Впервые групсет GRX стал 12-скоростным и электронным – но пока что он выпускается только в версии с двумя ведущими звёздами.

Компания Shimano добавила в свою гравийную линейку 12-скоростной групсет GRX Di2.
Да, японская компания представила первую электрическую (Di2) 12-скоростную версию групсета для гравийных велосипедов GRX – она называется GRX RX825.
Новый групсет выпустили меньше, чем через год после появления 12-скоростного механического групсета GRX – тогда многие удивлялись, что эта трансмиссия не электрифицирована. Таким образом, пошли слухи, что появление электрической версии уже не за горами, и вот сейчас она, наконец, выпущена.
Собственно, эта версия тоже, вероятно, удивит многих тем, что выпускается только с двумя ведущими звёздами, а не с одной, как механический GRX.
Несмотря на это, новый групсет всё равно ознаменовал шаг вперёд для линейки GRX – теперь эти компоненты для грэвел-байков встали на один уровень с шоссейными линейками Di2, где используется не проводное, а "полубеспроводное" соединение. Кроме того, здесь поменяли дизайн ручек-манеток, да и вообще, в этой трансмиссии представлено немало современных технических решений от Shimano.
Первый электронный 12-скоростной групсет для гравийников от Shimano

Новая 12-скоростная версия GRX пока выпускается только с двумя ведущими звёздами.
Механическая версия 12-скоростного групсета GRX существует в трёх вариантах конфигурации. Варианты под названиями "Unbeatable" и "Unstoppable" – это трансмиссии с одной ведущей звездой, но есть здесь и групсет с двумя звёздами – он называется "Undropabble".
Именно он больше всего похож на новую трансмиссию Di2 – например, там такое же сочетание ведущих звёзд 48/31T и такие же кассеты с диапазоном 11-34T или 11-36T. Также с новой трансмиссией можно использовать систему из более бюджетной серии GRX 600 – размеры звёзд в этом случае будут 46/30T.
Как и следовало ожидать, новый групсет выпускается только с дисковыми гидравлическими тормозами.
Полубеспроводная трансмиссия GRX Di2
Групсет GRX RX825 можно считать уникальным по нескольким причинам. Прежде всего, конечно, это первый электрический 12-скоростной групсет для гравийников от Shimano. Но что, пожалуй, ещё более важно, здесь технология переключения передач GRX Di2 получила дополнительное развитие.
Электрическое переключение Di2 – это, конечно, не новшество для грэвел-байков. Первую механическую версию GRX Di2 представили ещё в 2019 году, а компания SRAM на тот момент уже выпускала "гравийные" версии своих электрических шоссейных групсетов.
В том 11-скоростном групсете GRX Di2 использовалась старая, проводная система от Shimano – там и переключатели, и манетки соединялись с центральным аккумулятором кабелями. Раньше подобное решение применяли и для шоссейных трансмиссий Shimano, но затем японцы, как мы знаем, перешли к "полубеспроводным" системам. Таким образом, RX825 стал первым групсетом из линейки GRX, выполненном в таком стиле.
Собственно, отличие от старой системы здесь не слишком значительное, поскольку переключатели всё так же соединены проводами с центральным аккумулятором. Но вот манетки уже работают без кабелей – потому групсеты и называют "полубеспроводными".

В новом групсете, как и в 12-скоростных шоссейных трансмиссиях Shimano, используется "полубеспроводное" соединение.
Сегодня такие системы – самое передовое, что есть в линейке Shimano Di2, но это вскоре может измениться, судя по недавнему запросу на патент от японской компании. Этот запрос говорит о планах Shimano сделать полностью беспроводной групсет – и что интересно, там уже должно быть 13 передач. Пока что Shimano в этом смысле остаётся немного позади конкурентов, поскольку компания SRAM выпускает полностью беспроводные трансмиссии уже довольно давно, а в прошлом году такой групсет представил и итальянский бренд Campagnolo – он называется Super Record EPS.
В общем, не похоже, что такая ситуация – надолго, и мы бы не удивились, если следующая трансмиссия GRX будет уже полностью беспроводной.
Новые беспроводные ручки-манетки Di2
В механическом 12-скоростном групсете GRX уже появились тормозные ручки-манетки с новой эргономикой, и примерно такие же ручки используются в электрическом GRX Di2.
Новые ручки Dual Control, конечно, немного отличаются в силу того, что никаких проводов здесь нет. А в остальном, они очень похожи на 12-скоростные ручки-манетки из механического групсета.

Тормозные ручки-манетки здесь оптимизированы для рулей с расширением внизу.
Прежде всего, новые ручки модифицированы специально для использования с расширяющимися снизу рулями. Такие рули получили популярность у любителей грэвел-байков, и производители уже начали менять форму ручек, чтобы они наилучшим образом с этими рулями сочетались. Представители Shimano по этому поводу говорят, что новые ручки стали более округлыми, а участок между рулём и верхом ручки стал объёмнее, "чтобы у райдера меньше уставали руки".
Кроме того, они стали выше, а сами рычажки получили нескользящее покрытие, чтобы вы могли без проблем ездить по особенно техничным участкам.
Также, по словам производителя, руки на ручках теперь можно расположить удобнее. А ещё на корпусах ручек предусмотрена третья кнопка Di2, которую тоже можно использовать для переключения передач или для управления аксессуарами вроде велокомпьютера.
Новый переключатель Shimano Shadow RD+ и приложение E-Tube Project
В новом GRX RX825 можно увидеть множество технологий, которые уже применяются в других групсетах от Shimano.
Например, если говорить о заднем переключателе, там есть "трещотка" Shadow RD+ для лучшего натяжения цепи – чтобы она не болталась и не била по перьям рамы при езде по неровностям, что часто происходит на бездорожье. Включить или отключить эту функцию можно при помощи рычажка на переключателе.

В новом заднем переключателе используется "трещотка" Shimano Shadow RD+.
У переднего же переключателя чейнлайн стал шире на 2,5мм – это должно обеспечить дополнительный зазор для задней покрышки.
К тому же, новый групсет можно настраивать при помощи специального мобильного приложения Shimano E-Tube. Там можно менять функции кнопок на манетках и вообще, дополнительно настраивать переключение передач. Получилось так, что выпуск GRX RX825 совпал с обновлением приложения E-Tube – там появились новые функции касаемо переднего переключателя. Теперь приложения позволяет контролировать передний переключатель с помощью любой кнопки Di2. При этом, одной кнопки будет достаточно для переключения вверх и вниз.
Вес и стоимость нового групсета от Shimano
- Вес пары тормозных ручек-манеток ST-RX825: 415г
- Вес заднего переключателя RD-RX825: 310г
- Вес переднего переключателя FD-RX825: 142г
Производитель пока не уточнил цены на все новые компоненты, но вероятно, сейчас их уже можно посмотреть на сайте Shimano.