Москва
Бонусы:
0
+7 495 215-17-18
Мы в социальных сетях
Сервис и услуги
Подарочные карты
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.

Эволюция велосипеда за 10 лет: как изменился маунтинбайк (2013-2023)

Совсем недавно в немецком Франкфурте завершилось одно из главных велособытий года – выставка EuroBike 2022. На ней было представлено множество передовых технологий, новых велосипедов, продвинутых аксессуаров и компонентов. Смотришь на все эти крутые новинки и, порой, поверить не можешь, что велоиндустрия достигла таких высот. Что же будет дальше?

Этого мы не знаем, но вот сравнить прошлое с настоящим интересно. Сегодня у нас будет ретроспектива. Поговорим о том, как изменились горные велосипеды за последние 10 лет.

Колеса

Первое и самое главное изменение – это колеса. Последние 10 лет окончательно и, наверное, бесповоротно сместили с Олимпа 26 дюймов. Бал правят найнеры. Нам кажется, это здорово. Это правильное изменение, которое сегодня позволяет кататься быстрее и комфортнее начиная с городских прогулок, заканчивая Кубком мира по даунхиллу. 

Дело в том, что главное достоинство велосипедов с 29 дюймовыми колесами – накат, комфорт и проходимость.

Это хорошо ощущается на грунтах или трейлах с неровной поверхностью вроде камней, корней или ямам. Такие неровности меньше ощущаются с увеличением диаметра колес. 26-дюймовые колеса буквально проваливаются между неровностями и велосипедист “вытрясается”. На найнере можно ехать намного комфортнее и быстрее, потому что пятно контакта больше и неровности рельефа сглаживаются. 

Плюс к этому, у 29" колес меньше угол атаки. Это угол, который образуется при наезде колеса на препятствие. У найнеров он наименьший по сравнению с другими диаметрами. Это значит, что колесо не сильно потеряет в скорости, при наезде на препятствия.

Именно по этим главным причинам 29 колеса захватывают все больше дисциплин.

Еще, помимо увеличения диаметра, изменения происходят и в деталях вроде ширины обода и покрышек. 10 лет назад на горном велосипеде широкими казались покрышки 2.1-2.2 дюйма. Сегодня же нередко уже с завода на велосипеде можно встретить обод шириной 25 или 30мм и покрышки на 2.3-2.4 дюйма. И это на обычном кантрийнике. 

Покрышки делают шире для увеличения пятна контакта с поверхностью. Обод делают шире, чтобы эти широкие покрышки не срывало в резких поворотах или при низком давлении. 

Кстати, низкое давление – производная еще одного важного изменения. Мы говорим про бескамерку. Если раньше установка бескамерки, порой, казалась экзотикой, то сегодня это частое и весьма полезное решение. Многие велопроизводители уже с завода оснащают велосипеды бескамерными ободами и покрышками. То есть все, что нужно для перехода на бескамерку – пара рук, ободная лента и герметик. 

И на выходе вы получаете преимущества в виде защиты от мелких проколов (герметик заделает), уменьшение веса и сопротивления качению. То есть – едете увереннее, не боясь проколов, при этом быстрее и комфортнее. 

Для чего нужно низкое давление, о котором мы говорили?

Главным образом для большего сцепления. Низкое увеличивает пятно контакта шины с поверхностью. Результат – лучше сцепление в поворотах, на подъемах, да и в целом, в грязи, на песке и всем том, что обожают кантрийщики.

Геометрия

Следующее важнейшее изменение последнего десятилетия является следствием увеличения диаметра колес. Это геометрия.

Геометрия — точно один из самых главных параметров, по которым мы выбираем себе велосипед. В трех словах изменения можно описать так: длиннее, ниже, заваленнее. 

Если сравнить байки десятилетней давности, причем даже неважно для какой дисциплины, мы увидим серьезные изменения. Рич, длина верхней трубы, длина перьев, угол рулевой, ширина руля…. в общем-то большая часть велоизмерений меняется из года в год. Все это необходимо, для того, чтобы велосипед не выглядел и не ощущался как локомотив. Производители постоянно “нащупывают” оптимальные параметры для достижения наилучших показателей рамы для разных дисциплин. 

Если раньше на даунхилльных велосипедах был нормой рич длиной 390-420 мм, то сегодня этот показатель 440-470 мм. Углы рулевой тоже становятся острее. Например, у каноничного кантрийного Specialized Epic 2011 года угол был 70,5 градусов. Десять лет прошло и на нынешнем поколении Epic'a угол стал заваленнее аж на 3 градуса. 67,5 градусов сегодня показатель сравнимый с углами рулевой эндуро-байков прошлого десятилетия. 

Все это – результат постоянных улучшений и стремления сделать байк комфортнее, отзывчивее и эффективнее на самом сложном рельефе. Непрерывные изменения рам происходят в скоростном спуске, кросс-кантри, шоссе, экстремальном велоспорте. Да в общем-то везде. Геометрии бюджетных велосипедов тоже меняются ради соответствия современным трендам.

Дропперы

Следующее изменение более нишевое, но тоже важное. Это массовое появление дропперов (регуляруемые подседелы). 10 лет назад, то все горные велосипеды оснащались обычными подседельными штырями. Если райдер ставил седло в правильное положение по высоте для педалирования, он мог с комфортом ездить вверх. Но с началом техничных элементов вроде сада камней или корневых секций, райдеру приходилось страдать. А все потому, что выдвинутое седло не дает пространства для движения тела над байком. 

