Когда действующий обладатель жёлтого джерси и, в целом, лучший гонщик мира стартует на Тур де Франс с одной ведущей звездой – это явно что-то значит для всего велоспорта.
Собственно, к этому всё шло уже довольно давно. Например, в марте Ваут Ван Арт заехал на подиум гонки Милан-Сан Ремо с одной передней звездой, в апреле на гонке Париж-Рубэ у большинства гонщиков стояли такие трансмиссии, а потом Йонас Вингегор выиграл горный этап Критериум Дофине – угадайте, сколько ведущих звёзд было на его велосипеде.
Вообще, если послушать самих гонщиков, особенно прорайдеров SRAM, они скажут, что в использовании одной звезды сейчас, в 2023 году, нет ничего особенного. Но здесь речь всё-таки о Тур де Франс.
И, конечно, видеть такие велосипеды в действии у Ван Арта и Вингегора (последнему ещё предстоит защитить свой чемпионский титул), особенно не на плоских участках было достаточно, чтобы действительно удивить некоторых.
Позже гонщик команды Lidl-Trek Мадс Педерсен выиграл ещё один этап с одной передней звездой – у него, опять же, стояла трансмиссия SRAM Red AXS. А Вингегор со своими товарищами по команде Jumbo-Visma вообще стал чемпионом GrandTour по сумме этапов на своём жёлтом Cervelo S5 с единственной ведущей звездой.
Так будут ли профессионалы и дальше ставить одну ведущую звезду на велосипеды? Сейчас гонщики впервые появляются на этапах GrandTour с такими трансмиссиями – станут ли они популярны в будущем?
Мы поговорили с представителями SRAM и Shimano – двух крупнейших производителей с противоположными взглядами на этот вопрос, а также с менеджером команды Uno-X Pro Cycling, которая одной из первых сделала ставку на единственную ведущую звезду в шоссейных гонках, чтобы обсудить эти перспективы.
Как вообще дожили до такого?
Теоретически может показаться, что если убрать вторую ведущую звезду и передний переключатель, это только упростит гонщику жизнь – но на самом деле, это вполне может, наоборот, её усложнить.
Для начала, выбирая такую трансмиссию, вы вряд ли захотите использовать стандартную переднюю звезду. Скорее всего, вам понадобится звезда другой конструкции – например, с зубьями переменной толщины (т.н. narrow-wide). Подобные звёзды ограничивают движение цепи в стороны и, таким образом, собственно, уменьшают шансы её слетания со звезды. Впрочем, это всё же возможно, как недавно обнаружил Примож Роглич, который проехал гонку Джиро д’Италия с трансмиссией SRAM XPLR – она подразумевает наличие лишь одной звезды спереди.
Там лидировал гонщик по имени Герайнт Томас, и на участке под номером 20 была гонка с раздельным стартом в гору. На старте подъёма Примож пересел с разделочного велосипеда на шоссейник с одной ведущей звездой, но потом наехал на трещину в асфальте, и у него слетела цепь. Шансов на победу у него, таким образом, почти не осталось.
Однако, проблему удалось быстро устранить, и тогда гонщик из Словении сумел перехватить лидерство и всё-таки выиграть гонку.
Когда мы спросили представителей SRAM, что случилось с цепью Роглича, ответственный за техническую часть Сэм Уатт сказал: "Честно говоря, мы не знаем – на гонках может быть всякое. Но вообще, то, что произошло с Рогличем – явно не рядовой случай".
В добавок к переменному профилю зубьев звезды здесь часто используют и подобие цепегасителя, чтобы цепь лишний раз не прыгала и не слетала. Возможно, цепегаситель – вообще самая важная часть всей этой системы.
Ну, и финальная деталь такой трансмиссии – задний переключатель с трещоткой, которая увеличивает натяжение цепи. Такое решение, в зависимости от его конструкции, может, конечно, увеличить трение в трансмиссии.
Почему другие команды не используют одну ведущую звезду?
После победы Педерсена в спринте на восьмом этапе стало ясно, что велосипеды с одной ведущей звездой оставили след и в Тур де Франс. На финише, на подъёме в Лимоэс, он опередил доминировавшего до этого Джаспера Филипсена и ван Арта.
Но, как мы знаем, одна ласточка весны не делает. На большинстве других этапов гонщики с трансмиссиями SRAM всё же выбирали две ведущие звезды, а прорайдеры Shimano и Campagnolo, как мы уже говорили, всегда ездят с двумя звёздами.
Компания SRAM сначала совершила прорыв с горными велосипедами, выпустив групсет с одной ведущей звездой ещё в октябре 2012 года, и теперь на большинство дорогих горных байков ставят именно такие трансмиссии. Собственно, вскоре этому примеру последовала и Shimano, но в случае с шоссейниками японский бренд остановился на двух передних звёздах.
По словам одного из менеджеров Shimano Берта Рёсемса, с двумя ведущими звёздами уменьшается шаг между передачами, и райдеру проще поддерживать привычный каденс.
