В этой статье вы найдёте советы по настройке велосипеда – неважно, купили вы новый байк или он уже был у вас много лет, они могут оказаться полезными.
Такие компоненты, как амортизационные вилки, нужно регулировать, учитывая целый ряд факторов. Не забывайте также, что то, как велосипед едет и ощущается, может зависеть от очень многих вещей – например, от ваших педалей или обуви.
К тому же, даже самые лучшие покрышки не смогут раскрыть свой потенциал и обеспечить вам должное сцепление, пока весь велосипед на настроен, как надо. А неверно выбранная высота и угол наклона седла могут быть причиной того, что даже лучшие колёса будут ощущаться не жёстко и не стабильно.
Описанные ниже процедуры мы обычно используем, настраивая тестовые байки. Совершенно не факт, что они сразу подойдут для любого велосипеда, но всё же это хороший список того, что надо проверить – большинству это позволит настроить байк без особых проблем.
1. Настройка высоты седла
Это, конечно, многим покажется очевидным, но высота седла очень критична для общего комфорта, и при этом её часто выставляют неправильно. А неверно выбранная высота седла может привести к болям в коленях или тазобедренных суставах, не говоря уже о падении мощности педалирования.
Так что, если вы не уверены, что знаете, какая высота вам нужна, прочтите наше краткое руководство.
Если у вас есть какой-то велосипед, на котором вы уверены, что седло поднято, как надо, можно просто измерить там расстояние от центра каретки до верхушки седла. Соответственно, на новом велосипеде можно будет выставить такое же расстояние.
Чтобы поменять высоту седла (если вы вдруг не в курсе, как это сделать), ослабьте подседельный зажим, а затем двигайте штырь вверх или вниз. Не забудьте выставить седло в одну линию с верхней трубой рамы и затянуть зажим по окончании процедуры.
И помните, что в дальнейшем высоту седла, вероятно, придётся донастраивать – на это могут влиять мягкость седла, длина шатунов, а также выбор обуви или шорт с "памперсом".
2. Выставьте седло под правильным углом
Для большинства людей оптимальный наклон седла – это либо горизонтальное положение, либо когда носик смотрит слегка вниз. Мы часто можем наблюдать, как люди катаются с носиком, задранным вверх, но ни разу не встречали человека, который не почувствовал бы облегчения, слегка опустив его.
Если же носик чрезмерно опущен вниз, вы можете постоянно сползать по седлу вперёд, к тому же, вам придётся напрягать запястья и кисти.
Впрочем, отметим, что многие владельцы двухподвесов довольно сильно опускают носик вниз, чтобы компенсировать изменение угла седла при прожатии подвески – особенно часто такое имеет смысл при подъёмах.
Собственно, когда вы научитесь правильно регулировать положение седла, то сможете экспериментировать, и найти то самое, идеальное положение для себя.
Полезно бывает также подвигать седло вперёд-назад. Так, если выдвинуть его вперёд, это обеспечит увеличение эффективного угла подседельной трубы и, таким образом, поможет лучше загрузить переднее колесо на подъёмах. С другой стороны, если сдвинуть седло вперёд слишком сильно, ваша посадка может стать скованной и неудобной.
Чтобы отрегулировать угол наклона седла в случае с двухболтовым штырём, ослабьте тот болт, что сзади (против часовой), чтобы опустить носик вниз, или тот, что спереди, чтобы приподнять его. Когда оба болта ослаблены, можно двигать седло вперёд или назад.
После этого можно немного закрутить противоположный болт (по часовой), до тех пор, пока седло не достигнет нужного угла. В конце болты нужно затягивать до конца по очереди – либо динамометрическим ключом согласно рекомендациям производителя, либо просто пока седло не перестанет издавать звуки под нагрузкой.
3. Отрегулируйте высоту руля
Высота руля – важный параметр. Её выбор обычно требует некоторых экспериментов – они позволяют обеспечить правильную посадку и распределение веса.
Увеличив эту высоту, вы сможете эффективнее переносить вес назад на крутых спусках, а также вталкивать переднее колесо в различные ямы и другие элементы рельефа. Впрочем, если поднять руль слишком высоко, вам может быть трудно загрузить переднее колесо при прохождении плоских поворотов или на подъёмах.
В качестве отправной точки (для трейлрайдинга или эндуро) можно выбрать высоту, когда грипсы находятся примерно на уровне (или чуть ниже) седла, если оно полностью поднято для педалирования.
Чтобы отрегулировать высоту руля, открутите болт и снимите крышку рулевой, а затем отпустите болты выноса, чтобы его можно было снять с рулевой трубы вилки.
Для изменения высоты руля нужно поменять число колец под выносом. Когда это сделано, поставьте вынос на место, затяните болт якоря, чтобы выбрать люфт, но не до такой степени, чтобы рулевая туго вращалась или издавала звуки. Выставьте вынос в одну линию с передним колесом и затяните его болты согласно рекомендациям производителя.
4. Меняем наклон руля
Когда вы наклоняете руль вперёд, концы его смещаются вперёд и вверх – это позволяет вам развести при езде локти в стороны и принять более агрессивное положение. А если наоборот, наклонить его назад, вы сможете эффективнее переносить вес тела назад на крутых спусках.
Если вы не знаете точно, какое положение вам нужно, начните с того, когда концы руля смотрят немного вверх. Отпустите два верхних болта выноса, чтобы руль свободно в нём проворачивался. Затем посмотрите на руль и покрутите его в выносе до тех пор, пока он не примет именно такое положение. А потом просто затяните болты обратно согласно рекомендациям производителя.
5. Регулируем положение тормозных ручек
Для начала отпустите болт зажима тормозной ручки (против часовой), чтобы её можно было свободно перемещать по рулю.
Вероятно, что вам также понадобится отпустить болты зажимов манеток, чтобы поставить тормозные ручки туда, куда нужно. Не думайте пока что о манетках, сейчас мы концентрируемся на тормозах.
Затем возьмитесь за грипсы и найдите то положение тормозных ручек, при котором указательный палец комфортно себя ощущает. Он должен упираться в концевую часть ручки, для большего рычага и усилия.
Потом затяните болт зажима так, чтобы ручка оставалась на месте, но её можно было провернуть относительно руля.
После этого выставляйте ручку под нужным углом. Здесь многое зависит от личных предпочтений, но мы бы предложили начать с положения, когда ручка находится градусов на 30 ниже горизонта.
И когда вы нашли оптимальное положение ручки, просто затяните болт зажима ручки, опять же, согласно рекомендациям производителя.
Вторую ручку выставляйте так же, как и первую. Для этого можно измерить расстояние от грипсы до ручки, или же можно просто всё сделать на глаз.
6. Положение манеток
Когда тормозные ручки приняли нужное положение, можно перейти к манеткам переключения и регулируемого подседельного штыря – для начала отпустите болты их зажимов, чтобы можно было двигать и вращать их относительно руля.
Возьмитесь одной рукой за грипсу, а другой рукой выставляйте манетки – они должны располагаться максимально удобно.
В случае с манетками SRAM MatchMaker можно заменить болт зажима T25 на 3-миллиметровый шуруп – это позволит удобнее перемещать манетку внутрь или наружу. В некоторых случаях бывает логично поменять местами тормозные ручки и манетки – для большего удобства.