Если вы только недавно начали ездить на шоссейном велосипеде, вероятно, вы пока ещё знакомитесь со слэнгом, который можно увидеть в Интернете и который используют в разговорах другие райдеры. Одно из часто встречающихся слов – «каденс». Что же это такое? И почему это важно?
Что же такое каденс?
Каденс – это количество оборотов педалей за минуту, которое, собственно, и измеряют в оборотах в минуту (об/мин).
Ясно, что каденс у всех разный – некоторые предпочитают высокий каденс, а некоторые – низкий. У профессиональных гонщиков эти показатели тоже всегда различаются. Могут они отличаться и в зависимости от трассы/рельефа, и от индивидуального стиля езды. Все гонщики тренируются немного по-разному, чтобы показывать максимальные результаты.

Посмотрите, к примеру, на Криса Фрума, который славится высоким каденсом на подъёмах. Даже во время подъёма у него получается держать каденс в 100 об/мин.
Обыкновенные любители крутят, конечно, гораздо медленнее – примерно на уровне 60 об/мин. Райдеры посильнее и посерьёзнее достигают 80-90 об/мин.
Важно ли вообще, какой у вас каденс? Давайте рассмотрим преимущества высокого и низкого каденса, поймём, как каденс измерить и вообще, к какому каденсу стоит стремиться.
Почему же каденс важен?
Каденс – весьма важный параметр, ведь он показывает, сколько усилий вы прикладываете во время езды. Величина этих усилий зависит как раз от скорости прокручивания педалей и от силы нажатия на них.
И если вы хотите увеличить приложенную общую силу (и таким образом – скорость), вам стоит увеличить и усилие как таковое, и каденс.

Если у вас, допустим, хорошая мышечная масса, вы можете действительно сильно давить на педали при достаточно низком каденсе. Если вы, напротив, более лёгкий, вероятно, что такие же усилия у вас приложить не получится, но зато вы сможете увеличить каденс – итоговые показатели скорости будут сопоставимы.
Надо отметить, что педалирование с низким каденсом – это, по большей части, мышечная работа, а с высоким – аэробная работа, связанная с возможностями сердечно-сосудистой системы. Дальше вам уже решать, какие у вас сильные стороны и какой каденс выбирать.
Как измерить каденс?
Классический метод измерения каденса, существовавший ещё до появления всевозможных датчиков – просто посчитать, сколько раз вы прокрутите педали за минуту.
Сейчас в продаже есть много датчиков, которые устанавливаются на левое нижнее перо рамы. В этом случае на шатун ставят специальный магнит, и сенсор считывает, сколько раз шатун пролетел мимо него.

Информация от датчика поступает в велокомпьютер, который регистрирует ваш каденс. И вы можете, например, узнать свой средний каденс во время заезда или отследить, как каденс меняется от недели к неделе.
Некоторые другие устройства для измерения каденса просто крепятся к шатуну и работают сами по себе. А если у вас есть измеритель мощности, то он тоже должен показывать каденс.
Какой же каденс лучше?
На самом деле, лучшего каденса вовсе нет. Каденс зависит от многих факторов, которые часто различаются у разных райдеров (мы уже упоминали, например, мышечную массу и т.д.).
Большую роль в этом деле играет, конечно, опыт. Чем больше вы ездите на велосипеде, тем быстрее вы найдёте свой идеальный каденс. Большинство райдеров находят каденс интуитивно, особо об этом и не размышляя.

Кроме того, вы ведь будете кататься в новых местах, у вас будут время от времени возникать новые трудности, что приведёт к тому, что и каденс будет меняться. Поэтому лучше слишком много об этом не думать и принимать какие-то решения прямо по ходу дела.
А вот что полезно знать – это можете ли вы держать каденс в 70 об/мин, например, и повысить его до 80-90 об/мин при необходимости.
Как улучшить свой каденс
Вместо того, чтобы постоянно думать о том, что каденс нужно повышать, лучше подумать о том, что его нужно не повышать, а именно улучшать.
То есть, научиться крутить педали с разной скоростью без потери эффективности, сохранять правильное положение на байке и стабильность.
Попробуйте ездить на низких передачах с высоким каденсом – это улучшает нейромышечные связи и приучает вас крутить педали ровно. А низкий каденс на высоких передачах поможет наращивать силу.