

Итак, вы решили купить велосипед и кататься на нём для того, чтобы улучшить физическую форму, сбросить вес, стать здоровее или просто счастливее. И это замечательно – вы сделали правильный выбор! Однако, если вы читаете это, вероятно, у вас всё же есть небольшая проблема – вы не знаете, какой велосипед выбрать.
Что ж, если это так, то эта статья, определённо, поможет вам решить данную проблему.
Дело в том, что типов велосипедов существует достаточно много, и каждый из них имеет своё назначение. В этой статье мы постараемся немного рассмотреть все типы. Но сперва мы обозначим, какие типы велосипедов вообще бывают и опишем базовые различия между ними.
Прежде чем определиться с типом велосипеда, нужно задать себе несколько важных вопросов.
Шоссейный велосипед Merida Scultura Rim 400
Итак, все типы велосипедов разные, и каждый из них рассчитан на определённый стиль катания, а также на определённый рельеф и покрытие. Если игнорировать это и кататься на велосипеде не в том стиле, на который он рассчитан, это может привести к не очень хорошим последствиям. Как минимум, это приведёт к стрессу, а в худшем случае – к поломкам велосипеда и травмам.
Первый и самый важный вопрос касается покрытия, по которому вы собираетесь ездить. Планируете вы передвигаться чисто по асфальту или, напротив, сугубо по бездорожью? Для асфальта, например, подходит шоссейный велосипед, а для внедорожного использования – горный. Если же в ваши планы входит всё вместе, то, вероятно, лучший выбор для вас – это гибрид, велосипед для велокросса или грэвел-байк. А что из них лучше выбрать, зависит от стиля и манеры катания, о чём мы поговорим ниже.
Горный велосипед Scott Scale 950
Если вам нужен велосипед просто для ежедневных поездок куда-то, подойдёт гибрид, круизер, фикс, туристический велосипед или электробайк. Опять же, ответьте на вопрос: много ли вы собираетесь ездить в гору и планируете ли возить много багажа. Если вы будете перемещаться на небольшие расстояния (15-30км в день), подойдёт и круизер.
В общем, ответьте на все эти вопросы, а потом сравните свои ответы с описаниями разных типов байков выше. Если и это не помогло вам определиться с выбором, тогда стоит перейти ко второму блоку вопросов.
Хотите ли вы просто немного кататься по выходным или же планируете участвовать в серьёзных соревнованиях?
От ответа на этот вопрос зависит, например, выбор компонентов на вашем велосипеде. Слишком бюджетные компоненты может быть в итоге дорого ремонтировать и обслуживать, так что в долгосрочной перспективе вы можете потратить даже больше денег. Ниже – небольшой обзор основных классов компонентов.
Shimano GRX810 на гравийном велосипеде Merida Silex 7000
Просто для велопрогулок подойдут такие компоненты, как Altus, Acera, Alivio, Claris или Sora (Shimano). Или же X3, X4 или X5 (SRAM).
Для серьёзных тренировок стоит рассматривать такие классы компонентов, как Shimano Deore / SLX / GRX / XT / Tiagra / 105 и SRAM X7 / X9 / NX/ GX / X1 / Apex / Rival / Force.
Для соревнований же подойдут, пожалуй, лишь лучшие групсеты, такие как Shimano XTR / Ultegra / Dura-Ace / Dura-Ace Di2. Ну, или SRAM X01 / XX1 / Red / Red eTap / Red eTap AXS.
Когда речь идёт просто о катании по выходным, можно выбирать компоненты Shimano. Они называются словом, а не аббревиатурой из букв – это Acera, Alivio, Deore и другие классы. Для более серьёзного катания и настоящих тренировок подойдёт класс Trail, куда входят компоненты SLX и XT. Если же у вас в планах соревнования, тогда ваш выбор – XTR. Как же в итоге правильно выбрать компоненты? Прежде всего, определитесь, где и как вы планируете кататься.
Горный велосипед Merida Big.Nine 5000 на компонентах Shimano
В большинстве случаев начинающему райдеру будет предостаточно класса Deore.
