велосипедах. Можно вспомнить, например, такие гонки, как Париж — Рубе или Тур Фландрии, куда приезжали спортсмены с неким подобием микроподвески на велосипедах, которая позволяла им быстрее и с большим комфортом ехать по разбитым дорогам.

Впрочем, если единственное преимущество, которое вы видите в подвеске грэвел-байков – это повышенный комфорт во время долгих поездок, то вероятно, вам стоит обратить внимание на современные шоссейники для путешествий, где тоже можно увидеть микроподвеску. Например, такой компонент, как амортизационная рулевая колонка Specialized Roubaix Future Shock 2.0.

Товары по теме