Осенняя распродажа: скидки на всё до 57%
Каталог
Распродажа велосипедов
Велосипеды
Самокаты
Детям
Аксессуары
Запчасти
Экипировка
Бренды
Сервис и услуги
Подарочные карты
Все велосипеды Все электровелосипеды
Горные
Городские
Шоссейные
Детские
Экстремальные
Подборки брендов
Подборки диаметров колёс
Другие велосипеды
Все аксессуары
Безопасность
Комфорт
Обслуживание
Транспортировка
Велотренажёры
Все запчасти
Тормоза
Колёса
Фюзеляж
Кокпит
Переключение
Трансмиссия
Больше брендов
Скрыть
Осенняя распродажа: скидки на всё до 57%
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Посмотреть все результаты
Назад

Передний переключатель на велосипеде. Типы, способы крепления и совместимость. Полный гайд

Передний переключатель – важный компонент на многих шоссейниках, гравийных и гибридных велосипедах. Функция его проста – перемещение цепи между ведущими звёздами трансмиссии. Но при том эти переключатели сложнее, чем может показаться. Давайте разберемся более обстоятельно в этом компоненте велосипеда.

Напомним, на современных горных велосипедах уже фактически не используются передние переключатели.

Содержание

Что это вообще такое – передний переключатель?

Передний переключатель перемещает цепь с одной ведущей звезды на другую.

Впервые передний переключатель появился в начале прошлого века – этот компонент, как ясно из его названия, переключает передачи путём перемещения цепи между передними (ведущими) звёздами.

По сравнению с задним переключателем, который работает с многочисленными звёздами кассеты, а также должен поддерживать натяжение цепи, передний переключатель – не очень сложная по конструкции деталь.

Более того, в отличие от переключателя заднего, передний переключатель вообще не должен соприкасаться с цепью, когда передачи не переключаются.

Тем не менее, хотя передние переключатели конструктивно проще задних, это всё равно один их тех компонентов, которые могут различаться по конструкции, и в каждом конкретном случае такой переключатель будет работать немного по-своему.

Больше интересного в Telegram, подпишись: https://t.me/probikeru

А как насчёт трансмиссий с одной ведущей звездой?

В трансмиссиях типа «1x» используется одна ведущая звезда – таким образом, передний переключатель здесь не нужен.

В случае с горными велосипедами, а также со многими современными грэвел-байками сегодня очевиден тренд на единственную ведущую звезду и кассету огромного диапазона. Такая трансмиссия обеспечивает примерно тот же диапазон передач, как групсет с несколькими ведущими звёздами.

Это, разумеется, значит, что передний переключатель в таком случае вам не нужен. В теории это упрощает установку и обслуживание трансмиссии, просто потому что здесь меньше деталей, с которыми могут возникнуть проблемы. В таком случае вам не нужно беспокоиться о настройке переднего переключателя или о грязи, которая может в него забиться, а ещё такие трансмиссии немного легче.

Зубья ведущей звезды в таких трансмиссиях обычно выше, и они отличаются переменным профилем (более широкие и более узкие) для лучшего соответствия ширине звеньев цепи. А это означает, что цепь в таком случае будут реже слетать с ведущей звезды. Но, разумеется, дополнительно с этим может помочь специальный цепегаситель.

В задних же переключателях здесь часто бывают специальные механизмы с «трещоткой», которая увеличивает натяжение цепи.

Трансмиссии с одной ведущей звездой также часто встречаются на байках для велокросса, да и некоторые шоссейники сегодня выбирают единственную переднюю звезду из-за большей простоты трансмиссии. Впрочем, это, конечно, может приводить к большим шагам между передаточными соотношениями – а это, в свою очередь, может негативно влиять на каденс.

Передние переключатели с креплением на подседельную трубу и с прямым креплением

Это передний переключатель с прямым креплением.

Существуют два способа крепления переднего переключателя к велосипеду.

В первую очередь, есть передние переключатели со специальным шарнирным зажимом. Он крепится на подседельную трубу велосипеда и затягивается болтом. Соответственно, это значит, что вы можете ослабить болт и легко сдвинуть переключатель вверх или вниз, если нужно.

