В последние годы популярность гравийных велосипедов резко возросла, и они стали основным выбором для многих велосипедистов. Легко понять, почему это так, ведь они универсальны и способны преодолевать практически любой рельеф, но в действительности многое остается за кадром. Все-таки подводных камней здесь тоже немало. И все же, стоит ли покупать гравийный велосипед, или гравий – это всего лишь своего рода «хайп» в велосипедной индустрии?
В течение многих лет у вас был шоссейный велосипед для езды по дорогам, и, возможно, даже циклокроссовый для зимних гонок по грязи и марафона, или горный велосипед, если вы регулярно выезжали на пересеченную местность. Велосипедная индустрия была вполне понятной, но затем велосипедисты начали покупать циклокроссы и приспосабливать их для зимней езды и поездок на работу, устанавливая крылья, багажники (там, где они имеют крепления) и более широкие покрышки.
Тем временем в США росла популярность гравийных гонок – соревнований на длинные дистанции, проводимых преимущественно на гравийных трассах (в Штатах их очень много). Это, в общем-то, и привело к созданию специализированного гравийного велосипеда, ведь индустрия всегда стремится пораждать новые тренды. Да, гравийные велосипеды отличаются от циклокроссовых, горных и шоссейных, но заимствуют ключевые черты у каждого из этих направлений.
Дисковые тормоза установлены практически повсеместно. Предусмотрены зазоры для более широких шин, крепления для багажника и крыльев, а геометрия спроектирована для комфорта, разделяя разницу между шоссейным и циклокроссовым велосипедом.
Один велосипед на все случаи жизни?
Во-первых, пусть вас не отпугивает название "гравийный велосипед". Несмотря на то, что гравийных дорог на вашем пути может быть не так уж много, гревелы подходят для гораздо большего, чем просто езда по гравию.
Если вы не участвуете в гонках, гравийный велосипед может стать тем единственным велосипедом, который вам нужен, поскольку на нем можно проехать практически везде, кроме очень сложных горных трасс.
Большинство из нас не участвуют в серьезных гонках, поэтому мы используем велосипеды для поездок на работу и для развлечения. Возможность использования полноценных крыльев делает их круглогодичным выбором, шины бОльшей ширины хорошо справляются с любыми дорогами и позволяют выбирать более замысловатые маршруты.
Посадка в велосипеде удобная, и при этом велосипеды достаточно быстрые, чтобы преодолевать даже самые изощренные сегменты Strava.
Гравийные велосипеды позволяют легко менять покрышки, а при правильном выборе резины на них можно комфортно ездить в любое время года. Это делает их пригодными для круглогодичного катания.
Кроме того, такие велосипеды обычно имеют более комфортную геометрию, что делает их подходящими для поездок на дальние расстояния и велопутешествий. Они более устойчивы, что может быть полезно в зимние месяцы на скользких дорогах.
41777, 40999, 41498, 41098, 36665, 40938, 41060, 41096
Характеристики управляемости
Хотя вы, возможно, не сможете заметить разницу между геометрией шоссейного и гравийного велосипедов, небольшие отличия существенно влияют на их управляемость.
Основные отличия заключаются в том, что для гравийных велосипедов характерны более слабый угол наклона головной трубы, более длинная колесная база и более низкая каретка, что повышает устойчивость.
Хотя для гравийных велосипедов приоритетом является стабильность, они менее проворны, чем шоссейные велосипеды, если только это не полноценные гоночные велосипеды. Это означает, что при прохождении технических участков они будут не столь проворны, а при вхождении в повороты могут быть менее отзывчивы.
Установка бескамерных шин
Производители велосипедов, как правило, не поставляют их с полностью подготовленными для езды шинами. Следовательно, велосипед для гравия не будет поставляться с уже накачанными бескамерными покрышками, так как герметик может вытечь во время транспортировки. Вместо этого они обычно поставляются с недорогими внутренними камерами.
Сдувание покрышек снижает риск повреждения их и ободов при транспортировке, что позволяет более эффективно их упаковать. В некоторых местах также действуют правила, запрещающие перевозку контейнеров под давлением или предметов, содержащих сжатый воздух.
Несмотря на это, использование бескамерных покрышек для езды по гравию необходимо, так как они повышают устойчивость к проколам и позволяют использовать более низкое давление в шинах, что, в свою очередь, обеспечивает лучшее сцепление с дорогой.
Замена стоковых покрышек
Качество шин, входящих в стандартную комплектацию гравийного велосипеда, может существенно различаться в зависимости от марки, модели и цены, но чаще всего это весьма простые варианты.
Для обеспечения наилучшего сцепления, защиты от проколов и общей производительности мы рекомендуем заменить штатные шины на одни из лучших моделей для гравийных велосипедов, чтобы получить максимум удовольствия от поездок по бездорожью.
Поскольку на гравийные велосипеды можно устанавливать широкий спектр шин, следует выбирать их ширину в соответствии с вашими предпочтениями и особенностями местности. Например, более широкая резина обеспечивает больший комфорт и лучше подходит для пересеченной местности.
Рисунок протектора шин также играет важную роль – более гладкие протекторы лучше подходят для ровных поверхностей, а более агрессивный рисунок протектора – для рыхлой местности.
Бескамерные шины – не панацея
Несмотря на то, что бескамерные шины рекомендуется использовать при езде по гравию, они не обеспечивают абсолютной защиты от проколов, и на пересеченной местности все равно можно получить пробоину, если отверстие слишком большое для герметизации.
Поэтому все равно необходимо иметь при себе ремкомплект и запасную камеру. Если вы ограничены в пространстве, то хорошим выбором будут трубки из TPU (термопластичного полиуретана), поскольку они легче и складываются гораздо компактнее, чем классические бутиловые варианты.
40709, 41061, 40594, 41439, 42393, 42518, 41348, 39684
Покупка двух вилсетов
Чтобы превратить свой гравийный велосипед в единое целое, стоит приобрести два вилсета (колесные пары), причем оба они должны быть бескамерными. Одна колесная пара может использоваться для езды по шоссе, а другая – для езды по гравию/внедорожью.
Если у вас уже есть вилсет 700c для шоссейного катания, возможно, стоит рассмотреть вариант с колесами 650b. Меньший размер обода позволяет установить самые большие по объему шины для гравийных велосипедов.
Если вы располагаете определенным бюджетом, подумайте о том, чтобы выделить большую часть из него на шоссейный вилсет. То, что важно для гравийных колес, не обязательно дорого, а прочность всегда важнее легковесности.