Как известно, на шоссейных велосипедах сегодня уже преобладают дисковые тормоза – большинство производителей отказались от ободных в пользу более мощной дисковой гидравлики. Однако, многие райдеры всё равно предпочитают именно ободные тормоза за их простоту, малый вес и классический внешний вид.
Одна из самых частых операций, которых требуют такие тормоза – это, конечно, замена колодок. Не сказать, что это так уж сложно, но, тем не менее, нужно знать, как это правильно делать, дабы избежать потом проблем на шоссе.
В данном руководстве мы рассмотрим, пожалуй, самую широко распространённую версию ободных тормозов – с картриджными колодками. Понять, что у вас именно такие колодки, можно просто по их виду – тормозная часть там сидит на металлической основе, которая и прикручивается к тормозу. Существуют и другие типы колодок с прямым креплением, которые устанавливать посложнее – впрочем, в этом руководстве мы о них говорить не будем.
Как понять, что мои колодки изношены?
Когда вы оцениваете состояние колодок, важно рассматривать каждую из них по отдельности. Уже одно это может сообщить вам многое о работе тормозов и их эффективности.
На большинстве колодок есть небольшая линия – когда они стираются до этого предела, значит, пришло время их заменить. Если такой линии нет, можно оценивать на глаз – когда тормозной поверхности остаётся всего несколько миллиметров, колодки пора менять.
Сравнение износа правой и левой колодки, а также его равномерность укажет вам на то, есть ли какие-то проблемы с настройками и балансировкой тормозов. Если они настроены правильно, обе колодки будут изнашиваться одинаково и равномерно.
Когда вы поняли, что колодки пора менять, первым делом нужно подготовить к этому велосипед. Ремонтная стойка комфортной высоты в данном случае может здорово упростить вам жизнь. Неплохо также снять с велосипеда оба колеса и почистить тормоза при помощи дегризера или специального очистителя.
Почти на всех ободных тормозах будут стоять так называемые колодки картриджного типа – в этом случае материал тормозной поверхности вставляется в металлический картридж, который крепится к тормозу. Это позволяет поставить колодки в правильное положение, после чего материал тормозной поверхности можно менять много раз, и каждый раз регулировать положение колодок в этом случае не нужно. Чтобы вынуть материал колодки из картриджа, для начала выкрутите двухмиллиметровый болт, который его удерживает.
Когда вы сняли эти болтики, отложите их в сторону и проверьте на предмет повреждений. Также будет полезно нанести на резьбу немного смазки, прежде чем закручивать болтики обратно – тогда в другой раз вам будет проще вновь их снять.
Нажатия большого пальца должно быть достаточно, чтобы вынуть материал колодки из картриджа, хотя иногда он сидит плотно, и его бывает нужно подвигать из стороны в сторону. Делать что-либо ещё для снятия колодок не рекомендуется, поскольку в этом случае можно повредить раму или вилку, если инструмент соскользнёт.
Совет: Чтобы всё это было удобнее и безопаснее для ваших рук, можно, когда вы вынимаете колодки, между колодкой и большим пальцем проложить кусочек ткани (например, микрофибры).
Не забывайте, что на новых колодках есть маркировки, указывающие, с какой стороны их нужно ставить и в каком направлении ориентировать.
Чтобы поставить новые колодки, просто делайте наоборот всё, что было, когда вы снимали старые – единственное, внимательно читайте, что на них написано и какие стрелочки нарисованы. Как правило, там есть направленная вперёд стрелка (она показывает направление) и надпись, определяющая, для какой они стороны (правой или левой). Если всё установлено правильно, вырез в задней части колодки должен совпасть с винтиком, который удерживает колодку на месте.
Теперь, когда новые колодки на своих местах, самое время закрутить удерживающие винты. Будьте с ними аккуратны – здесь очень легко сорвать резьбу или повредить головку винтика. Помните, что их не нужно сильно затягивать – усилия в 2-3 Н-м будет достаточно.
Окончательные регулировки
Когда вы поставили колёса на место, вероятно, что обода будут тереть о колодки, поскольку новые колодки явно толще изношенных. Чтобы это скомпенсировать, нужно подкрутить регулировочную гайку тормоза – до тех пор, пока колодки не перестанут касаться обода, и ход тормозной ручки не станет для вас приемлемым.
И последнюю проверку нужно проводить непосредственно перед выездом – просто убедиться, что колодки прилегают к нужной части обода и подходят к ней под прямым углом.