Каталог
Распродажа велосипедов
Велосипеды
Самокаты
Детям
Аксессуары
Запчасти
Экипировка
Бренды
Сервис и услуги
Подарочные карты
Все велосипеды Все электровелосипеды
Горные
Городские
Шоссейные
Детские
Экстремальные
Подборки брендов
Подборки диаметров колёс
Другие велосипеды
Все аксессуары
Безопасность
Комфорт
Обслуживание
Транспортировка
Велотренажёры
Все запчасти
Тормоза
Колёса
Фюзеляж
Кокпит
Переключение
Трансмиссия
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Назад

Как выбрать горный велосипед в 2023/2024 году? Самый полный гайд

Содержание

Выбор горного велосипеда чрезвычайно важен, если вы хотите хорошо кататься и получать от этого удовольствие. Однако, сделать правильный выбор не всегда так просто.

Но не стоит бояться – в этой статье содержится всё, что необходимо знать, от выбора лучшего аппарата с учётом вашего бюджета до подбора велосипеда для вашего стиля катания.

В данном подробном руководстве мы укажем на самые важные при выборе велосипеда компоненты и представим вашему вниманию лучшие модели в каждой ценовой категории.

Кроме того, мы представим здесь победителей нашей премии "Байк года", куда входят велосипеды для эндуро и трейлрайдинга, а также электробайки и бюджетные горные модели.

Лучшие горные велосипеды в 2023 году
Orbea Wild M-Team – горный электробайк года

Этот велосипед отлично сбалансирован для подъёмов и спусков, а его подвеска эффективно сглаживает серьёзные неровности и позволяет сохранить сцепление с грунтом на сложных техничных участках.

На байке Wild M-Team стоит электромотор Performance Line CX от Bosch и аккумулятор PowerTube на 750 Вт-ч. Всё это обеспечивает крутящий момент до 85 Н-м и впечатляющий запас хода.

Помимо этого, здесь мы видим отличный подбор компонентов – это, к примеру, трансмиссия и тормоза Shimano XT, вилка Fox 38 Factory с ходом 170мм и задний амортизатор X2 Factory. Ход задней подвески на этом велосипеде составляет 160мм.

Merida One-Sixty 6000 – велосипед года для эндуро

Модель Merida One-Sixty 6000 обладает отличными ездовыми качествами. Так что скучные трейлы с ней покажутся интересными, и при этом вы сможете достойно кататься по действительно сложным трассам.

Необычная система подвески с гибкими перьями обеспечивает райдеру отличную поддержку, а ход подвески с задним колесом диаметром 27,5 дюйма составляет 171мм. При этом инженеры Merida настроили кривую работы подвески так, чтобы велосипед одинаково ощущался для всех, независимо от размера рамы.

Здесь стоит вилка RockShox ZEB Select с ходом 170мм. Её демпфер Charge RC позволяет настраивать отбой и низкоскоростную компрессию.

Подбор компонентов на этом велосипеде безупречный. Некоторые компоненты в этом году улучшили – это касается, например, манетки Shimano XT, которая позволяет переключаться вниз сразу через несколько звёзд, в отличие от SLX.

Merida One-Fort 700 – трейловый байк года

Рама One-Forty 700 – по сути, такая же, как алюминиевая One-Sixty для эндуро, но ход заднего амортизатора здесь меньше. В итоге ход задней подвески на этом велосипеде составляет 143мм, а ход вилки – 150мм.

Система подвески FAST с гибкими перьями обеспечивает велосипеду оживлённое поведение во время подъёмов – One-Forty действительно неплохо едет вверх.

При этом, его геометрия придаёт райдеру уверенности на спусках. В целом, велосипед управляется сбалансированно и точно, во многом благодаря вилке Marzocchi Z1.

А замечательный подбор компонентов, например, сочетание манетки Shimano XT с переключателем SLX, делает этот аппарат очень конкурентоспособным в данной ценовой категории.

Как же выбрать горный велосипед в 2023 году?

