Это – полное руководство по установке механической трансмиссии на велосипед. Мы здесь использовали Shimano 105, но в случае с другими групсетами и другими брендами всё будет примерно так же. Если вы не знаете, какую трансмиссию выбрать, можете посмотреть наше руководство по их подбору для шоссейных велосипедов – там собрано всё, что нужно знать обо всех основных групсетах на рынке. Если вам нужно поставить на велосипед ещё и тормоза, советуем сделать это вместе с трансмиссией или перед её установкой, особенно если ваши тормозные тросики/гидролинии проходят внутри рамы.
Прежде чем начать, подготовьте все детали и инструменты, а также зафиксируйте раму на ремонтной стойке. Лучше всего, чтобы рама была закреплена неподвижно, и чтобы на велосипеде не стояли колёса и каретка. В зависимости от схемы прокладки кабелей, возможно, вам нужно будет снять с байка также вилку и рулевую колонку.
Полный гайд по шоссейным групсетам / Полный гайд по горным групсетам
Начните с установки кассеты на заднее колесо. Сперва подготовьте барабан втулки – нанесите немного смазки на его шлицы. Затем смотрите, чтобы эти шлицы соответствовали шлицам кассеты – она встанет на барабан только в одном положении. Когда вы установили все звёзды кассеты и проставки, не забудьте нанести ещё немного смазки на прижимную гайку кассеты, прежде чем затягивать её при помощи специального ключа.
Ставим задний переключатель
Опять же, нанесите немного смазки на крепёжный болт переключателя, а затем прикрутите его к "петуху" рамы 5-миллиметровым шестигранным ключом. Здесь важно убедиться, что болт закручивается ровно. В случае с переключателями Shimano небольшая деталь, висящая на этом болте, должна быть параллельна земле, а небольшой выступ должен быть над выемкой "петуха". Также старайтесь закручивать болт с должным усилием.
Ставим передний переключатель
Закрепите на подседельной трубе хомут переключателя с 5-миллиметровым болтом под шестигранный ключ. Не затягивайте его сильно и не думайте о нужной высоте его крепления – к этому вы ещё вернётесь позже. У некоторых новых переключателей также есть дополнительный болт, который обычно нужно почти полностью выкрутить перед установкой переключателя.
Измеряем и обрезаем тросики
Теперь пора приблизительно измерить тросики и обрезать их до нужной длины. Чтобы правильно их измерить, держите их возле рамы, примерно повторяя маршрут их прохождения от манеток к переключателям. Не забудьте оставить хороший запас – они должны нормально огибать руль и позволять вам беспрепятственно его поворачивать. Если у вас есть сомнения, лучше оставьте запас побольше – обрежете до конца потом.
Прокладываем рубашки тросиков внутри или снаружи рамы
Если на вашем велосипеде предусмотрена внутренняя прокладка кабелей, лучше использовать для их проводки специальный набор – проложите для начала "рубашки". Ниже мы подробнее разбираем этот вопрос.
В местах, где "рубашки" подходят к переключателям, используйте для них специальные наконечники – наденьте их на "рубашки" и вставьте всё в переключатели.
Совет: Чтобы "рубашки" тросиков меньше гремели внутри рамы, их можно обернуть, например, поролоном.
Устанавливаем руль и вынос
Если вы ещё не поставили на велосипед руль и вынос, сделайте это сейчас. Сперва наденьте вынос и проставочные кольца (если нужно) на рулевую трубу вилки, затем затяните болт якоря, а после – крепёжные болты выноса. На этом этапе не стоит беспокоиться, если вы не идеально настроили рулевую – это можно сделать позже, когда вы разберётесь с трансмиссией и снимете велосипед со стойки.
Сейчас пришло время поставить манетки. У нас манетки шоссейные, так что оттяните резиновые кожухи, чтобы добраться до крепёжных болтов, и ослабьте болты, чтобы манетки можно было надеть на руль. Покручивая, двигайте их до тех пор, пока верх манеток не будет на уровне с верхом руля, а затем затяните болты. Опять же, сейчас нет смысла точно выставлять их положение – просто закрепите их примерно там, где нужно, чтобы можно было настраивать переключение передач.
