Каталог
Распродажа велосипедов
Велосипеды
Самокаты
Детям
Аксессуары
Запчасти
Экипировка
Бренды
Сервис и услуги
Подарочные карты
Все велосипеды Все электровелосипеды
Горные
Городские
Шоссейные
Детские
Экстремальные
Подборки брендов
Подборки диаметров колёс
Другие велосипеды
Все аксессуары
Безопасность
Комфорт
Обслуживание
Транспортировка
Велотренажёры
Все запчасти
Тормоза
Колёса
Фюзеляж
Кокпит
Переключение
Трансмиссия
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Назад

Шоссейные велосипеды с одной ведущей звездой. Новая реальность?

Когда действующий обладатель жёлтого джерси и, в целом, лучший гонщик мира стартует на Тур де Франс с одной ведущей звездой – это явно что-то значит для всего велоспорта.

Собственно, к этому всё шло уже довольно давно. Например, в марте Ваут Ван Арт заехал на подиум гонки Милан-Сан Ремо с одной передней звездой, в апреле на гонке Париж-Рубэ у большинства гонщиков стояли такие трансмиссии, а потом Йонас Вингегор выиграл горный этап Критериум Дофине – угадайте, сколько ведущих звёзд было на его велосипеде.

Вообще, если послушать самих гонщиков, особенно прорайдеров SRAM, они скажут, что в использовании одной звезды сейчас, в 2023 году, нет ничего особенного. Но здесь речь всё-таки о Тур де Франс.

И, конечно, видеть такие велосипеды в действии у Ван Арта и Вингегора (последнему ещё предстоит защитить свой чемпионский титул), особенно не на плоских участках было достаточно, чтобы действительно удивить некоторых.

Позже гонщик команды Lidl-Trek Мадс Педерсен выиграл ещё один этап с одной передней звездой – у него, опять же, стояла трансмиссия SRAM Red AXS. А Вингегор со своими товарищами по команде Jumbo-Visma вообще стал чемпионом GrandTour по сумме этапов на своём жёлтом Cervelo S5 с единственной ведущей звездой.

Так будут ли профессионалы и дальше ставить одну ведущую звезду на велосипеды? Сейчас гонщики впервые появляются на этапах GrandTour с такими трансмиссиями – станут ли они популярны в будущем?

Мы поговорили с представителями SRAM и Shimano – двух крупнейших производителей с противоположными взглядами на этот вопрос, а также с менеджером команды Uno-X Pro Cycling, которая одной из первых сделала ставку на единственную ведущую звезду в шоссейных гонках, чтобы обсудить эти перспективы.

Как вообще дожили до такого?

Теоретически может показаться, что если убрать вторую ведущую звезду и передний переключатель, это только упростит гонщику жизнь – но на самом деле, это вполне может, наоборот, её усложнить.

Для начала, выбирая такую трансмиссию, вы вряд ли захотите использовать стандартную переднюю звезду. Скорее всего, вам понадобится звезда другой конструкции – например, с зубьями переменной толщины (т.н. narrow-wide). Подобные звёзды ограничивают движение цепи в стороны и, таким образом, собственно, уменьшают шансы её слетания со звезды. Впрочем, это всё же возможно, как недавно обнаружил Примож Роглич, который проехал гонку Джиро д’Италия с трансмиссией SRAM XPLR – она подразумевает наличие лишь одной звезды спереди.

Там лидировал гонщик по имени Герайнт Томас, и на участке под номером 20 была гонка с раздельным стартом в гору. На старте подъёма Примож пересел с разделочного велосипеда на шоссейник с одной ведущей звездой, но потом наехал на трещину в асфальте, и у него слетела цепь. Шансов на победу у него, таким образом, почти не осталось.

Однако, проблему удалось быстро устранить, и тогда гонщик из Словении сумел перехватить лидерство и всё-таки выиграть гонку.

Когда мы спросили представителей SRAM, что случилось с цепью Роглича, ответственный за техническую часть Сэм Уатт сказал: "Честно говоря, мы не знаем – на гонках может быть всякое. Но вообще, то, что произошло с Рогличем – явно не рядовой случай".

В добавок к переменному профилю зубьев звезды здесь часто используют и подобие цепегасителя, чтобы цепь лишний раз не прыгала и не слетала. Возможно, цепегаситель – вообще самая важная часть всей этой системы.

Ну, и финальная деталь такой трансмиссии – задний переключатель с трещоткой, которая увеличивает натяжение цепи. Такое решение, в зависимости от его конструкции, может, конечно, увеличить трение в трансмиссии.

Почему другие команды не используют одну ведущую звезду?

После победы Педерсена в спринте на восьмом этапе стало ясно, что велосипеды с одной ведущей звездой оставили след и в Тур де Франс. На финише, на подъёме в Лимоэс, он опередил доминировавшего до этого Джаспера Филипсена и ван Арта.

Но, как мы знаем, одна ласточка весны не делает. На большинстве других этапов гонщики с трансмиссиями SRAM всё же выбирали две ведущие звезды, а прорайдеры Shimano и Campagnolo, как мы уже говорили, всегда ездят с двумя звёздами.