Выбор нового горного велосипеда может быть задачей не из простых. Огромное разнообразие типов велосипедов, не говоря уже о технологиях и терминах, способно действительно обескуражить непосвящённого человека.

Технологии идут вперёд с каждым годом, вместе с этим появляются новые стандарты и исчезают старые. А постоянно меняющийся слэнг означает, что сообщество любителей горных велосипедов может быть не очень понятным даже для тех, кто уже имеет небольшой опыт.

Кроме того, существуют как строго специализированные велосипеды, так и универсальные модели "для всего". Диапазон ценовых категорий при этом настолько широк, что непонятно даже, как вообще подойти к выбору байка.

В этом руководстве мы постарались рассмотреть все факторы, которые стоит учитывать при выборе нового велосипеда, от размера колёс и хода подвески до стиля катания и размера рамы.

Что нужно учитывать при покупке горного велосипеда
Какой стиль катания вы предпочитаете?

Очень важно сразу определиться, как вы хотите кататься, и на каком рельефе ваш новый велосипед должен себя вести наилучшим образом.

Это позволит решить, велосипед какой категории вам нужен. Ведь здесь могут быть как лёгкие модели для кросс-кантри, так и гоночные аппараты для даунхила, где главную роль играют прочность и надёжность.

Хардтейл или двухподвес?

Итак, хардтейл или двухподвес – что же лучше выбрать?

На хардтейле есть амортизация только спереди (амортизационная вилка), а на двухподвесе есть ещё задняя подвеска.

Конечно, и у хардтейлов, и у двухподвесов есть свои преимущества и недостатки. Если ваш бюджет ограничен, следует помнить, что можно купить хардтейл с лучшим подбором компонентов, чем на двухподвесе за те же деньги. Впрочем, при этом даже бюджетный двухподвес может лучше вести себя на сложных трассах.

И, опять же, здесь всё сводится к тому, как вы хотите кататься. Хардтейл, допустим, будет выигрывать при езде вверх – жёсткий участок рамы от педалей до колёсной оси обеспечивает лучшую передачу усилий на колесо. Кроме того, хардтейл за те же деньги будет легче.

Также хардтейлы проще обслуживать, и вообще, в случае с хардтейлом вы потратите явно меньше денег.

Некоторые рекомендуют хардтейлы начинающим райдерам, поскольку на таком велосипеде вы будете учиться правильно выбирать траекторию и вообще, ставить правильную технику катания.

У недорогих велосипедов для начинающих зачастую будет довольно консервативная геометрия и самый базовый набор компонентов. При этом, у более специализированных "хардтейлов для агрессивного катания" рама будет длиннее, углы – острее, а более надёжные компоненты позволят лучше управлять велосипедом на скорости и на техничных участках.

Но, конечно, на более техничных трассах у двухподвеса будет больше преимуществ. Так что, если вы планируете ездить по сложному рельефу, это надо учитывать.

Если вы собрались покупать двухподвес, не помешает также немного почитать о системах подвески – какие они бывают и как работают.

Хорошие новости здесь в том, что сегодня подавляющее большинство двухподвесов будут работать достаточно хорошо. А выбирать велосипед по системе подвески не имеет смысла, если только вы точно не знаете, что конкретно вам нужно и для чего.

Какой ход подвески мне нужен?

Меньший ход обычно означает, что байк будет меньше весить и лучше ехать в гору. А больший ход – напротив, то, что он должен лучше ехать вниз. Если вы покупаете первый велосипед и хотите попробовать всего понемногу, тогда отличный выбор – это среднеходная модель для трейлрайдинга.

В целом, ходом подвески, по большей части, и определяется то, к какой категории велосипед относится.

60-110мм: гоночные велосипеды для кросс-кантри

  • Тип трасс: гладкие и быстрые
  • Преимущества: ускорение и езда вверх

Грубо говоря, если у вашего велосипеда ход подвески составляет от 60 до 110мм, вероятнее всего, это будет гоночный аппарат для кросс-кантри, который отлично едет вверх и ускоряется не гладких трассах.