На этом велосипеде стоит переключатель с креплением при помощи зажима.

Переключатели с креплением на подседельную трубу обычно выпускаются в различных размерах – для подседельных труб разного диаметра, но у большинства из них есть специальные проставки для подгонки к наиболее часто встречающимся диаметрам. Такие диаметры – это, например, 34,9мм , 31,8мм и 28,6мм.

Передние переключатели же с прямым креплением устанавливаются на специальную пластину, которая является частью рамы и крепится к подседельной трубе.

Если бы на этот велосипед нужно было поставить передний переключатель, он бы крепился к двум отверстиям, которые закрыты заглушками.

Иногда такие пластины крепятся к раме заклёпками, а иногда – прикручиваются на болты под шестигранный или звездообразный ключ (Torx).

Понятно, что сейчас вряд ли кто-то будет припаивать какие-то пластины к алюминиевым или карбоновым рамам – но раньше, когда все рамы были стальными, это делалось именно так.

Если у вас стандартная рама, но вы всё равно хотите поставить на велосипед передний переключатель с прямым креплением, можно использовать специальный адаптер, как на фото.

У передних переключателей с прямым креплением есть регулировка положения – вы можете сдвинуть его немного вверх или вниз, если, например, ставите ведущие звёзды других размеров.

А если у вас стандартная рама, вы можете использовать специальный адаптер для переднего переключателя с прямым креплением – некоторые производители предлагают подобные детали.

Как вообще работает передний переключатель?

У переднего переключателя есть две длинные пластины, расположенные по обе стороны цепи – их называют рамкой.

Две длинные пластины переднего переключателя называют рамкой – они располагаются по обе стороны цепи, соединяясь между собой сверху и снизу.

В большинстве случаев они не должны касаться цепи (только в момент переключения передач), если переключатель настроен как следует. Рамка переключателя соединена с рычажным механизмом переключателя, который, в свою очередь, крепится к раме велосипеда.

В случае с механическим передним переключателем рычаги механизма приводит в движение основной рычаг, к которому крепится трос, выходящий из манетки на руле.

На шоссейных велосипедах передним переключателем обычно управляет левая ручка-манетка.

Если говорить о переключении передач, обычно передний переключатель контролирует левая манетка, а задний – правая. Впрочем, в случае с электрическими групсетами эту связь можно поменять – например, в трансмиссиях SRAM eTap AXS по умолчанию передний переключатель приводится в действие обеими манетками.

Если ваш переключатель механический, то, нажимая рычажок манетки, вы при помощи тросика смещаете рамку переключателя наружу. Механизм при этом работает так, чтобы движение рамки вверх и вниз было минимальным.

Двигаясь, рамка переключателя, в свою очередь, толкает цепь с малой ведущей звезды на большую (и обратно). Когда цепь полностью перешла на другую звезду, рамка уже не должна её касаться – дальше вы можете пользоваться уже второй передней звездой и переключаться между звёздами кассеты до тех пор, пока вам снова не понадобится первая ведущая звезда.

Также в переднем переключателе есть специальная пружина, которая возвращает его в максимально близкое к раме положение, когда райдер ослабляет натяжение тросика – в итоге, соответственно, цепь возвращается с большой ведущей звезды на малую.

Чтобы передний переключатель работал, вам, разумеется, нужно крутить педали – но, поскольку вы всё же перемещаете часть цепи под нагрузкой, лучше в это время слегка ослабить давление на педали, чтобы переключение было более гладким. Особенно это актуально при переключении с меньшей звезды на большую.

Ограничительные винты переднего переключателя

Ограничительные винты нужны, чтобы ограничить ход переключателя наружу и вовнутрь.

Как и в случае с задними переключателями, у передних тоже есть ограничительные винты с маркировками «H» и «L» - они определяют, насколько далеко внутрь или наружу может уйти рамка переключателя. Винт «L» ограничивает её движение вовнутрь, а «H» - наружу.

