Каталог
Распродажа велосипедов
Велосипеды
Самокаты
Детям
Аксессуары
Запчасти
Экипировка
Бренды
Сервис и услуги
Подарочные карты
Все велосипеды Все электровелосипеды
Горные
Городские
Шоссейные
Детские
Экстремальные
Подборки брендов
Подборки диаметров колёс
Другие велосипеды
Все аксессуары
Безопасность
Комфорт
Обслуживание
Транспортировка
Велотренажёры
Все запчасти
Тормоза
Колёса
Фюзеляж
Кокпит
Переключение
Трансмиссия
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Назад

Как выбрать велосипед для кросс-кантри. Полный гайд

Велосипед для кросс-кантри – какой он должен быть?

Такой велосипед рассчитан на катание по различному бездорожью, причём на быстрое катание – настолько быстрое, насколько возможно. Он должен подходить для преодоления подъёмов и спусков, но при этом и для езды по равнине, и для катания по техничным узким трассам.

Велосипеды для кросс-кантри – это, как правило, самые лёгкие горные велосипеды, которые можно купить за определённую сумму денег. Часто их рамы изготовлены из карбона, но широко распространены и более бюджетные алюминиевые версии.

Ход подвески кросс-кантрийных байков меньше, чем у моделей для трейлрайдинга и эндуро, поэтому они хуже подходят для крутых техничных спусков. Тем не менее, при должных навыках (например, в случае с профессиональными райдерами) на таком велосипеде можно кататься вполне агрессивно.

Хотя кросс-кантрийные велосипеды предназначены, в первую очередь, для соответствующих гонок, они неплохо себя чувствуют на не слишком крутых трейлах или просто во время путешествий по холмистой местности – там их универсальность также может вам помочь.



А что насчёт даункантри?

Прежде чем продолжать, нужно, пожалуй, коснуться и велосипедов для "даункантри".

"Даункантри" – новый термин, который относится к велосипедам, представляющим переходный этап между гоночными аппаратами для кросс-кантри и более длинноходными трейловыми байками.

Scott Spark 920

Ход подвески на таком велосипеде немного больше, чем на кросс-кантрийном – обычно это 120-130мм спереди и 110-115мм сзади.

Если говорить о геометрии, она здесь больше подходит для спусков, нежели для эффективного педалирования. Достаточно посмотреть на более острый угол рулевого стакана, более длинный передний треугольник и колёсную базу.

Подбор компонентов также рассчитан на спуски – здесь мы видим мощные тормоза, более толстые покрышки и регулируемые подседельные штыри (дропперы).

Scott Spark 940

Можно сказать, что такие велосипеды подходят тем, кому нужен быстрый и универсальный байк для разных типов рельефа. Если вы считаете, что вам нужно именно это, можете посмотреть наш материал о выборе велосипедов для "даункантри".

Хардтейлы и двухподвесы для кросс-кантри

Выбирая велосипед для кросс-кантри, в первую очередь нужно решить, хотите вы хардтейл или двухподвес.

Напомним, что на хардтейле амортизация будет только спереди, а на двухподвесе – и спереди, и сзади.

Сразу отметим, что и у тех, и у других есть свои преимущества и недостатки – на них и нужно ориентироваться, выбирая велосипед.

Хардтейлы для кросс-кантри

При том же наборе компонентов хардтейл практически всегда будет легче. Соответственно, если вы живёте в холмистой местности, или для вас по каким-то причинам очень важно поведение велосипеда на подъёмах, возможно, хардтейл будет лучшим выбором.

Scott Scale 950

Благодаря наличию только амортизационной вилки хардтейл чисто конструктивно проще, следовательно, его легче и дешевле обслуживать и ремонтировать.

И, наконец, за те же деньги на хардтейле вы зачастую увидите лучший подбор компонентов – а это значит, что в будущем вам, вероятно, придётся меньше их менять.

Двухподвесы для кросс-кантри

Да, хардтейлы легче, доступнее и проще в обслуживании, но всё же, когда речь идёт о спусках, двухподвес всегда будет впереди.

Кроме того, двухподвес обеспечит больший комфорт, что особенно важно во время долгих поездок или гонок.

Specialized Epic Pro

Часто двухподвесный велосипед позволит вам эффективнее крутить педали по неровностям, поскольку задняя подвеска будет дополнительно эти неровности поглощать.