110-130мм: велосипеды для кросс-кантри

  • Тип трасс: искусственно построенные и естественные трассы с небольшим количеством камней
  • Преимущества: скорость

На велосипеде с ходом 110-130мм можно ездить быстро, будь это аппарат для кросс-кантри, "даункантри" или короткоходная модель для трейлрайдинга. Трассы здесь могут быть как искусственно построенные, так и естественные, если они не слишком суровы.

130-160мм: велосипеды для трейлрайдинга

  • Тип трасс: более техничные трассы с более крупными препятствиями
  • Преимущества: хорошо едут как вверх, так и вниз

Трейловый велосипед с ходом от 130 до 160мм уже подойдёт для более техничных трасс с крупными препятствиями. Такой байк будет одинаково хорошо ехать вверх и вниз.

160-180мм: велосипеды для эндуро

  • Тип трасс: крутые и техничные естественные спуски, каменные секции и трассы в байк-парках
  • Преимущества: быстро едут вниз, но на них всё ещё можно подняться обратно вверх

Если говорить о двухподвесах для эндуро с ходом 160-180мм, то здесь вы в какой-то мере жертвуете эффективностью педалирования ради крутых спусков по неподготовленным трассам, каменных секций и трасс в байк-парках.

180-200мм: гоночные байки для даунхила

  • Тип трасс: самые суровые и быстрые спуски, известные человеку!
  • Преимущества: спуски, поскольку вверх вы на них не заедете

Если говорить о гоночных аппаратах для даунхила, то здесь можно забыть о подъёме к началу трассы своим ходом. Ход подвески на этих велосипедах составляет 180-200мм, и они созданы исключительно для спусков вниз по самым быстрым и суровым трассам.

Какой размер колёс выбрать?

Долгое время колёса диаметром 26 дюймов считались стандартными, но теперь, за исключением байков для дёрт-джампинга и слоупстайла, их вытеснили колёса большего размера.

Сегодня практически любой новый велосипед для взрослых комплектуют колёсами диаметром 27,5 (650b) или 29 дюймов. На современном рынке примерно в равной мере присутствуют велосипеды с теми и другими.

Преимущества 29-дюймовых колёс – это лучшее сохранение крутящего момента, более лёгкое преодоление препятствий и лучшее сцепление (благодаря тому, что более длинный участок покрышки контактирует с грунтом).

Недостатки таких колёс в том, что они медленнее разгоняются, их тяжелее затормозить, и повороты они проходят не так ловко. Собственно, в большинстве случаев всё это нельзя назвать серьёзными проблемами, однако, если у вас по-настоящему динамичный стиль езды или вы любите узкие, извилистые и крутые трассы, возможно, вам лучше подойдут колёса стандарта 650b.

И если раньше у велосипедов с большими колёсами были некоторые странности в управлении, то современная геометрия позволяет им вести себя примерно так же, как модели с колёсами поменьше.

А вот что действительно может иметь значение, это дополнительная высота таких колёс, особенно если вы не очень высокого роста. В целом, мы бы сказали, что на 650b классно кататься, а на 29-дюймовых колёсах можно кататься быстро. Что, впрочем, тоже может быть классно.

На некоторые велосипеды ставят колёса разного диаметра – как правило, 29-дюймовое спереди для лучшего преодоления препятствий и 27,5-дюймовое сзади для более точной управляемости.

Какой материал рамы самый лучший?

Если говорить о материалах велосипедных рам, то основных можно назвать четыре: алюминий, сталь, титан и карбон.

Алюминий – самый популярный материал для рам горных велосипедов, поскольку он обеспечивает хорошее соотношение прочности, веса и стоимости.

Сталь – довольно популярный вариант для небольших "бутиковых" брендов. И не  только потому, что она доступна, и с ней легко работать, но и потому, что стальные трубы той же прочности можно сделать тоньше и с более тонкими стенками – а это, в свою очередь, позволяет улучшить гашение вибраций. В особенности это, конечно, касается хардтейлов.