"В случае с нашими трансмиссиями передачи просто лучше распределяются," – говорит Рёсемс. – "Большие шаги между передачами в кассете ведут к тому, что вы крутите педали не так эффективно".
Особенно это актуально для горных участков, поэтому команды Jumbo-Visma и Lidl-Trek использовали групсеты с одной ведущей звездой только на холмистых дорогах Бильбао и на равнинных спринтах, а вот для этапов в Альпах и Пиренеях выбирали привычные две звезды.
Интересен, конечно, подход Вона Фользаха и команды Uno-X. Фользах говорит, что трансмиссии с одной передней звездой лучше практически для любых условий. Но командные гонщики при этом вовсе не пользовались такими трансмиссиями на этапах GrandTour.
"Одно дело – как всё выглядит на бумаге, а другое – это практическое применение," – говорит Вон, – "да и старые привычки тоже приходится менять".
"Пока что, если не считать втулки Classified, мы использовали такие групсеты только в однодневных гонках, поскольку там у нас больше времени на подготовку. Всё же механикам трудновато менять трансмиссии с 1x на 2x и обратно на 24 командных велосипедах между этапами".
А что насчёт давления спонсоров?
Если не считать команду Uno-X – к тому же, не забывайте, что она использует групсеты Shimano, но официально не спонсируется – мы наблюдали разные подходы к этому вопросу у команд Shimano и SRAM.
И, в конце концов, трудно узнать, используют райдеры какие-то компоненты потому что им так хочется, или потому что приходится – здесь может иметь место давление и команды, и спонсоров. Только в редких случаях мы видим, что гонщики не идут на поводу у спонсоров – всё же, как ни крути, велоспорт и существует за счёт спонсорства.
Впрочем, когда мы спросили Уатта из компании SRAM, он ответил достаточно чётко.
"Что касается перехода к одной ведущей звезде, мы никаких требований гонщикам не предъявляли," – говорит он, – "Мы просто поставили им все версии оборудования, которые у нас есть, а дальше они попробовали и выбрали то, что больше понравилось".
С командами Shimano всё немного по-другому. "У наших команд нет возможности ставить на велосипеды трансмиссии с одной передней звездой," – говорит Рёсемс. – "У нас, в принципе, нет таких трансмиссий, да и задние переключатели на это не рассчитаны".
Что же дальше будет с подобными трансмиссиями?
Теперь самая статусная гонка прошла, Йонас Вингегор одержал уверенную победу над Тадеем Погачаром, а окно самого большого веломагазина, если можно так выразиться, закрыто. Что же теперь?
"Не думаю, что эти групсеты куда-то пропадут," – говорит Уаттс, – "ребята из SRAM, конечно, сделали на них ставку. Реакция людей превзошла все ожидания – они начинают понимать все их преимущества. Команда Jumbo-Visma в итоге доказала, что это очень универсальные трансмиссии, если использовать правильные передаточные соотношения. Уверен, что мы будем видеть их всё чаще".
Весь этот процесс могут, конечно, ускорить и новые разработки, такие как система Classified. Напомним – их втулка PowerShift способна заменить передний переключатель и обеспечить трансмиссии такой же диапазон передач, как две ведущие звезды. Безусловно, эта компания набирает популярность и привлекает инвесторов, но всё же, есть на её пути и препятствия. Более того, ни Shimano, ни SRAM прямо не подтвердили совместимость своих трансмиссий с такими втулками.
Как бы то ни было, систему Classified уже успели протестировать гонщики высочайшего уровня. Так, Виктор Кампенартс использовал её на гонках Classics, а команда Uno-X – на этапах Tour of Hungary. И мы бы не удивились, если бы руководство компании в ближайшем будущем приняло решение о спонсировании какой-то профессиональной команды.
Что же касается Shimano, японцы вообще ничего не говорят о том, появятся ли у них какие-то шоссейные трансмиссии с одной ведущей звездой.
"Мы постоянно разрабатываем новую продукцию и пытаемся придумать новые решения, а потому прислушиваемся к мнениям наших гонщиков и следим за трендами на рынке," – только и сказал Рёсемс.
Это всё, конечно, вообще не удивительно. Японский бренд обычно не спешит следовать каким-то трендам, предпочитая сперва посмотреть за их развитием. Вспомните, сколько лет прошло, пока эта компания не решила таки ответить SRAM и Campagnolo, перейдя к 12 передачам.
Однако, получается, что именно следующий шаг Shimano, как главного игрока на рынке шоссейных групсетов и спонсора 14 из 18 команд WorldTour (SRAM спонсирует три, а Campagnolo – одну), может быть ключевым.
Если бы пять лет вы назад сказали Адаму Блиту, что и Тур де Франс, и Джиро д’Италия выиграют гонщики с одной ведущей звездой (хотя бы на некоторых этапах), сложно даже предположить, что бы он ответил. Вероятно, у шоссейных групсетов такого плана всё же есть какое-то будущее.