Эти ограничительные винты играют важную роль в защите от слетания цепи с ведущих звёзд, и их регулировка – один из самых важных шагов во время настройки трансмиссии.

Электронные групсеты

В случае с электрическими групсетами передний переключатель будет работать за счёт действия сервомотора.

Помимо механических трансмиссий с тросиками, существуют также электрические, например, Shimano Dura-Ace Di2 R9200, SRAM Red AXS и Campagnolo Super Record Wireless – там рамку переднего переключателя перемещает специальный сервомотор.

Причём, в передние переключатели часто ставят довольно мощные моторы, позволяющие переключать передачи под нагрузкой (например, в случаях, когда вам срочно нужна другая ведущая звезда).

Впрочем, это, конечно, дополнительная нагрузка на раму и особенно на крепление переключателя. Именно поэтому с передними переключателями SRAM AXS в комплекте по умолчанию идёт специальная рамка для дополнительной поддержки.

41771, 41770, 41769, 41767, 42188, 42195, 42194, 42193, 41778

Ведущие звёзды и их зубья

Современные ведущие звёзды отличаются дополнительной фрезеровкой, а также специальными пинами – всё это помогает переключению с меньшей звезды на большую.

Ведущие звёзды, рассчитанные на использование передних переключателей, сделаны так, чтобы переключение между ними было как можно более гладким. Так, у большой звезды обычно будут специальные скосы и небольшие металлические пины, а также зубья разного профиля на разных участках, чтобы цепь легче переходила с малой звезды на большую.

С обратным переключением (с большей звезды на меньшую) дело обычно обстоит куда проще – цепь просто слетает с большой звезды и попадает на маленькую.

В общем, переключение «вверх» здесь гораздо сложнее, и потому переключатели сделаны так, чтобы, скорее, уйти чуть больше наружу, чем позволить цепи слететь обратно на малую звезду после переключения.

Электрические передние переключатели, кстати, работают по тому же принципу.

Настройка переднего переключателя

В групсетах Campagnolo у переднего переключателя больше позиций для регулировки, чем в аналогах от SRAM и Shimano.

Когда вы переключаете передачи сзади, цепь перемещается между звёздами кассеты. Это, в свою очередь, влияет на угол, под которым цепь проходит от кассеты к ведущим звёздам – этот угол также называют «чейнлайн».

Если вы используете крайние передачи – например, большую ведущую звезду и самую большую звезду кассеты, цепь идёт уже не прямо, а по диагонали. Это, конечно, может привести к тому, что цепь будет тереться о рамку переднего переключателя, а вы во время езды, соответственно, будете это слышать.

Чтобы такого не допускать, в современных механических трансмиссиях манетки дискретные – то есть, могут натягивать трос небольшими фиксированными порциями при нажатии на рычажок.

Таким образом, у левой манетки обычно есть «средние» положения, позволяющие вам смещать рамку переключателя немного больше внутрь или наружу – так цепь не будет цеплять рамку, но и не будет перескакивать с одной звезды на другую. Это помогает убрать нежелательный шум от цепи во время езды – если этого шума нет, значит, передний переключатель настроен правильно.

Механические передние переключатели SRAM сделаны немного по-другому – рамка там вращается вокруг вертикальной оси, что тоже помогает справиться с проблемой шума цепи. В результате, никаких «средних» положений у манеток SRAM нет. Впрочем, из-за этого передние переключатели SRAM часто приходится очень точно и скрупулёзно настраивать.

Если же говорить об электрических трансмиссиях, там эти «средние» положения подбираются автоматически, предотвращая шум от цепи – если, конечно, высота и угол крепления переднего переключателя выбраны верно.

Направление натяжения тросика

 

Это – о том, где тросик входит в переключатель и тянет его рычажок. Определяется данное направление конструкцией рамы и тем, как проложен тросик.

 

Переключатели с тягой сверху

 

В этом случае, как можно догадаться, тросик тянет рычажок сверху. Проще говоря, если тросик у вас проходит вдоль верхней трубы, а затем устремляется вниз, к переключателю, это тот самый случай.