Титан, по сути, обладает похожими свойствами при меньшем весе, однако, за хорошую титановую раму придётся заплатить более 100 000 рублей.

Слово "карбон" с давних пор используют маркетологи, чтобы продавать велосипеды дороже. В какой-то мере завышенная цена здесь оправдана, поскольку карбон (углеволокно) позволяет инженерам создавать рамы практически любых форм и ездовых качеств, а также из углеволокна можно изготовить действительно лёгкий и прочный велосипед. Последнее, конечно, очень важно, если вы выбираете сверхлёгкий байк для кросс-кантри.

Однако, бюджетные карбоновые рамы далеко не всегда производят с тем же пиететом и вниманием к деталям, как дорогие. Кроме того, помните, что если велосипед стоит не очень дорого, производитель зачастую будет ставить на карбоновую модель более бюджетные компоненты, дабы она не была слишком дорогой по сравнению со следующей (алюминиевой) моделью в линейке.

Алюминиевый велосипед с лучшим подбором компонентов практически всегда будет ехать лучше, чем байк с карбоновой рамой и бюджетными компонентами.

Немного о геометрии

Геометрия горного велосипеда, в основном, определяется тем, для какого стиля катания он предназначен – например, это может быть быстрый и отзывчивый байк для кросс-кантри, гоночный даунхильный аппарат с "заваленными" углами для суровых трасс или что-то среднее.

Для пущей простоты мы здесь не будем вдаваться в подробности геометрии – всё же это отдельная и сложная тема.

Как выбрать горный велосипед в определенном бюджете

Велосипеды в сборе можно разделить на семь ценовых категорий, от менее 40 000 до более 500 000 рублей. Хотя при желании, конечно, можно потратить и гораздо больше.

От вашего бюджета зависит, какой велосипед вы сможете купить – хардтейл или двухподвес, из каких материалов, с какой трансмиссией и тормозами.

И вот что ожидает вас в рамках этих ценовых категорий.

Горные велосипеды до 40 000 рублей

Скажем так, 40 000 рублей – это, грубо говоря, стартовая цена для "нормальных" горных велосипедов. За эти деньги велосипед должен хорошо управляться. И да, задней подвески на нём не будет.

Если потратить намного меньше, скорее всего, вы увидите, так сказать, компромиссные решения с основными компонентами (вилка, трансмиссия, покрышки, тормоза), имеющие целью снижение цены. В итоге кататься по чему-либо кроме относительно ровных просёлочных дорог будет не слишком приятно.

Как бы то ни было, лучше выбирать раму из лёгкого алюминиевого сплава, чем из тяжёлой стали. Кроме того, выбирайте дисковые тормоза вместо ободных – они будут нормально работать во влажных условиях и просто лучше тормозить.

Соответственно, когда вы тратите больше денег, вы получаете более лёгкую раму и компоненты классом повыше.

А за указанную сумму вы часто увидите на велосипедах системы с двумя или тремя ведущими звёздами, хотя попадаются и с одной – преимуществами в таком случае будут большая простота конструкции, более простое обслуживание и часто – лучшая работа трансмиссии в целом.

Покрышки на таком велосипеде должны иметь выраженный протектор для внедорожного использования. Протектор этот должен быть изготовлен из более мягкой резины, чем у самых дешёвых покрышек – это обеспечит лучшее сцепление с грунтом во влажных условиях.

Кроме того, на велосипеде за эти деньги должна стоять амортизационная вилка с гладкой и контролируемой работой. Чтобы это проверить, часто достаточно просто сжать её – она должна легко сжиматься и бесшумно возвращаться в исходное положение. Если же вилка издаёт странные звуки или отскакивает быстро, как батут, лучше поискать что-нибудь ещё.