Компания SRAM сначала совершила прорыв с горными велосипедами, выпустив групсет с одной ведущей звездой ещё в октябре 2012 года, и теперь на большинство дорогих горных байков ставят именно такие трансмиссии. Собственно, вскоре этому примеру последовала и Shimano, но в случае с шоссейниками японский бренд остановился на двух передних звёздах.

По словам одного из менеджеров Shimano Берта Рёсемса, с двумя ведущими звёздами уменьшается шаг между передачами, и райдеру проще поддерживать привычный каденс.

"В случае с нашими трансмиссиями передачи просто лучше распределяются," – говорит Рёсемс. – "Большие шаги между передачами в кассете ведут к тому, что вы крутите педали не так эффективно".

Особенно это актуально для горных участков, поэтому команды Jumbo-Visma и Lidl-Trek использовали групсеты с одной ведущей звездой только на холмистых дорогах Бильбао и на равнинных спринтах, а вот для этапов в Альпах и Пиренеях выбирали привычные две звезды.

Интересен, конечно, подход Вона Фользаха и команды Uno-X. Фользах говорит, что трансмиссии с одной передней звездой лучше практически для любых условий. Но командные гонщики при этом вовсе не пользовались такими трансмиссиями на этапах GrandTour.

"Одно дело – как всё выглядит на бумаге, а другое – это практическое применение," – говорит Вон, – "да и старые привычки тоже приходится менять".

"Пока что, если не считать втулки Classified, мы использовали такие групсеты только в однодневных гонках, поскольку там у нас больше времени на подготовку. Всё же механикам трудновато менять трансмиссии с 1x на 2x и обратно на 24 командных велосипедах между этапами".

А что насчёт давления спонсоров?

Если не считать команду Uno-X – к тому же, не забывайте, что она использует групсеты Shimano, но официально не спонсируется – мы наблюдали разные подходы к этому вопросу у команд Shimano и SRAM.

И, в конце концов, трудно узнать, используют райдеры какие-то компоненты потому что им так хочется, или потому что приходится – здесь может иметь место давление и команды, и спонсоров. Только в редких случаях мы видим, что гонщики не идут на поводу у спонсоров – всё же, как ни крути, велоспорт и существует за счёт спонсорства.

Впрочем, когда мы спросили Уатта из компании SRAM, он ответил достаточно чётко.

"Что касается перехода к одной ведущей звезде, мы никаких требований гонщикам не предъявляли," – говорит он, – "Мы просто поставили им все версии оборудования, которые у нас есть, а дальше они попробовали и выбрали то, что больше понравилось".

С командами Shimano всё немного по-другому. "У наших команд нет возможности ставить на велосипеды трансмиссии с одной передней звездой," – говорит Рёсемс. – "У нас, в принципе, нет таких трансмиссий, да и задние переключатели на это не рассчитаны".

Что же дальше будет с подобными трансмиссиями?

Теперь самая статусная гонка прошла, Йонас Вингегор одержал уверенную победу над Тадеем Погачаром, а окно самого большого веломагазина, если можно так выразиться, закрыто. Что же теперь?

"Не думаю, что эти групсеты куда-то пропадут," – говорит Уаттс, – "ребята из SRAM, конечно, сделали на них ставку. Реакция людей превзошла все ожидания – они начинают понимать все их преимущества. Команда Jumbo-Visma в итоге доказала, что это очень универсальные трансмиссии, если использовать правильные передаточные соотношения. Уверен, что мы будем видеть их всё чаще".

Весь этот процесс могут, конечно, ускорить и новые разработки, такие как система Classified. Напомним – их втулка PowerShift способна заменить передний переключатель и обеспечить трансмиссии такой же диапазон передач, как две ведущие звезды. Безусловно, эта компания набирает популярность и привлекает инвесторов, но всё же, есть на её пути и препятствия. Более того, ни Shimano, ни SRAM прямо не подтвердили совместимость своих трансмиссий с такими втулками.

Как бы то ни было, систему Classified уже успели протестировать гонщики высочайшего уровня. Так, Виктор Кампенартс использовал её на гонках Classics, а команда Uno-X – на этапах Tour of Hungary. И мы бы не удивились, если бы руководство компании в ближайшем будущем приняло решение о спонсировании какой-то профессиональной команды.

Что же касается Shimano, японцы вообще ничего не говорят о том, появятся ли у них какие-то шоссейные трансмиссии с одной ведущей звездой.

"Мы постоянно разрабатываем новую продукцию и пытаемся придумать новые решения, а потому прислушиваемся к мнениям наших гонщиков и следим за трендами на рынке," – только и сказал Рёсемс.

Это всё, конечно, вообще не удивительно. Японский бренд обычно не спешит следовать каким-то трендам, предпочитая сперва посмотреть за их развитием. Вспомните, сколько лет прошло, пока эта компания не решила таки ответить SRAM и Campagnolo, перейдя к 12 передачам.

Однако, получается, что именно следующий шаг Shimano, как главного игрока на рынке шоссейных групсетов и спонсора 14 из 18 команд WorldTour (SRAM спонсирует три, а Campagnolo – одну), может быть ключевым.

Если бы пять лет вы назад сказали Адаму Блиту, что и Тур де Франс, и Джиро д’Италия выиграют гонщики с одной ведущей звездой (хотя бы на некоторых этапах), сложно даже предположить, что бы он ответил. Вероятно, у шоссейных групсетов такого плана всё же есть какое-то будущее.