Как мы уже упоминали, зачастую двухподвесы тяжелее хардтейлов. Впрочем, за последние годы эта разница в весе существенно сократилась, и в случае с дорогими аппаратами составляет 1-2 килограмма.

Для многих эта небольшая разница в весе вполне оправдана, учитывая преимущества на спусках, лучший комфорт и возможность более эффективного педалирования по неровностям.

Что важно при выборе велосипеда для кросс-кантри

Когда вы определились, что вам нужно – хардтейл или двухподвес, приходит время посмотреть и на другие вещи. На какие – читайте дальше.

Геометрия

Углы рамы на велосипедах для кросс-кантри обычно тупее, чем на моделях для трейлрайдинга или эндуро. Причина – в том, что более резкое и точное управление в этом случае помогает райдеру на узких извилистых тропах, или же в контактной борьбе, которая случается на гонках.

Тем не менее, не стоит забывать, что современные гонки кросс-кантри проходят по куда более сложным трассам, чем раньше – там есть и техничные спуски, и затяжные подъёмы. И геометрия велосипедов должна наилучшим образом для всего этого подходить.

Merida Big.Nine 600

В связи с этим длину переднего треугольника и углы рулевой в 67 градусов, которые раньше можно было видеть только на велосипедах для трейлрайдинга, сегодня вполне можно встретить на моделях для кросс-кантри.

Также там можно видеть и более крутые углы подседельной трубы в 74 или 75 градусов – такой угол позволяет райдеру держать таз прямо над кареткой и крутить педали более эффективно.

Хорошими примерами кросс-кантрийных байков с современной геометрией могут служить, например, Specialized Epic или BMC Twostroke.

Материал рамы

В целом, здесь есть два материала, из которых можно выбирать: это углеволокно (карбон) и алюминий.

Если говорить о профессиональных гонках, то там все поголовно используют карбон; он легче, и рамы из него можно сделать жёстче – это самый оптимальный вариант, когда вам просто нужно ездить как можно быстрее, а сколько стоит велосипед – не важно.

Cube Reaction Pro 29

Недостаток карбона, конечно, в том, что он дороже и в некоторых обстоятельствах более подвержен повреждениям.

Алюминий, соответственно, дешевле и, опять же, лучше противостоит ударам в некоторых ситуациях. Собственно, это идеальный вариант, если вы хотите сэкономить и при этом получить максимально долговечный велосипед. А некоторые из новых алюминиевых рам ещё и действительно лёгкие.

Рамы для кросс-кантри из титана и стальных сплавов тоже, конечно, существуют, но их, прямо скажем, не много.

Сколько весят велосипеды для кросс-кантри?

Для успеха в гонках кросс-кантри важно соотношение вашей силы и веса, поэтому райдеры, разумеется, стараются использовать самое лёгкое оборудование, которое может выдерживать требуемые нагрузки.

Если говорить о самых дорогих велосипедах, то можно найти хардтейлы весом менее 8кг, что, конечно, впечатляет, учитывая, на что эти велосипеды способны. Более бюджетные аппараты обычно весят от 9 до 11кг.

Scott Scale 960

Если речь идёт о двухподвесах, то здесь топовые модели могут весить менее 10кг, а велосипеды подешевле – от 12 до 14.

Конечно, вес велосипеда имеет значение, особенно если вы профессиональный гонщик. Но всё же есть куда лучший и более бюджетный способ ездить быстрее, когда вы начинаете занятия кросс-кантри – это, конечно, тренировки.

Поэтому не пытайтесь с самого начала слишком гнаться за весом. У вас ещё будет время, чтобы начать считать эти граммы, равно как и потраченные на велосипед деньги по мере вашего прогресса.

Размер колёс

Если говорить о современных велосипедах, то почти на всех стоят 29-дюймовые колёса.

Они в мире кросс-кантри прижились не сразу, но сегодня считаются лучшим выбором для большинства райдеров благодаря тому, что лучше переезжают через препятствия и позволяют (хотя с этим уже можно поспорить) лучше сохранять скорость во время педалирования.

В некоторых случаях, например, для райдеров низкого роста, есть смысл собрать велосипед на колёсах размером 27,5 дюймов, и всё же для большинства людей 29-дюймовые колёса здесь подойдут лучше всего.