Горные велосипеды до 80 000 рублей

Велосипеды за такие деньги уже бывают специализированными, то есть, предназначенными для конкретного стиля катания. Типы велосипедов мы рассмотрим чуть позже, но за эту цену вы гарантированно получите хардтейл, который справится практически со всем, что вы сможете придумать.

Рама здесь, скорее всего, тоже будет алюминиевой, но более продвинутой конструкции – например, с гидроформованными трубами – так что она будет одновременно легче и удобнее для долгих заездов.

На велосипедах этой ценовой категории также должны стоять амортизационные вилки и гидравлические дисковые тормоза, и вероятно, здесь вы увидите широкие рули и короткие (35-50мм) выносы, способные существенно улучшить управляемость байка.

Кроме того, на горном велосипеде ценой до 80 000 рублей должна стоять амортизационная вилка достойного качества. В идеале она будет воздушной – такие вилки легче пружинных, и их легче настроить в соответствии с весом райдера.

И ещё на хороших моделях за такие деньги будут вилки со сквозной колёсной осью, а не с эксцентриком. Эти оси имеют больший диаметр, таким образом, соединение колеса и вилки будет жёстче, а управляемость – лучше.

Лучше выбирать раму с конусным стаканом и соответствующую вилку (с конусным штоком), где нижний подшипник рулевой колонки имеет увеличенный размер. Это также увеличивает жёсткость и означает, что если вы в будущем захотите поменять вилку, то не будете ограничены в выборе.

А единственная ведущая звезда в сочетании с кассетой увеличенного диапазона обеспечит вам столько же полноценных передач, как трансмиссии с двумя звёздами спереди. Но при этом такая система будет проще в устройстве, легче и тише.

Старайтесь выбирать задние переключатели с трещоткой, такой как Shimano ShadowPlus или SRAM Type 2. Это позволит дополнительно предотвратить слетание цепи со звёзд на неровных поверхностях.

Многие производители ставят на велосипеды данной ценовой категории обода и покрышки, пригодные для бескамерного использования. Бескамерные покрышки более устойчивы к проколам и меньше весят. Так что можно поискать надписи "tubeless ready" или "tubeless compatible" на боковинах покрышек.

К сожалению, двухподвесные велосипеды за эти деньги, вероятнее всего, будут представлять собой наборы компромиссов, и поэтому мы бы не советовали их покупать.

Горные велосипеды до 120 000 рублей

Это волшебная сумма, за которую уже можно купить двухподвесный велосипед с относительно лёгкой рамой и хорошими настраиваемыми амортизаторами.

Скорее всего, такие велосипеды всё же будут потяжелее, чем хардтейлы за те же деньги, зато на них вы будете проходить техничные спуски с большей скоростью, уверенностью и комфортом.

За такие деньги на велосипедах должны стоять качественные и регулируемые воздушные вилки, желательно, конечно, с конусным штоком и сквозной колёсной осью.

Вероятнее всего, на вилках и задних амортизаторах вы здесь увидите регулировку отбоя, позволяющую настроить скорость возврата демпфера в исходное положение после сжатия, а на некоторых вилках будет рычажок, с помощью которого можно их заблокировать, к примеру, при подъёмах по ровной поверхности.

На некоторых горных велосипедах за эти деньги можно увидеть и сквозную ось заднего колеса, которая обеспечит раме ещё больше торсионной жёсткости.

Здесь мы бы ожидали увидеть современные 10-скоростные трансмиссии и переключатель с трещоткой, а также, в целом, компоненты более высокого уровня, которые будут легче и долговечнее.

Если вы решили потратить на велосипед такую сумму, хорошо бы поискать варианты со стандартом осей Boost – в таком случае, если вы потом решите поменять колёса на более лёгкие и прочные, у вас будет куда больше вариантов.

Горные велосипеды до 200 000 рублей

На двухподвесах за такие деньги всё ещё можно встретить некоторые компромиссы, но их уже куда меньше.

В этой ценовой категории можно найти и хардтейлы с карбоновыми рамами, а алюминиевые хардтейлы будут по умолчанию укомплектованы лучшими компонентами.