Когда вы разобрались с "рубашками", можно поставить на велосипед каретку, если вы этого ещё не сделали. Специфика данного процесса зависит от того, какой у вас кареточный узел – поэтому просто почитайте инструкцию к вашей каретке.
Когда каретка на месте, можно переходить к установке системы шатунов. Опять же, если вы не знаете, как это делается, у нас есть статьи и видео об установке разных типов шатунов – ознакомьтесь.
Регулируем положение переднего переключателя
Итак, шатуны установлены, и теперь можно выставить положение переднего переключателя. Поставьте его так, чтобы внешняя часть рамки находилась на 2-3мм выше большой ведущей звезды, и подкрутите регулировочный болт, чтобы переключатель располагался параллельно звёздам.
Рассчитываем правильную длину цепи
Для этого на велосипед нужно будет поставить колёса. После этого надеваем цепь на самые большие звёзды спереди и сзади.
Начните с того, чтобы надеть цепь на самую большую ведущую звезду, а потом оберните её вокруг большой звезды кассеты – пропускать цепь через ролики заднего переключателя при этом не нужно. Натяните цепь и сведите её концы вместе, чтобы все лишние звенья остались с одной стороны.
Итак, найдите два звена, которые сходятся, а затем добавьте к этому ещё одно полное звено (одну внешнюю и одну внутреннюю часть). Это и будет та длина цепи, которая вам нужна.
Если вы используете замок для цепи, оставьте с каждого конца внутреннюю часть звена, поскольку замок является внешней частью. Таким образом, из ваших расчётов нужно будет убрать одну внешнюю часть звена – её как раз заменит замок.
При помощи выжимки отсоедините от цепи все лишние звенья.
Оберните цепь вокруг малой ведущей звезды и самой маленькой звёздочки в кассете, пропустив её через переключатели. Следите, чтобы она правильно проходила сквозь лапку заднего переключателя и не касалась её выступающей части между роликами.
После этого сведите вместе два свободных конца цепи и соедините их с помощью специального инструмента или просто старой спицы. Помните, что замки облегчают процесс установки цепи – вы просто соединяете концы цепи при помощи замка, а затем тянете цепь с обеих сторон, чтобы замок закрылся.
Обрезаем рубашки тросиков
Прежде чем вставлять тросики, обрежьте их "рубашки" до нужной длины. Вы уже обрезали куски "рубашек" возле переключателей – теперь просто оберните остальные их части вокруг руля, оставив достаточный запас, чтобы руль можно было полностью повернуть в любую из сторон.
На этом этапе должно быть видно, насколько примерно нужно укоротить "рубашки" у руля, чтобы вставить их в манетки.
Устанавливаем на рубашки наконечники
Когда вы укоротили "рубашки", наденьте на них наконечники, причём, соответствующие. Например, наконечники для манеток – особые. Впрочем, фиксировать их в манетках пока не нужно.
Пропускаем тросики внутри рубашек
Когда "рубашки" на месте, пора пропустить через них тросики. Вставьте тросики в манетки и вытяните их до конца, пока бочонок на конце тросика не встанет в нужное место. После этого можно пропустить тросик через все "рубашки" до самых переключателей.
Когда вы протащили тросики до конца, зафиксируйте "рубашки" в манетках, а затем аккуратно заведите их под руль.
Задний переключатель: выставляем верхний и нижний регулировочные винты
Теперь настало время подкрутить регулировочные винты переключателя. Они определяют, как далеко внутрь и наружу он может двигаться, чтобы цепь не слетала с кассеты в сторону спиц или, наоборот, в сторону дропаута рамы. Когда цепь на самой маленькой звезде кассеты, закрутите болт с маркировкой "H" до тех пор, пока ролики переключателя не встанут на одну линию с этой маленькой звездой.
Закручиваем винт с маркировкой "H"
Начнём с винта с маркировкой "H". Отпустите его, и переключатель будет двигаться наружу – убедитесь, что у вас работают все передачи. Когда вы этот винт закручиваете, переключатель движется вовнутрь, предотвращая слетание цепи с кассеты в сторону дропаута. Закручивайте его до тех пор, пока верхний ролик переключателя не будет стоять на одной линии с малой звездой кассеты.