В случае с шоссейными велосипедами иерархия компонентов Shimano выглядит так (от самой простой до топовой): Claris – Sora – Tiagra – 105 – Ultegra – Ultegra Di2 – Dura-Ace – Dura-Ace Di2.
Если вы планируете участвовать в гонках, ваш выбор – компоненты уровня Ultegra и выше.
Для райдеров выходного дня более чем достаточно будет компонентов X3, X4 и X5. Если вы серьёзно тренируетесь и участвуете в гонках, выбирайте X7 или X9. Ещё лучше – X0 или XX. А в идеале – XX1 Eagle или XX1 Eagle AXS, если вы располагаете средствами.
Горный велосипед (двухподвес) Specialized S-Works Enduro на компонентах SRAM
Отметим, что на велосипеды от известных брендов всё-таки чаще ставят компоненты SRAM. Для шоссейных велосипедов иерархия классов выглядит так: Apex – Rival – Force – Red. Начинающим, опять же, достаточно будет Apex или X5, а Rival или X7 – вообще идеальный выбор. Тем, кто относится к гонкам серьёзно, лучше ориентироваться на класс Red.
Если говорить о качестве, то здесь вы получаете то, за что платите. Однако не всегда всё так категорично, так что ниже мы решили составить для вас небольшой путеводитель по ценам.
Велосипед для райдеров выходного дня: около 30 000 руб
Райдерам выходного дня обычно будет достаточно самых дешёвых компонентов. То есть, групсета Shimano Tourney или односкоростного велосипеда. Рама из алюминиевого или стального сплава и ободные тормоза – тоже нормальный выбор в этом случае.
Велосипед для лёгких тренировок: около 70 000 руб
Оптимальный выбор для таких целей – это велосипед с алюминиевой рамой и компонентами Deore/Sora/Claris или подобными от SRAM. В случае с горными велосипедами такая цена означает наличие амортизационной вилки и механических дисковых тормозов.
Горный велосипед Merida Big.Nine 600 – одна из лучших моделей по соотношению цена/качество
Велосипед для серьёзных тренировок: от 60 000 до 180 000 руб
За такие деньги у вас будет велосипед с алюминиевой рамой и очень хорошими компонентами, или же велосипед с карбоновой рамой и компонентами подешевле. Дисковые тормоза в этом ценовом сегмента стоят, в общем-то, на всех байках (как механические, так и гидравлические). Такие велосипеды обычно лёгкие, но ещё не экстремально лёгкие. В случае с горными велосипедами, за эти деньги уже можно купить вполне достойный двухподвес.
Велосипед для соревнований: 150 000 руб и выше
Когда речь идёт о велосипедах для соревнований, цена может быть вообще не ограничена. Если бюджет позволяет, вы можете приобрести велосипед с качественной и очень лёгкой карбоновой рамой и лучшими компонентами от Shimano или SRAM. Обычно на такие велосипеды ставят мощные дисковые (иногда, конечно, и клещевые) тормоза, а шоссейник за эти деньги может весить хоть 6 кг.
Когда вы выбираете велосипед, важно ещё определиться с нужным вам размером колёс.
Вот какие размеры популярны сегодня:
Как видите, размеров колёс существует не так уж мало, и непонимающего человека такое разнообразие может поставить в тупик. Впрочем, в большинстве случаев этот выбор за вас уже делают производители велосипедов.
Допустим, если вы покупаете шоссейный велосипед, то в 99% случаев на нём будут установлены колёса стандарта 700С (28"). На гибридах и городских велосипедах – то же самое. Впрочем, если вы невысокого роста (например, ниже 160см), возможно, вам в таких случаях лучше подойдут колёса 650B.
Когда же речь идёт о выборе между 26", 27.5" и 29", нужно определиться со стилем катания на горном велосипеде. Если вы любите быстрые спуски и неровные поверхности, вероятно, вам подойдут колёса диаметром 29 дюймов. Впрочем, если вам нужен более маневренный велосипед, то стоит ориентироваться на 27.5".