Короткоходные кросс-кантрийные велосипеды для долгих заездов здесь уже будут достаточно лёгкими, чтобы без проблем кататься весь день. А на более длинноходных байках за эти деньги можно съезжать по действительно серьёзным спускам и без проблем заезжать обратно в гору.

Здесь будут стоять более качественные амортизаторы с большим числом регулировок. И, конечно, на велосипедах по такой цене мы ожидаем видеть только трансмиссии с одной ведущей звездой.

Справедливо ожидать увидеть на байках этой ценовой категории и регулируемые подседельные штыри, которые позволяют менять высоту седла прямо на ходу. Они буквально незаменимы для катания по изменчивому рельефу, и для большинства райдеров, конечно, будут преимуществом.

Горные велосипеды до 300 000 рублей

За такие деньги можно купить либо велосипед с алюминиевой рамой и самыми совершенными компонентами, либо качественную карбоновую модель с компонентами попроще.

Так что здесь нужно выбрать, что вы хотите – карбоновый байк, компоненты на котором можно постепенно менять на лучшие по мере износа, или же алюминиевый сразу с топовыми деталями.

Горные велосипеды за эти деньги будут уже строго специализированными – кросс-кантрийные аппараты, байки для эндуро и даунхила или, скажем, электробайки – с разным ходом подвески и геометрией рам. Большинство моделей этой ценовой категории – именно двухподвесы.

С ростом цены можно рассчитывать и на гораздо лучшие амортизаторы с большим числом регулировок.

На хардтейлах за такие деньги будут стоять топовые компоненты, включая новейшие 11- и 12-скоростные трансмиссии от Shimano и SRAM. И, конечно, это будут трансмиссии с одной ведущей звездой.

Регулируемые подседельные штыри здесь будут стоять практически на всех велосипедах, за исключением сугубо кросс-кантрийных. Резиновый компаунд покрышек будет соответствовать их назначению, и почти все они будут подходить для бескамерного использования.

Колёса на этих велосипедах будут легче и прочнее, а обода – шире (на моделях для трейлрайдинга и эндуро), для соответствия покрышкам большого объёма.

Горные велосипеды от 300 000 до 500 000 рублей

Здесь уже начинает действовать закон убывания, поскольку цена велосипедов существенно возрастает, а экономия веса и функциональность увеличивается не пропорционально.  Функциональность велосипеда на этом уровне куда больше зависит от райдера, чем от самого байка.

Выбор материалов в этой категории велик – уже не только между алюминием и карбоном, здесь можно увидеть и сталь (включая изготовленные вручную малосерийные рамы), и титан.

Компоненты – обычно высококачественные, лёгкие и надёжные, от известных брендов. А производители велосипедов здесь часто отказываются от деталей собственного производства в пользу других, более качественных.

В амортизаторах велосипедов за эти деньги будут очень функциональные и настраиваемые демпферы, часто со специальным покрытием трущихся поверхностей.

Покрышки здесь – специализированные, с отличным накатом и сцеплением. А если посмотреть на колёса, можно увидеть несколько иные методы сборки и экзотические материалы – например, углеволокно – для дополнительной прочности и экономии веса.

Чем выше цена велосипеда, тем больше на нём будет карбоновых деталей – рули, шатуны, колёса и так далее. Они, конечно, здорово выглядят и мало весят, но в плане функциональности часто ничего не дают.

Многие хорошие велосипеды для трейлрайдинга попадают именно в эту ценовую категорию.

Горные велосипеды стоимостью более 500 000 рублей

Здесь начинаются, так сказать, "супербайки". Если вы тратите такие деньги, нужно хорошо понимать, что именно вам нужно – но, конечно, не стоит покупать велосипед, не посмотрев вердикт наших тест-райдеров.

Какой же горный велосипед купить?

Существует множество категорий горных велосипедов, созданных для того, чтобы идеально соответствовать определённым задачам.