Закручиваем винт с маркировкой "L"
Этот винт предотвращает слетание цепи с кассеты в сторону спиц. В этом случае перекиньте цепь на самую большую звезду кассеты, вращая, разумеется, педали. Если цепь никак не идёт в эту сторону, ослабьте упомянутый винт. Если напротив, цепь идёт дальше, в сторону спиц, закрутите винт. Регулировка будет окончена тогда, когда верхний ролик переключателя встанет на одну линию с самой большой звездой кассеты.
Фиксируем тросик заднего переключателя
Переключите правую манетку до конца вниз, проверьте. чтобы тросик переключения нормально проходил через манетку, "рубашки" и переключатель, и чтобы все регуляторы (на переключателе и манетке) были до конца вкручены. Проденьте тросик через необходимые отверстия заднего переключателя, натяните его и зафиксируйте болтом.
Задний переключатель: разбираемся с винтом "B limit"
На данный момент переключение может быть не идеальным, но вы сможете переключиться на самую большую звезду кассеты – таким образом, можно и выставить винт "B limit" в нужное положение. Он расположен с обратной стороны переключателя и крутится шестигранным ключом на 2мм. Этот винт регулирует расстояние от верхнего ролика переключателя до большой звезды в кассете. Крутите его до тех пор, пока это расстояние (от звезды до зубьев верхнего ролика) не достигнет примерно 5мм.
Задний переключатель: регулируем натяжение тросика
Следующий шаг – это регулировка натяжения тросика, чтобы передачи переключались как положено. Чтобы отрегулировать его натяжение, вращайте регуляторы (на манетке или переключателе). Если есть проблемы с переключением вверх, вам нужно большее натяжение, так что в этом случае вращайте регулятор против часовой. Если же цепь залетает вверх дальше, чем надо, или возникают сложности с переключением вниз, нужно меньшее натяжение – поэтому крутите регулятор по часовой.
Задний переключатель: укорачиваем и приводим в порядок тросик
Последний этап здесь – это удаление излишков тросика, чтобы осталось 30-40мм запаса, после чего на него нужно надеть наконечник. Так что наденьте и зажмите его.
Передний переключатель: выставляем винт с маркировкой "L"
Переключитесь на малую звезду спереди и на самую большую – сзади. Затем крутите винт с маркировкой "L", вращая педали (велосипед ведь всё ещё на ремонтной стойке) до тех пор, пока цепь не начнёт контактировать с внутренней рамкой переключателя, а затем поверните винт на четверть оборота против часовой. Цепь должна почти что уходить из переключателя.
Передний переключатель: выставляем винт с маркировкой "H"
Следующим шагом крутим винт с маркировкой "H". Перед этим нужно переключиться на самую маленькую звезду сзади и на самую большую – впереди. Затем, продавив переключатель рукой до предела наружу, крутите указанный винт до тех пор, пока расстояние между цепью и внешней частью рамки переключателя не достигнет примерно 1мм.
Передний переключатель: фиксируем тросик
Теперь проденьте тросик через зажимной болтик переднего переключателя. Для доступа к этому болтику снимите пластиковый кожух и пока отложите его в сторону. Переключитесь на малую звезду, затем протяните тросик через все "рубашки" и зажмите его конец болтом, продолжая натягивать.
Передний переключатель: укорачиваем и приводим тросик в порядок
Опять же, оставьте запас тросика примерно в 30-40мм. Прежде чем надевать на тросик наконечник, стяните оболочку тросика до упора. Наконец, наденьте и зажмите наконечник, и спрячьте остатки тросика под пластиковым кожухом.
Передний переключатель: регулируем натяжение тросика
Финальный шаг – снова регулировка натяжения тросика. Для этого переключитесь на средние звёзды кассеты и попробуйте переключиться на большую звезду спереди. Если это не получается, значит, натяжения тросика не достаточно. Увеличить его можно при помощи винта микро-регулировки под 2-миллиметровый шестигранный ключ, который расположен возле зажима для тросика.