На фото и видео из прошлого, мы видели как райдер свешивается на спусках прямо за седло, чтобы лучше контролировать велосипед. Ехать можно, но седло мешало. 

Дроппер во многом решает эту проблему. Он дает больше свободы для движений и именно это подкупает райдеров. Сегодня можно встретить множество велосипедистов с такими подседелами даже на любительских кросс-кантри гонках. Да и на гравийники теперь с завода их ставят. Полезная штука.

Электрификация

Следующее важнейшее изменение за последнее десятилетие – электроника. И это даже не просто какое-то одно изменение. Это целый вектор развития.

Мы говорим о том, что велосипеды все сильнее становятся электрофицированны. Сегодня можно купить электрический эндуро-байк с электронной трансмиссией и электронной подвеской Fox Live Valve. 

Более того, вы можете синхронизировать смартфон, например, со шлемом Specialized с системой ANGI. Она будет отслеживать ваше положение в пространстве и, в случае травм, отправит ваши координаты близким. На велосипедах Giant есть похожая система, которая интегрирована в раму велосипеда. Называется RideSense. Она через приложение отслеживает данные вашей поездки и передает их на смартфон.

Так что, всеобщая интеграция электро-технологий на лицо. Все больше и больше производителей максимально расширяют линейки своих электричек. Эндуро и трейл-байков с электродвигателями вообще огромное количество. Почти каждый именитый велопроизводитель имеет у себя целый букет электро-байков: для сильной жести, для жести поменьше и для совсем маленькой. Есть мощные байки, есть легкие, есть алюминиевые, есть карбоновые. Мир МТБ-электричек становится все больше и больше.

Но и дорожных электровелосипедов тоже становится больше. Есть электрички для фитнеса, грузовые электро-байки, шоссейные, масса городских вариантов. 

Кстати, приятно, что электро-байки становятся легче и приятнее визуально. Раньше большинство из них выглядели и весили как балочный мост. Сегодня новые электрички Pivot Shuttle SL или Trek Fuel Exe почти не отличить от обычных байков.

Электронные трансмиссии уже не стоят как домик из бруса, а электронные помощники делают жизнь велосипедистов не только комфортнее, но и безопаснее. Вот такое оно – электродесятилетие. Посмотрим, что будет дальше. 

3D-печать компонентов

Следующее важное изменение касается способа производства велокомпонентов и велосипедов в целом – это 3D-печать. Технологии 3D-печати металлами – сталь, титан, алюминий – нашли свое применение и в производстве велосипедов. 

Так, например, в Нидерландах небольшой стартап уже создал велосипед с рамой из нержавеющей стали, применив современный 3D-принтер. Компания Canyon совсем недавно, в рамках исследовательского проекта, представила Project:RideGreen. Байк, напечатанный на 3D-принтере из алюминия. 

Но и помимо велосипедов целиком, производители делают компоненты. Это седла, флягодержатели, элементы защиты в шлемах.

Пока этот тренд набирает обороты, но очевидно, что 10 лет назад вряд ли кто-то мог представить создание велосипедов на принтере. Поэтому будем с интересом наблюдать за развитием.

Индустрия велоспорта

За последние 10 лет изменился не только сам велосипед, но и целая спортивная индустрия. Очевидно самое главное – велоспорт стал гораздо более массовым. 

Появление гравийных гонок, проведение многодневных марафонов на электро-байках или даже безумные спуски с заснеженных вершин – лишь малая часть общей тенденции. Помимо этого, приятно видеть, что больше внимания теперь уделяют девушкам-гонщицам. В последнее время наблюдается большой всплеск интереса к женскому катанию по всем направлениям: кросс-кантри, эндуро, BMX, фрирайд и даунхилл. Один Red Bull Formation чего стоит! 

Далеко не каждый бородатый дядя решится просто проехать по тем местам, на которых девушки вытворяют безумные трюки. И это очень важно, потому что такие мероприятия помогают новому поколению женщин-маунтинбайкеров почувствовать себя желанными и важными гостями в спорте.

Еще важно и то, что за последние 10 лет велоспорт стал доступнее для новичков и любителей. Те, у кого нет огромного гоночного опыта, могут принять участие в местных соревнованиях. Например, значительная часть гонок, которые проводятся сегодня в России, вполне подходит для большинства велосипедистов. 

Например, в Подмосковье есть Чулково, Бутово или Борисовская трасса под Серпуховым. Организаторы понимают, что не все велосипедисты готовы и хотят бороться за доли секунды ради места на подиуме. Для многих, это просто приятный и интересный способ провести время. Получить эмоции, которые не доступны на велодорожках и приобщиться к большой и дружной вело-тусовке. 

Итоги

Это был наш топ главных изменений в горных велосипедах за последние 10 лет. Возможно, на ваш взгляд, его стоит дополнить какими-то пунктами. Будем рады почитать комментарии. 

Напоследок отметим интересное наблюдение. Прошло десять лет, а за это время какие-то изменения происходили плавно и последовательно, а какие-то появились резко и неожиданно.

В любом случае, эти изменения делают нашу с вами “велосипедистскую” жизнь лучше. Велосипеды становятся комфортнее, легче, быстрее. Линейки компонентов технологичнее и шире, а аксессуаров становится больше и больше.