Как уже говорилось, категория велосипеда определяется, в первую очередь, ходом его подвески. Однако, геометрия и подбор компонентов также очень важны.

Здесь мы вкратце рассмотрим различные типы горных велосипедов – что они собой представляют, и на что нужно обращать внимание при покупке.

Что такое велосипед для кросс-кантри (XC)?

Велосипеды для кросс-кантри (коротко – XC) предназначены для быстрой езды, будь то гонки либо просто свободное катание по лесу или холмистой местности.

Для гонок многие выбирают хардтейлы, и всё же лёгкие двухподвесы также набирают популярность. Обычно у них по 80-100мм хода спереди и сзади и, как правило, демпферы можно заблокировать, что помогает райдеру не тратить попусту силы на ровных участках трасс и на затяжных подъёмах.

На велосипеды для кросс-кантри, как правило, ставят большие 29-дюймовые колёса, не слишком широкие и накатистые покрышки с мелким протектором для сохранения максимальной скорости.

Что такое велосипед для трейлрайдинга?

Это, пожалуй, самый популярный тип горных велосипедов, поскольку такие аппараты можно использовать практически для чего угодно.

У велосипедов для трейлрайдинга, как правило, более острые основные углы рам – это позволяет лучше проходить спуски – и компоненты, рассчитанные на более агрессивное использование. На них ставят более короткие выносы и широкие рули для лучшего контроля на скорости, а протекторы покрышек здесь будут более агрессивными.

У трейловых хардтейлов – прочные, надёжные рамы и вилки с ходом 130-150мм. У двухподвесов ход передней и задней подвески также составляет от 130 до 150мм.

Трансмиссии с одной ведущей звездой можно назвать универсальными – они обеспечивают широкий диапазон передач, чёткое переключение и не требуют сложного обслуживания. На велосипеды для трейлрайдинга ставят колёса диаметром 29 или 27,5 дюймов.

Что такое велосипед для "даункантри"?

Эта новая категория – что-то между кросс-кантри и трейлрайдингом, и здесь сочетаются преимущества тех и других велосипедов.

На них можно быстро подниматься в гору и уверенно ехать вниз – эти велосипеды собраны на лёгких кросс-кантрийных рамах, но с геометрией, больше подходящей для трейлрайдинга. К тому же, там стоят покрышки с более агрессивным протектором, чем на классических байках для кросс-кантри.

В общем, если вы покатаетесь немного на подобном аппарате, станет ясно, почему они получили такую популярность.

Что такое велосипед для эндуро?

Эндуро – это такие гонки, где спуски проезжают на время, но при этом вам приходится ехать между ними на том же велосипеде. Соответственно, такие байки должны подходить для крутых и техничных трасс, но при этом они достаточно лёгкие и годятся для езды вверх.

У велосипедов для эндуро, как правило, больше хода, чем у трейловых, и практически всегда это двухподвесы. Ход передней и задней подвески здесь составляет, как правило, 160-180мм, колёса на этих аппаратах должны быть прочными, а покрышки – иметь дополнительную защиту от проколов.

Амортизаторы на таких велосипедах, как правило, всё ещё воздушные, но они уже подходят для более агрессивного катания и имеют множество регулировок, чтобы вы могли настроить подвеску в соответствии со своими предпочтениями. Впрочем, в этой категории всё чаще встречаются пружинные амортизаторы – их нужно меньше обслуживать, и их поведение часто более стабильное.

Что такое велосипед для даунхила?

Название дисциплины ("вниз с горы") уже предполагает, что такие велосипеды сделаны с одной главной целью – ездить по крутым и техничным спускам как можно быстрее.

Ход подвески даунхильных велосипедов обычно составляет 180-200мм спереди и сзади. Зачастую здесь используются пружинные амортизаторы, оптимизированные для соответствующего катания.

А для большей прочности и жёсткости "ноги" вилок здесь обычно продолжаются сверху "короны", идут вдоль рулевого стакана рамы и соединяются над ним второй "короной" – такие вилки называются двухкоронными.