 

Переключатели с тягой снизу

 

Здесь, соответственно, всё наоборот – тросик тянет рычажок снизу. То есть, если тросик проходит вдоль нижней трубы, а затем идёт под кареткой и вверх, то это как раз та ситуация.

 

Переключатели с обоими вариантами тяги

 

Такие переключатели появились ради большей универсальности. Тросик в этом случае можно проложить как сверху, так и снизу.

Проблемы совместимости передних переключателей

Передний переключатель Ultegra R8050 для 11-скоростных трансмиссий, например, не может работать с 12-скоростным групсетом Ultegra R8100

Прежде всего, передний переключатель для двух ведущих звёзд не будет работать с тремя. У них будут разные формы, а их рамки рассчитаны на звёзды разных размеров.

Переключатели от разных производителей, разумеется, не всегда взаимозаменяемы. Это обычно связано с тем, что, как и в случае с задними переключателями, у них будет разное соотношение натяжения тросика – то есть, при нажатии рычажка манетки рамка переключателя будет перемещаться на другое расстояние.

Также передние переключатели будут различаться в зависимости от числа звёзд в кассете – к примеру, переключатель для 11-скоростных трансмиссий не получится использовать с 10-скоростной. Связано это с тем, что ширина цепи зависит от количества звёзд кассеты – соответственно, пластины рамки переднего переключателя должны находиться от цепи на разном расстоянии.

Соотношение натяжения тросика (расстояние, на которое перемещается тросик при нажатии рычажка манетки) также может различаться у разных производителей или у разных групсетов одного бренда, а иногда даже у старых и новых версий одной и той же трансмиссии. Впрочем, к электрическим переключателям это всё, конечно, не относится, потому что никаких тросиков там нет.

Системы шатунов с большой разницей в размере ведущих звёзд (очень большая внешняя и очень маленькая внутренняя) не совместимы (по крайней мере, по заявлениям производителей) с большинством современных передних переключателей.

Для передних переключателей есть заданный максимальный размер ведущих звёзд, с которыми они могут работать. Также есть и понятие максимального диапазона – то есть, максимально допустимая разница в размере ведущих звёзд. Так что, если на ваши шатуны можно поставить малую звезду ещё меньшего размера, следует смотреть, не превысит ли разница в числе зубьев большой и малой звезды значения этого параметра для переключателя.

Обычно эти цифры довольно скромные и консервативные. И если вы хотите поэкспериментировать, стоит всё-таки придерживаться рекомендаций производителя.

Снова к вопросу о совместимости

В целом, мы бы советовали следить за тем, чтобы передний переключатель был того же бренда и из той же линейки, что и манетки. Тем не менее, если вас такой вариант почему-то не устраивает, в целом, со старыми передними переключателями и манетками это правило можно нарушать – но только если это трансмиссии с 9 задними звёздами или меньше.

С переходом к 10-, 11- и 12-скоростным трансмиссиям переключатели и манетки для разных групсетов стали делать с разным соотношением натяжения тросика, дабы увеличить скорость переключения и уменьшить необходимое усилие нажатия рычажка манетки. Поэтому в случае с более новыми трансмиссиями мы точно рекомендуем обращать внимание на совместимость компонентов.

Как всегда, когда дело касается совместимости, здесь может быть некоторое пространство для манёвра, но если вы всё-таки решили отойти от рекомендаций производителя, вся ответственность, разумеется, уже будет на вас.

А когда нужно менять передний переключатель?

Во время регулярного обслуживания велосипеда о передних переключателях всё-таки часто забывают.

Как и в случае с любым другим компонентом трансмиссии, передний переключатель стоит регулярно очищать от грязи и обезжиривать. Также не помешает немного смазывать его шарниры, чтобы они нормально работали и не заедали.

Если переключатель механический, то здесь, как, например, в случае с любыми механическими тормозами, важно содержать тросики в хорошем состоянии и периодически менять их – со временем они становятся грязными, и качество переключения из-за этого падает.

Также проверьте, не погнута ли рамка переднего переключателя. Если рамка согнута, во время езды она может задевать цепь – это в лучшем случае будет просто раздражать, а в худшем может негативно влиять на качество переключения.