Если хотите больше почитать о размерах колёс, у нас есть руководство по выбору размера, где мы обсуждаем преимущества и недостатки 26-, 27,5- и 29-дюймовых колёс.

Покрышки

Выбор покрышек здесь – это обычно поиск компромисса между низким сопротивлением качению и сцеплением с поверхностью. На современных покрышках для кросс-кантри шипы обычно меньше, чем на резине для трейлрайдинга или эндуро.

Кроме того, боковые стенки покрышек для кросс-кантри часто делают тоньше для снижения веса, а иногда покрышки выполнены из более жёсткого материала, что обеспечивает меньшее сопротивление качению.

Не забывайте, однако, что более жёсткая резина обычно будет менее цепкой, а тонкие боковые стенки легче проколоть. Как мы уже говорили, здесь всегда будет некий компромисс.

Исторически покрышки для кросс-кантри были намного уже, чем для трейлрайдинга или эндуро, но по мере развития спорта их ширина увеличилась – теперь она обычно составляет от 2,2 до 2,4 дюймов.

А какой ход подвески нужен?

Если говорить о ходе подвески, сегодня он почти на всех велосипедах для кросс-кантри составляет 100мм как спереди, так и сзади.

Повторимся, на велосипедах для "даункантри" ход будет побольше – 110-115мм сзади и 120-130 спереди.

Тем не менее, помните и о том, что, допустим, у гоночной модели Scott Spark ход спереди и сзади составляет 120мм. Как мы уже говорили, велосипеды для кросс-кантри меняются с течением времени.

Надо сказать, ребята из компании Scott кое-что смыслят в создании кросс-кантрийных байков – предыдущая модель Spark была действительно очень популярна среди любителей гонок. В связи с этим интересно посмотреть, начнут ли другие производители тоже делать гоночные велосипеды с увеличенным ходом подвески.

Передачи

Как это уже было с велосипедами для трейлрайдинга, на байки для кросс-кантри теперь почти всегда ставят трансмиссии с одной ведущеё звездой. А доминируют здесь, как и раньше, компоненты от Shimano и SRAM.

У таких трансмиссий – единственная ведущая звезда (соответственно, передний переключатель здесь не нужен) и 11- или 12-скоростная кассета с широким диапазоном. Всё это обеспечивает райдеру достаточное число передаточных соотношений.

Те профессионалы, что посильнее, иногда используют ведущие звёзды на 38 зубьев. Впрочем, большинству райдеров на уровне любителей будет достаточно 32-34 зубьев.

Размеры звёзд в кассетах обычно составляют от 10-11 (у самой маленькой) до 51-52 зубьев (у самой большой).

Собственно, это действительно большой диапазон, который позволяет атаковать даже самые крутые подъёмы.

Тормоза

На велосипеды для кросс-кантри обычно ставят лёгкие дисковые тормоза. Они комплектуются маленькими дисками – большинство райдеров выбирают диаметр в 160мм спереди и сзади.

Некоторые гонщики потяжелее ставят вперёд 180-миллиметровые роторы, а самые лёгкие иногда используют сзади роторы диаметром 140мм. Но в целом, размер в 160мм встречается чаще всего.

Тормоза для кросс-кантри, конечно, не будут такими же мощными, как на велосипедах для эндуро, но для выполнения своих задач их вполне достаточно.

На некоторые бюджетные велосипеды ставят механические тормоза, но начиная от среднего ценового сегмента и выше вы увидите на кросс-кантрийных велосипедах именно гидравлические.

Регулируемые подседельные штыри (дропперы)

Регулируемый подседельный штырь позволяет вам опустить седло посредством нажатия кнопки или поворота рычажка манетки на руле. Это, разумеется, помогает на спусках, поскольку опущенное седло обеспечивает райдеру куда большую свободу движений.

Надо сказать, раньше дропперы не использовали в кросс-кантри, поскольку большинство райдеров находили их слишком тяжёлыми и ненадёжными. Однако, и сам спорт, и технологии шагнули вперёд – тогда регулируемые штыри стали популярнее, и сейчас их используют многие профессиональные гонщики.

Эти штыри часто стоят не дёшево, но если вы готовы потратиться, они могут сослужить вам очень хорошую службу при достаточно малом лишнем весе (400-500г).

Заметим, что для многих райдеров регулируемый подседельный штырь может существенно улучшить поведение велосипеда на спусках. И потому это одно из самых разумных приобретений, которые можно сделать.