Что такое горный электровелосипед?

В последние годы горные электробайки получили действительно немалую популярность, и теперь в данной категории есть модели для любых дисциплин, от кросс-кантри до даунхила.

На таких байках установлены электромотор и аккумулятор – они помогают вам развить большее усилие при вращении педалей. Уровень поддержки электромотора обычно можно регулировать при помощи специального контроллера на руле.

Надо сказать, такие модели существенно тяжелее, чем велосипеды без мотора, но на них в самом деле можно относительно легко заезжать даже в очень крутые подъёмы.

Не стоит, однако, думать, что кататься на электробайке так уж просто – это может быть самой настоящей тренировкой, чем и пользуются многие профессиональные гонщики. При этом на электробайке можно и проводить больше времени, спускаясь вниз, после всего проделанного пути наверх.

Как правильно выбрать размер горного велосипеда?

Правильно подобрать велосипед по размеру очень важно. Это не только гарантирует, что вам будет на нём удобно, но и позволит кататься максимально продуктивно.

Для начала можно почитать наше руководство по выбору размера – но не забывайте, что геометрия и размеры велосипедов могут различаться у разных брендов, и обязательно проверяйте все измерения. К этому действительно стоит отнестись серьёзно.

Если ростовка велосипеда вам не совсем подходит – например, если верхняя труба рамы коротковата или вы не можете опустить седло достаточно низко – это повлияет на ваши ощущения от катания куда сильнее, чем классная раскраска рамы или хорошо работающая вилка. Кроме того, велосипед правильного размера поможет вам правильно распределять вес тела на техничных участках трасс.

И если вы покупаете первый новый байк за долгое время, вероятно, вы удивитесь, насколько длиннее велосипеды стали за последние несколько лет. Это, конечно, не потому, что мы все резко выросли, а потому что инженеры выяснили, что длинные велосипеды с острыми углами лучше управляются на скорости.

Поначалу управлять таким аппаратом может быть неудобно или странно, но очень быстро это чувство вас покинет (если размер байка выбран правильно), и вы будете удивляться, как вы раньше ездили на каких-то коротких табуретках.

Традиционно размер велосипеда всегда определялся длиной подседельной трубы рамы. Это и сейчас важное значение, поскольку надо, чтобы вы могли поднять седло на нужную для педалирования высоту и опустить его перед спусками.

При этом появление регулируемых подседельных штырей с большим ходом позволило инженерам укорачивать подседельные трубы. Помимо большей свободы движений, это позволяет вам с комфортом кататься на раме большего размера, если вы хотите велосипед подлиннее, или наоборот.

Наверное, самый важный параметр, определяющий, насколько большим велосипед будет вам казаться, – это "рич" – горизонтальное расстояние от центра каретки до верха рулевого стакана. Это значение показывает, насколько растянутое положение вы примете, стоя на педалях.

Изучив показания тестеров, мы обнаружили интересное соответствие – получилось, что идеальное значение "рич" в миллиметрах для них примерно соответствовало значению их роста в сантиметрах, помноженному на 2,6 или 2,7. Собственно, это хороший расчёт, от которого вы тоже можете отталкиваться.

Зачастую лучше всего, конечно, прийти в веломагазин и примерить велосипед в реальности. А если это возможно, договоритесь о тест-райде – так вы сможете понять, как велосипед ведёт себя в езде. Помимо этого, многие бренды устраивают "дни открытых дверей", когда привозят на какие-то мероприятия всю линейку, дабы возможные покупатели могли опробовать велосипеды.

В целом, когда вы выбираете дорогой велосипед, сотрудники многих магазинов будут готовы заменить на нём отдельные компоненты по вашему желанию – например, седло, грипсы или покрышки, если они почувствуют, что вы готовы этот байк купить.

В случае с онлайн-магазинами посмотреть на велосипеды вживую возможности нет, но многие из них без проблем вернут вам деньги, если вы заявите, что велосипед не подошёл.