Кроме того, стоит регулярно проверять рычажки переключателя на предмет люфтов, поскольку шарниры со временем могут разбалтываться. И если всё достаточно сильно болтается, переключатель будет плохо работать и, опять же, задевать цепь.

И, наконец, напомним, что передний переключатель и ведущие звёзды работают вместе – а потому, если вы хотите, чтобы всё функционировало исправно, не помешает следить и за состоянием звёзд.

Какие бывают типы передних переключателей?

Передних переключателей существует великое множество.

Передние переключатели для шоссейников и гревелов

Передние переключатели для шоссейных велосипедов и сегодня остаются относительно простыми по конструкции – здесь разнообразие намного меньше, чем раньше было в мире горных велосипедов (хотя, раз уж мы об этом заговорили, сейчас всё изменилось, поскольку на новых горных велосипедах почти всегда будут трансмиссии с одной ведущей звездой).

Практически все механические передние переключатели на шоссейниках и грэвел-байках будут с «тягой снизу», где тросик проходит под кареточным узлом рамы и тянет рычажок переключателя вниз.

Передние переключатели для горных велосипедов

Тогда как передние переключатели для шоссейников, по большей части, остаются простыми и минималистичными, на горных велосипедах бывают разные типы задней подвески, из-за чего на рынке появились передние переключатели разных конструкций и с разными типами крепления.

Но напомним – поскольку сегодня на горных велосипедах преобладают трансмиссии с одной ведущей звездой, все эти проблемы с выбором переднего переключателя – уже, по большей части, дела давно минувших дней.

Компания SRAM, к примеру, полностью исключила передние переключатели из новой линейки групсетов для горных велосипедов, и сегодня единственным производителем, кто ещё предлагает такие переключатели, остаётся Shimano – в нынешних 12-скоростных групсетах XTR M9100 и XT M8100 всё ещё используются ведущие звёзды в количестве более одной.

Передние переключатели Shimano с боковой тягой

Переключатель Shimano с боковой тягой.

Переключатели из вышеупомянутых групсетов Shimano отличаются конструкцией с боковой тягой, где тросик входит в переключатель спереди и тянет рычажок в сторону (что и ясно из названия), а не вверх или вниз.

Изначально такая система появилась в переключателях из 11-скоростных трансмиссий XTR M9000 и XT M8000.  Необходимость подобной конструкции была обусловлена тем, что теперь нужно было оставить больше зазор для колеса, поскольку размеры ободов и покрышек становились больше.

Такой стандарт передних переключателей, по задумке, должен избавить вас от компромиссов, на которые производителям рам приходится идти, меняя длину нижних перьев, чейнлайн и зазор для задней покрышки только для того, чтобы на велосипед можно было поставить передний переключатель.

Для переключателей с боковой тягой тросик прокладывают особым образом – «рубашка» здесь выходит спереди переключателя, прямо возле подседельной трубы рамы. По идее, так можно сделать на любой раме, используя пластиковые хомуты, но это всё-таки не рекомендуется (да и выглядит не очень).

Компания Shimano выпускает подобные переключатели с прямым креплением, с креплением стандарта E-Type и с обычным зажимом на подседельную трубу.

Старые передние переключатели для горных велосипедов

Из-за того, что существуют разные системы задней подвески, со старыми горными велосипедами, где ещё были передние переключатели, всё несколько сложнее. Сейчас такие решения из прошлого всё ещё можно увидеть на некоторых бюджетных горных или гибридных байках.

Давайте быстренько посмотрим, какие там были варианты.

Переключатели с «низким» зажимом

У подобных передних переключателей зажим подседельной трубы расположен ниже, чем обычно. В таком случае сам переключатель находится над этим зажимом.

Переключатели такого типа крепятся на подседельную трубу круглого профиля – зажим при этом расположен очень низко.

Поскольку сам зажим находится низко, ближе к кареточному узлу рамы, а механизм переключателя движется выше зажима, такие переключатели ещё называют «с высоким шарниром».

Здесь, конечно, нужно знать диаметр подседельной трубы рамы. Как правило, сейчас такие переключатели выпускаются с зажимом для трубы на 34,9мм, но при помощи проставок их можно установить также на трубы диаметром 31,8 и 28,6мм.

Переключатели с «высоким» зажимом

Переключатели с «высоким» зажимом легко отличить по зажиму, расположенному над механизмом – сам переключатель при этом находится ниже, и такие модели часто называют «с низким шарниром».

Подобные переключатели крепятся к подседельной трубе намного выше, чем модели предыдущего типа – они получили популярность на многих двухподвесах и на тех рамах, где опустить зажим ниже не представляется возможным.

Поскольку в этом случае зажим находится выше основного механизма, такие переключатели также называют «с низким шарниром».

Крепятся к раме они примерно так же, как и модели с «низким» зажимом, и здесь тоже наиболее популярны зажимы для труб диаметром 34,9мм, а в случае с более тонкими трубами можно использовать специальные проставки.

В случае с некоторыми рамами, где толщина подседельной трубы постоянна, можно использовать переключатели и с «высоким», и с «низким» зажимом. Но в целом, модели с «низким» зажимом обеспечивают больше пространства для фляги в переднем треугольнике рамы, более лаконично выглядят и меньше весят.

Переключатели с прямым креплением

У переключателей с прямым креплением сверху есть одно отверстие для крепёжного болта.

Такие переключатели стали популярны незадолго до всеобщего перехода к одной ведущей звезде. Они крепятся к раме единственным болтом, и сзади у них есть специальный вырез, чтобы сохранять соосность с креплением.

Чтобы поставить на велосипед такой переключатель, на раме, понятное дело, должно быть специальное крепление. Компания SRAM называет это крепление «high direct mount» («высокое прямое крепление»), а Shimano – просто «direct mount» («прямое крепление»).

E-Type («низкое прямое крепление», E2-type, S3)

У переключателей с креплением E-Type (которое также называют «низким прямым креплением», E2-type и S3) в корпусе есть два отверстия на расстоянии 22,1мм друг от друга – модели от Shimano здесь предполагают регулировку по высоте и угле расположения, тогда как подобные переключатели SRAM особо не регулируются и рассчитаны на ведущие звёзды определённых размеров.

У передних переключателей с креплением E-Type от Shimano изначально были пластины для крепления к резьбовой каретке. На основе такой конструкции потом появились другие варианты с прямым креплением – это были в некотором смысле «переходные» версии, которые начали использовать, когда производители велосипедов стали потихоньку отказываться от традиционных переключателей с креплением на подседельную трубу.

Сегодня переключатели типа E-Type, как правило, будут без этой пластины с креплением на каретку, и часто такой стандарт называют «низким прямым креплением» или «E2-type».

Другой самый часто встречающийся тип прямого крепления – с двумя болтами на расстоянии 22,1мм друг от друга, где отверстие под болт с правой стороны вынесено на 5мм дальше наружу.

У компании SRAM также были переключатели с этим стандартом крепления – американцы называли его S3 или Spec 3.

Такой стандарт получил некоторое распространение, поскольку если вы переходили к единственной ведущей звезде, это в данном случае было менее заметно.

Переключатели с прямым креплением S2

Помимо крепления E-Type/S3 у SRAM были ещё два варианта крепления переключателя, которые выглядели очень похоже, но при этом не были совместимы друг с другом.

Крепление SRAM S2 (или Spec 2), пожалуй, легче всего спутать с S3 (E-Type). Отверстия здесь также на расстоянии в 22,1мм друг от друга, но при этом переключатель находится дальше от рамы, и разницы в расположении отверстий в 5мм уже не будет. Сегодня переключатели с таким креплением используют очень редко.

Переключатели с прямым креплением S1

И, наконец, у SRAM также есть передние переключатели с «низким прямым креплением» стандарта S1 (или Spec 1). Расстояние между отверстиями для болтов здесь составляет уже 42,7мм. Подобное крепление весьма специфично – как мы знаем, такой стандарт использовала только компания Specialized – да и то, это было давно.

Запчасти в наличии